Файл: Кафедра Административного и Конституционного права состав административного правонарушения правовая характеристика его элементов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В административно-правовой литературе выделяются четыре элемента, составляющих юридический состав административного правонарушения: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона2.
Эти элементы структурируют правонарушение и характеризуют процесс правовой квалификации действия или бездействия физического, или юридического лица. Давайте кратко опишем перечисленные элементы:
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, которые защищаются законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Противоправные действия (или бездействия) направлены на нарушение этих отношений и могут привести к наложению административного наказания.
В административном правонарушении важнейшим элементом является объективная сторона, которая представляет собой совокупность конкретных действий или бездействий, которые противоречат установленным законом правилам и нормам, и могут причинить вред общественным отношениям.
Объективная сторона правонарушения включает в себя само действие (например, нарушение правил дорожного движения) или бездействие (например, не предоставление запрашиваемой информации), которые являются нарушением установленных законом правил и норм. Кроме того, объективная сторона может включать в себя и результат такого действия или бездействия, например, если нарушение правил дорожного движения привело к аварии.
В случае наличия объективной стороны административного правонарушения, существуют различные меры ответственности, предусмотренные законодательством, которые могут быть применены к нарушителю. Эти меры ответственности могут включать штрафы, административные аресты, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и т.д. Важно отметить, что при определении наличия объективной стороны административного правонарушения необходимо учитывать все обстоятельства, связанные с его совершением, исходя из принципа справедливости и законности.
Третьим структурным элементом юридического состава правонарушения является субъект. В качестве субъектов административных правонарушений выступают как физические, так и юридические лица
1.
Четвертым элементом юридического состава административного правонарушения является субъективная сторона, которая выражается в вине. Вина может быть умышленной или неосторожной, и предполагает наличие у лица намерения или небрежности при совершении действия.
Эти элементы описывают необходимые условия для квалификации действия или бездействия как административного правонарушения и устанавливают границы для применения мер ответственности в соответствии с законодательством. При этом необходимо учитывать все обстоятельства, связанные с совершением правонарушения, исходя из принципов справедливости и законности. Квалификация деяния как административного правонарушения и назначение административного наказания осуществляются в соответствии с законодательством и на основе достаточного количества доказательств.
Признаки административного правонарушения подразделяются на конструктивные и не конструктивные. Конструктивные признаки входят в юридический состав административного правонарушения и включают в себя объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Не конструктивные признаки не входят в юридический состав правонарушения и могут относиться к обстоятельствам, смягчающим или отягчающим административную ответственность1.
Конструктивные признаки являются необходимыми условиями для наличия административного правонарушения, и их наличие должно быть доказано при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Объект административного правонарушения определяет общественные отношения, которые защищаются законодательством и нарушение которых считается административным правонарушением.
Объективная сторона включает в себя конкретные действия или бездействия, которые причиняют вред этим отношениям, а также способ, время, место и орудия совершения правонарушения.
Субъектами административного правонарушения могут быть физические и юридические лица, а субъективная сторона выражается в вине, т.е. в отношении лица к совершенному деянию и его последствиям.
Не конструктивные признаки могут включать в себя обстоятельства, которые смягчают или отягчают административную ответственность, например, наличие предыдущей хорошей репутации нарушителя или тяжесть последствий правонарушения для общества. Важно отметить, что наличие конструктивных признаков является необходимым условием для квалификации деяния как административного правонарушения, а наличие не конструктивных признаков может повлиять на выбор меры административной ответственности при назначении наказания. При рассмотрении дела об административном правонарушении все признаки должны быть учтены и анализированы компетентными органами административной юрисдикции в соответствии с законодательством.
Вывод. Важно отметить, что признаки юридического состава административного правонарушения должны быть достаточно конкретными и однозначными, чтобы избежать произвола и обеспечить справедливость применения административной ответственности. При рассмотрении дела об административном правонарушении компетентные органы административной юрисдикции должны учитывать все признаки юридического состава, как конструктивные, так и не конструктивные, и оценивать их в комплексе с учетом конкретных обстоятельств дела. Такой подход позволяет обеспечить законность и справедливость применения административной ответственности и защитить права и интересы общества.
Объект административного правонарушения
Объект административного правонарушения - это сфера общественных отношений, которые регулируются нормами права и защищаются мерами административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объекты административного правонарушения могут включать в себя различные общественные отношения, такие как экономические, социальные, экологические и другие, которые охраняются законодательством, и нарушение которых является административным правонарушением. Охраняемые мерами административной ответственности могут быть противоправные действия или бездействия, которые причиняют вред этим отношениям.
