Файл: Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений.pdf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 256
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
9
- дисфункцией медийно-информационных институтов
(распространением девиантогенного, криминогенного контента; «рекламой» преступного образа жизни и т.п.).
К конституционально-биологическим факторам, влияющим на общественно опасное поведение, следует отнести органические и функциональные нарушения центральной нервной системы, генетические особенности (увеличивающие риск формирования общественно опасного поведения), нарушения нейрогуморального регулирования и т.п.
Персональные психологические личностные факторы представлены: чрезмерной поляризацией базовых психологических характеристик
(дефицитарность или гипертрофированность), дезадаптивными стилями поведения, внешним локусом контроля, акцентуациями, ценностно-смысловыми деформациями, патологиями мотивационной сферы, нарушениями идентичности и др. Имеются многочисленные исследования, подтверждающие влияние на общественно опасное поведение следующих дезадаптивных свойств личности:
- нарушения нормативно-правового сознания;
- оппозиционная направленность;
- девиантные ценности;
- эгоцентрическая фиксация, интернальный локус контроля;
- несформированность коммуникативных навыков;
- искажение позитивных интересов, учебной и профессиональной мотивации;
- эмоциональные нарушения;
- патология волевой сферы и неэффективная саморегуляция;
- нарушения идентичности и самооценки; когнитивные искажения и др.
Подростковый возраст является дополнительным обстоятельством, влияющим на повышение риска общественно опасного поведения. Это связано с внутренними трудностями переходного возраста, обусловленными гормональными процессами и психической перестройкой; пограничностью и неопределенностью социального поведения и положения; противоречиями, обусловленными перестройкой механизмов социального контроля (детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних форм и послушании, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли).
Дополнительно можно ознакомиться:
Стрельникова Ю.Ю., Ильянкова Е.И. Причины и факторы делинквентного поведения несовершеннолетних // Психология и педагогика служебной деятельности. 2019. №2. https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-i-faktory-delinkventnogo-povedeniya- nesovershennoletnih
Чуносов
М.А.
Причины формирования делинквентного поведения несовершеннолетних // Таврический научный обозреватель. 2016. №6 (11). https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-formirovaniya-delinkventnogo-povedeniya- nesovershennoletnih
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
10
Схема 1.2. Причины деструктивного поведения
Под
даю
тс
я
значител
ьн
ому
и
зме
н
ен
и
ю
Н
е п
од
даются
значител
ьн
ому и
зме
н
ен
и
ю
Факторы природной и
искусственной
физической среды
(связаны с внешним
физическим
окружением, климатом,
экологией застройки)
Факторы (предикторы, обстоятельства) общественно опасного поведения
ЭКЗОГЕННЫЕ
(«ВНЕШНИЕ», СРЕДОВЫЕ)
ФАКТОРЫ
ЭНДОГЕННЫЕ
(«ВНУТРЕННИЕ»,
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ)
ФАКТОРЫ
Персональные
биологические
факторы
(связаны с организмом
индивида, его
конституциональными,
генетическими, нейро-
гуморальными и др.
биологическими
особенностями)
Факторы
социальной среды
(связаны с дисфункцией
социальных
институтов)
Персональные
психологические
факторы
(связаны с
индивидуальными
психологическими
особенностями
личности)
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
11
1.3. Виды общественно опасного поведения
Общественно опасное поведение в последнее время становится распространённым термином в уголовном праве, криминологии, девиантологии и в социологии. Постоянное возникновение новых проявлений и видов общественно опасного поведения требует адекватного общественного и государственного реагирования. Это реагирование осуществляется в форме криминализации общественно опасного деяния, то есть введения уголовно-правового запрета на него.
Однако стоит оговориться, что общественно опасное поведение следует первоначально подразделять на его проявления у двух категорий лиц: у лиц, находящихся в психическом здравии, и у лиц, имеющих психические заболевания. В последнем случае общественно опасное поведение обязательно рассматривается вместе с оценкой вменяемости и адекватности лица, имеющего отклонения в психическом здоровье.
