Файл: 1. Детская психиатрия, ее место в психиатрии, общей медицине и в педиатрии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 633

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Безразличное отношение к беременности и будущему ребенку

Такие женщины стараются свою беременность как бы «не замечать» сами и довольно болезненно реагируют, когда окружающие обращают на нее внимание. Признаки равнодушного восприятия:

  • Женщина испытывает досаду, узнав о своей беременности

  • У нее вызывает раздражение, когда окружающие пытаются оказывать знаки внимания, интересуются здоровьем, пытаются уступить место в транспорте

  • Она старается не думать о своей беременности и не испытывает положительных эмоций по ее поводу

  • Женщина не думает о ждущих впереди родах, да и о материнстве вообще

  • Старается игнорировать проявления беременности, на поздних сроках испытывают раздражение по поводу изменения фигуры и увеличения веса

  • Если будущей матери меньше 20 лет – подобное отношение к беременности объясняется общей психологической незрелостью в этом возрасте. Ребенок для нее в большей степени помеха свободе и жизненным планам

  • Женщины старшего возраста, не желающие менять привычный, устоявшийся образ жизни. У них нет ни времени, ни желания становиться на учет, походить необходимые обследования и посещать занятия по подготовке

  • Незарегистрированный брак, реакция мужчины ее не интересует, он зачастую просто не ставится в известность, впрочем, также как родители и другие близкие люди – считая, что событие не особо важное.

  • Женщина старается не замечать ребенка, не отслеживает его шевеления, не пытается его себе представить

  • Ждет родов, как возможности избавиться от обременения и продолжить «нормальную» жизнь

Эйфоричное восприятие беременности


С момента установления факта беременности у женщины отмечается преувеличенно-прекрасное настроение, которое отличается от нормального хорошего настроения отсутствием адекватного восприятия действительности. Что бы ни происходило, у такой женщины все прекрасно, что может не всегда соответствовать действительности.

Признаки эйфории:

  • Истеричный тип личности, склонность к перепадам настроения – эмоции от недовольства до восторга

  • Беременность желанная, но по тем или иным меркантильным соображениям

  • С момента установления беременности требует к себе подчеркнуто особого внимания от всех: начиная домашними и заканчивая врачами, настаивает на выполнении всех своих прихотей

  • Обращаясь к врачам, требует для себя самых лучших специалистов, уровня не ниже профессора

  • Использует свою беременность для манипулирования близкими

  • Часто проявляет недовольство, когда окружающие, как ей кажется, недостаточно «прониклись» ее «выдающимся» положением

  • Проявления эмоций по отношению к будущему ребенку явно преувеличены и гипертрофированны: чрезмерный восторг, чрезмерные фантазии, чрезмерная любовь

  • Она считает, что будет лучшей матерью и ребенок будет просто выдающимся: самым умным, красивым, талантливым и гениальным

Тревожный тип реакции 

Все беременные женщины испытывают тревогу перед будущими родами, что совершенно нормально. Тревога, в свою очередь, заставляет их более ответственно и осторожно относиться к своему здоровью. Такую тревогу психолог не пытается купировать – она помогает женщине психологически подготовиться к родам.

Когда страх и тревога принимают патологический характер, тогда возникает явная необходимость психологической помощи.

Депрессия беременных

Считается, что депрессивные расстройства у беременных являются наиболее частыми, они же несут в себе максимальные риски для нормального течения беременности, родов и послеродового периода.

Депрессивной реакции нередко сопутствует тревожное отношение к беременности. Признаки депрессивного состояния:

  • Часто или практически постоянно плохое и подавленное настроение

  • Подавленность может служить причиной конфликтных ситуаций с окружающими, что в свою очередь усугубляет ситуацию

  • Ощущения тоски и безысходности

  • Повышенная утомляемость, низкая физическая и эмоциональная активность

  • Настроение может быстро меняться

  • Моменты оптимизма сменяются ипохондрией и суицидальными мыслями

  • Сомнения в себе и своих силах: сомнения в благополучности родов, рождении нормального здорового ребенка, неверие в способность быть хорошей матерью

  • Сомнения в своей привлекательности для мужа, боязнь, что он уйдет

  • Страх смерти в родах



13 Психология отношений мать дитя врач

Психология отношений мать - дитя - врач. Работа с детьми, уход за ними, больными и здоровыми, правильная оценка их поведения, реакций, поступков, требуют специальных знаний и, прежде всего знаний этапов психического и физического развития ребенка. Выделяют три этапа развития личности.

Первый - формирование основного стереотипа личности, он отличается вначале более простым (3 - 5 лет), а затем более совершенным (9 - 12 лет) процессом выделения себя из окружающей физической и социальной среды.

К концу 3-го года жизни у ребенка появляются представления о действительности и о себе, но он еще не выделяет полностью себя из происходящих событий. В возрасте 3 - 5 лет осваивает категории пространства и времени, он начинает пользоваться в речи предлогами, союзами, местоимениями «я» и глаголом в первом лице.

При различных заболеваниях могут появиться состояния измененного сознания, навязчивые расстройства, главным образом моторные: движения и действия, страхи, лабильность аффектов, патологические варианты игрового перевоплощения, патологические фантазии и рудиментарные галлюцинации.

С 7 лет дети начинают дифференцировать правую и левую стороны тела, сначала на себе, а затем на собеседнике. В возрасте 7 - 11 лет может строить план действия в уме.

