Файл: Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 264

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
43
2.7. Превентивная работа образовательной организации с родительским
сообществом: трудности, возможности и направления
Семья и родительское сообщество в целом являются главнейшим субъектом профилактики общественно опасного поведения. Общепризнанно, что эффективность профилактической работы тесным образом связана с консолидацией усилий всех субъектов профилактики. В данном ракурсе особую важность приобретают вопросы взаимодействия образовательной организации с семьёй и родительским сообществом.
Такое взаимодействие на современном этапе имеет ряд серьёзных затруднений. С одной стороны, образовательная организация не всегда в состоянии оперативно реагировать на происходящие глобальные трансформации социального института семьи
(появление новых форм и моделей семейных отношений, увеличение числа проблемных семей во время переходных или кризисных периодов в обществе, изменения ценностно- смысловых представлений о семье и т.д.).
С другой стороны, профилактическое взаимодействие образовательной организации с семьёй осложняется в связи со сформировавшимся в последнее время утилитарным отношением общественности к образованию как к сфере услуг. Это иногда провоцирует неприятие воспитательной функции образования. Профилактические функции педагогов понимаются очень «размыто», а непосредственные профилактические действия порой наталкиваются на сопротивление со стороны родителей («сделайте моего ребенка воспитанным», но «не имеете права вмешиваться в нашу семью»). Тогда как в случае установленного эпизода деструктивного поведения несовершеннолетнего родители часто вменяют образовательным учреждениям вину «за недосмотр» и слабость воспитательной работы («в школе ребенок находится дольше и чаще, чем с родителями»).
Кроме того, образовательным организациям регулярно приходится сталкиваться с девиантными проявлениями в самой семье. Это могут быть как факты девиантного или общественно опасного поведения родителей, так и ситуации так называемого
«девиантного родительства» (материнское и отцовское отказничество, асоциальная многодетность, патологии родительско- детских отношений и т.д.).
Девиантность семьи формируется под воздействием комплекса факторов: фактор экономического неблагополучия
(неудовлетворительное экономическое положение семьи); медицинский фактор
(серьезные соматические и психические заболевания членов семьи); демографический фактор
(дестабилизирующее влияние демографических параметров семьи
– разводы, неполнота семьи, проблема новых семей и сводных сиблингов и т.д.); ценностный фактор (изменение ценностных установок в отношении семьи, возрастание взаимных супружеских требований, поляризация родительско-детских отношений

от инфантилизации до полного безразличия к детям и др.); психолого-педагогический фактор (психологическая неготовность родителей к семейным функциям, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.); криминальный фактор (криминальный и девиантный опыт родителей, семейное насилие и т.п.).
Девиантное родительство — это биосоциальное явление, характеризующееся нежеланием или неспособностью
(психической, психологической, педагогической, экономической) индивида выполнять по отношению к детям (родным, приемным или усыновленным) родительские функции в соответствии со сложившимися социокультурными и правовыми нормами (Беляева М.А., 2012)


Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
44
При фиксации хотя бы одного из факторов (они обычно наслаиваются) специалисты маркируют семью как входящую в группу риска. К семьям группы риска традиционно относят:
- малообеспеченные семьи;
- неполные расширенные семьи (где воспитанием детей вынужденно занимаются бабушки и дедушки);
- неблагополучные многодетные семьи;
- семьи с членом семьи
– инвалидом (родитель или ребенок);
- конфликтные семьи (с конфликтными внутрисемейными взаимоотношениями, в ситуации развода);
- педагогически несостоятельные семьи;
- асоциально-аморальные семьи;
- семьи с ситуативным неблагополучием (семьи беженцев, мигрантов, временно безработными и т.п.) и др.
Все эти семьи имеют трудноразрешимые проблемы, которые ограничивают возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех членов, для успешной социализации детей. В этой связи таким семьям требуется дополнительное психолого-педагогическое сопровождение в аспекте предупреждения общественно опасного поведения как у детей, так и у самих родителей.
Взаимодействие между педагогом и родителями может реализовываться в нескольких видах:
- деструктивный (педагог в качестве основных методов использует приказы, требования, директивы, высокомерные нравоучения), приводящий к усугублению ситуации;
- рестриктивный (педагог ориентирован на контроль и недоверие к семье, не учитывает особенности ситуации, часто практикует формализованное общение);
- заигрывающий (педагог «идёт на поводу» у манипулирующей семьи, желание педагога угодить каждой семье без учёта реального положения дел, постепенное обесценивание взаимодействия);
Дополнительно можно ознакомиться:
Гурьянова М.П., Сеппянен Т.П. Риски девиантного родительства в условиях сельского социума // ЧиО. 2018. №1 (54). https://cyberleninka.ru/article/n/riski-deviantnogo-roditelstva-v-usloviyah-selskogo- sotsiuma
Алпатова О.Б., Башкиров А.С. Особенности работы школьного социального педагога по профилактике родительских девиаций // Вестник экономической безопасности.
2016. №3. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-shkolnogo-sotsialnogo-pedagoga-po- profilaktike-roditelskih-deviatsiy
Беляева М.А. Девиантное родительство в контексте репродуктивной культуры современной семьи // Знание. Понимание. Умение. 2012. №3. https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-roditelstvo-v-kontekste-reproduktivnoy- kultury-sovremennoy-semi

Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
45
- поддерживающий (педагог ориентирован на решение тактических, сиюминутных задач; стиль общения – доверительный);
- конструктивный (педагог стимулирует семью на саморазвитие, поддерживает не только тактические, но и стратегические задачи развития семьи).
Эти типы взаимодействия со временем провоцируют определённый стиль взаимоотношений педагога с семьёй: одностороннее воздействие (либо со стороны педагога, либо со стороны семьи); одностороннее противодействие; взаимное уклонение от взаимодействия; пассивное принятие без стойких успехов; сотрудничество с взаимопомощью.
Показателями эффективного взаимодействия педагога и родителей являются: субъектная позиция всех участников педагогического процесса; одобрительная установка на регулярное общение между учителями, детьми и родителями; интеграция целей, задач и действий участников образовательного процесса, направленных на воспитание и профилактику деструктивного поведения.
Основные правила взаимодействия педагогов и родителей содержат следующие положения: доверие к воспитательным возможностям родителей, уважительное отношение к ним; недопустимость неуважительного, нравоучительного, категоричного тона; забота о развитии ученика

цель, мотив и содержание общения педагога и родителей ученика; жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ученика, на сильные стороны семейного воспитания; объективное и тактичное изучение семей с целью дальнейшего психолого- педагогического просвещения родителей и коррекционной работы; педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
Само взаимодействие с родительской общественностью может осуществляться в нескольких вариантах: в диалогическом (педагог

родитель); в триаде (педагог–родитель

обучающийся); в групповом родительском (между педагогом и группой родителей); в групповом детско-родительском (между педагогом/педагогами и детьми с родителями).
Следовательно, формами взаимодействия педагога с родителями могут быть следующие:
- родительские собрания на темы, связанные с общественно опасным поведением детей;
- педагогический лекторий и мастер-классы на темы общественно опасного поведения детей и других членов семьи;
- индивидуальные консультации родителей по вопросам общественно опасного поведения;
- посещение семей, входящих в группу риска;
- приглашение на родительские собрания и лектории внешкольных специалистов по профилактике общественно опасного поведения;
- родительский практикум, позволяющий отрабатывать родителям конкретные превентивные умения; разбор соответствующих кейсов;
- создание тематических информационных ресурсов и баз данных для родителей по теме предупреждения общественно опасного поведения;
- психологические тренинги (для родителей и совместные с детьми);
- организация совместных организационно-деятельностных игр и квестов между родителями и детьми, посвящённых правовой культуре личности;
- разработка совместных родительско-детских проектов, посвященных правовой культуре и правовому сознанию личности;
- организация самоанализа родителями своих воспитательных и профилактических возможностей, знаний и умений.
Можно выделить следующие группы технологий, реализуемых во взаимодействии с семьями:


Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
46
 технологии раннего вмешательства;
 технологии мотивирования и ценностно-смыслового ориентирования;
 технологии информирования и просвещения, развития родительской компетентности через использование таких форм, как лекции, семинары, консультации, беседы, распространение специальной литературы и видеоматериалов;
 технологии семейного консультирования, тренингов, психотерапии;
 технологии организации конструктивной социальной среды;
 технологии, основанные на использовании методов активного социального обучения, целью которых является формирование социально важных навыков;
 технологии формирования социальных альтернатив, базирующиеся на идее о формировании альтернативной просоциальной деятельности;
 восстановительные технологии, в основе которых лежат программы примирения и медиации;
 технологии создания групп социальной поддержки, направленные на формирование групп само- и взаимопомощи (среди сверстников, родителей, учителей);
 мультикомпонентные технологии, включающие в себя различные элементы вышеописанных технологий.

Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
47
Схема 2.7. Система превентивной работы образовательной организации с
родительским сообществом
Формы взаимодействия педагога с родителями:
- родительские собрания на темы, связанные с общественно опасным поведением детей;
- педагогический лекторий и мастер-классы на темы общественно опасного поведения детей и других членов семьи;
- индивидуальные консультации родителей по вопросам общественно опасного поведения;
- посещение семей, входящих в группу риска;
- приглашение на родительские собрания и лектории внешкольных специалистов по профилактике общественно опасного поведения;
- родительский практикум, позволяющий отрабатывать родителям конкретные превентивные умения; разбор соответствующих кейсов;
- создание тематических информационных ресурсов и баз данных для родителей по теме предупреждения общественно опасного поведения;
- психологические тренинги (для родителей и совместные с детьми);
- организация совместных организационно-деятельностных игр и квестов между родителями и детьми, посвящённых правовой культуре личности;
- разработка совместных родительско-детских проектов, посвященных правовой культуре и правовому сознанию личности;
- организация самоанализа родителями своих воспитательных и профилактических возможностей, знаний и умений.
Технологии взаимодействия с семьями:
- технологии раннего вмешательства;
- технологии мотивирования и ценностно-смыслового ориентирования;
- технологии информирования и просвещения, развития родительской компетентности через использование таких форм, как лекции, семинары, консультации, беседы, распространение специальной литературы и видеоматериалов;
- технологии семейного консультирования, тренингов, психотерапии;
- технологии организации конструктивной социальной среды;
- технологии, основанные на использовании методов активного социального обучения, целью которых является формирование социально важных навыков;
- технологии формирования социальных альтернатив, базирующиеся на идее о формировании альтернативной просоциальной деятельности;
- восстановительные технологии, в основе которых лежат программы примирения и медиации;
- технологии создания групп социальной поддержки, направленные на формирование групп само- и взаимопомощи (среди сверстников, родителей, учителей);
- мультикомпонентные технологии, включающие в себя различные элементы вышеописанных технологий.
Показатели эффективности:
-
- субъектная позиция всех участников педагогического процесса;
-
- одобрительная установка на регулярное общение между учителями, детьми и родителями;
-
- интеграция целей, задач и действий участников образовательного процесса, направленных на воспитание и профилактику деструктивного поведения
Правила взаимодействия: доверие к воспитательным возможностям родителей, уважительное отношение к ним; недопустимость неуважительного, нравоучительного, категоричного тона; забота о развитии ученика – цель, мотив и содержание общения педагога и родителей ученика; жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ученика, на сильные стороны семейного воспитания; объективное и тактичное изучение семей с целью дальнейшего психолого-педагогического просвещения родителей и коррекционной работы; педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи


Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
48
2.8. Профилактика риска деструктивного поведения среди педагогов
Тема профилактики деструктивного поведения среди педагогов является одной из самых неоднозначных. В обществе устоялось обоснованное суждение, что для эффективного выполнения воспитательных задач педагог априори должен быть идеалом всесторонне развитой личности, образцом для подражания. И действительно, использование в педагогическом процессе такого важного метода воспитания, как метод личного примера, невозможно без соответствия поведения педагога неким базовым социальным ценностям. Однако очевидно, что педагогическая профессия по праву считается не только одной из самых благородных, но и одной из самых тяжёлых. Как и любая профессия из социономической системы («человек-человек»), педагогическая деятельность сопровождается рядом трудностей социального, ценностно-смыслового, психологического, операционного, физического и бытового характера. Эти трудности выступают причиной педагогических правонарушений и других формы деструктивного поведения педагогов.
В настоящее время деструктивные педагогические практики имеют высокую степень распространенности в российских школах. Только в 14% общеобразовательных организаций отмечается их относительно невысокий уровень (по данным Национальных исследований качества образования 2021 года).
Проблема может быть связана с низким уровнем способности отдельных учителей контролировать внимание обучающихся (навыки управления классом); низкой способностью заинтересовывать предметом (низкими или слишком узкими предметными компетенциями); психологической неготовностью исполнять роль учителя (проявлять терпение и находчивость).
Помимо этого, современные средства диагностики различных характеристик взаимодействия между участниками образовательных отношений имеют достаточно ограниченное распространение в школах. Это подчеркивает необходимость развития системы мониторинга психологической безопасности образовательной среды
(обследований и самообследований образовательных организаций) с последующим анализом результатов и принятием необходимых мер. Также важно расширять сеть психологических служб, центров научно-методического сопровождения и профессионально-личностного развития педагогов.
Особо негативную общественную и правовую оценку получают правонарушения со стороны педагогов. Под педагогическим правонарушением понимают действие или бездействие субъектов образовательного пространства, которые нарушают установленные нормы права в рамках образовательного процесса.
Педагогические правонарушения обычно дифференцируются на следующие: действия или бездействия педагога, которые относятся к уголовно-правовым (взятка, вымогательство, поборы с учеников и их родителей, других учителей, грубые оскорбления и т.д.); проступки административного характера (нарушения законодательно закрепленных норм управления учреждением, нарушения во взаимодействии с вышестоящими структурами и т.д.); деликты гражданско-правового характера
(невыполнение педагогом зависящих от него каких-либо договорных обязательств, возложенных на образовательную организацию); правонарушения в дисциплинарной сфере (нарушение правил внутреннего распорядка и дисциплины и т.д.). Также фиксируются правонарушения, имеющие образовательно-правовой характер.
Наряду с этим имеют место феномены ненормативного поведения педагога, которые описывается через термины: «профессиональное выгорание», «профессиональная деформация», «профессиональные деструкции педагога».


Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
49
Многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, условно разделяется на три группы:
1) объективные, связанные с социально- экономической ситуацией в стране, характером учительского труда, общественным определением статуса педагогической профессии, профессионально-пространственной средой образовательной организации;
2) субъективные, обусловленные особенностями личности педагога;
3) объективно-субъективные, объединяющие два предыдущих фактора и дополненные особенностями управленческой деятельности руководителей образовательной организации и органов управления образования, их профессионализмом.
Ученые определили следующие проявления профессиональных деструкций:
- отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;
- дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие

нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;
- низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация;
- искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;
- появление деформаций личности
(например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции).
Исследователи выделяют следующие деформации педагогов: авторитарность, демонстративность, дидактичность, педагогический догматизм, доминантность, педагогическая индифферентность, педагогический консерватизм, педагогическая агрессия, ролевой экспансионизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер.
Профессиональная деструкция – это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда
Дополнительно можно ознакомиться:
Полякова О.Б. Категория и структура профессиональных деформаций // Национальный психологический журнал. 2014. №1 (13). https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-i-struktura-professionalnyh-deformatsiy
Дополнительно можно ознакомиться:
Сыманюк Э.Э., Девятовская И.В. Профессиональные деструкции и способы их профилактики // Народное образование. 2010. №6. https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-destruktsii-i-sposoby-ih-profilaktiki
Антипина О.В. Профилактика профессиональной деформации // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 12-й Международной науч.-практ. конф. (г. Махачкала,
23 октября, 2016 г.). Махачкала: Издательство «Апробация», 2016. С. 36-41. http://aprobacia.ru/profilaktika-professionalnoj-deformaczii.html