Таким образом, типология общественно опасного поведения психически вменяемых и адекватных лиц осуществляется по нескольким основаниям. Первая классификация общественно опасного поведения основывается на оценке видов деяний и подразделяется: на действие, несущее в себе общественную опасность, и на бездействие, несущее в себе общественную опасность.
В зависимости от характера и степени общественной опасности поведение (как деяние) прямо называют преступлением и дифференцируют на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
В зависимости от объекта посягательства выделяют: преступления против личности; преступления против общественной безопасности и общественного порядка; преступления в сфере экономики; преступления против государственной власти; преступления против военной службы; преступления против мира и безопасности человечества.
Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных
Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Несовершеннолетний, которому исполнилось
16 лет, в уголовном законодательстве считается вполне зрелым, чтобы отвечать за совершенные преступления. В 14 лет (этот возраст считается старшим подростковым) личность вполне осознает последствия своих действий и поступков, человек уже достаточно осведомлен о том, за какие поступки наказывают и какие действия поощряют.
И, самое главное, способен зрело осознавать явную и серьезную общественную опасность
Дополнительно можно ознакомиться:
Жабский В.А., Коротков О.И. Формы понятийного и нормативного выражения общественно опасного поведения // Вестник Московского университета МВД
России. 2015. №9. С. 67-69. https://cyberleninka.ru/article/n/formy-ponyatiynogo-i-normativnogo-vyrazheniya- obschestvenno-opasnogo-povedeniya
Прозументов Л.М., Корнилов А.В. О необходимости изучения общественно- опасного поведения лиц, не достигших возраста уголовной ответственности //
Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2009. №16. https://cyberleninka.ru/article/n/o-neobhodimosti-izucheniya-obschestvenno-opasnogo- povedeniya-lits-ne-dostigshih-vozrasta-ugolovnoy-otvetstvennosti
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
12 своего поведения. Поэтому законом определена отдельная категория преступлений, за которые, с учетом повышенной общественной опасности, предусмотрено наступление ответственности за их совершение с четырнадцати лет.
Так, уголовная ответственность с 14 лет наступает за следующие виды преступлений:
- убийство (ст. 105 УК РФ);
- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ);
- умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112);
- похищение человека (ст. 126 УК РФ);
- изнасилование (ст. 131 УК РФ);
- насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ);
- кражу (ст. 158 УК РФ);
- грабеж (ст. 161 УК РФ);
- разбой (ст. 162 УК РФ);
- вымогательство (ст. 163 УК РФ);
- неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ);
- умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 167 УК РФ);
- террористический акт (ст. 205 УК РФ);
- захват заложника (ст. 206 УК РФ);
- заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ);
- хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 213 УК РФ);
- вандализм (ст. 214 УК РФ);
- незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 222.1 УК РФ);
- незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 223.1
УК РФ);
- хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК РФ);
- хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ
(ст. 229 УК РФ);
- приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК
РФ).
В России каждый год фиксируются общественно опасные деяния, обладающие признаками конкретных составов преступлений, совершаемые детьми и подростками, не достигшими 14 лет. Известно, что данные дети с общественно опасным поведением ярко проявляют отвержение норм морали и нравственности. Очевидно, что эта категория детей также является группой повышенного риска общественно опасного поведения в более зрелом возрасте. Вышесказанное актуализирует разработку и повышение эффективности методик, программ, проектов первичной профилактики, а также вторичной и третичной профилактики общественно опасного поведения среди несовершеннолетних.
