Файл: Федеральное государст венное авт ономное образоват ельное учреждение высшего образования белгородский государственный национальный.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
16 и
ᐧ
услуг.
ᐧ
При
ᐧ
этом
ᐧ
выбор
ᐧ
конкретного
ᐧ
механизма
ᐧ
расчета
ᐧ
заработной
ᐧ
платы,
ᐧ
при
ᐧ
применении
ᐧ
комиссионной
ᐧ
формы
ᐧ
оплаты
ᐧ
труда,
ᐧ
регламентируется
ᐧ
исключительно
ᐧ
внутренними
ᐧ
нормативными
ᐧ
актами
ᐧ
компании и
ᐧ
зависит от
ᐧ
специфики
ᐧ
деятельности
ᐧ
организации.
ᐧ
Также, в
ᐧ
зависимости от
ᐧ
вида
(
продаваемых
ᐧ
товаров и их
ᐧ
экономической
ᐧ
отдачи в
ᐧ
компании
)
ᐧ
может
ᐧ
быть
ᐧ
установлен
ᐧ
дифференцированный
ᐧ
размер
ᐧ
процентов.
1 2 3 4 5 6 7
1.3.
ᐧ
Нормативное
ᐧ
регулирование и
ᐧ
организация
ᐧ
бухгалтерского
ᐧ
учета
ᐧ
расчетов с
ᐧ
персоналом по
ᐧ
оплате
ᐧ
труда
ᐧ
Учетом
ᐧ
труда и
ᐧ
заработной
ᐧ
платы в
ᐧ
организациях
ᐧ
занимается
ᐧ
бухгалтерский
ᐧ
отдел по
ᐧ
расчету с
ᐧ
персоналом. На
ᐧ
малых
ᐧ
предприятиях
ᐧ
этим
ᐧ
вопросом
ᐧ
может
ᐧ
заниматься
ᐧ
один
ᐧ
бухгалтер. Но,
ᐧ
все
ᐧ
они, в
ᐧ
любом
ᐧ
случае,
ᐧ
опираются
(
на
ᐧ
нормативную
ᐧ
основу и
ᐧ
правила
ᐧ
ведения
)
ᐧ
учета
ᐧ
труда и
ᐧ
заработной
ᐧ
платы [37, с. 78].
ᐧ
Нормативные
ᐧ
акты
ᐧ
регулирующие
ᐧ
оплату
ᐧ
труда:
1.
ᐧ
Российская
ᐧ
Федерация.
ᐧ
Государственная
ᐧ
Дума.
ᐧ
Налоговый
ᐧ
Кодекс
ᐧ
Часть 2.
2.
ᐧ
Российская
ᐧ
Федерация.
ᐧ
Государственная
ᐧ
Дума.
ᐧ
Семейный
ᐧ
Кодекс
3.
ᐧ
Российская
ᐧ
Федерация.
ᐧ
Государственная
ᐧ
Дума.
ᐧ
Трудовой
ᐧ
Кодекс
4. О
ᐧ
бухгалтерском
ᐧ
учете:
ᐧ
федеральный
ᐧ
закон от 06
ᐧ
декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
5. Об
ᐧ
обязательном
ᐧ
социальном
ᐧ
страховании на
ᐧ
случай
ᐧ
временной
ᐧ
нетрудоспособности и в
ᐧ
связи с
ᐧ
материнством:
ᐧ
федеральный
ᐧ
закон от
29
ᐧ
декабря 2006 № 255-ФЗ.
6. Об
ᐧ
обязательном
ᐧ
социальном
ᐧ
страховании от
ᐧ
несчастных
ᐧ
случаев на
ᐧ
производстве и
ᐧ
профессиональных
ᐧ
заболеваний:
ᐧ
федеральный
ᐧ
закон от
24
ᐧ
июля 1998 № 125-ФЗ.
17 7. Об
ᐧ
индивидуальном (персонифицированном)
ᐧ
учете в
ᐧ
системе
ᐧ
обязательного
ᐧ
пенсионного
ᐧ
страхования:
ᐧ
федеральный
ᐧ
закон от 01
ᐧ
апреля 1996 № 27-ФЗ.