Второй - индивидуальный стереотип личности (до 15 - 16 лет). Для ребенка его индивидуальное в этот период переживается как более актуальное, чем общественное. С этого периода создаются условия для научного мышления. Если ребенок живет настоящим, то взрослый наполовину живет и действует для будущего.

Третий этап - формирование социального стереотипа личности (16 - 21 год). Взаимоотношения с окружающим миром определяются в основном степенью зрелости чувств, отражающих общее отношение его к среде.

Различные болезни (некоторые нейроинфекции, детские инфекционные болезни) могут остановить психическое развитие ребенка.

Астенические симптомы, возникшие в связи с болезнью, вызывают задержку развития, которая в дальнейшем, как правило, компенсируется. Могут проявляться более или менее выраженные черты психического инфантилизма. В формировании этих черт большую роль играет отношение родителей, которые из-за болезни начинают щадить ребенка, ставить его в особые условия, выполнять все его желания, т.е. способствовать еще большей задержке развития.


Задержка развития может возникнуть только в результате педагогической запущенности и при наличии явлений «госпитализма» (широкое понятие, которое включает в себя психологические условия больничной среды и результаты их действия на психическое и физическое состояние пациента). В этих случаях в результате болезни ребенок лишен возможности получать информацию и накапливать запас знаний, усваивать более сложные формы поведения.

Наиболее часто встречающиеся влияния, ведущие к госпитализму, объединяются под названием психической депревации. Психическая депревация - это состояние, развивающееся вследствие такой жизненной ситуации, где человеку не предоставлены условия для удовлетворения его основных психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.

Неблагоприятные условия медицинских учреждений с длительным пребыванием детей (дом малютки, недельные ясли, больницы): бедный психический климат в среде, недостаток человеческого внимания, недостаток положительного эмоционального проявления со стороны персонала, изоляция ребенка от общения с естественной средой. В случае если ребенка переводят в другое учреждение, другое отделение больницы, в другую палату после длительного общения с полюбившейся ему медсестрой, то он испытывает психическую травму от разлуки со своей «второй мамой». Сепарация - ситуация, в которой происходит прекращение связи ребенка с его социальной средой (в частности, с теми людьми, которые являются для него источником эмоционального удовлетворения). Сепарация обычно опасна тогда, когда ей подвергся ребенок, находящийся еще в сильной зависимости от матери или того, кто ее заменяет. Сепарация может быть постепенной или внезапной, полной или частичной, короткой или длительной. Она может иметь травмирующее действие разной силы, способствовать психической депревации.

Следствием могут быть следующие признаки регресса высшей нервной деятельности ребенка:

1.Депрессия и плач.

2.Шумный злобный протест, беготня, поиски матери.

3.Аутизм, замкнутость (тихо играет, «не узнает мать»).

4.Отупелость (монотонные, стереотипные кивательные движения, сосание пальца, не артикулированные звуки и другие проявления, несоответствующие возрасту).

Угнетающее влияние на ребенка оказывает длительное нахождение в больнице без стабильных положительных эмоций в условиях недостаточной педагогической работы, холодного отношения со стороны медицинского персонала и при обилии стресса от процедур.


Заболевание ребенка - это всегда трудная ситуация для семьи. Это нарушение установившегося стереотипа отношений в семье, сна и бодрствования ее членов. Реакция ребенка на болезнь во многом зависит от поведения родителей и тех форм воспитания, которые существуют в семье.

При помещении в больницу без предварительной подготовки по экстренным показаниям у ребенка может возникнуть патологическая реакция протеста. В это время ребенок кричит, плачет, не отпускает мать, отказывается вступать в контакт с окружающими. Реакция протеста может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней. У некоторых она переходит в хорошие отношения с персоналом, у других переходить в состояние отчаяния, ребенок становится плаксивым, плохо ест, не вступает в контакт с окружающими, при посещении родных у него бурная реакция отчаяния с требованиями забрать его домой. Маленький ребенок живет минутой, он только в настоящем, прошлое и будущее для него не имеют конкретного значения.

Соматическое заболевание может вызвать у ребенка астенические симптомы: нарушение сна, повышенная утомляемость, слезливость, обидчивость. Иногда на этом фоне возникают страхи, особенно боязнь темноты, ночное недержание мочи. В ряде случаев выступают симптомы, указывающие на задержку развития. У детей исчезают навыки самообслуживания, нарушается речь, опрятность, в поведении возникают реакции, свойственные детям более раннего возраста.

У детей дошкольного возраста расстройства недостаточно дифференцированы, клиническое содержание отличается однообразием, бедностью, значительным участием двигательных компонентов, частыми колебаниями настроения от плаксивости, недовольства до расторможенности, дурашливости.

К подростковому периоду у детей жалобы формируются более четко, появляется чувство и сознание болезни. Постепенно с возрастом соматическое заболевание может сделаться дополнительным психотравмирующим фактором.

Дети, длительно болевшие в дошкольном и школьном возрасте, родители которых создавали для них особые условия, в последующем часто обнаруживают склонность к истерическим реакциям, а в структуре личности выявляются черты психического инфантилизма, затрудняющие адаптацию к внешним условиям среды.
14 Анатомические и физиологические основы психической деятельности

Практически все отделы и структуры центральной и периферической нервной системы задействованы в по­лучении и переработке информации, однако особое значение для психики человека имеет