Файл: 1. Детская психиатрия, ее место в психиатрии, общей медицине и в педиатрии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 621

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Этапы развития психики животных в филогенезе


Выделяют три этапа развития психики животных в филогенезе:

  • элементарная сенсорная психика (стадия элементарной чувствительности);

  •  перцептивная психика (перцептивная стадия психики);

  •  интеллект (стадия интеллектуальной психики).

На стадии элементарной чувствительности  животное (от одноклеточных до хордовых) реагирует лишь на отдельные свойства предметов внешнего мира. Его поведение определяется врожденными инстинктами (самосохранения, питания, размножения). Инстинкт – это врожденная, неизменяемая форма поведения, которая одинаково проявляется у особей одного вида; врожденная последовательность, алгоритм ответных реакций на определенные раздражители. Инстинктивное поведение для каждого вида животных специфично, структура и цели каждой формы проявления инстинкта закреплены генетически.  Примером проявлением чувствительности может быть изменение траектории движения дождевого червя в зависимости от наличия света. 

Отличительная особенность сенсорной психики – отражение только отдельных свойств, а не предмета в целом. Пример: лягушка реагирует только на движущийся предмет. Летящего комара или бумажку на веревочке она поймает, а обездвиженную мошку при этом будет полностью игнорировать.

Перцептивная стадия психики связана с усложнением строения нервной системы, появлением головного и спинного мозга. На этой стадии у высокоразвитых животных (птицы, млекопитающие) действительность отражается в виде целостных образов предметов, то есть имеет место предметное восприятие. При этом организм может одновременно реагировать на несколько различных раздражителей. У животных на перцептивной стадии психики, наряду с инстинктами, появляются навыки – индивидуальные формы поведения, приобретенные в процессе жизнедеятельности. Наиболее выражены навыки у животных, имеющих кору больших полушарий головного мозга.

Третья стадия развития психики – стадия интеллектуальной психики. Для организмов на этой стадии психики (например, приматов) характерен большой объем головного мозга, наличие коры больших полушарий с бороздами и извилинами. Эти физиологические изменения обусловлены изменением формы отражения. Животное способно не только воспринимать образ целостно, но и

отражать связи и отношения между предметами, ситуацию в целом, прогнозировать дальнейшее развитие ситуации на ближайшую перспективу. В результате интеллект позволяет животному обходить препятствия, находить способы решения двухфазных задач, требующих для решения предварительных подготовительных действий. Интеллектуальный характер носят действия животных-хищников, дельфинов, человекообразных обезьян.

Онтогенез - это индивидуальное развитие, тогда как филогенез является развитием вида в целом. Биологический онтогенез, согласно закону Мюллера-Геккеля, является копированием филогенеза. По онтогенеза психики человека это утверждение не является таким несомненным. Человек рождается именно человеком, и овладение ею высших форм психической деятельности происходит иначе, чем у животных. Соціологізуючи онтогенез человеческой психики можно утверждать, что это различие окончательно обусловливается влиянием общества. Но если применить методологический принцип творческой самодеятельности, онтогенез психики предстанет как развертывание чисто человеческой сущности в биологических и социальных условиях. Эти условия могут исключить возможность этого саморазвития человека (генетические аномалии приводят к умственной нецовноцінності, отсутствие социальных контактов в сензитивний период развития также оказывается разрушительной), но не вносят в индивидуальное развитие человека ничего такого, что не было присутствовать ее потенции.

Изучением онтогенеза психики человека занимаются две психологические науки: общая психология, возрастная психология.

Онтогенез человека возрастная психология разделяет на сензитивные периоды, каждый из которых способствует появлению у человека определенных психических новообразований. Если новообразования не появится в свое время, вероятно, что оно может не появиться вообще, потому воспитательное воздействие на определенные стороны личности должен быть своевременным (иначе он будет неэффективным). Сензитивные периоды объединяются в стадии. Эти стадии существуют объективно, они отделяются друг от друга возрастными кризисами (1-го, 3-го, 7-го годов жизни, подросткового возраста и др.), однако о содержании этих стадий у психологов нет единого мнения. Есть большое количество теорий онтогенеза, некоторые из которых приведены ниже:


Теория рекапитуляции Холла-Болдуина, согласно которой в онтогенезе повторяется соціогенез (развитие общества). Отсюда и довольно странные названия стадий онтогенеза: первобытное варварство, охота, пастушество, земледелие, торгово-промышленная.

