Файл: Деловая репутация организации как объект учета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Следовательно, гудвилл АО "Синтез" составляет: 15 600 000 – 10 000 000 = 5 600 000 рублей. При этом результаты оценки гудвилла руководство АО "Синтез" может использовать при переговорах с целью продажи предприятия.

Таким образом, метод избыточных прибылей позволяет оценить гудвилл до продажи фирмы. При использовании балансового метода этого сделать нельзя.

В данном случае цену при покупке предприятия диктует компания-покупатель. Например, данной отраслью заинтересовался крупный концерн ПАО "Мегатрон" занимающийся производством различного оборудования для предприятий машиностроения.

Проведя анализ отрасли правление ПАО "Мегатрон" решило приобрести АО "Синтез". В результате переговоров АО "Синтез" было приобретено за 14 000 000 рублей. Таким образом, по результатам сделки можно оценить гудвилл АО "Синтез" с помощью балансового метода. В этом случае гудвилл АО "Синтез" составил 14 000 000 – 10 000 000 = 4 000 000 рублей.

При этом в балансе ПАО "Мегатрон" появится гудвилл в размере 4 000 000 рублей, полученный в результате покупки АО "Синтез".

На этом примере очевидна необходимость применения оценки деловой репутации в современных рыночных условиях хозяйствования. Рассмотрим еще один пример. Фирма АО "Астра" была куплена за 20 млн. руб. Собственный капитал фирмы 13,5 млн. руб. Стоимость основных фондов фирмы, учтенная в бухгалтерском балансе, составляла 3 млн. руб. При переоценке основных фондов по рыночным ценам их расчетная стоимость составила 4,5 млн. руб. Определим стоимость гудвилла фирмы и влияние на гудвилл переоценки основных фондов. Гудвилл = 20 – 13,5 = 6,5 млн. руб. После проведенной переоценки основных фондов собственный капитал увеличился на 1,5 млн. руб. Разница в стоимости основных фондов = 4,5 – 3 = 1,5 млн. руб. Собственный капитал после переоценки = 13,5 + 1,5 = 15 млн. руб. Гудвилл при этом не изменился, поэтому рыночная стоимость фирмы возрастает на размер произведенной переоценки. Цена фирмы после переоценки = 15 + 6,5 = 21,5 млн. руб. Этот пример показывает независимость гудвилла от стоимости имущества предприятия.

2.2 Плюсы и минусы анализируемых методов при определении величины деловой репутации

Оценим приемлемость использования описанных методов кредитными организациями при приобретении имущественного комплекса.


Методы оценки стоимости деловой репутации: источники и приемлемость применения:

N

Наименование

Источник информации

Приемлемость

1

Оценка деловой репутации с учетом требований МСФО (IFRS) 3 "Объединения бизнесов"

МСФО (IFRS) 3 "Объединения бизнесов"

Приемлема с привлечением специалистов кредитной организации

2

Оценка деловой репутации как разности между стоимостью бизнеса и рыночной стоимостью всех активов

Федеральный стандарт оценки "Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО N 11)"

Приемлема с привлечением независимого оценщика

3

Оценка деловой репутации с позиций избыточной прибыли

Самсонов В., Харченко С.

Как оценить гудвилл / / Финансовый директор. 2004. N 2

Приемлема с привлечением консалтинговой организации

4

Оценка деловой репутации по объему реализации

Материалы сайта DeloShopNN.ru (2004)

Приемлема с привлечением консалтинговой организации

5

Оценка деловой репутации на основе информационной производительности

Ивлиева Н.Н. Деловая репутация как элемент оценки рыночной стоимости банка (c-pp.ru)

Приемлемы с привлечением консалтинговой организации

6

Оценка деловой репутации на основе стоимости, добавленной интеллектуальным капиталом

7

Оценка деловой репутации на основе уже известной величины рыночной стоимости имущественного комплекса

Приемлема с привлечением независимого оценщика

8

Оценка деловой репутации с учетом требований ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов"

ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов"

Не приемлема в полной мере в целях ведения учета для составления отчетности по МСФО

9

Оценка деловой репутации с использованием технологий компаний BrandFinance и Interbrand

Школин А. Как оценить деловую репутацию // Финанс. 2004. N 3

Приемлема с привлечением компетентного рейтингового агентства


 

Наиболее приемлемым для определения величины деловой репутации является симбиоз первого и второго методических подходов.

