Файл: 1. Детская психиатрия, ее место в психиатрии, общей медицине и в педиатрии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 616
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сложная сенсомоторная дифференциация является основой для формирования уже в дошкольном возрасте первых понятий, умозаключений, категорий абстрактного и причинного мышления. Наиболее отчетливо этап сенсомоторного периоды, развития завершается формированием у ребенка представления «схемы тела» (к 6—7 годам); это выступает вначале в виде ориентировки ребенка в сторонах тела, уверенно на себе, а нередко уже и на собеседнике.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).
3. Аффективный этап развития психики.
Данный этап развития психики продолжается с 3 до 12 лет. Чувства, аффективные реакции значительно более общи, чем другие явления психики.
По мере развития идеаторной сферы ребенка аффективные реакции его все более усложняются. Образы непосредственно воспринятого пересочетаются то с радужными, то с неприятными образами представлений. Возникает первичное осмысленное предвидение приятного или неприятного, доброго или злого.
4. Идеаторпый этап развития психики.
Он начинается еще в глубине сенсомоторного этапа развития и находит свое выражение в сложных формах пересочетания представления, в появлении и развитии речи, формировании простых и усложняющихся понятий, суждений, умозаключений. Однако истинное начало его должно быть датировано возрастом 11—12 лет. В это время при продолжающемся усложнении и обогащении сознания ребенка понятиями, суждениями возникает возможность строить самостоятельные сложные умозаключения. Ребенок все больше обретает возможность наряду с практическим оперированием непосредственно наличествующими объектами и представлениями о них строить предварительный план действий, поступков в уме.
Период этот знаменателен и другим: на основе присущего индивидууму темперамента и сложившегося в детстве характера завершается формирование личности. Без социальной среды и, в частности, без осознания индивидуумом своей общественной, социальной принадлежности зрелая личность не существует. Она всегда является следствием взаимопроникновения видового (темперамента), индивидуального (характер) и общественного, социального опыта.
7. Влияние семейной обстановки на психическое здоровье ребенка.
Трудно переоценить значение взрослого, а тем более родителя, его общения с ребенком, для психического развития и психического здоровья ребенка. Именно с близким взрослым ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомиться с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Так, если взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым (например, при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка), то он во многом начинает отставать от своих сверстников в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такие дети пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми.
В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой родных, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений. Более того, наибольшее число неврозов наблюдается в старшем дошкольном и младшем щкольном возрасте. Поэтому родителям с первых лет жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие его. Можно выделить 3 основных группы факторов, которые оказывают влияние на психологическую атмосферу в семье, и, следовательно, на психическое здоровье ребенка: социально-психологические, социально-культурные и социально-экономические.
Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на психику.
На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу, помещение ребенка в ясли. Помещение ребенка в д/у до 3 лет или привлечение няни в этом возрасте является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у 2-х летнего ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней. А к 3-м годам у детей формируется чувство «Я», уменьшается зависимость от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. К 3-м годам у ребенка появляется желание стать независимым, желание общаться с другими детьми, и его можно помещать в детский сад не опасаясь за его здоровье.
К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей относятся такие, как дисгармония семейных отношений, семейного воспитания, нарушения в сфере детско-родительских отношений. Дети-дошкольники имеют тесную эмоциональную привязанность к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок не может еще хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности, во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и недостоин любви. Т.о., частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и может стать источником их психического нездоровья.
Считается также, что психическое здоровье ребенка зависит и от стиля родительского воспитания, от характера взаимоотношения родителей и детей.
1. Потворствующая гиперпротекция. Ребенок воспитывается как кумир семьи, освобождается от ответственности, его желаниям потакают, восхищаются даже минимальными успехами. В условиях такого стиля у ребенка формируется конфликт между завышенным уровнем притязаний, стремлением к доминированию и неспособностью к реальной оценке своих возможностей и внешних обстоятельств, к приложению сил для достижения желаемого; возрастает вероятность развития истероидных и гипертимных черт в характере.
2. Доминирующая гиперпротекция. Повышенное внимание и забота, чрезмерная опека и мелочный контроль, запреты со стороны взрослого затрудняют развитие самостоятельности и ответственности ребенка. В таких условиях он иногда рано и резко эмансипируется (часто и с ущербом для себя, например, через асоциальное поведение) либо в его характере доминируют пассивность, зависимость, неумение себя защитить; акцентуируются астенические черты характера.
3. Жестокость. Ребенок вызывает недовольство и раздражение родителя, что иногда компенсируется навязчивой, неадекватной заботой. Враждебность взрослого к ребенку может проявляться и в открытой форме, в виде насилия — избиения, издевательств, депривации потребностей и т.п. Жестокость способствует развитию акцентуации по эпилептоидному типу.
4. Эмоциональное отвержение. Этот стиль близок к жестокости, но в большей степени связан с игнорированием потребностей ребенка (воспитание по типу «Золушки»).
5. Повышенная моральная ответственность. В ребенке стимулируют прежде всего чувство долга, повышенной ответственности, часто не соответствующие его возрасту и возможностям. В таких условиях он боится разочаровать родителей, допустить ошибку, выразить свои чувства, что способствует развитию психастенических черт в характере.
6. Гипопротекция (безнадзорность). Стиль характеризуется недостатком опеки и контроля, безнадзорностью, попустительством со стороны взрослого. В некоторых случаях опеки и контроля может быть даже много, но они имеют формальный характер, не ориентированный на потребности и особенности ребенка. Ребенок может использовать асоциальное поведение из-за неудовлетворенной потребности в родительском внимании, характерна неустойчивость поведения.
8. Эмбрии- фетогенез центральной нервной системы. Особенности формирования психики в фило-и онтогенезе. Эмбриопатии, фетопатии.
Эмбриогенез
Нервная система развивается из эктодермы. Замыкание нервной трубки происходит на 4-й неделе развития. Нервная борозда начинает замыкаться в нервную трубку не посередине, а в области головного конца тела, где позднее возникает средний мозг. Нервная трубка содержит внутри нервный канал, сначала имеющий переднее и заднее отверстия, позднее они закрываются.
Из туловищного отдела нервной трубки развивается спинной мозг. Из клеток плащевого слоя формируются нейроны спинного мозга. По периферии нервной трубки находится краевой слой, в котором происходит образование нервных путей, составляющих белое вещество спинного мозга. Передняя, расширенная часть нервной трубки является зачатком головного мозга. У 4-недельного эмбриона здесь различимы первичные мозговые пузырьки, из которых образуются 3 главных отдела головного мозга: передний, средний и задний. На 5-й неделе происходит разделение переднего и ромбовидного мозга, в результате чего образуются 5 окончательных отделов головного мозга. В наибольшей степени растет в дальнейшем конечный мозг, в котором формируются 2 полушария. В промежуточном мозге закладываются таламусы, и появляются выпячивания, которые дают начало эпи- и гипоталамусу. Во внутриутробном периоде наряду с формированием частей мозга происходит дифференцировка его внутреннего строения.
-
Период эмбриогенеза — 16—75 дни киматогенеза (выделение амниона и хориона, основной органогенез). -
Период раннего фетогенеза — 76—180 дни антенатального периода (образование плаценты и дифференцировка тканей); незрелый плод в конце этого периода приобретает жизнеспособность. -
Период позднего фетогенеза — 181—280 дни пренатального развития (продолжение дифференцировки тканей, инволюция плаценты).
Затем происходит процесс дифференциации нейроэпителиальных клеток на нейробласты и глиобласты. Глиобласты дают начало астроцитам, олигодендроцитам и эпиндимным клеткам. Нейробласты становятся нейронами. Далее происходит процесс миграции — нейроны перемещаются туда, где они будут выполнять свою функцию. За счёт конуса роста нейрон ползет, подобно амёбе, а путь ему указывают отростки глиальных клеток. Следующий этап — агрегация (слипание однотипных нейронов, например, участвующих в образовании мозжечка, таламуса и пр). Нейроны узнают друг друга благодаря поверхностным лигандам — специальным молекулам, имеющимся на их мембранах. Объединившись, нейроны выстраиваются в необходимом для данной структуры порядке.
После этого идёт созревание нервной системы. Из конуса роста нейрона вырастает аксон, от тела отрастают дендриты.
Затем происходит фасцикуляция — объединение однотипных аксонов (образование нервов).
Последний этап — запрограммированная гибель тех нервных клеток, в которых произошёл сбой за время формирования нервной системы (около 8 % клеток посылают свой аксон не туда, куда нужно).