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
13
Схема 1.3. Типология общественно опасного поведения
В зависимости от объекта посягательств:
Вид
Основные преступления данного вида
Преступления против личности
Преступления против жизни и здоровья (ст. 105-125 УК РФ)
; преступления против свободы, чести и достоинства личности (ст. 126-130 УК РФ)
; преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст. 131-135 УК РФ)
; преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 136-
149 УК РФ)
; преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157 УК РФ)
Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
Преступления против общественной безопасности (ст. 205-227 УК РФ)
; преступления против здоровья населения и общественной нравственности (ст. 228-245 УК
РФ)
; экологические преступления (ст. 246-262 УК РФ)
; преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263-271.1 УК
РФ)
; преступления в сфере компьютерной информации (ст. 272-274.1 УК РФ)
Преступления в сфере экономики
Преступления против собственности (ст. 158-168 УК РФ)
; преступления в сфере экономической деятельности (ст. 169-200.7 УК РФ)
; преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. 201-204.2 УК РФ)
Преступления против государственной власти
Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (ст.
275-284.2 УК РФ)
; преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285-293
УК РФ)
; преступления против правосудия (ст. 294-316 УК РФ)
; преступления против порядка управления (ст. 317-330.2 УК РФ)
Преступления против военной службы
Неисполнение приказа, дезертирство, нарушения правил несения службы, умышленное уничтожение или повреждение военного имущества и др. (ст. 331-352 УК РФ)
Преступления против мира и безопасности человечества
Реабилитация нацизма
; разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения
; наемничество
; акт международного терроризма и др. (ст.
353-361 УК РФ)
Классификации общественно опасного поведения
По видам деяний
В зависимости от характера и степени
общественной опасности
Действие, несущее в себе общественную опасность
Бездействие, несущее в себе общественную опасность
Преступления небольшой тяжести
Преступления средней тяжести
Тяжкие преступления
Особо тяжкие преступления
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
14
1.4. Характеристика общественно опасного поведения несовершеннолетних
Исследования, криминологические данные и юридическая практика доказывают, что общественно опасное поведение несовершеннолетних формируется под воздействием ранее обозначенных факторов (экзогенных и эндогенных). Однако оно имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями данной категории населения.
В качестве основных характеристик выступают особенности средовых социальных воздействий и психологические предикторы риска.
Особое место среди неблагоприятных характеристик, составляющих психофизиологические предпосылки общественно опасного поведения, занимают медико- биологические факторы: отставание в умственном развитии (олигофрения) и органическая отягощенность врожденного, наследственного характера, либо наступившая в результат черепно-мозговых травм; заболевания центральной нервной системы; различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического характера, которые служат причиной негативного отношения детей, приводят к отчуждению, изоляции в детско-подростковых коллективах.
При анализе сущности общественно опасного поведения у несовершеннолетних обнаруживается явная подверженность деструктивному внешнему средовому влиянию
(сверстники и взрослые с девиантным и преступным опытом поведения; медианасилие и т.п.).
Часто встречается неблагоприятная семейная социализация и воспитательная несостоятельность родителей (отсутствие нормальной нравственной среды в семье, патологичные родительско-детские отношения; сложные конфликты между родителями; девиантный или делинквентный образ жизни родителей, других родственников; чрезмерная инфантилизация детей и недостаточное воспитание в детях ответственности, поощрение чувства вседозволенности и безнаказанности и т.п.).
В большинстве случаев фиксируется низкий уровень развития познавательных и общественно-конструктивных мотивов и интересов. Эта особенность может быть как причиной, так и следствием отрицательного отношения к учебе, противопоставления трудного ребенка по отношению к активному, просоциальному ядру ученического коллектива. Не редкость, когда противоборствующий стиль взаимоотношений порождает негативизм и браваду у несовершеннолетнего, что, в свою очередь, стимулирует закрепление установок на общественно опасное поведение.