Теория детской сексуальности 3. Фрейд утверждает, что стадии онтогенеза обусловлены развитием сексуальности. Он отличает оральную, анальную, фаллической, латентную и генитальную стадии, привязывая их к освоения человеком различными эрогенными зонами. Фиксация на какой стадии, обусловлена наиболее яркими впечатлениями, связанными с ней, является источником психопатологии.

Эпигенетическая теория Е. Эриксона (теория жизненного цикла) разделяет онтогенез на восемь стадий психо-социального развития, на каждой из которых человеком решается определенная проблема - и следствием решения есть определенное возрастное психическое новообразование. В решении проблемы базового доверия-недоверия к миру рождается надежда; в противостоянии автономии и стыда и сомнения - сила воли в выборе между инициативой и чувством вины - целеустремленность; в противоборстве трудолюбия и неполноценности - компетентность; в избрании идентичности вопреки смешению ролей - верность; в конфликте близости и изоляции - любовь; в утверждении генеративності против стагнации - попечительства; в получении целостности вопреки отчаяния - мудрость.

Теория ведущей деятельности О. М. Леонтьева, согласно которой содержанием стадий психического онтогенеза является последовательное овладение человеком видами деятельности, такими как игра, учение, труд.

Эмбриопатия:

К основным порокам ЦНС относятся следующие аномалии:

1. Анэнцефалия — агенезия головного мозга (обычно кроме продолговатого). Сочетается с акранией — отсутствием костей свода черепа и покрывающих их мягких тканей.

2. Микроцефалия — гипоплазия головного мозга.

3. Микрогирия — уменьшение величины извилин мозга.

4. Порэнцефалия — врождённый поликистоз головного мозга. Кисты связаны с желудочками и выстланы эпендимой.

5. Врождённая гидроцефалия — избыточное накопление ликвора в желудочках (внутренняя гидроцефалия
) или в субарахноидальном пространстве (наружная гидроцефалия).

6. Циклопия — наличие одной глазницы, в которой расположены два глаза или одно глазное яблоко.

7. Грыжи головного и спинного мозга — выпячивания вещества мозга и/или его оболочек через дефекты костей. Среди дефектов костей особое значение имеет spina bifida (рахисхиз) — расщепление дорсального отдела позвоночника.

  • Менингоцеле — грыжевой мешок содержит только оболочки.

  • Менингоэнцефалоцеле — в грыжевом мешке содержатся оболочки и вещество головного мозга.

  • Энцефалоцистоцеле — содержимым грыжевого мешка является фрагмент головного мозга с мозговым желудочком.

  • Менингомиелоцеле — в грыжевом мешке содержится вещество спинного мозга с оболочками.

  • Миелоцеле — содержимым грыжевого мешка является вещество спинного мозга.

Фетопатии: врожденный токсоплазмоз.

9. Возрастная периодизация. Этапы психического развития

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина — возрастная периодизация развития ребёнка от рождения до 17 лет, разработанная советским психологом Д. Б. Элькониным. Периодизация Эльконина является общепринятой в российской возрастной психологии[1][2].

Согласно Д. Б. Эльконину всё детство разделяется на 3 эпохи. Переход от одной эпохи к другой происходит в результате кризиса, в котором разрешается движущее противоречие между уровнем развития двух сфер: развитые операционно-технические способности не соответствуют наличествующей мотивационной сфере ребёнка. Каждая эпоха состоит из 2 периодов, различающихся тем, какая система является преобладающей: первый период внутри каждый эпохи связан с развитием мотивационно-потребностной сферы, а второй — операционно-технической. Кризис при переходе от одного периода к другому внутри эпохи связан с несоответствием сформировавшихся мотивов и потребностей с теми возможностями реализации деятельности, которые есть у ребёнка. В периодах можно выделить более мелкие единицы — фазы.

В периодизацию не включено пренатальное развитие, так как в этом периоде действуют другие механизмы развития (органического созревания).