8. О
ᐧ
минимальном
ᐧ
размере
ᐧ
оплаты
ᐧ
труда:
ᐧ
федеральный
ᐧ
закон от 19
ᐧ
июня
2000 № 82-ФЗ.
ᐧ
Современное
ᐧ
российское
ᐧ
трудовое
ᐧ
законодательство
ᐧ
закрепляет
ᐧ
следующие
ᐧ
правовые
ᐧ
принципы
ᐧ
организации
ᐧ
оплаты
ᐧ
труда:
ᐧ
отсутствие
ᐧ
дискриминации
ᐧ
при
ᐧ
оплате за
ᐧ
труд, то
ᐧ
есть за
ᐧ
равный
ᐧ
труд
ᐧ
производится
ᐧ
равная
ᐧ
оплата;
ᐧ
зависимость
ᐧ
заработной
ᐧ
платы от
ᐧ
трудового
ᐧ
вклада
ᐧ
работника;
ᐧ
закрепление в
ᐧ
трудовом
ᐧ
договоре
ᐧ
размера
ᐧ
заработной
ᐧ
платы
ᐧ
работников;
ᐧ
установление
ᐧ
минимального
ᐧ
размера
ᐧ
оплаты
ᐧ
труда
ᐧ
государством,
ᐧ
меньше
ᐧ
которого
ᐧ
зарплата не
ᐧ
может
ᐧ
быть
ᐧ
определена;
ᐧ
фиксирование
ᐧ
форм,
ᐧ
систем и
ᐧ
тарифов на
ᐧ
оплату
ᐧ
труда
ᐧ
коллективными
ᐧ
соглашениями.
В
ᐧ
настоящее
ᐧ
время
ᐧ
государство
ᐧ
отказалось от
ᐧ
прямого
ᐧ
централизованного
ᐧ
регулирования
ᐧ
оплаты
ᐧ
труда
ᐧ
работников.
ᐧ
Такой
ᐧ
подход
ᐧ
сохранился
ᐧ
только в
ᐧ
организациях
ᐧ
бюджетной
ᐧ
сферы. На
ᐧ
данный
ᐧ
момент
ᐧ
существует
ᐧ
два
ᐧ
метода
ᐧ
правового
ᐧ
регулирования
ᐧ
заработной
ᐧ
платы:
ᐧ
централизованный (государственный) и
ᐧ
децентрализованный (локальный).
ᐧ
Минимальный
ᐧ
размер
ᐧ
месячной
ᐧ
оплаты
ᐧ
труда
ᐧ
устанавливается в
ᐧ
централизованном
ᐧ
порядке [33, с. 85].
ᐧ
Порядок
ᐧ
определения
ᐧ
нормированной
ᐧ
величины
ᐧ
расходов на
ᐧ
оплату
ᐧ
труда
ᐧ
устанавливает в
ᐧ
централизованном
ᐧ
порядке
ᐧ
Правительство РФ.
ᐧ
Данная
ᐧ
величина
ᐧ
рассчитывается
ᐧ
исходя из
(
фактической
ᐧ
средней
ᐧ
месячной
ᐧ
оплаты
ᐧ
труда
ᐧ
работников,
ᐧ
включаемой
)
в
ᐧ
себестоимость
ᐧ
продукции и
ᐧ
фактической
ᐧ
средней
ᐧ
месячной
ᐧ
численности
;
ᐧ
работников [19, с. 20].
К
ᐧ
децентрализованному
ᐧ
регулированию
ᐧ
заработной
ᐧ
платы
ᐧ
относится:
18
ᐧ
штатное
ᐧ
расписание.
ᐧ
коллективный
ᐧ
договор.
ᐧ
локальные
ᐧ
нормативно-правовые
ᐧ
акты.
ᐧ
Существует
ᐧ
четыре
ᐧ
уровня
ᐧ
нормативного
ᐧ
регулирования
ᐧ
бухгалтерского
ᐧ
учета, и на
ᐧ
каждом из
ᐧ
них
ᐧ
осуществляют
ᐧ
регулирование
ᐧ
наделенные
ᐧ
соответствующими
ᐧ
полномочиями
ᐧ
субъекты
ᐧ
управления.
