Файл: Федеральное государст венное авт ономное образоват ельное учреждение высшего образования белгородский государственный национальный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16 и

услуг.

При

этом

выбор

конкретного

механизма

расчета

заработной

платы,

при

применении

комиссионной

формы

оплаты

труда,

регламентируется

исключительно

внутренними

нормативными

актами

компании и

зависит от

специфики

деятельности

организации.

Также, в

зависимости от

вида
(
продаваемых

товаров и их

экономической

отдачи в

компании
)

может

быть

установлен

дифференцированный

размер

процентов.
1   2   3   4   5   6   7

1.3.

Нормативное

регулирование и

организация

бухгалтерского

учета

расчетов с

персоналом по

оплате

труда

Учетом

труда и

заработной

платы в

организациях

занимается

бухгалтерский

отдел по

расчету с

персоналом. На

малых

предприятиях

этим

вопросом

может

заниматься

один

бухгалтер. Но,

все

они, в

любом

случае,

опираются
(
на

нормативную

основу и

правила

ведения
)

учета

труда и

заработной

платы [37, с. 78].

Нормативные

акты

регулирующие

оплату

труда:
1.

Российская

Федерация.

Государственная

Дума.

Налоговый

Кодекс

Часть 2.
2.

Российская

Федерация.

Государственная

Дума.

Семейный

Кодекс
3.

Российская

Федерация.

Государственная

Дума.

Трудовой

Кодекс
4. О

бухгалтерском

учете:

федеральный

закон от 06

декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
5. Об

обязательном

социальном

страховании на

случай

временной

нетрудоспособности и в

связи с

материнством:

федеральный

закон от
29

декабря 2006 № 255-ФЗ.
6. Об

обязательном

социальном

страховании от

несчастных

случаев на

производстве и

профессиональных

заболеваний:

федеральный

закон от
24

июля 1998 № 125-ФЗ.

17 7. Об

индивидуальном (персонифицированном)

учете в

системе

обязательного

пенсионного

страхования:

федеральный

закон от 01

апреля 1996 № 27-ФЗ.
8. О

минимальном

размере

оплаты

труда:

федеральный

закон от 19

июня
2000 № 82-ФЗ.

Современное

российское

трудовое

законодательство

закрепляет

следующие

правовые

принципы

организации

оплаты

труда:


отсутствие

дискриминации

при

оплате за

труд, то

есть за

равный

труд

производится

равная

оплата;


зависимость

заработной

платы от

трудового

вклада

работника;


закрепление в

трудовом

договоре

размера

заработной

платы

работников;


установление

минимального

размера

оплаты

труда

государством,

меньше

которого

зарплата не

может

быть

определена;


фиксирование

форм,

систем и

тарифов на

оплату

труда

коллективными

соглашениями.
В

настоящее

время

государство

отказалось от

прямого

централизованного

регулирования

оплаты

труда

работников.

Такой

подход

сохранился

только в

организациях

бюджетной

сферы. На

данный

момент

существует

два

метода

правового

регулирования

заработной

платы:

централизованный (государственный) и

децентрализованный (локальный).

Минимальный

размер

месячной

оплаты

труда

устанавливается в

централизованном

порядке [33, с. 85].

Порядок

определения

нормированной

величины

расходов на

оплату

труда

устанавливает в

централизованном

порядке

Правительство РФ.

Данная

величина

рассчитывается

исходя из
(
фактической

средней

месячной

оплаты

труда

работников,

включаемой
)
в

себестоимость

продукции и

фактической

средней

месячной

численности
;

работников [19, с. 20].
К

децентрализованному

регулированию

заработной

платы

относится:


18


штатное

расписание.


коллективный

договор.


локальные

нормативно-правовые

акты.

Существует

четыре

уровня

нормативного

регулирования

бухгалтерского

учета, и на

каждом из

них

осуществляют

регулирование

наделенные

соответствующими

полномочиями

субъекты

управления.

Уровни

нормативной

базы

представлены в

табл. 1.3.

Таблица 1.3

Уровни

нормативной

базы

Уровень

Нормативная

база

Первый

уровень

Законодательные

акты,

которые

принимаются

Государственной

Думой,

указы

Президента РФ и

Постановления

правительства,

регламентирующие

прямо

или

косвенно

постановку

бухгалтерского

учета в

организации.

Второй

уровень

Положения по

бухгалтерскому

учету,

устанавливающие

принципы,

базовые

правила

ведения

бухгалтерского

учета

отдельных

объектов и на

отдельных

его

участках. На

этом

уровне

регулирующим

органом

выступает

только

Министерство

финансов РФ.

Третий

уровень

Рекомендации по

ведению

бухгалтерского

учета, в

том

числе

инструкции,

указания и т.п.

Разрабатывать их

могут

все,

кто

заинтересован в

интерпретации и

детализации

положений

нормативных

правовых

актов

первого и

второго

уровней.

Четвертый

уровень

Рабочие

документы

организации, в

которых на

основе

общеустановленных

правил и

принципов

они

формируют

свою

учетную

политику,

свои

подходы к

раскрытию

бухгалтерской

информации в

отчетах. К

документам

этого

уровня

можно

отнести

приказ об

учетной

политике,

устав

организации,

рабочий

план

счетов,

график

документооборота и

другие.

Правила

организации

учета

труда и

заработной

платы

устанавливают

все

четыре

уровня

документов.

Они

распространяются на

все

организации,

являющиеся

юридическими

лицами,

независимо от

подчиненности,

форм

собственности и

видов

деятельности. В

связи с

этим их

надлежит

рассматривать

как

нормативы [15, с. 365].

