Файл: 1. Детская психиатрия, ее место в психиатрии, общей медицине и в педиатрии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 629

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 Уклончивое поведение: уход или удаление от источника стресса.

 Пассивное поведение: колебание, ожидание или отставка (отказ от действий).

  1. Стратегии совладания в ситуациях потери (например, потери отношений) или неудачи:  Действия, направленные на предотвращение надвигающейся потери или отказа (неудачи).

 Действия, направленные на переориентацию со значимых объектов, поиск источников эквивалентной замены (заместителя).

 Пассивное поведение: ожидание, колебание или отставка.

Позднее, R.S. Lazarus и S. Folkman (1987) классифицируют стратегии совладания уже в соответствии с выделенными ими двумя основными функциями копинга:

1) копинг, «сфокусированный на проблеме», направлен на устранение стрессовой связи между личностью и средой (problem focused);

2) копинг, «сфокусированный на эмоциях», направлен на управление эмоциональным стрессом (emotion focused). Необходимость учета обеих функций авторы обосновывают наличием эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов переживания стресса, которые образуют разнообразные комбинации [77]. При этом S. Folkman выделяет активное и пассивное копинг-поведение.

7 Понятие о неврозе, внутриличностном конфликте при нем

Итак, разберем три основных формы  невроза и внутренние конфликты, из которых они рождаются.

  • Неврастения. Неврастенический конфликт заключается в противоречии между возможностями человека и теми требованиями, которые он предъявляет к себе. Это значит, что неврастеник требует от себя больше, чем может выполнить. Этот конфликт можно назвать «хочу, но не могу». Такие больные раздражительны и конфликтны, легко вспыхивают и быстро истощаются, устают и теряют силы.  В результате человек  разочарован в себе, чувствует постоянную нехватку времени и сил, не успевает, не справляется с проблемами.  Больные часто страдают от головных болей и проблем с сердцебиением.

  • Истерический невроз.  Внутренний конфликт  истерика состоит в резком расхождении требований, которые человек предъявляет себе с требованиями, которые он предъявляет к окружающим. Такой человек очень требователен к другим людям, но очень мягок в отношении к себе. Такой конфликт можно охарактеризовать, как «хочу и вы мне должны». В результате его отношения с окружающим миром постоянно напряжены — он не удовлетворён своим положением, вниманием к своей персоне. Его не устраивает, как люди относятся к нему, что они для него делают и что от него хотят.

  • Невроз навязчивых состояний. Внутренний конфликт при этом неврозе заключается в рассогласовании между желаниями и потребностями человека, с одной стороны, и нравственными требованиями с другой. И этот конфликт можно назвать, как «хочу, но не должен». Человек хочет быть лёгким в общении, свободным, не обременённым ответственностью, любящим. Но при этом он считает, что от него требуется серьёзность, ответственность, соблюдение жёстких моральных принципов, не позволяющих ему расслабляться, быть легкомысленным и выбирать себе занятие по вкусу. Навязчивые состояния — страхи, мысли и действия — чаще всего возникают именно у больных этой формой невроза.


8 Понятие о реабилитации социально-психологические основы реабилитации больных

Реабилитация— комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Принципы:

1. единство биологических и психосоциальных методов воздействия.

2.принцип партнерства. Апелляция к личности.

3. разносторонности приводимых воздействий, направленных на разные стороны жизнедеятельности больного: ψие, семейные, социальные.

Основа системы реаб.– перестройка системы отношений личностей и приспособление индивидуума к основным сторонам жизнедеятельности.

4.принцип ступенчатости

Этапы реабилитации.

1. восстановительное лечение. Задачи – устранение или смягчение проявлений болезни, предупреждение формирования дефекта, инвалидизации; усиление компенсаторных механизмов, восстановление нарушенных функций и социальных связей. Характеризуется применением сочетания биологических методов лечения с различными психосоциальными воздействиями. Лечение средой, занятостью, психотерапия, лечебная физкультура, физиотерапия.

2. реадаптация. Задачи: приспособление больного к условиям внешней среды – жизни и трудовой деятельности. Преобладают психосоциальные воздействия, среди коих на первом месте – стимуляция социальной активности. Психотерапия проводится как с больным, так и с родственниками.

3. собственно реабилитация. Задача – восстановление в правах, в индивидуальной и общественной ценности больного; восстановление доболезненных отношение с социальной средой.

Одним из наиболее эффективных и допустимых приемов оказания психологической помощи инвалидам по изменению личностных реакций, наряду с психологическим диагностированием и консультированием, является психологическая коррекция и психотерапия.

Психологическая коррекция - это комплекс мероприятий, направленных на исправление и улучшение психологических характеристик человека в соответствии с определенными требованиями за счет внутренних резервов самой личности. Коррекция соматонозогнозии представляет собой систему определенной психологической и физиологической функциональной организации инвалида для выработки психологической защиты и перестройки его установок в отношении заболевания.