ᐧ
Уровни
ᐧ
нормативной
ᐧ
базы
ᐧ
представлены в
ᐧ
табл. 1.3.
ᐧ
Таблица 1.3
ᐧ
Уровни
ᐧ
нормативной
ᐧ
базы
ᐧ
Уровень
ᐧ
Нормативная
ᐧ
база
ᐧ
Первый
ᐧ
уровень
ᐧ
Законодательные
ᐧ
акты,
ᐧ
которые
ᐧ
принимаются
ᐧ
Государственной
ᐧ
Думой,
ᐧ
указы
ᐧ
Президента РФ и
ᐧ
Постановления
ᐧ
правительства,
ᐧ
регламентирующие
ᐧ
прямо
ᐧ
или
ᐧ
косвенно
ᐧ
постановку
ᐧ
бухгалтерского
ᐧ
учета в
ᐧ
организации.
ᐧ
Второй
ᐧ
уровень
ᐧ
Положения по
ᐧ
бухгалтерскому
ᐧ
учету,
ᐧ
устанавливающие
ᐧ
принципы,
ᐧ
базовые
ᐧ
правила
ᐧ
ведения
ᐧ
бухгалтерского
ᐧ
учета
ᐧ
отдельных
ᐧ
объектов и на
ᐧ
отдельных
ᐧ
его
ᐧ
участках. На
ᐧ
этом
ᐧ
уровне
ᐧ
регулирующим
ᐧ
органом
ᐧ
выступает
ᐧ
только
ᐧ
Министерство
ᐧ
финансов РФ.
ᐧ
Третий
ᐧ
уровень
ᐧ
Рекомендации по
ᐧ
ведению
ᐧ
бухгалтерского
ᐧ
учета, в
ᐧ
том
ᐧ
числе
ᐧ
инструкции,
ᐧ
указания и т.п.
ᐧ
Разрабатывать их
ᐧ
могут
ᐧ
все,
ᐧ
кто
ᐧ
заинтересован в
ᐧ
интерпретации и
ᐧ
детализации
ᐧ
положений
ᐧ
нормативных
ᐧ
правовых
ᐧ
актов
ᐧ
первого и
ᐧ
второго
ᐧ
уровней.
ᐧ
Четвертый
ᐧ
уровень
ᐧ
Рабочие
ᐧ
документы
ᐧ
организации, в
ᐧ
которых на
ᐧ
основе
ᐧ
общеустановленных
ᐧ
правил и
ᐧ
принципов
ᐧ
они
ᐧ
формируют
ᐧ
свою
ᐧ
учетную
ᐧ
политику,
ᐧ
свои
ᐧ
подходы к
ᐧ
раскрытию
ᐧ
бухгалтерской
ᐧ
информации в
ᐧ
отчетах. К
ᐧ
документам
ᐧ
этого
ᐧ
уровня
ᐧ
можно
ᐧ
отнести
ᐧ
приказ об
ᐧ
учетной
ᐧ
политике,
ᐧ
устав
ᐧ
организации,
ᐧ
рабочий
ᐧ
план
ᐧ
счетов,
ᐧ
график
ᐧ
документооборота и
ᐧ
другие.
ᐧ
Правила
ᐧ
организации
ᐧ
учета
ᐧ
труда и
ᐧ
заработной
ᐧ
платы
ᐧ
устанавливают
ᐧ
все
ᐧ
четыре
ᐧ
уровня
ᐧ
документов.
ᐧ
Они
ᐧ
распространяются на
ᐧ
все
ᐧ
организации,
ᐧ
являющиеся
ᐧ
юридическими
ᐧ
лицами,
ᐧ
независимо от
ᐧ
подчиненности,
ᐧ
форм
ᐧ
собственности и
ᐧ
видов
ᐧ
деятельности. В
ᐧ
связи с
ᐧ
этим их
ᐧ
надлежит
ᐧ
рассматривать
ᐧ
как
ᐧ
нормативы [15, с. 365].
