Файл: Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 258

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
55
Практики правого воспитания обучающихся способствуют развитию у обучающихся правосознания, правовой культуры, приобретению знаний о правах, обязанностях, причинах и последствиях правонарушений; формированию основных ценностей, знаний и умений в области гражданско-правовых отношений. Примеры практик по данному направлению:
- правовые дискуссионные игры (Псковская область, авторский коллектив: Деричева
И.А., Грачёва Е.В.);
- проект «Опасно для общества»: профилактика экстремизма и терроризма
(Ульяновская область, авторский коллектив: Идрисова Е.О., Гаврилова С.А. и др.);
- программа профилактики девиантного поведения детей и молодежи «Выбор»
(Республика Северная Осетия – Алания, авторский коллектив: Тибилова З.К., Колосова
С.Г.).
Медиативно-восстановительные практики отражают применение инновационных походов к реагированию на конфликты и правонарушения, направленных на передачу ответственности самим участникам конфликтной ситуации, заглаживание причинённого вреда на основе принципов медиации. Примеры практик по данному направлению:
- психолого-педагогическая программа «Круг сообщества» (г. Москва, авторский коллектив: Коновалов А.Ю., методист Путинцева Н.В.);
- образовательная психолого-педагогическая программа «Юный медиатор»
(Саратовская область, авторский коллектив: Серякина А.В., Рамзаева В.Ю.).
Практики снижения негативного влияния информационного пространства
направлены на разработку методов коррекции индивидуального стиля медиапотребления; развитие у обучающихся способности противодействовать негативному влиянию масс- медиа, выявления в медиапродукции девиантогенных посылов, способности к их анализу с позиций деструктивности, выявления опасности для своего развития, ближайшего окружения и для социума в целом; профилактику интернет-зависимости. Примеры практик по данному направлению:
- проект «Мониторинг и профилактика рисков информационного пространства в образовательной организации» (Московская область, авторский коллектив: сотрудники
ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» Копова А.С., Давыдов Д.А., Ткачук
О.С. и др.);
- развивающая психолого-педагогическая программа «Безопасная медиасреда»
(Краснодарский край, авторский коллектив: Гаврилова Т.Л., Машанова Н.А.);
- проект «Онлайн безопасность жизни» (Хабаровский край, авторский коллектив:
Поздеева К.А., Славкина О.К.).
Практики работы с подростками, находящимися в конфликте с законом, направлены на социальную реабилитацию, коррекцию отклонений, имеющихся в их развитии и поведении, формирование правосознания, активной гражданской позиции, обеспечение занятости, в том числе в каникулярное время, путём вовлечения в социально значимую и трудовую деятельность. Примеры практик по данному направлению:
- «Республика ШКИП (Школа исправления подростков)» (Калужская область, автор
Солодовникова Т.Ю.);
- социально-образовательный проект по профилактике деструктивного поведения подростков и обучающихся «Вектор надежды» (Оренбургская область, авторский коллектив: Антюфеева Н.К., Курзова О.А.);
- ценностно-ориентированный проект «На пути героя» для подростков, находящихся в конфликте с законом, окружением и собой (Пермский край, авторский коллектив:
Чернова И.Г., Кандакова Т.И. и др.);


Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
56
- программа социальной психологической адаптации для подростков из семей уязвимых групп населения, в том числе вступивших в конфликт с законом «Перспектива»
(Республика Крым, авторский коллектив: Кокул Т.В., Никифорова Е.С., и др.);
- технология «Реабилитационный досуг как технология вовлечения детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимую деятельность» (Тамбовская область, автор Никульшина В.В.).
Дополнительно можно ознакомиться:
Сборник эффективных моделей и практик воспитательной работы и работы по профилактике деструктивного поведения подростков и обучающейся молодёжи.
ФИОКО. Выпуск 1, 2022 г.
Презентация PowerPoint (fioco.ru)

Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
57
Заключение
Региональные органы исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования (далее – РОИВ), формируют стратегию развития системы воспитания детей и обучающейся молодежи в регионе, обеспечивают межведомственное взаимодействие, осуществляют организационное и финансовое обеспечение организации и проведения комплекса мероприятий, направленных на формирование системы воспитания как основы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» РОИВ могут принимать нормативные правовые акты на уровне субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию воспитательного процесса в соответствии с целевыми ориентирами федерального уровня при учете организационных и экономических особенностей региональной системы образования. При этом необходимо учитывать особенности субъекта, важно совершенствовать региональную нормативно-правовую базу, которая должна закладывать основу взаимодействия между субъектами профилактики.
При формировании региональных программ и стратегий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, следует учитывать необходимость непрерывности и преемственности процесса воспитания, важность индивидуального сопровождения подростков группы риска.
Воспитание детей и молодежи, равно как и профилактика общественно опасного поведения участников образовательного процесса, не может полностью осуществляться только силами образовательных организаций. Необходимо активно включать в этот процесс семью, учреждения культуры, спорта, молодежной политики, социальной защиты, СМИ, общественные организации и объединения, традиционные религиозные конфессии. В этой связи необходимо выстраивать эффективное межведомственное взаимодействие.
Развитие «бесшовной» системы межведомственного взаимодействия при осуществлении профилактической работы с обучающимися и их семьями, организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на профилактическом учёте, является ключевым условием эффективной профилактической работы. В этой связи актуальными являются формирование единого межведомственного учета несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, посредством создания региональной базы данных и выстраивание моделей индивидуального сопровождения подростков группы риска, включения их в позитивные практики.
При этом проектирование воспитательной и профилактической работы должно начинаться с работы с педагогическим коллективом, так как результативность воспитания в большей степени определятся личностью воспитывающего, его характером, морально- нравственными качествами, особенностями общения с детьми, чем проводимыми воспитательными мероприятиями. В связи с этим приоритетной является деятельность по формированию и развитию кадрового потенциала системы образования и повышению профессионального уровня специалистов органов образования и педагогических коллективов образовательных организаций.
Анализируя лучший региональный опыт профилактической работы, надо отметить, что повышение доступности и качества предоставления психолого-педагогической,


Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
58 медицинской, социальной, правовой и иной помощи обучающимся и их семьям, организация превентивной работы с родительским сообществом дают хороший положительный эффект.
В целях организационного и методического сопровождения руководителей образовательных организаций и специалистов по воспитательной работе необходимо активизировать деятельность муниципальных профессиональных сообществ, в т.ч. объединений классных руководителей, педагогов-психологов и других специалистов по воспитательной работе.
Значимым условием для развития системы профилактики является повышение качества информационно-методического обеспечения системы профилактики: сбор и анализ, распространение лучших практик, технологий и методов профилактики, тьюторское сопровождение всех специалистов системы профилактики, выстраивание четких алгоритмов взаимодействия в вопросах индивидуального сопровождения подростков группы риска и в условиях кризисных ситуаций.
В то же время ключевым направлением деятельности образовательной организации должно стать создание комфортной и безопасной образовательной среды для обучающихся и членов педагогического коллектива. Принимая во внимание важность применения ценностно-ориентированного подхода в воспитании, стоит подчеркнуть, что специалист, призванный выстраивать воспитательную работу в образовательной организации на основе базовых ценностей, должен осознавать их фундаментальную значимость и не допускать в своем поведении трансляции противоположных ценностных ориентаций.
С учетом целей и задач построения системы мониторинга деструктивного поведения детей и обучающейся молодежи, отраженных в Основных подходах к формированию системы мониторинга в сфере профилактики деструктивного поведения на территории субъекта РФ, необходимо обеспечить включение образовательных организаций в деятельность системы.
Повышение отдачи от управленческих усилий возможно за счет внедрения механизмов инструментального сбора объективных данных о качестве образования. При этом в рамках принятия решений муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, должны опираться на контекстные данные отдельных образовательных организаций. Такой подход позволит обеспечить наиболее эффективное расходование бюджетных средств на материально-техническое, информационно- методическое и кадровое обеспечение общеобразовательных организаций с учетом их конкретных потребностей и дефицитов.
Прогнозирование воспитательных результатов должно основываться на исследовательских данных и результативных эмпирических достижениях.
Оценку эффективности образовательной организации (в том числе работы руководителя, заместителя директора по воспитательной работе образовательной организации, советника, классного руководителя) важно проводить с учётом компонентов всего управленческого цикла.
Повышению эффективности деятельности школьного коллектива способствуют грамотное планирование, внедрение в практику педагогических работников новых разработок и методик, выстраивание системы слаженного взаимодействия и информационного обмена.
При разработке и реализации региональных и муниципальных профилактических программ (комплексов мер) надо опираться на актуальные нормативно-правовые акты в сфере предупреждения правонарушений, лучшие региональные практики, объективные


Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
59 данные и результаты мониторингов. В этой связи важно:
 обеспечить осуществление мониторинга в системе образования на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, организацию оперативного сбора и анализа информации о текущей ситуации в сфере профилактики деструктивного и общественно опасного поведения детей и обучающейся молодежи;
 осуществлять регулярный мониторинг качества воспитательной и профилактической работы, внедрять технологии самообследования образовательных организаций, повышения качества внутришкольного контроля с целью коррекции и устранения негативных отклонений в воспитательной среде.
Также перспективными являются развитие системы мониторинга психологической безопасности образовательной среды с целью профилактики риска деструктивного поведения среди педагогов и обучающихся, использование технологий раннего выявления обучающихся группы риска общественно опасного поведения (мониторинг аккаунтов обучающихся в социальных сетях с целью выявления информации, склоняющей к противоправному поведению и вовлечению обучающихся в криминальные группы; использование результатов СПТ-тестирования; ведение карт (чек-листов) наблюдения классным руководителем, скрининговых исследований психоэмоционального состояния и личностных особенностей обучающихся и др.).

Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
60
1   2   3   4   5   6   7

Список источников
1. Алпатова О.Б., Башкиров А.С. Особенности работы школьного социального педагога по профилактике родительских девиаций // Вестник экономической безопасности.
2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-shkolnogo-sotsialnogo- pedagoga-po-profilaktike-roditelskih-deviatsiy
2. Антипина О.В. Профилактика профессиональной деформации // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 12-й Международной науч.-практ. конф. (г. Махачкала, 23 октября 2016 г.). Махачкала: Издательство «Апробация», 2016. С. 36-41 URL: http://aprobacia.ru/profilaktika-professionalnoj-deformaczii.html
3. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / И.П.
Башкатов. М.: Информпечать, 2000. 334 с.
4. Беляева М.А. Девиантное родительство в контексте репродуктивной культуры современной семьи // Знание. Понимание. Умение. 2012.
№3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-roditelstvo-v-kontekste-reproduktivnoy-kultury- sovremennoy-semi
5. Болелова А.Г. Электронный справочник специалиста системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Современные методы и технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних» / под ред. Е.Г.
Артамоновой // Электронный журнал «Общество. Культура. Наука. Образование».
2016. Вып. 4. URL: https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2019/05/Elektronnyj-spravochnik-
FGBNU-TSPViSPPDM.pdf
6. Бочкарев С.А. О природе общественной опасности преступления // Проблемы экономики и юридической практики. 2009. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o- prirode-obschestvennoy-opasnosti-prestupleniya
7. Васильев В.Л.. Юридическая психология: учебник для вузов. 6-е изд. СПб.: Питер,
2009. 608 с. URL: https://all-sci.net/psihologiya-yuridicheskaya/yuridicheskaya-psihologiya- uchebnik-dlya-vuzov.html
8. Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации: сборник материалов / под ред. Н.В. Гордийчука. М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2020. URL: https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2021/03/Sbornik-24-09-2020.pdf
9. Гурьянова М.П., Сеппянен Т.П. Риски девиантного родительства в условиях сельского социума // ЧиО. 2018. №1 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-deviantnogo- roditelstva-v-usloviyah-selskogo-sotsiuma
10. Демидова-Петрова Е.В. Специфика преступности несовершеннолетних как одного из видов преступности в Российской федерации // Ученые записки Казанского юридического института
МВД
России.
2017.
№3.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-prestupnosti-nesovershennoletnih-kak-odnogo-iz- vidov-prestupnosti-v-rossiyskoy-federatsii
11. Жабский В.А., Коротков О.И. Формы понятийного и нормативного выражения общественно опасного поведения // Вестник Московского университета МВД России.
2015. №9. С. 67-69. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-ponyatiynogo-i- normativnogo-vyrazheniya-obschestvenno-opasnogo-povedeniya
12. Лопашенко Н.А., Голикова А.В., Кобзева Е.В., Ковлагина Д.А., Лапунин М.М., Хутов
К.М. Общественная опасность преступления: понятие и критерии верификации //
Правоприменение. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennaya- opasnost-prestupleniya-ponyatie-i-kriterii-verifikatsii
13.
Методические рекомендации по внедрению в практику образовательных организаций современных методик в сфере профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи
(на основе разработок российских ученых).
URL: