Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 280
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общая характеристика негосударственных пенсионных фондов
1.1 История развития негосударственного пенсионного обеспечения в РФ
1.2 Особенности развития негосударственного пенсионного страхования в зарубежных странах
2 Современное состояние системы негосударственных пенсионных фондов
2.1 Общая характеристика крупнейших российских негосударственных пенсионных фондов
2.2 Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов
‒ необходимость создания комплекса мер по дальнейшему развитию ДПО, включая стимулирование пенсионных накоплений через налоговые льготы и повышение действительности гарантий их сохранения и др.
Основным краткосрочным последствием дефолта в деятельности НПФ стал рост задолженности по выплатам пенсий в третьем квартале 1998 года. В целом, несмотря на последствия финансового кризиса, рынок НПФ сохранил тренд на развитие: в 1999 году у фондов было отозвано всего лишь 2 лицензии, в 2000 году – 5 лицензий. Влияние дефолта практически полностью нивелировалось в 2004 году с погашением последних облигаций ОФЗ-ФД.
В 2000 году значимым для дальнейшего развития рынка НПФ событием стало создание Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов6. НАПФ была учреждена «в целях обеспечения благоприятных условий деятельности членов НАПФ, защиты интересов членов НАПФ, вкладчиков, участников и застрахованных лиц, установления правил и стандартов деятельности, обеспечивающих эффективность работы членов НАПФ».
В соответствии с соглашением между Инспекцией НПФ и НАПФ, заключенным в 2001 году, НАПФ является саморегулируемой организацией, исполняющей функции координатора деятельности негосударственных пенсионных фондов, разработчика предложений по усовершенствованию законодательства в области регулирования деятельности НПФ. В 2016 году Банк России включил НАПФ в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, закрепив на законодательном уровне обязательную аккредитацию и членство фондов в СРО.
Следующий этап развития системы негосударственного пенсионного обеспечения связан с изменениями и дополнениями законодательства в части включения негосударственных пенсионных фондов в систему ОПС.
Первым нормативным документом, в котором было законодательно закреплено право перехода из Пенсионного фонда РФ в негосударственный пенсионный фонд, стал принятый в 2001 году Федеральный закон № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»7. Согласно данному закону, застрахованное лицо имеет право передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, из Пенсионного фонда России в один из НПФ.
В этот же период были осуществлены изменения в отношении системы государственного надзора за деятельностью НПФ. В соответствии с Указом Президента РФ № 3148 была упразднена Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, ранее исполнявшая функции контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; преемником стала Федеральная служба по финансовым рынкам. Постановление Правительства РФ № 206
9 включило в функционал ФСФР контроль и надзор за НПФ. В октябре 2004 года Указом Президента РФ № 1320 [10] была упразднена Инспекция НПФ.
К 2008 году в НПФ перевели пенсионные накопления более 3,9 млн. человек. Однако дальнейшее развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения приостановил мировой кризис 2008 года. Последствия кризиса в виде значительных провалов на рынке ценных бумаг, входящих в состав пенсионных портфелей, существенно ухудшили финансовый результат негосударственных пенсионных фондов. Отрицательные результаты инвестиционной деятельности НПФ спровоцировали отток пенсионных накоплений обратно в Пенсионный фонд РФ; кроме того, снижение стоимости инвестиционных портфелей привело к убыткам, отразившимся на стоимости пенсионных активов. При этом фактически способов защиты пенсионных активов не было, поскольку к данному периоду не было создано практически никаких гарантий, кроме внутреннего страхового резерва по НПО. После событий 2008 года часть НПФ прекратили свою деятельность – к началу 2012 года в стране функционировало около 140 фондов. Впоследствии тенденция сокращения числа НПФ на рынке продолжилась.
Начиная с 2013 года, начался новый этап масштабного реформирования системы НПО: в сентябре 2013 года на основании Указа Президента РФ № 64510 Федеральная служба по финансовым рынкам была упразднена, ее функционал был передан Банку России как мега регулятору финансового рынка. Следствием этого стало ужесточение требований к НПФ, их уставному капиталу, собственным средствам, должностным лицам, а также введение двухуровневой системы гарантирования прав застрахованных лиц: помимо резервов, создаваемых фондами самостоятельно, появился общенациональный фонд гарантирования пенсионных накоплений под управлением Агентства по страхованию вкладов [3]. Целью создания данной системы являлось обеспечение сохранности пенсионных накоплений, сформированных в рамках системы ОПС.
Кроме того, в 2013 году было принято решение свернуть ОПС и ввести «мораторий» на накопительную часть. Федеральным законом № 351-ФЗ [1] было установлено направление всего тарифа страхового взноса на финансирование страховой части трудовой пенсии. Мораторий на накопительную часть продолжил действовать и в 2014-2021 гг. Федеральным законом № 429-ФЗ [2] действие моратория было продлено до 2024 года.