ᐧ
Первичные
ᐧ
документы
ᐧ
являются
ᐧ
базой
ᐧ
для
ᐧ
начисления
ᐧ
заработной
ᐧ
платы. Их
ᐧ
необходимо
ᐧ
представить в
ᐧ
бухгалтерский
ᐧ
отдел
ᐧ
для
ᐧ
расчета
ᐧ
суммы
19
ᐧ
заработной
ᐧ
платы.
ᐧ
Также у
ᐧ
отдела
ᐧ
бухгалтерии
ᐧ
существуют
ᐧ
следующие
ᐧ
обязанности:
-
ᐧ
своевременно
ᐧ
начислять
ᐧ
заработную
ᐧ
плату,
ᐧ
премии,
ᐧ
отпускные,
ᐧ
пособия по
ᐧ
социальному
ᐧ
страхованию,
ᐧ
дотации;
-
ᐧ
производить
ᐧ
расчет
ᐧ
удержаний;
-
ᐧ
начислять и
ᐧ
перечислять в
ᐧ
бюджет
ᐧ
налоги,
ᐧ
средства
ᐧ
взносов во
ᐧ
внебюджетные
ᐧ
фонды;
-
ᐧ
подготавливать
ᐧ
отчетные
ᐧ
документы по
ᐧ
заработной
ᐧ
плате;
-
ᐧ
вести
ᐧ
учет
ᐧ
труда и
ᐧ
заработной
ᐧ
платы.
ᐧ
Бухгалтер,
ᐧ
основываясь на
ᐧ
первичных
ᐧ
документах,
ᐧ
подтверждающих
ᐧ
осуществление
ᐧ
работы,
ᐧ
начисляет
ᐧ
заработную
ᐧ
плату.
ᐧ
Осуществляя
ᐧ
работу по
ᐧ
расчету
ᐧ
заработной
ᐧ
платы,
ᐧ
бухгалтеру
ᐧ
необходимо
ᐧ
отнести
ᐧ
затраты по
ᐧ
оплате
ᐧ
труда на
ᐧ
соответствующий
ᐧ
счет.
По
ᐧ
временной
ᐧ
нетрудоспособности
ᐧ
выплата
ᐧ
пособий
ᐧ
производится из
ᐧ
средств
ᐧ
Фонда
ᐧ
социального
ᐧ
страхования
ᐧ
Как
ᐧ
правило
ᐧ
организации даётся
ᐧ
право
ᐧ
использовать на
ᐧ
собственные
ᐧ
нужды до 75%
ᐧ
начисленных
ᐧ
для
ᐧ
этих
ᐧ
целей
ᐧ
взносов.
ᐧ
Организация
ᐧ
аналитического
ᐧ
учета по
ᐧ
каждому
ᐧ
конкретному
ᐧ
работнику
ᐧ
является
ᐧ
важным
ᐧ
элементом
ᐧ
учета
ᐧ
труда и
ᐧ
заработной
ᐧ
платы. К
ᐧ
регистрам
ᐧ
аналитического
ᐧ
учета
ᐧ
относятся –
ᐧ
расчетные и
ᐧ
расчетно-платежные
ᐧ
ведомости,
ᐧ
лицевые
ᐧ
карточки,
ᐧ
лицевые
ᐧ
счета,
ᐧ
налоговые
ᐧ
карточки.
ᐧ
Регистрами
ᐧ
синтетического
ᐧ
учета
ᐧ
являются
ᐧ
оборотные
ᐧ
ведомости,
ᐧ
журналы-ордера,
ᐧ
Главная
ᐧ
книга и т.д. В
ᐧ
настоящее
ᐧ
время
ᐧ
организации
ᐧ
осуществляют
ᐧ
компьютерный
ᐧ
учет
ᐧ
труда и
ᐧ
заработной
ᐧ
платы,
ᐧ
что
ᐧ
упрощает
ᐧ
этот
ᐧ
трудоемкий
ᐧ
процесс.
ᐧ
Аналитический и
ᐧ
синтетический
ᐧ
учет
ᐧ
взаимосвязаны.
