Файл: Заведующий кафедрой, д э. н., проф. И. Ю.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 4863

Скачиваний: 137

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА КОСМЕТИКИ И ПАРФЮМЕРИИ



    1. Современное состояние рынка косметики и парфюмерии

1.1.1 Краткая история развития рынка косметики и парфюмерии

История косметики имеет глубокие корни. Ритуальные краски на лице австралийских аборигенов или представителей племен Африки – это напоминание об истоках, своего рода нехитрые варианты первого применения косметики человеком. Колыбелью косметики считается Древний Египет. Там косметические средства были известны почти за 3000 лет до Рождества Христова. В гробницах древних захоронений были выявленные сосуды с мазями, разными ароматами, которые содержат ладан, мирру, розовое и лавандовое масла. Использовались для этих целей также и анис, кедр, кориандр, тмин, виноград и даже лук и чеснок. Один из самых первых документов, который содержат перечень косметических советов, был найден именно в египетской гробнице. Это был рецепт-гигант, написанный 1500 лет до н. э. жрецами на папирусе длиной около 21 м. Судя по всему, разные красители и ароматы были в ходу у подданных египетских фараонов. Легендарная Клеопатра умащивала ароматами паруса своей лодки. Когда она плыла по Нилу, люди думали, что плывет богиня. Египетские женщины носили на голове в прическе так называемые «ароматные шишки», которые мастерски вплетались в прическу. Сохранился даже один из самых древних в мире рецептов духов того времени, композиция которого была составлена из ароматов мирры, аира, можжевельника, кипариса, кориандра, мяты и меда.

Духи тогда делались на основе оливкового масла. В них добавляли лепестки розы, тычинки шафрана, другие растения, которые содержат эфирные масла. Сосуд отстаивался на солнце в течение недели. За это время растения отдавали свой аромат нейтрально пахнущему оливковому маслу. Позже арабские алхимики открыли более эффективный и, более употребляемый до сих пор, способ получения эфирного масла с помощью паровой перегонки. Концентрированные эфирные масла выпускают и сег.ня. Их запахи достаточно сильные и стойкие. Маслом розы, герани, лаванды, мяты, мелиссы, апельсина, лимона можно душиться как отдельно, так и складывая из них свои композиции.

«Косметика» (от греч. kosmetike – искусство украшать) – учение о средствах и методах улучшения внешности человека [13]. Косметика появилась раньше парфюмерии. В нашу эру, которая насчитывает ХХI в. от Рождества Христова, было совершено немыслимое количество косметических открытий и изобретений. Случались даже настоящие косметические революции. Так, при французском дворе в конце ХVII в. и в первой половине ХVIII в. женщина без румян чувствовала себя неодетой. А одним из самых значительных изобретений в мире косметики в нашу эру было изобретение в ХIХ веке простого мыла.


Промышленное производство парфюмерно-косметических товаров на Руси началось в XIX в. В 1843 г. француз Альфонс Ралле основал в Москве фабрику «Товарищество Ралле» (ныне фабрика «Рассвет»). В 1860 г. в Петербурге создана технологическая лаборатория (теперь фабрика «Северное сияние»). В 1864 г. в Москве открылось парфюмерно-косметическое заведение «Товарищество Брокар» (сегодня фирма «Новая заря»). Русской школы парфюмеров не существовало. Главные специалисты на предприятиях были иностранцы, поэтому после национализации парфюмернокосметических фабрик основной проблемой стала проблема подготовки кадров.

Сегодня парфюмерия и косметика стали крупными отраслями промышленности. Головной организацией по выпуску парфюмернокосметических товаров является Всесоюзное производственное объединение (ВПО) «Союзпарфюмерпром». На плантациях агропромышленных комплексов выращиваются в большом количестве эфирно-масличные растения, в частности кориандр, роза, герань, мята, лаванда. Современный ассортимент духов, одеколонов, парфюмерных наборов, выпускаемый парфюмерной промышленностью, насчитывает около тысячи наименований. Косметическая промышленность выпускает более 500 косметических и гигиенических средств. Они экспортируются в десятки стран мира. Сегодня в создании парфюмерии и косметики принимают участие медики, химики, звероводы, селекционеры, растениеводы, лесоводы и океанологи.

1.1.2 Современное состояние рынка косметики и парфюмерии

Парфюмерно-косметический рынок России – один из наиболее развивающихся в мире. Темпы его роста в среднем составляют 10–15 %. Это один из крупнейших потребительских рынков Европы. В январе 2017 г. маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка парфюмерии.