Первый подход кредитные организации могут использовать самостоятельно для расчета "технической" величины гудвилла, построения принципов его первоначального и последующего учета, в том числе в части амортизации и обесценения. Второй подход, требующий привлечения независимых оценщиков, позволит провести точную оценку величины деловой репутации.

 

2.3 Алгоритм оценки величины деловой репутации в момент приобретения имущественного комплекса

  Далее представлен пошаговый порядок оценки величины деловой репутации при приобретении кредитной организацией имущественного комплекса.

1. Определение даты признания - перехода прав собственности.

2. Идентификация активов и обязательств приобретаемого имущественного комплекса.

3. Определение стоимости активов и обязательств приобретаемого имущественного комплекса.

4. Определение величины чистых активов имущественного комплекса как разницы между идентифицированными активами и обязательствами.

5. Определение стоимости покупки имущественного комплекса кредитной организацией с привлечением независимого оценщика.

6. Расчет разницы между стоимостями, определенными на 5-м и 4-м шагах.

7. Отражение в бухгалтерском учете величины деловой репутации в случае, если агрегированные затраты, эффективность которых подтверждена независимыми оценщиками, превышают стоимость бизнеса.

По результатам реализации этого алгоритма у кредитной организации будет сформирован финансовый план, в основе которого будет оценка ценности использования единиц, генерирующих денежные средства на момент учета в бухгалтерском балансе величины деловой репутации.

В дальнейшем необходимо тестировать деловую репутацию на обесценение. При наличии обесценения необходимо уменьшать стоимость деловой репутации на величину обесценения.

 
2.4 Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете деловую репутацию (гудвилл)

Купив организацию (бизнес), ее новый владелец приобретает не только имущественный комплекс, но и совокупность других ресурсов: трудовой коллектив, торговую марку, круг постоянных клиентов и поставщиков, сформированный рынок сбыта и т. д. (ст. 559 ГК РФ). Оценить эти ресурсы по отдельности и признать их в качестве материальных активов невозможно. Поэтому приобретения такого рода признаются в совокупности и называются деловой репутацией (гудвиллом).


Деловая репутация как объект, подлежащий оценке, возникает, только если организация (бизнес) приобретается по договору купли-продажи. Деловая репутация может быть положительной или отрицательной.

Купив организацию (бизнес), ее новый владелец приобретает не только имущественный комплекс, но и совокупность других ресурсов: трудовой коллектив, торговую марку, круг постоянных клиентов и поставщиков, сформированный рынок сбыта и т. д. (ст. 559 ГК РФ). Оценить эти ресурсы по отдельности и признать их в качестве материальных активов невозможно. Поэтому приобретения такого рода признаются в совокупности и называются деловой репутацией (гудвиллом).

Деловая репутация как объект, подлежащий оценке, возникает, только если организация (бизнес) приобретается по договору купли-продажи. Деловая репутация может быть положительной или отрицательной.

Положительная деловая репутация


Положительную деловую репутацию необходимо рассматривать как надбавку к цене, которую платит новый владелец организации за получение в будущем потенциального дохода от приобретенного бизнеса. Это означает, что средства, затраченные на приобретение деловой репутации, впоследствии принесут экономическую выгоду, прибыль, то есть окупятся.

Отрицательная деловая репутация


Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, которую получает новый владелец организации в связи с отсутствием у приобретенного предприятия стабильного рынка сбыта, навыков маркетинга, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т. п.

Определение стоимости


Стоимость деловой репутации рассчитайте по формуле:

Бухучет


Для расчета стоимости деловой репутации используйте данные по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», к которому откройте, например, субсчет «Расчеты по приобретению предприятия». На этом субсчете отражают информацию об активах и обязательствах покупаемой организации, а также о стоимости ее приобретения.

По дебету этого счета показывают сумму, которая была уплачена продавцу при покупке бизнеса, а также стоимость обязательств (а именно долгосрочной и краткосрочной кредиторской задолженности), которые перешли организации в результате данной сделки:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия» Кредит 51

отражена сумма, уплачиваемая продавцу за организацию (бизнес) в соответствии с договором купли-продажи;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия» Кредит 60 (70, 68, 69, 66, 76...)

– приняты к учету обязательства (кредиторская задолженность) приобретаемой организации.