Важно отметить, что объект административного правонарушения должен быть определен достаточно точно и конкретно, чтобы исключить произвол при применении административной ответственности. При определении объекта административного правонарушения необходимо учитывать конкретный контекст и обстоятельства совершения противоправного действия или бездействия1.
Например, в случае экологического правонарушения объектом может быть природная среда, а в случае экономического - права и интересы потребителей или конкуренция на рынке. При этом объект административного правонарушения должен быть охраняем законодательством и иметь общественную значимость. В целях обеспечения законности и справедливости применения административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, компетентные органы административной юрисдикции должны учитывать объект, а также другие признаки юридического состава административного правонарушения, такие как объективная сторона, субъективная сторона, субъект и не конструктивные признаки.
Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении необходимо учитывать все обстоятельства, связанные с совершением правонарушения, и оценивать их в комплексе с учетом конкретных обстоятельств дела. Такой подход позволяет обеспечить справедливое и законное применение административной ответственности и защитить права и интересы общества. В целом, объект административного правонарушения играет важную роль в процессе определения административного правонарушения и назначения соответствующей меры административной ответственности, поэтому его определение должно проводиться тщательно и с учетом всех необходимых факторов и обстоятельств.
Объективная сторона административного правонарушения
Объективная сторона административного правонарушения определяется через ряд признаков, которые связаны с внешним проявлением деяния нарушителя. К ним относятся деяние (действие или бездействие), его вредные последствия, причинная связь между деянием и последствием, место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершения правонарушения. Объективная сторона административного правонарушения является одним из необходимых элементов, который должен быть установлен при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Это конкретное действие или бездействие, которое причинило вред общественным отношениям, защищаемым законом. Например, в случае нарушения правил дорожного движения, объективная сторона может заключаться в нарушении скоростного режима, пересечении сплошной линии разметки и т.д.
При этом, для квалификации действия как административного правонарушения, необходимо также установить субъективную сторону, то есть намерение или неосторожность нарушителя. Оценка объективной стороны административного правонарушения должна проводиться с учетом всех обстоятельств дела, таких как тяжесть вреда, степень общественной опасности деяния и т.д.
В целом, объективная сторона является важным элементом при определении административного правонарушения и назначении соответствующей меры административной ответственности, поэтому ее установление должно проводиться тщательно и с учетом всех необходимых факторов и обстоятельств.
Объективная сторона административного правонарушения представляет собой внешние проявления поступков нарушителя, которые могут включать в себя действия или бездействия. Например, нарушения в области защиты прав потребителей могут проявляться различными способами, такими как
обман путем недобросовестной рекламы, непредоставление информации о товаре или услуге, продажа товаров ненадлежащего качества и т.д. Нарушения в сфере пожарной безопасности также могут иметь объективную сторону, например, нарушение требований по установке и проверке систем пожарной сигнализации, пожаротушения и эвакуации людей.
Важным аспектом объективной стороны административного правонарушения является причинно-следственная связь между действием или бездействием нарушителя и наступившими вредными последствиями. Такая связь подразумевает, что наступление вредных последствий было прямым результатом действий или бездействия нарушителя.
Продолжающееся правонарушение представляет собой серию однотипных неправомерных действий, объединенных общим умыслом, которые в совокупности образуют единое нарушение закона. Такое нарушение продолжается до момента, когда противоправная деятельность либо прекращается добровольно, либо в результате привлечения лица к административной ответственности1.
Продолжающееся правонарушение может быть совершено путем повторения одного и того же противоправного действия, например, нарушение правил дорожного движения, или серии однотипных противоправных действий, таких как продажа контрафактных товаров. Общий умысел объединяет все эти противоправные действия в одно нарушение закона.
Длящиеся правонарушения характеризуются действием или бездействием, которые не прекращаются в течение продолжительного времени, связанного с невыполнением обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Суды при применении закона должны учитывать этот факт и определять продолжительность правонарушения до составления протокола1. Примерами таких правонарушений являются незаконное использование слов "биржа" или "торговая система" в наименовании или рекламе юридического лица и управление транспортным средством с нарушением правил установки регистрационных знаков. Еще одним видом продолжающегося правонарушения является совершение одним лицом нескольких однотипных нарушений, за каждое из которых нарушитель должен быть привлечен к ответственности. Объективная сторона таких правонарушений может определяться временем, местом, способом и характером деяний нарушителя.
Например, сокрытие товаров от таможенного контроля или нарушение санитарно-эпидемиологических требований в местах общественного питания.