В подростковом возрасте системное влияние на риск деструктивного поведения оказывают психофизиологические особенности – нейрогуморальная перестройка и диспропорции в созревании других биологических систем организма. Кроме того, сложности созревания дополняются социально-психологическими противоречиями
(промежуточный статус между детством и взрослостью, между иждивением родителей и желанием экономической самостоятельности; «перекосы» в социально-психологических механизмах социализации – идентификация с социальными группами и обособление от них, поиск индивидуальности и т.д.). Юношеский возраст (в некоторых источниках – старший подростковый, от 14 до 18 лет) ознаменован завершением физического созревания и явной гиперсексуальностью, обострением интереса к проблеме взаимоотношений полов, к интимной жизни человека. Многих юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, – собственная возрастная специфика, право на автономию от старших, смена модели подчинения на модель равенства и т.п. В то же время перед ними стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. При нормальной, благополучной социализации в этом возрасте завершается и процесс усвоения моральных
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
15 и правовых норм поведения. Потому в законодательстве предусмотрена уголовная ответственность четырнадцатилетних подростков за преступления с особой общественной опасностью, а за все остальные преступления – с шестнадцати лет.
В качестве ключевых психологических особенностей, характерных для личности несовершеннолетнего с общественно опасным поведением, специалисты называют следующие: дефекты правосознания и низкий уровень правовой культуры; патологию ценностно-смысловой регуляции; неразвитость волевых качеств, безответственность, конформизм, нечуткость, эгоцентризм, агрессивность; эмоциональную неустойчивость, вспыльчивость, повышенную возбудимость, неуравновешенность, неадекватность эмоциональных реакций, повышенную конфликтность; неадекватную самооценку; циничное потребительски-развлекательное отношение к дружеским и интимным отношениям; акцентуации характера, т.е. крайние проявления нормы, за которыми начинаются патологические явления, психопатии. Психологи диагностируют у несовершеннолетних правонарушителей семь отрицательных психических состояний: озлобление, неудовлетворенность, враждебность, страх, недоверие
(скепсис), одиночество, равнодушие.
Несовершеннолетние с общественно опасным поведением иногда движимы не совсем осознаваемыми мотивами.
Первая группа неосознаваемых мотивов свойственна определенному типу личности, характеризующемуся переоценкой значимости своей личности, агрессивной концепцией окружающей среды, неустойчивостью настроения, склонностью к острым эмоциональным впечатлениям; таким образом, неосознаваемой детерминантой является сама психологическая структура личности. Сюда же относятся лица с так называемой негативной социальной аутоидентичностью, которые неосознанно избегают социального контроля. Это, как правило, лица, ведущие бездомный паразитический образ жизни.
Вторая категория неосознаваемых мотивов может носить компенсаторный или гиперкомпенсаторный характер, что, прежде всего, связано с развивающимся комплексом неполноценности, неадекватностью, ущемленностью личности. Последнее нередко приводит к браваде, необдуманным, рискованным поступкам, проявлениям физического насилия, смещению агрессивной реакции на замещающий объект.
Третья категория неосознаваемых мотивов связана с отсроченным во времени действием закрепившихся в детстве по механизму импринтинга («впечатывания») травматического опыта. Унижения, незаслуженно жестокое обращение могут оставлять свой отпечаток в эмоциональной структуре личности и при определенных условиях порождать соответствующие формы поведения.
Четвертую категорию неосознаваемых мотивов общественно опасного поведения составляют различные патологические, не исключающие вменяемости особенности личности. В этих случаях у субъекта возникает сильнейшее стремление совершить поступок, который сам он расценивает как совершенно недопустимый. Такое нарушение влечения может проявиться как в форме безобидного озорства, так и в виде самых жестоких преступлений против личности.
Исследователи предлагают следующую типологию общественно опасных деяний несовершеннолетнего:
1) по глубине криминогенной мотивации:
Дополнительно можно ознакомиться:
Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов. 6-е изд. – СПб.: Питер,
2009. 608 с. https://all-sci.net/psihologiya-yuridicheskaya/yuridicheskaya-psihologiya-uchebnik-dlya- vuzov.html