Файл: Пенсии федеральным государственным гражданским служащим.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 2401

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Гарантии для данной категории лиц представлены в области рабочего времени, времени отдыха, а также оплаты труда, охраны труда, обязательного социального страхования и носят общий характер. Однако пенсионное обеспечение обладает некоторыми особенностями.

На современном этапе развития пенсионной системы Российской Федерации законодательство устанавливает определенные правовые механизмы его реализации. Идея единства системы государственной службы, сформированная благодаря реформе государственной службы, может послужить основанием для формирования единых, общих для всей государственной службы принципов пенсионного обеспечения государственных служащих. Согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ, основанием возникновения права на получение пенсии за выслугу лет является наличие стажа гражданской службы продолжительностью не менее 15 лет. Замещение должности федеральной государственной гражданской службы должно быть не менее 12 полных месяцев.

Учитывается также основание, по которому произошло увольнение. Пенсия за выслугу лет устанавливается в дополнение к страховой пенсии по старости и подлежит выплате одновременно с ней. Порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет для федеральных государственных гражданских служащих закреплен в Федеральном законе от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ.

Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих субъектов РФ регулируется законодательством субъектов РФ. Таким образом, имеется два уровня правового регулирования, что неизбежно приводит к различиям, порой существенным, в пенсионном обеспечении различных категорий государственных гражданских служащих.

Повышение пенсионного возраста, которое дает право государственным гражданским служащим всех уровней власти на страховую пенсию по старости, началось еще в 2017 г. Переход к новому пенсионному возрасту происходит постепенно.

Таким образом, мужчины госслужащие будут выходить на пенсию в 65 лет к 2028 г., женщины госслужащие начиная с 2034 г. будут выходить на пенсию в 63 года. При этом обязательно наличие 10 лет страхового стажа, который ежегодно увеличивается на один год, то есть в 2020 г. составляет 11 лет, в 2021 г. составит 12 лет и так далее до 15 лет. Законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ определены условия, в соответствии с которыми государственным служащим субъектов РФ предоставляется право на пенсию за счет средств бюджета субъекта РФ.


В РФ государственные гражданские служащие находятся в некотором двойственном положении. С одной стороны, они являются застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, которое в будущем дает им право на страховую пенсию.

С другой стороны, государственная служба понимается законодателем в программных документах, в законодательстве как некий особый вид деятельности, предполагающий предоставление компенсации социального риска утраты трудоспособности, связанной именно с этой деятельностью. Вопросы пенсионного обеспечения государственных служащих тесно связаны с вопросами финансирования пенсий. На наш взгляд, возникает необходимость осуществления таких выплат для граждан, проходивших государственную гражданскую службу, в том числе и для их семей, за счет средств как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ. Кроме того, пенсионное обеспечение за выслугу лет государственных гражданских служащих нуждается в дальнейшем реформировании. Оно должно двигаться в направлении большей эффективности, данности, а не по пути ужесточения правил предоставления социальных выплат.

Гарантия пенсионного обеспечения за выслугу лет должна стать для государственного служащего дополнительным стимулом квалифицированно, ответственно исполнять свои должностные обязанности в общественных интересах.

Таким образом, стабильной, развитой пенсионной системе, с точки зрения обще-социальной ценности, необходимо основываться на принципах единства и в то же время умеренной, допустимой, не разрушающей это единство дифференциации. Такой подход предполагает сохранение концептуального единства, которое будет обеспечено законодателем в нормативно-правовых актах, а именно в законодательном закреплении оснований пенсионного обеспечения, видов пенсий, условий для их назначения и других показателей. Соблюдение единства необходимо, на наш взгляд, осуществлять в разных организационно-правовых формах, т. е. в рамках как обязательного пенсионного страхования, так и государственного пенсионного обеспечения. Основой для предоставления пенсионного обеспечения должны быть такие важные факторы, как стаж и заработная плата. Таким образом, заработав стаж, получая хорошую зарплату (денежное содержание), госслужащий в будущем будет получать и хорошую пенсию.

В науке права социального обеспечения отношение к пенсиям государственных служащих весьма неоднозначно. Противоположность суждений простирается от полного неприятия специального правового регулирования пенсионного обеспечения государственных служащих до конституционного обоснования правомерности его существования.



В.С. Андреев, характеризуя специфику пенсий за выслугу лет по законодательству Союза ССР, указывал на их целевое назначение:

1) служить "формой материального обеспечения для таких категорий лиц, которые в силу особого характера профессии хотя и не становятся инвалидами, но не могут заниматься данной общественно полезной деятельностью после длительного ее выполнения";

2) способствовать (в некоторых случаях) "регулированию процесса обновления кадров, их рациональному распределению и использованию, а также повышенному обеспечению пенсиями некоторых категорий граждан".

