Файл: 1. Детская психиатрия, ее место в психиатрии, общей медицине и в педиатрии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 657

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В нейростатусе на этой стадии обнаруживаются преходящая неравномерность зрачков, парезы глазных мышц, тремор, неравномерность сухожильных рефлексов, дискоординация движений, неуверенность походки. Речь становится монотонной, заторможенной или, напротив, необоснованно торопливой.

В крови реакция Вассермана чаще слабоположительная или отрицательная. При исследовании СМЖ реакции Вассермана, Нонне-Апельта, Панди резкоположительны, выявляются цитоз (20 — 30 клеток), увеличение содержания белка. РИТ и РИФ во всех разведениях резко положительны.

В периоде расцвета — во второй стадии болезни — наряду с нарастающим слабоумием, снижением памяти и слабостью мыслительного процесса возникают бредовые идеи, повышение настроения с грубой сексуальной распущенностью. Критика к состоянию у таких больных отсутствует и наблюдается анозогнозия. Иногда развивается депрессия с суицидальными тенденциями, нигилистическим бредом.

На заключительном (третьем) этапе, называемом также марантической стадией, наблюдается тотальный распад психической деятельности, полная беспомощность и физический маразм[

Психические нарушения при прогрессивном параличе сопровождаются множественной неврологической симптоматикой. Одним из ранних признаков являются зрачковые симптомы: стойкая анизокория с миозом и деформацией зрачков в сочетании с симптомом Аргайла Робертсона — ослаблением или отсутствием фотореакции при сохранении реакции на аккомодацию и конвергенцию, патогномоничным для люэтического поражения ЦНС. Важным признаком является дизартрия: больной не в состоянии чисто артикулировать отдельные фразы; во время произношения слов он как бы спотыкается на слогах. Помимо дизартрии встречается логоклония. Она характеризуется неоднократным повторением последнего слога в слове, например «моне-та-та-та-та». Часто наблюдается двусторонний парез лицевого нерва. В этом случае лицо больного маскообразно с вялым и бессмысленным выражением, тонкие мимические движения исчезают вообще. Речь гнусавая из-за паралича мягкого неба. Язык показывается неуверенно, на нём заметны подергивания отдельных мышечных пучков. Постепенно дизартрия нарастает, речь становится все более невнятной, смазанной, а затем и малопонятной. Расстраивается и почерк: строчки при письме становятся неровными (то взлетают вверх, то падают вниз), наблюдаются пропуски букв. Сами буквы неодинаковы, с углами вместо закруглений, они пропускаются или некстати повторяются.


Нарушается также трофика тканей больных прогрессивным параличом. У них наблюдаются повышенная ломкость костей, выпадение волос, отеки, образование трофических язв. Несмотря на чрезмерный аппетит, отмечается резкое прогрессирующее истощение больных.

При неврологическом обследовании обнаруживаются на стадии деменции те же расстройства, что и в стадии расцвета болезни, однако, они протекают заметно тяжелее, значительно чаще возникают припадки, развиваются инсульты с последующими стойкими парезамипараплегиями, афазией и апраксией, нередко приводящие к летальному исходу. В соматическом статусе обращают на себя внимание резкое похудение, многочисленные трофические язвы, ломкость костей, паралич мочевого пузыря, пролежни.

3. Алкогольная зависимость Стадии развития Изменения личности при алкоголизме

Стр 15 Частная психиатрия

4. Этиология алкоголизма Факторы способствующие развитию алкоголизма

В настоящее время среди этиологических факторов алко­голизма выделяют: социальные, психологические и биоло­гические. К социальным факторам относят житейские традиции на­рода, социальное положение индивидуума (семейное положе­ние, образование, экономическая обеспеченность, профессия,образ жизни), этническую и религиозную принадлежность, обычаи и влияние ближайшего окружения (семья, товари­щи, компания и пр.). Социальные факторы, предраспола­гающие к развитию и пьянства, и алкоголизма, обычно сов­падают.