Первичные

документы

являются

базой

для

начисления

заработной

платы. Их

необходимо

представить в

бухгалтерский

отдел

для

расчета

суммы


19

заработной

платы.

Также у

отдела

бухгалтерии

существуют

следующие

обязанности:
-

своевременно

начислять

заработную

плату,

премии,

отпускные,

пособия по

социальному

страхованию,

дотации;
-

производить

расчет

удержаний;
-

начислять и

перечислять в

бюджет

налоги,

средства

взносов во

внебюджетные

фонды;
-

подготавливать

отчетные

документы по

заработной

плате;
-

вести

учет

труда и

заработной

платы.

Бухгалтер,

основываясь на

первичных

документах,

подтверждающих

осуществление

работы,

начисляет

заработную

плату.

Осуществляя

работу по

расчету

заработной

платы,

бухгалтеру

необходимо

отнести

затраты по

оплате

труда на

соответствующий

счет.
По

временной

нетрудоспособности

выплата

пособий

производится из

средств

Фонда

социального

страхования

Как

правило

организации даётся

право

использовать на

собственные

нужды до 75%

начисленных

для

этих

целей

взносов.

Организация

аналитического

учета по

каждому

конкретному

работнику

является

важным

элементом

учета

труда и

заработной

платы. К

регистрам

аналитического

учета

относятся –

расчетные и

расчетно-платежные

ведомости,

лицевые

карточки,

лицевые

счета,

налоговые

карточки.

Регистрами

синтетического

учета

являются

оборотные

ведомости,

журналы-ордера,

Главная

книга и т.д. В

настоящее

время

организации

осуществляют

компьютерный

учет

труда и

заработной

платы,

что

упрощает

этот

трудоемкий

процесс.

Аналитический и

синтетический

учет

взаимосвязаны.

Это

дает

бухгалтеру

возможность

осуществлять

сверки,

проводить

анализ

расчетов и

подведение

итогов

данных

расчетов по

каждому

работнику и в

целом по

организации [14].

Следующей

фазой

работы

бухгалтера по

учету

труда и

заработной


20

платы

является

процесс

начисление

взносов в

государственные

внебюджетные

фонды

социального

страхования.

Целью

данных

фондов

является

реализация

конституционных

прав

граждан на

социальное

обеспечение по

болезни, по

инвалидности,

потери

кормильца и

получение

бесплатной

медицинской

помощи.
К

государственным

внебюджетным

фондам РФ

относятся:


Фонд

социального

страхования РФ (ФСС);


Пенсионный

фонд РФ (ПФР);


Федеральный

фонд

обязательного

медицинского

страхования
(ФОМС).

Тарифы

страховых

взносов

для

всех

страхователей

равны:

ПФР=22%;

ФСС=2,9% ;

ФОМС=5,1%.
В

соответствии с

законодательством,

плательщики

взносов

могут

использовать

начисленные

суммы

только из

средств

ФСС РФ, по

остальным

фондам

использование

начисленных

взносов не

допускается[29].

Вся

система

учета

труда и

заработной

платы на

предприятии

требует

знаний

бухгалтерского

учета,

знаний

методик

расчета и

владение

нормативными

актами по

учету

труда и

заработной

платы.
1.4.

Расчет

удержаний из

заработной

платы

Удержания из

заработной

платы и

иных

доходов

работника

делятся на

группы:


обязательные —

производятся в

соответствии с

действующим

законодательством;


производимые по

инициативе

работодателя в

случаях,

установленных

законодательством о

труде;


производимые по

заявлению

работника.

Обязательные

удержания.
К

данному

виду

вычета из

заработной

платы и

иных

доходов

работника

21

относятся:


налог на

доходы

физических

лиц (НДФЛ);


удержания по

исполнительным

документам.

Организация,

выплачивающая

работнику

заработную

плату,

обязана:


удержать

денежные

средства из

заработной

платы

должника, со

дня

получения

исполнительного

документа от

взыскателя, в

соответствии с

требованиями,

содержащимися в

исполнительном

документе;


перевести

удержанные

денежные

средства

взыскателю в

трехдневный

срок со

дня

удержания.

Перевод

денежных

средств

осуществляется за

счет

должника.
На

обязательные

удержания из

заработной

платы

работника,

распоряжение

работодателя и

согласие

соответствующего

работника не

требуются [20, с. 284].

Налог на

доходы

физических

лиц,

согласно

статье 207 НК РФ,

уплачивают

физические

лица,

являющиеся

налоговыми

резидентами

Российской

Федерации.

Также

физические

лица,

которые

получают

доход на

территории РФ и не

являются

налоговыми

резидентами

Российской

Федерации.

Доход,

полученный

налогоплательщиками,

признается

объектом

налогообложения в

следующих

случаях:
- от

коммерческой

деятельности на

территории

Российской

Федерации;
- от

коммерческой

деятельности за

пределами

Российской

Федерации

для

лиц,

являющихся

налоговыми

резидентами

Российской

Федерации;
-

для

лиц, не

являющихся

налоговыми

резидентами РФ, но

получающие

доход на

территории

Российской

Федерации.

Все

доходы

налогоплательщика

необходимо

учесть

при

определении

налоговой

базы. В

случае,

если

имеют

место

какие-либо

вычеты из

дохода

налогоплательщика по

его

распоряжению,

либо по

решению

суда, то

такие

вычеты не

снижают

налоговую

базу.

Если

установлены

различные

налоговые

ставки, то по

каждому

виду

доходов

налоговая

база

определяется

отдельно.