Файл: Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
50
Основными направлениями предупреждения и преодоления профессиональных деструкций педагогов являются: информационно-просветительское (обеспечение педагогов информацией о возможностях профилактики и преодоления деструкций); организационное (эффективная организация труда педагогов: сбалансированные нагрузки в течение рабочей недели, учебного года, удобное расписание; улучшение материально- технической базы образовательного учреждения; создание реальной научной организации труда; надлежащие санитарно-гигиенические условия учебных занятий, обеспечение баланса между затраченными усилиями и получаемым поощрением); медико- диагностическое и общеоздоровительное
(систематические профилактические медицинские осмотры учителей, обучение навыкам лечебной физкультуры, выявление и лечение заболеваний и др.); педагогическое (группы профессиональной поддержки, наставничество для молодых специалистов, творческие мастерские); психологическое и психотерапевтическое (специальные семинары по проблемам психологического здоровья, организация сеансов психологической разгрузки, тренинги личностного роста, общения, креативности, конфликтологической компетентности и др.). В психологическом сопровождении педагогического коллектива большое значение имеет гармонизация межличностных отношений, предполагающая улучшение психологического климата и стиля педагогического руководства, минимизацию нездорового соперничества.
К непосредственным способам профилактики и преодоления профессиональных деструкций относятся: развитие психолого-педагогической компетентности педагогов в процессе профессионализации и повышения их квалификации; использование инноваций в педагогическом процессе; регулярное прохождение педагогами развивающей психодиагностики; создание особых ситуаций стимулирования развития педагога; использование техник «самофутурирования» (построение образов профессионального будущего); повышение терпимого отношения педагогов к негативным профессионально- педагогическим событиям; развитие мотивации к достижению, к успеху через накопление положительного опыта; усиление осознания контроля над происходящим, установление связи между активной деятельностью и педагогически значимыми результатами; развитие умений разрешения педагогических проблемных ситуаций; развитие настойчивости и позитивного отношения к себе и окружающему миру; поддержание профессиональной идентичности педагога; развитие креативности и ответственности; построение альтернативных сценариев личностного развития, разработка различных траекторий профессионального пути педагога; психологическое консультирование; участие в инновационных проектах, в обмене опытом с передовыми педагогами.
Контроль соблюдения педагогическими работниками действующего законодательства в сфере образования, устава учреждения может осуществлять Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Комиссия создается в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, вопросам применения локальных нормативных актов образовательной организации, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.
Контроль соблюдения норм профессиональной этики педагогических работников может осуществлять комиссия по профессиональной этике педагогических работников, созданная для этой цели в образовательной организации. Основанием для работы такой комиссии является письменное обращение участника образовательных отношений,


Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
51 содержащее информацию о нарушении педагогическим работником норм профессиональной этики. Комиссия может провести соответствующее расследование, при этом её деятельность должна быть направлена на поиск возможности разрешения возникшей этической проблемы без применения мер дисциплинарного взыскания к педагогу.
Очевидно, что реализация перечисленных направлений возможна лишь при высоком уровне управленческой компетентности и мотивированности руководителя образовательной организации и ее администрации.

Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
52
Схема 2.8. Виды, проявления и профилактика профессиональных деструкций
педагога
Авторитарность. Жесткая централизация процесса управления.
Преимущественное использование распоряжений, указаний, наказаний. Нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей, потребность командовать другими, черты деспотизма
Демонстративность. Чрезмерная эмоциональность, самопрезентация. Управленческая деятельность – средство самоутверждения на фоне профессионального коллектива.
Демонстрация своего превосходства
Педагогический догматизм. Стремление к упрощению профессиональных задач и ситуаций, игнорирование социально- психологических знаний. Склонность к мыслительным и речевым штампам. Преувеличенная ориентация на свой опыт
Доминантность. Превышение властных функций, склонность к распоряжениям, приказам. Требовательность и безапелляционность.
Нетерпимость к критике коллег
Педагогическая индифферентность. Проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жесткости.
Игнорирование индивидуальных особенностей коллег и учащихся. Негативное восприятие этических норм и правил поведения
Педагогический консерватизм. Предубеждение против инноваций.
Приверженность устоявшимся профессиональным технологиям
Профессиональная агрессия. Пристрастное отношение к инициативным, творческим и независимым работникам. Выраженная склонность к оскорбительным замечаниям, занижению оценок, насмешкам и иронии
Ролевой экспансионизм. Фиксация на собственных личностных и профессиональных проблемах и трудностях. Преобладание обвинительных и назидательных суждений. Преувеличение значения своей роли. Ролевое поведение за пределами учреждения
Социальное лицемерие. Склонность к морализированию. Вера в свою нравственную непогрешимость. Вербальная нетерпимость к ненормативным формам поведения. Неискренность чувств и отношений
Поведенческий трансфер. Эмоциональные реакции и поведение, свойственные вышестоящим руководителям и подчиненным.
Асоциальные формы поведения
Профилактические функции
 Руководитель образовательной организации: создание в образовательном учреждении условий, способствующих профилактике и коррекции профессиональных деструкций; методическая поддержка молодых педагогов, своевременная аттестация, содействие развитию профессионализма, организация повышения квалификации, тренингов; организация медицинского сопровождения педагогов; обеспечение комфортной среды
 Заместитель руководителя: формирование в образовательном учреждении инновационной и комфортной среды; мероприятия по оптимизации психологического климата в коллективе
 Педагог-психолог, руководитель методического объединения: индивидуальные консультации педагогов; разработка комплексной программы психолого- педагогического и методического сопровождения профессионального развития педагогов
 Педагог: саморазвивающие методы и способы.


Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
53
1   2   3   4   5   6   7

РАЗДЕЛ 3. ОПЫТ РЕГИОНОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
3.1
Региональные нормативно-правовые документы, обеспечивающие
профилактику общественно опасного поведения детей и молодёжи
Правовые основы профилактики общественно опасного поведения детей и молодежи в субъектах Российской Федерации представляют собой систему региональных нормативно-правовых актов, обеспечивающих законность и упорядоченность деятельности ответственных субъектов. Каждый регион формирует свою нормативную базу на основе общепризнанных принципов и норм международного права, Конституции
Российской Федерации и законодательных актов Российской Федерации, регулирующих деятельность по профилактике общественно опасного поведения несовершеннолетних.
Законы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних действуют в Краснодарском крае (Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 г. № 1539-
КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в
Краснодарском крае»), Республике Башкортостан (Закон Республики Башкортостан «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан» от 23 марта 1998 г. № 151-з); в Удмуртской
Республике (от 24.04.2001 № 20-РЗ); в Кабардино-Балкарской Республике (от 26.05.2001
№ 45-РЗ); в Ивановской области (от 02.07.2001 № 37-ОЗ); в Тюменской области (от
06.10.2000 № 205); в городе Москве (от 07.04.1999 № 16) и в других регионах.
Специальные разделы, посвященные профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содержатся в нормативных актах: Республики Коми – в законе «О молодежи» (от 11.10.2021 № 94-РЗ); Калининградской области – в законе «О молодежной политике в Калининградской области» (от 02.11.2021 № 14); Ненецкого автономного округа – в законе «О государственной молодежной политике в Ненецком автономном округе» (от 10.07.2000 № 250-ОЗ) и др.
Комплексы мероприятий, направленных на профилактику негативных социальных явлений в молодежной среде, правовую защиту, социальную адаптацию молодежи, включаются в региональные программы. Например, подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в Республике Татарстан на
2019-2025 годы» является частью государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014-

2025 годы". Распоряжение губернатора Белгородской области от 30.06.2021 №313-рп "Об утверждении Концепции безопасности "Белгородская область

территория
БЕЗопасности" направлено не только на создание комплекса условий повышения физической и психологической безопасности подрастающего поколения, но и на предупреждение вовлечения детей и молодёжи в деструктивную деятельность.
В ряде регионов разработаны документы, определяющие порядок (алгоритм, соглашение) межведомственного взаимодействия при осуществлении профилактических мероприятий: межведомственное взаимодействие субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации индивидуальной профилактической работы в отношении семей и (или) несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; межведомственное взаимодействие комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и служб школьной медиации (примирения) по реализации восстановительного правосудия в отношении детей; межведомственное взаимодействие при организации розыска несовершеннолетних; организация работы с несовершеннолетними, вернувшимися из закрытых учреждений, воспитательных

Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
54 колоний; раннее выявление семейного неблагополучия и работа со случаями нарушения прав ребенка; межведомственное взаимодействие в рамках информирования о несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами и др. Наличие подобных нормативных актов повышает эффективность межведомственного взаимодействия при организации профилактической работы с обучающимися.
3.2 Лучшие региональные практики профилактики общественно опасного
поведения обучающихся
Лучшие региональные практики профилактики общественно опасного поведения представляют собой оформленный опыт управленческой или педагогической деятельности, который обеспечивает положительную динамику и стабильность результатов профилактической работы с обучающимися. Успешная практика может быть представлена в самых различных формах: система профилактической работы по профилактике деструктивного поведения, технология правового воспитания на уровне общей профилактики, программа работы с отдельной категорией, например, с обучающимися группы риска, состоящими на профилактическом учёте и т.д. В настоящее время в системе образования Российской Федерации реализуется достаточно много разработок в сфере профилактики общественно опасного поведения обучающихся, в рамках методических рекомендаций представлены только некоторые практики по актуальным направлениям профилактической работы.
Практики профилактики буллинга направлены на создание безопасной образовательнойсреды, развитие у обучающихся навыков конструктивного взаимодействия, позитивного общения. Примеры практик по данному направлению:
- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предупреждения буллинга у подростков «Гармоничное общение» (г. Санкт-Петербург, авторский коллектив: Истомина Н.К., Касторнова Ю.Ю. и др.);
- программа по профилактике буллинга среди детей подросткового возраста «Дорога добра» (Кемеровская область, автор Гимаджиева О.С.);
- образовательная психолого-педагогическая программа «Развитие эмоционально- личностной и коммуникативной сфер подростков, обучающихся в интернациональной образовательной среде, «Калейдоскоп успеха» (Московская область, авторский коллектив:
Сюрин С.Н., Макарова Н.И. и др.).
Практики использования результатов единой методики СПТ направлены на раннее выявление обучающихся с неблагоприятными социально-психологическими условиями в контексте не только профилактики употребления ПАВ, но и риска формирования других видов деструктивного поведения. Данные практики формируют психологическую устойчивость личности подростков с целью развития их способности противостоять неблагоприятным социально-психологическим факторам. Примеры практик по данному направлению:
- профилактическая психолого-педагогическая программа «Как не просмотреть беду…» (Волгоградская область, авторский коллектив: сотрудники Научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения ГАУ ДПО «ВГАПО»: Кучегашева
П.П., Орешкина Н. В. и другие);
- программа по организации профилактической работы с детьми, имеющими высокий риск по результатам социально-психологического тестирования «Подушка безопасности» (г. Санкт-Петербург, авторский коллектив: ГБУ ДО Центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района Санкт-
Петербурга: Баранова О.В., Пермякова Н.М. и др.).