П.Н.Литвинов (1968) выделил следующие основные социальные факторы, способствующие развитию пьянства и алкоголизма у подростков и юношей: 1) низкий уровень образования (77 %); 2) обычаи ближайшего окружения (90,7 % — рабочие с низкой квалификацией); 3) условия воспитания в семье (52 воспитывались без отца и 62 % в семьях, где отец алкоголик); 4) раннее вступление в само­стоятельную жизнь (89 % начали работать до 17 лет); 5) раннее употребление алкоголя (79 % стали употреблять алкоголь до 17 лет).

Многие исследователи среди факторов, способствующих формированию пьянства у подростков, выделяют отсутствие антиалкогольного воспитания в школе, ошибочное представ­ление об истинных свойствах алкоголя, терпимость общест­ва к пьянству подростков, высокооплачиваемость неквали­фицированного труда, не стимулирующую подростков к профессиональному росту и образованию



Среди большого числа социальных факторов особое зна­чение имеет влияние микросреды, окружающей подростка, и в первую очередь семьи. Исследования последних лет показа­ли, что это воздействие нельзя расценивать однозначно: хоро­шая непьющая семья — хорошее влияние, плохая семья — плохое влияние. По данным Horburg et al. (1982), в семьях, где родители тяжело больны алкоголизмом, нередко дети со­всем не пьют, а дети трезвенников, наоборот, могут злоупот­реблять алкоголем.

Наибольшее значение в этом плане играют такие социальные факторы, как алко­гольные традиции семьи, низкий культурный уровень и кон­фликтные взаимоотношения родителей, отрицательное отно­шение к образованию, игнорирование общественных интересов 78 % случаев приобщение детей и подростков к алкоголю происходит в семье, под влиянием родителей и близких родственни­ков. Если в семье подростку разрешено пить, алкоголизм у него формируется примерно в 9 раз чаще, чем там, где употребление алкоголя считается недопустимым

что склонность к раннему систематическому употреблению спиртного у де­тей и подростков в семьях, где родители страдают алкоголиз­мом и пьянствуют на глазах у детей, примерно в 6 раз выше, чем в семьях, не злоупотребляющих алкоголем.


К психологическим факторам прежде всего относят пре-морбидные особенности личности, а также релаксирующее и эйфоризирующее свойства алкоголя, способствующие вызы­ванию «психического комфорта», облегчающие межличност­ные контакты.

Отрицательные социальные факторы не только определя­ют отношение личности к алкоголю, но в какой-то мере фор­мируют личность, предрасположенную к злоупотреблению алкоголем.

Личность подростка в силу ее психической и социальной незрелости менее защищена от воздействия внешних и внут­ренних стрессоров, чем личность взрослого человека. Поэто­му патологическая зависимость от алкоголя у подростков формируется особенно быстро

В то же время изучение личностных особенностей взрос­лых, склонных к злоупотреблению алкоголем, показало, что и они, так же как и подростки, отличаются психической и соци­альной незрелостью. Все злоупотребляющие алкоголем плохо адаптированы к ок­ружающей обстановке и проявляют низкую толерантность к обычным по силе стрессорам, не способны сопротивляться напряжению и при малейших трудностях склонны прибегать к «помощи» алкоголя-релаксанта.

Психологические особенности подростков и взрослых, склонных к злоупотреблению алкоголем
, сходны: и для тех, и для других характерны резкие колебания настроения, неус­тойчивость интересов, сенситивность, чувствительность, по­вышенная рефлексия и склонность к самоанализу, излишняя самоуверенность, переоценка своих возможностей, одновре­менное проявление полярных качеств психики (самоуверен­ность и легкая ранимость, развязность и застенчивость, лас­ковость и жестокость и т. п.).

Особенности личности, склонной к злоупотреблению ал­коголем, могут быть врожденными, но чаще развиваются под влиянием внешней среды. Hill (1962) выделил четыре типа личности, которые формируются семьей и больше других предрасположены к алкоголизму: 1) считающие себя безу­пречными, стоящими вне критики, осуждений и замечаний (дети переняли от родителей убежденность в сверхценности своего существования и безупречности поведения); 2) агрес­сивные, асоциальные, императивные, возбудимые, жестокие, с легко возникающим чувством ненависти; 3) неприспособ­ленные, непродуктивные, беспомощные, со склонностью к невротическим реакциям (результат воспитания сверхза­ботливых родителей); 4) странные, с чертами депрессивности и параноидности.

К биологическим факторам (врожденным и приобретен­ным) относят нарушения обменных процессов (катехолами-нового, алкогольного, витаминного и пр.), висцерогумораль-ные и эндокринные расстройства, неполноценность высших отделов центральной нервной системы, способствующие раз­витию алкоголизма, а также некоторые психические болезни и патологию характера.

5. Алкогольные психозы

Стр 22 Частная психиатрия

6 Лечение алкогольных психозов

упирование алкогольного делирия видоизменяется в зависимости от тяжести состояния. При легких и средних по тяжести (типичных) алкогольных делириях нет существенного нарушения гомеостаза и лечебные мероприятия ориентированы на клинические проявления психоза. Основные задачи при купировании легких и средних по тяжести делириозных состояний – устранение возбуждения и бессонницы, поддержание сердечно–сосудистой деятельности, восполнение потери жидкости. Для этих целей в течение десятилетий использовались различные гипнотики и седативные средства, а также их сочетания. Особенно эффективным оказалось сочетание этилового спирта с барбитуратами. Предложенная Е.А. Поповым (1935 г.) 
смесь этилового спирта с фенобарбиталом до сих пор с успехом применяется для купирования алкогольного абстинентного синдрома и алкогольного делирия. Использование этилового спирта выглядит вполне обоснованным, так как делирий, по современным представлениям, является наиболее тяжело протекающим абстинентным синдромом. В дальнейшем выяснилось, что еще более эффективным является сочетание амитала натрия со спиртом. Обычно назначают 0,4 фенобарбитала или 0,5–0,6 амитала вместе с 40–50 мл 40°–го этилового спирта. Смесь дается неоднократно до достижения многочасового сна.

С появлением транквилизаторов оказалось, что прекрасный эффект может дать введение 20–40 мг диазепама или 200–400 мг мепробамата. Диазепам (реланиум) оказался более предпочтительным препаратом, особенно при внутримышечном или внутривенном введении.

За рубежом, а затем и у нас в стране, достаточно широко использовался хлорметиазол. Особенно эффективно медленное капельное введение 500 мл 0,8% раствора хлорметиазола. Хлорметиазол применялся в малой хирургии для проведения рауш–наркоза. Способность препарата вызывать глубокий сон оказалась весьма ценной для купирования делирия. Разумеется, введение хлорметиазола требует постоянного контроля за состоянием больного из–за возможной во время наркоза остановки дыхания.

В отечественной наркологии с успехом использовалось медленное (капельное) введение 30–40 мл 20% раствора оксибутирата натрия. Обычно вначале вводится 20–40 мг диазепама, затем оксибутират натрия. Оксибутират натрия ценен тем, что повышает выносливость мозга к гипоксии, возникающей во время делирия, и быстро выделяется из организма.

Для купирования делирия использовались и некоторые средства для наркоза. Так, делирий купировали путем в/м введения 10 мл 10% раствора гексенала или 10 мл 2% или 5% раствора тиопентала натрия. Обычно для продления действия этих препаратов в клизме вводили 0,5 амитала натрия.

Делались также небезуспешные попытки использовать наркоз с помощью закиси азота.

Применялись и различные сочетания препаратов, оказавших седативное и снотворное действие. Так, эффективно сочетание 0,5 амитала с 50 мг дифенгидрамина или 50 мг дифенгидрамина с 50 мг прометизина.

Из нейролептиков использовались хлорпромазин, бутирофеноны. Оказалось, что от применения мощных –адренолитиков лучше отказаться – из–за возможного падения артериального давления. Вместе с тем внутримышечное введение 10–15 мг галоперидола весьма часто приводит к уменьшению возбуждения, наступлению сна.