С начала 90-х годов ХХ века формирование российской пенсионной системы базировалось на единых принципах пенсионного обеспечения для всех получателей пенсий. В силу абсолютного неприятия были ликвидированы "привилегированные пенсионные системы советского образца".

Кардинальные изменения в пенсионном законодательстве с начала 2000-х годов вновь привлекли внимание к проблеме повышенного пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан. По мнению М.Л. Захарова и Э.Г. Тучковой, сформировалась привилегированная обособленная подсистема пенсионного обеспечения государственных чиновников.

Н.В. Антипьева также подтверждает, что в отраслевой науке сформировалась негативная точка зрения, связанная с дифференциацией в социальном обеспечении государственных служащих. В эту привилегированную систему были включены лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации.

Давая оценку сложившейся обособленной подсистеме, В.С. Аракчеев, Д.В. Агашев, Л.А. Гречук отмечают: "стремление законодателя к дифференциации ... стало чрезмерным, что в итоге привело к существенному разрыву в уровне обеспечения...". Это приводит, считают авторы, к "сверхобеспечению", которое является "явным нарушением принципа социальной справедливости".

Ряд авторов называет такую ситуацию "политикой двойных стандартов" в пенсионном обеспечении, поскольку "государство в своей пенсионной политике отдает предпочтение не труду и его результатам, а должностному статусу, принадлежности к категории "государственный (муниципальный) служащий". Авторы видят в этом и серьезные социальные последствия, так как "факт несправедливой пенсионной политики государства ... не может не вызывать негативных последствий; она не способствует стабильности социального мира".


Опасность такого регулирования проявляется в том, что может быть нарушено единство пенсионной системы вследствие "гипертрофирования роли дифференцирующего начала в ущерб единству".

Д.В. Агашев призывает различать объективно необходимую "целенаправленную дифференциацию и специализацию регулирования" от "дробления нормативно-правового материала", которое связано с установлением "особого привилегированного положения для некоторого круга лиц".

Наряду с критическим настроем наблюдается и иной подход, когда более высокий уровень пенсионного обеспечения государственных служащих объясняется их правовым статусом, установленными для них ограничениями, смешанной правовой природой их пенсионирования, формой реализации права на труд и другими обстоятельствами.

Иногда аргументация исследователей, касающаяся пенсионного обеспечения государственных служащих, приводит к совершенно неожиданным выводам.

Так, по мнению О.А. Кащеевой, государственные служащие в связи с налагаемыми на них ограничениями оказываются "в неравном положении по сравнению с гражданами, которые не состоят на государственной службе, поскольку уровень оплаты труда государственных служащих значительно ниже уровня оплаты труда работников негосударственной сферы экономики...". В этом автор видит нарушение принципа социальной справедливости. Особую позицию по вопросу пенсионного обеспечения различных категорий государственных служащих занимает Конституционный Суд РФ. Неоднократно в своих решениях Конституционный Суд указывал, что специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации "предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих".

Исходя из особенностей этого статуса, характера выполняемых функций, установленных ограничений, "законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств" (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2007 № 12-П). Данная позиция Конституционного Суда в течение многих лет остается неизменной. Но эта его убежденность в правомерности установления специального правового регулирования для государственных гражданских служащих простирается до определенного момента. Когда встает вопрос о реальной выплате соответствующей пенсии, Конституционный Суд признает необязательный характер такой пенсии.


Внутривидовая классификация отношений по пенсионному обеспечению за выслугу лет, которая зависит от условий его предоставления, показывает две тенденции в правовом регулировании пенсий за выслугу лет. Одна тенденция обусловлена принципом единства, который сочетается с дифференциацией в допустимых пределах, не нарушающей единства. В этом случае пенсионное обеспечение за выслугу лет осуществляется на основе единых правовых норм, а дифференциация обусловлена, как правило, особенностями исчисления выслуги лет для отдельных категорий получателей соответствующего вида пенсии. Объединяющим началом служит единая правовая база, в основу которой положен Закон № 4468-1 (1993). Данный Закон с течением времени вовлекает в сферу своего действия все новые и новые профессиональные категории граждан – представителей различных видов государственной службы (военная, правоохранительная, иная), исключая гражданских служащих.

Основой единства выступают также общие черты определенных видов государственной службы. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, военная служба и служба в органах внутренних дел представляет собой, "особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан". Лица, которые несут такого рода службу, "принимают на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой дисциплины исполнять обязанности службы ... в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья". Все это обязывает государство "гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью" (Постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 № 16-П).

Таким образом, выполнение отдельными категориями государственных служащих конституционно значимых функций объективно обусловливает специфику пенсионного законодательства. Оно сохраняет то общее, что объединяет указанные категории получателей пенсии за выслугу лет – реальность самой пенсии, ее обособленный, самостоятельный характер, недопустимость уменьшения ее размера при выплате. Тем более не предусмотрено прекращение выплаты самой пенсии за выслугу лет в связи с размерами данной пенсии.