В 2016 г. объем рынка парфюмерии и косметики составил 169,3 млрд руб. Объем рынка парфюмерии при этом составил 34,5 млрд руб. Среди производителей парфюмерии лидерами рынка России в 2016 г. остаются L’Oreal, LVMH, Procter and Gamble и Estee Lauder Companies. Структура рынка парфюмерии по ценовой категории в I пол. 2016 г. претерпела незначительные изменения в сравнении с предыдущим периодом: 48,1 % всех продаж приходится на массовый сегмент, 51,9 % составляет сегмент премиум (ранее несколько преобладал массовый сегмент).[42]

По количеству магазинов абсолютным лидером является Магнит Косметикс: в 2016 г. данной парфюмерно-косметической сети принадлежат приблизительно 1000 магазинов. Далее следует сеть Л’Этуаль – около 900 магазинов на территории РФ. Затем с большим отрывом следует Yves Rocher



– около 300 магазинов сети.

1.1.3 Основные тенденции развития рынка косметики и парфюмерии

По мнению аналитиков, одним из перспективных направлений развития парфюмерно-косметического рынка в России на сегодняявляются элитная косметика и косметика класса «люкс», в т. ч. и селективная косметика, детская косметика, косметика для мужчин, anti-age косметика, SPAкосметика и SPF-косметика. В 2015 г. рынок селективной косметики вырос более чем на 19% и составил 1 млрд $240 млн, в 2016 г. – еще на 18%. Рынок мужской косметики, в зависимости от класса косметики, ежегодно в России растет на 7–19%. Сегмент детской косметики в 2016 г. вырос на 8-9% и составил по сравнению с 2015 г. – $117 долларов, а в 2016 г. уже на $127,5 млн. Рынок антивозрастной косметики, пока небольшой по объему, является, по мнению аналитиков, наиболее перспективным. В 2015 г. данный рынок уже вырос на 17,7% – до $43,2 млн, а в 2016 г. его рост составил более 15%.

Рынок нашей косметики последние несколько лет развивался достаточно успешно. Больших успехом достигла реализация косметики по уходу за кожей и средств гигиены, в т. ч. и банная линия, через аптечные сети. По прогнозам аналитиков, в дальнейшем аптечные сети будут опережать рост других каналов реализации. В настоящий момент, доля специализированных аптечных сетей, таких как «Аптечная сеть 36'6°», составляет больше 20 % российского рынка и более трети – московского.

Происходит внедрение на парфюмерный рынок натуральной косметики – эко-косметики «Медведь». Основное отличие от обычной косметики состоит в отсутствии в эко-косметике искуственно синтезированных, не встречающихся в природе веществ, применяемых в обычных косметических средствах для увеличения их сроков г.ности, повышения эффекта от воздействия.

Другая тенденция – внедрение в парфюмерный рынок азиатской косметики: Кореи, Японии и Таиланда. Развиваются бренды Missha, Mentholatum, Tony Moly. Это происходит в результате нескольких причин. В чем азиатские производители косметических средств по-настоящему преуспели, так в уходе и очищении кожи – даже маскирующие средства в азиатской косметике почти всегда обладают еще и лечебными ухаживающими свойствами. Азиатская косметика направлена на уход и очищение. Самое красивое – ровная здоровая кожа. Кожа красива, когда она здорова: свежий цвет лица, отсутствие шрамов, веснушек и морщин – вот что по-настоящему притягивает взгляды.

Цены на косметику из Кореи и Японии значительно ниже, чем на французскую или израильскую косметику. Это обуслолено несколькими причинами. Азиатские бренды не расходуют огромные суммы на продвижение своих продуктов, как западный «элитный массмаркет». Отсутствует дорогостоящая реклама в СМИ: по телевидению, в журналах. Сегодня в России азиатская косметика известна по сайту MartaThai, посвященному Азии и по форумам. Т. е. азиатская косметика имеет низкую стоимость при хорошем качестве и высокой эффективности.


Кроме того, азиатская косметика включает в свой состав особые ингредиенты и делает акцент на натуральные компоненты: экстракты, порошки, эфирные масла, опилки тысяч растений, вытяжки из морских каракатиц, красной икры, акульего жира, овечьей плаценты, а также слизь улиток, сырой тоф, ферментированная соя, молоко лошадей, коз и ослиц – только растительные и нейтральные синтезированные химические компоненты.