ᐧ
Это
ᐧ
дает
ᐧ
бухгалтеру
ᐧ
возможность
ᐧ
осуществлять
ᐧ
сверки,
ᐧ
проводить
ᐧ
анализ
ᐧ
расчетов и
ᐧ
подведение
ᐧ
итогов
ᐧ
данных
ᐧ
расчетов по
ᐧ
каждому
ᐧ
работнику и в
ᐧ
целом по
ᐧ
организации [14].
ᐧ
Следующей
ᐧ
фазой
ᐧ
работы
ᐧ
бухгалтера по
ᐧ
учету
ᐧ
труда и
ᐧ
заработной
20
ᐧ
платы
ᐧ
является
ᐧ
процесс
ᐧ
начисление
ᐧ
взносов в
ᐧ
государственные
ᐧ
внебюджетные
ᐧ
фонды
ᐧ
социального
ᐧ
страхования.
ᐧ
Целью
ᐧ
данных
ᐧ
фондов
ᐧ
является
ᐧ
реализация
ᐧ
конституционных
ᐧ
прав
ᐧ
граждан на
ᐧ
социальное
ᐧ
обеспечение по
ᐧ
болезни, по
ᐧ
инвалидности,
ᐧ
потери
ᐧ
кормильца и
ᐧ
получение
ᐧ
бесплатной
ᐧ
медицинской
ᐧ
помощи.
К
ᐧ
государственным
ᐧ
внебюджетным
ᐧ
фондам РФ
ᐧ
относятся:
—
ᐧ
Фонд
ᐧ
социального
ᐧ
страхования РФ (ФСС);
—
ᐧ
Пенсионный
ᐧ
фонд РФ (ПФР);
—
ᐧ
Федеральный
ᐧ
фонд
ᐧ
обязательного
ᐧ
медицинского
ᐧ
страхования
(ФОМС).
ᐧ
Тарифы
ᐧ
страховых
ᐧ
взносов
ᐧ
для
ᐧ
всех
ᐧ
страхователей
ᐧ
равны:
ᐧ
ПФР=22%;
ᐧ
ФСС=2,9% ;
ᐧ
ФОМС=5,1%.
В
ᐧ
соответствии с
ᐧ
законодательством,
ᐧ
плательщики
ᐧ
взносов
ᐧ
могут
ᐧ
использовать
ᐧ
начисленные
ᐧ
суммы
ᐧ
только из
ᐧ
средств
ᐧ
ФСС РФ, по
ᐧ
остальным
ᐧ
фондам
ᐧ
использование
ᐧ
начисленных
ᐧ
взносов не
ᐧ
допускается[29].
ᐧ
Вся
ᐧ
система
ᐧ
учета
ᐧ
труда и
ᐧ
заработной
ᐧ
платы на
ᐧ
предприятии
ᐧ
требует
ᐧ
знаний
ᐧ
бухгалтерского
ᐧ
учета,
ᐧ
знаний
ᐧ
методик
ᐧ
расчета и
ᐧ
владение
ᐧ
нормативными
ᐧ
актами по
ᐧ
учету
ᐧ
труда и
ᐧ
заработной
ᐧ
платы.
1.4.
ᐧ
Расчет
ᐧ
удержаний из
ᐧ
заработной
ᐧ
платы
ᐧ
Удержания из
ᐧ
заработной
ᐧ
платы и
ᐧ
иных
ᐧ
доходов
ᐧ
работника
ᐧ
делятся на
ᐧ
группы:
•
ᐧ
обязательные —
ᐧ
производятся в
ᐧ
соответствии с
ᐧ
действующим
ᐧ
законодательством;
•
ᐧ
производимые по
ᐧ
инициативе
ᐧ
работодателя в
ᐧ
случаях,
ᐧ
установленных
ᐧ
законодательством о
ᐧ
труде;
•
ᐧ
производимые по
ᐧ
заявлению
ᐧ
работника.
ᐧ
Обязательные
ᐧ
удержания.
К
ᐧ
данному
ᐧ
виду
ᐧ
вычета из
ᐧ
заработной
ᐧ
платы и
ᐧ
иных
ᐧ
доходов
ᐧ
работника
21
ᐧ
относятся:
•
ᐧ
налог на
ᐧ
доходы
ᐧ
физических
ᐧ
лиц (НДФЛ);
•
ᐧ
удержания по
ᐧ
исполнительным
ᐧ
документам.