Эффективными методами психокоррекционной деятельности являются:

психологическая поддержка - комплекс плановых или эпизодических мероприятий, направленных на поощрение позитивных сдвигов и результатов поведения и деятельности инвалида;

психологическое сопровождение представляет собой альтернативный набор мероприятий в которых проявляется психическая активность личности в присутствии и при поддержке специалиста;

психологическое внушение - безальтернативное указание на вполне определенный порядок поведения и деятельности в соответствии с нормой;

социально-психологическое упреждение - комплекс организационных и групповых мероприятий, направленных на создание благоприятных условий социального взаимодействия личности;

- психологическая нагрузка - способ формирования навыков
преодоления психологически сложных для разрешения ситуаций в
эмоциональной и рациональной сфере.

Психотерапия определяется как комплексное лечебное воздействие психическими средствами на психику инвалида, а через нее на весь организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к своему заболеванию, себе и окружающей среде. Наиболее адекватным приемом психотерапевтического воздействия в ситуации инвалидности является рациональная психотерапия разъясняющего, успокаивающего, отвлекающего и активизирующего характера. При этом допускается косвенное внушение с





учетом индивидуальных особенностей личности инвалида, характера заболевания и тяжести общего состояния.

Психология семейных отношений Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

 

  • репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства — главная функция семьи;

  • воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

  • хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

  • экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

  • функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:

  • духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;

  • социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

  • досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

  • эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.


 

 социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации.

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:

  • моногамия — брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:

  • полигамия — брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака:

    • групповой брак, когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах):

    • полиандрия (многомужество) - редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;

    • полигиния (многоженство) - самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.

Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:

  • нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;

  • расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:

  • эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);

  • экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.

Виды семей в зависимости от местожительства супругов:

  • патрилокальные - молодые живут в семье мужа;

  • матрилокальные - в семье родителей жены;

  • неолокальные - поселяются отдельно от родителей.

Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

  • матриархат — власть в семье принадлежит женщине;

  • патриархат - во главе стоит мужчина;

  • эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

 

Этапы развития семейных отношений между мужем и женой

Влюбленность

Привыкание

Компромиссы.

Если пара успешно преодолела предыдущий этап, наступает время устойчивых семейных отношений. Это не всегда гарантирует удовлетворение обоим партнерам, т.к. компромисс в семье достигается разными способами (равноправие, подчинение, смирение, давление и т.д.) – каждый из супругов выбирает и играет свою роль, которая устраивает всех в той или иной степени.


Обыденность и рутина.

 Постепенно семейные отношения теряют страсть, становятся предсказуемыми. Скука в общении так же опасна, как и взрыв эмоций на предыдущих. Супруги устают друг от друга, теряют смысл в продолжении семейных отношений, начинают искать приключения на стороне.

 Зрелая семья.

Если мужчина и женщина успешно преодолели первые 4 уровня, приходит время для осознанных семейных отношений, которые не всегда держатся на любви. Зачастую цементом таких отношений выступают взаимное уважение, опыт совместного преодоления трудностей, общие интересы (в том числе материальные), а также страх одиночества.

Кризисы в семье

 Кризис семейной жизни – неизбежный переход на новый виток отношений. Не нужно этого бояться, но подготовиться, научиться идти на уступки и брать на себя ответственность стоит, если есть цель сохранить семью. Специалисты выделяют несколько периодов семейных отношений:

Первый год семейной жизни – происходит формирование и установление внутренних и внешних границ семьи, притирка характеров и привычек мужчины и женщины.

С 3-го по 5-й год – как правило, в это время появляется первый ребенок, решается жилищный вопрос, приобретается совместное дорогостоящее имущество. Происходит перераспределение ролей (супруги-родители), появляются новые обязанности, новая ответственность. Влюбленность перерастает в дружбу или привычку.

С 7-го по 9-й год – дети подросли, все «устаканилось». Появляется усталость друг от друга, пресыщение в сексе и совместных привычках, чувство рутины в быту и общении, разочарование в ожиданиях, которые не реализовались.

С 15-го по 20-й год – дети вырастают и отделяются от родительской семьи, карьера достигает определенного пика. Возникает чувство, что все достигнуто, непонятно, куда двигаться дальше. Этот период нередко совпадает с кризисом среднего возраста у мужчины или женщины (40 лет), что также рождает неопределенность дальнейших отношений.
9 Психология терапевтического больного

На начальных стадиях заболевший человек, как правило, находится в растерянности, не понимая, что с ним происходит, насколько происходящее серьезно и к каким последствиям может привести. Он напуган, не может планировать события своей жизни, теряет чувство контроля над ситуацией. По мере установления диагноза и лечения первоначальный страх пациента сменяется беспокойным ожиданием изменени