Тайская косметика наименее подверженна переводу на рельсы масштабного косметпрома: Таиланд производит мыло без сульфатов, с лечебным эффектом для проблемной кожи – Madame Heng, Galong, Narda, Twin Lotus, Kokliang; шампуни без сульфатов, кондиционеры для волос без силиконов и другие примеры безопасной гигиенической косметики. В Таиланде есть производители органической фитокосметики. В Таиланде кокосовое и пальмовое масла для изготовления пальмитата и кокоата натрия – мягких альтернатив SLS – стоит значительно дешевле, чем в Корее или Японии. В Таиланде культивируют центеллу азиатскую, эмблику, мангустины, анчан, карамболь, куркуму, франжипани и массу других трав – т. е. сырье для брендов Khaokho Talaupu или Abhaibhubejr. Эффективность средств таиландских марок сопоставима с акулами мировой космецевтики – Израиль, Франция, Австралия. Азиатская косметика содержит в себе обилие растительных натуральных компонентов и даже растительных ухаживающих средств с очень высокой эффективностью.

Другим направлением развития парфюмерно-косметического рынка в России, по мнению экспертов, является продвижение на рынок «именной» парфюмерии от известных политиков, звезд телевидения и шоу-бизнеса. Первые именные парфюмерные бренды появились в России в середине 90-х гг. прошлого столетия, когда французская фирма Sogo начала выпускать духи «Алла» от певицы Аллы Пугачевой. В настоящее время в сегменте именных парфюмерных брендов российского и совместного производства присутствуют такие марки, как «Анжелика Варум», «Marussia» от В. Зайцева, «Лариса Долина», одеколон «Мэр» от Ю. Лужкова, «Valentin Yudashkin»,

туалетная вода «Мария Шарапова», «de Leri» от певицы Валерии и др.

Во всем мире именные бренды сейчас развиваются во всех направлениях потребительского рынка. На сегодня годовой прирост рынка именных парфюмерных брендов в РФ составляет 20 %, опережая общеотраслевой индекс в 15 %. Высока вероятность успеха развития «именного», брендового, направления в декоративной косметике и fashion (одежда, часы, аксессуары).

Развитие «именной» (брендовой) косметики и парфюмерии и становиться ещѐ более актуальным в связи с увеличением потребительского спроса на новинки. Сейчас оборот магазинов наполовину делается именно за счет новинок – такая ситуация сложилась во всем мире. Модные тенденции в мире ароматов, как и в одежде, сейчас очень различны. В то же время у наших покупателей есть определенные приоритеты в запахах. Сейчас уже бывает, что новинки появляются сначала на российском рынке, а
потом на французском, например, Oblique от Givenchy. Это, как правило, экспериментальные ароматы, которые, прежде всего запускают на американском рынке или в Азии, а теперь и в России, чтобы посмотреть, как воспримут не только сам запах, но и его рекламный образ. Компании апробируют новинки, чтобы во Франции не сделать ошибки.

Появилась еще одна особенность продаж – флаконы маленьких объемов продаются гораздо быстрее, чем больших. В мужской парфюмерии туалетная вода объемом 50 мл покупается либо чуть лучше, либо наравне с 30 мл. В женской объем 30 мл – это самая популярная позиция в начальный период продаж. Банная линия при стандартном заказе занимает не более 20 %. Сначала покупают маленький объем и не покупают банную линию не потому, что не нравится аромат, а из желания «проанализировать» аромат. Когда проходит один-два месяца и запах становится «принятым», увеличивается доля продаж флаконов больших объемов, когда виден выигрыш в цене. Период принятия запаха называют социализацией аромата, и в нынешних условиях, для новинки, он занимает примерно два месяца.

Налицо тенденция роста в предпочтениях потребителей в отношении отечественной косметической продукции. Однако, укрепление этих позиций в дальнейшем может зависеть как от качества оформления предлагаемой продукции, так и просто от рекламной поддержки, осуществляемой с учетом предпочтений потенциальных потребителей. Сегодня ситуация на рынке меняется не в пользу российского производителя. Это происходит за счет того, что цены на продукцию российских предприятий растут, в то время как цены на продукцию западного производства снижаются. Объем продаж крупных магазинов увеличился настолько, что позволяет компаниям напрямую заключать контракты с иностранными компаниями-

производителями. Отсутствие посредников и дистрибуторов значительно снизило закупочную стоимость продукции. Кроме того, усиление конкурентной борьбы между отечественными и иностранными фирмами вылилось в открытие крупными западными компаниями собственных производств (например, косметика Frenchi) или представительств в нашей стране. При этом их число заметно увеличилось за счет прихода новых игроков, среди них известная французская сеть Sephora, открывшая сеть магазинов в Москве и Санкт-Петербурге. Претендуют на звание лидеров рынка и аптеки, приобретающие все большую популярность с точки зрения распространения косметики по уходу и средств гигиены. В дальнейшем они будут опережать рост других каналов дистрибуции, ежегодно увеличивая этот показатель на 20–25 %.