Файл: Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
16
- случайные;
- неустойчивые;
- стойкие;
2) по направленности криминогенной мотивации:
- корыстные;
- насильственные;
- корыстно-насильственные;
3) по социальному положению, социально-демографическому статусу:
- имеющие благополучную семью;
- имеющие семью, но покинувшие ее вследствие конфликтов;
- не имеющие родителей;
- имеющие неблагополучную семью (один или оба родителя ведут асоциальный образ жизни, нищета);
- занимающиеся бродяжничеством под влиянием родителей и (или) близких родственников;
- мигранты, вынужденные переселенцы.
Особая роль в формировании общественно опасного поведения несовершеннолетних принадлежит анти-/асоциальным детско-молодежным объединениям.
Анти- и асоциальными являются лишь те неформальные детско-молодежные группы, которые противоречат и противостоят общепринятым социальным нормам и своим существованием влекут деструкции личности, семьи, этноса и т.д. Классификации анти- и асоциальных детско-молодежных формирований весьма разнообразны, их можно дифференцировать:
- криминальные организованные группы;
- асоциальные группы (группы «азартных» игр; группы патологического досуга; группы психосексуального общения; группы захвата, удержания и доминирования на
«своей» территории; хулиганские группы; группы общего девиантного поведения);
Дополнительно можно ознакомиться:
Демидова-Петрова Е.В. Специфика преступности несовершеннолетних как одного из видов преступности в Российской федерации // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2017. №3. https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-prestupnosti-nesovershennoletnih-kak-odnogo-iz- vidov-prestupnosti-v-rossiyskoy-federatsii
Асоциальные группы молодежи – это малые неформальные, спонтанно возникающие, развивающиеся в процессе асоциальной деятельности группы, в которых имеются и сохраняются чуждые обществу взгляды, обычаи, традиции, антиобщественные нормы поведения. Совместная асоциально-криминальная деятельность характеризуется в этих группах социальной корпорированностью, обособлением и антагонизмом. Эти группы могут совершать преступления, и тогда они превращаются в криминогенные, или преступные группы, которые характеризуются большей замкнутостью, круговой порукой, преступной деятель- ностью, выраженным противопоставлением себя другим объединениям на основе своих узкоиндивидуалистических интересов (Башкатов И.П., 2002; и др.)


Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
17
- группы протеста против социума и взрослых, группы подростковых компенсаторных и гиперкомпенсаторных реакций и деятельностей на этой основе;
- группы совместного наркоманического поведения: алкогольные, наркотические, токсикоманические;
- группы, реализующие (сублимирующие) социопатические и психопатические тенденции участников (склонность к агрессии и насилию, попрошайничество, суицидальное поведение);
- школьные асоциальные группы (доминирование над сверстниками, доминирование на «территории», принудительное отбирание денег, компенсаторное, гиперком- пенсаторное и протестное поведение в связи с развивающейся педагогической запущенностью, внутришкольное девиантное поведение – хулиганство и воровство).
Таким образом, асоциально-криминальные группы представляют собой стихийно сложившееся неформальное объединение, возникшее вопреки деятельности социально полезных групп в результате накопившихся деформаций в социальных отношениях и общении на основе психологических отношений между ее членами. Наиболее выраженными качествами неформальных групп асоциальной направленности являются следующие:
1. Нигилизм, отрицание социально полезных ценностей, норм, установок, дефекты правосознания;
2. Отчужденность от жизни и деятельности социально полезных групп;
3. Пренебрежение интересами общества, выражающееся в нарушении общественных моральных и правовых норм;
4. Внешнегрупповое пренебрежение к социально-конструктивной деятельности и равнодушие к социально значимым ценностям;
5. Нравственная деградация межличностных отношений, выражающаяся в круговой поруке, ложном товариществе, эгоизме и эгоцентризме;
6. Наличие совместной асоциальной деятельности, отношений и общения, направленных лишь на удовлетворение утилитарных интересов и потребностей;
7. Действие асоциальной субкультуры, групповых норм, ритуалов, табу и т.д.;
8. «Внутригрупповая защищенность», солидарность участников группы.
Представленные особенности общественно опасного поведения несовершеннолетних важны для оптимизации системной деятельности субъектов воспитания и профилактического влияния; они позволяют рационализировать меры экономического, социального, медицинского, культурно-воспитательного, педагогического, психологического, организационного характера; проясняют целевые ориентиры в воздействии на личность несовершеннолетнего и его ближайшее окружение, а также на сложившуюся жизненную ситуацию.


Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
18
Схема 1.4.
Характеристика общественно опасного поведения
несовершеннолетних
Общественно опасное поведение несовершеннолетних
Внешние (экзогенные) факторы
Внутренние (эндогенные) факторы
Виды:
1) по глубине криминогенной мотивации:
случайное; неустойчивое; стойкое;
2) по степени организованности:
индивидуальное; групповое стихийное; групповое организованное;
3) по направленности криминогенной мотивации:
корыстное; насильственное; корыстно-насильственное;
4) по характеру и степени общественной опасности:
преступления небольшой тяжести; преступления средней тяжести; тяжкие преступления; особо тяжкие преступления;
5) в зависимости от объекта посягательства:
- преступления против личности;
- преступления против общественной безопасности и общественного порядка;
- преступления против собственности;
- преступления против государственной власти и др.
Противоправное поведение несовершеннолетних, вызывающее наибольший
социальный резонанс в связи с высокой степенью общественной опасности:
 Убийства, разбой
 Преступления на сексуальной почве
 Буллинг с элементами физического насилия
 Доведение до самоубийства
 Экстремизм, террористические акты (включая т.н. «скулшутинг»/ «колумбайн- атаки»)
 Участие в массовых беспорядках
 Распространение наркотиков
 Особо опасная криминальная деятельность в составе организованной группы и др.

Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
19

РАЗДЕЛ 2. ПРОФИЛАКТИКА ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНОГО
ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1
Нормативно-правовое
регулирование
сферы
профилактики
правонарушений обучающихся
Профилактическая работа с обучающимися организуется с учетом актуальных потребностей семьи, общества и государства, регулируется и обеспечивается соответствующими нормативно-правовыми актами.
Документы в сфере профилактики правонарушений обучающихся включены в общую иерархическую систему нормативно-правовых актов России, которую можно представить следующим образом: международные нормативно-правые акты и договоры
России, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства; нормативные акты министерств и ведомств, нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований.
Примером международных нормативно-правовых документов, которые определяют основные подходы в сфере предотвращения правонарушений и преступлений несовершеннолетних, ориентируют на устранение причин и условий, негативно влияющих на развитие личности ребёнка, могут служить
Декларация прав ребёнка (1959 г.) и Минимальные стандарты правил ООН, касающиеся правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1984 г.).
Основным федеральным законом, направленным на формирование и усовершенствование единой государственной системы профилактики правонарушений, является Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Нормы закона образуют правовую основу формирования системы профилактики правонарушений в Российской
Федерации, в том числе общие правила ее функционирования, основные принципы, направления профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В законе обозначено, что профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. В соответствии со ст. 14 №120-ФЗ, органы,
осуществляющие управление в сфере образования, в пределах своей компетенции должны реализовывать комплекс мер, направленных на профилактику правонарушений несовершеннолетних, разрабатывать и внедрять в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Закон определяет основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общий порядок межведомственного взаимодействия.
Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской

Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
20
Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р в ред. распоряжения Правительства РФ от
18.03.2021 № 656-р) представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в профилактической работе с несовершеннолетними, предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленные на достижение основных задач в этой сфере. В Концепции учитываются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, относящей создание единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних
(включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики), к мерам, способствующим обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу, а также
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р, ориентированной на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно- исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка. В Концепции подчёркивается необходимость оказания своевременной и качественной психологической и социальной помощи несовершеннолетним, совершившим правонарушения, испытывающим трудности в развитии и социальной адаптации.
Вопросы профилактики экстремизма и терроризма регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»,
Федеральным законом «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ, Указом
Президента Российской Федерации от 29.05.2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года». Необходимость принятия мер, способствующих повышению готовности образовательных организаций с учетом анализа обстановки в субъекте Российской Федерации к деструктивным действиям и другим ситуациям угрозы жизни и безопасности участников образовательного процесса, отражена в «Методических рекомендациях по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений» (письмо Минпросвещения России от 11.05.2021 № СК-123/07). Основные подходы к организации системной работы по недопущению распространения в образовательных организациях радикальной и иной деструктивной идеологии, по предупреждению терроризма изложены в «Методических рекомендациях по планированию и информационному сопровождению мероприятий
Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на
2019-2023 годы в субъектах Российской Федерации» (письмо Минпросвещения России от
29.08.2019 № 06-920).
План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской
Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р, предусматривает целый ряд мероприятий, направленных на совершенствование механизмов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая мероприятия по противодействию криминализации подростковой среды. План включает организацию правового просвещения детей, родителей (законных представителей), специалистов, работающих с детьми и в интересах детей; обновление примерных основных образовательных программ