ᐧ
Организация,
ᐧ
выплачивающая
ᐧ
работнику
ᐧ
заработную
ᐧ
плату,
ᐧ
обязана:
•
ᐧ
удержать
ᐧ
денежные
ᐧ
средства из
ᐧ
заработной
ᐧ
платы
ᐧ
должника, со
ᐧ
дня
ᐧ
получения
ᐧ
исполнительного
ᐧ
документа от
ᐧ
взыскателя, в
ᐧ
соответствии с
ᐧ
требованиями,
ᐧ
содержащимися в
ᐧ
исполнительном
ᐧ
документе;
•
ᐧ
перевести
ᐧ
удержанные
ᐧ
денежные
ᐧ
средства
ᐧ
взыскателю в
ᐧ
трехдневный
ᐧ
срок со
ᐧ
дня
ᐧ
удержания.
ᐧ
Перевод
ᐧ
денежных
ᐧ
средств
ᐧ
осуществляется за
ᐧ
счет
ᐧ
должника.
На
ᐧ
обязательные
ᐧ
удержания из
ᐧ
заработной
ᐧ
платы
ᐧ
работника,
ᐧ
распоряжение
ᐧ
работодателя и
ᐧ
согласие
ᐧ
соответствующего
ᐧ
работника не
ᐧ
требуются [20, с. 284].
ᐧ
Налог на
ᐧ
доходы
ᐧ
физических
ᐧ
лиц,
ᐧ
согласно
ᐧ
статье 207 НК РФ,
ᐧ
уплачивают
ᐧ
физические
ᐧ
лица,
ᐧ
являющиеся
ᐧ
налоговыми
ᐧ
резидентами
ᐧ
Российской
ᐧ
Федерации.
ᐧ
Также
ᐧ
физические
ᐧ
лица,
ᐧ
которые
ᐧ
получают
ᐧ
доход на
ᐧ
территории РФ и не
ᐧ
являются
ᐧ
налоговыми
ᐧ
резидентами
ᐧ
Российской
ᐧ
Федерации.
ᐧ
Доход,
ᐧ
полученный
ᐧ
налогоплательщиками,
ᐧ
признается
ᐧ
объектом
ᐧ
налогообложения в
ᐧ
следующих
ᐧ
случаях:
- от
ᐧ
коммерческой
ᐧ
деятельности на
ᐧ
территории
ᐧ
Российской
ᐧ
Федерации;
- от
ᐧ
коммерческой
ᐧ
деятельности за
ᐧ
пределами
ᐧ
Российской
ᐧ
Федерации
ᐧ
для
ᐧ
лиц,
ᐧ
являющихся
ᐧ
налоговыми
ᐧ
резидентами
ᐧ
Российской
ᐧ
Федерации;
-
ᐧ
для
ᐧ
лиц, не
ᐧ
являющихся
ᐧ
налоговыми
ᐧ
резидентами РФ, но
ᐧ
получающие
ᐧ
доход на
ᐧ
территории
ᐧ
Российской
ᐧ
Федерации.
ᐧ
Все
ᐧ
доходы
ᐧ
налогоплательщика
ᐧ
необходимо
ᐧ
учесть
ᐧ
при
ᐧ
определении
ᐧ
налоговой
ᐧ
базы. В
ᐧ
случае,
ᐧ
если
ᐧ
имеют
ᐧ
место
ᐧ
какие-либо
ᐧ
вычеты из
ᐧ
дохода
ᐧ
налогоплательщика по
ᐧ
его
ᐧ
распоряжению,
ᐧ
либо по
ᐧ
решению
ᐧ
суда, то
ᐧ
такие
ᐧ
вычеты не
ᐧ
снижают
ᐧ
налоговую
ᐧ
базу.
ᐧ
Если
ᐧ
установлены
ᐧ
различные
ᐧ
налоговые
ᐧ
ставки, то по
ᐧ
каждому
ᐧ
виду
ᐧ
доходов
ᐧ
налоговая
ᐧ
база
ᐧ
определяется
ᐧ
отдельно.