Введение моратория повлекло за собой длительную череду обсуждений возможных вариантов дальнейшего развития рынка НПФ в части обязательного пенсионного страхования [60].
В 2016 году Банком России была представлена концепция индивидуального пенсионного капитала [32]. Предполагалось, что ИПК будет формироваться за счет добровольных взносов граждан в НПФ и дополняться за счет государственных средств в виде налогового вычета. Кроме того, в новой концепции также содержалась возможность участия в формировании пенсионных накоплений граждан для работодателей, которым полагались определенные льготы. Основной идеей нового вида капитала была передача формирования стратегии накопления непосредственно гражданину, а также создание возможности для использования сформированных накоплений до наступления пенсионного возраста. Работа над ИПК продолжалась до 2019 года, однако ввиду немалого количества разногласий между Банком России и министерствами новая концепция так и не была доведена до общественного обсуждения.
Осенью 2019 года концепция индивидуального пенсионного капитала была трансформирована в гарантированный пенсионный план. ГПП также предусматривал добровольность участия, гарантию сохранности пенсионных накоплений, налоговые вычеты для граждан и льготы для работодателей-участников ГПП. Законопроект о ГПП был опубликован для общественного обсуждения, но не прошел дальше этой стадии.
В результате проработки гарантированного пенсионного плана в 2020 году появилась новая концепция инструмента, позволяющего гражданам самостоятельно формировать свою будущую пенсию, - индивидуальный инвестиционный счет третьего типа. ИИС-3 представляет собой брокерский счет, аналогичный ИИС-1 и ИИС-2, но рассчитанный на более долгосрочные инвестиции с горизонтом планирования от 10 лет. По такому счету предполагаются ограничения на снятие и возможность воспользоваться льготами только спустя определенный срок. В целом, по своей концепции ИИС-3 схож с государственным пенсионным планом.
В конце сентября 2021 года стало известно о законопроекте реформы накопительных пенсий под названием «План Б», который предполагается принять в 2022 году. Основной целью данной концепции является трансформация ранее замороженной накопительной части в добровольную систему негосударственного пенсионного обеспечения.
Таким образом, вопрос о трансформации накопительных пенсий и в настоящее время остается открытым.
1.2 Особенности развития негосударственного пенсионного страхования в зарубежных странах
В условиях современной рыночной экономики только сбалансированная структура системы обязательного и добровольного страхования может обеспечить высокую степень социальной защиты граждан пенсионного возраста в любой стране. В связи с этим государство должно быть крайне заинтересовано в развитии негосударственного пенсионного страхования.
Обратимся к опыту развития негосударственного пенсионного страхования развитых стран. Негосударственная пенсионная система в зарубежных опирается на коллективное и индивидуальное инвестирование. Разработанные программы приспособлены к требованиям клиентов и отличаются организационно-юридическими и налоговыми аспектами, а также по схемам инвестирования.
Негосударственные пенсионные фонды зарекомендовали себя в качестве основополагающего элемента социальной защиты населения многих стран мирового сообщества.
За рубежом существует достаточно обширный спектр услуг в области добровольного пенсионного страхования. Данный вид страхования получил широкое развитие в странах Западной Европы и США.
В настоящее время большая часть пенсионных систем находится в поиске: необходимо выработать алгоритмы, которые позволили бы разрешить коренное противоречие между справедливостью, эффективностью и экономичностью, учесть интересы различных социальных групп и найти решение, которое удовлетворило бы в целом все категории граждан пожилого возраста и позволило бы им иметь тот образ жизни, который они предпочитают11.
Решение отдельных проблем пенсионного страхования возможно с учетом зарубежного опыта пенсионного обеспечения, базирующегося на различных моделях страхового обеспечения.
В таблице 1 приведем межстрановые различия пенсионных систем. Рассмотрев представленные модели пенсионного страхования разных стран, можно сделать вывод о том, что во всех государствах применяется универсальный подход к формированию пенсий, присутствует страховая и накопительно-распределительная государственная модель формирования фонда пенсионных выплат либо за счет самих работников, либо солидарно с работодателями. Ряд стран предоставляют возможность досрочного выхода на пенсию (Германия, Швеция, Финляндия, Япония, Россия).
Таблица 1
Особенности моделей пенсионного страхования в странах мира12
Страна | Особенности пенсионного страхования |
США | Страховые взносы – равные доли работника и работодателя. Страховой стаж – 10 лет |
Чили | Страховые взносы в НПФ в обязательном порядке – 10% от заработной платы. Налоговые льготы. Отсутствуют требования к страховому стажу |
Германия | Страховые взносы могут поступать по трем уровням: обязательное, добровольное пенсионное страхование и частные пенсионные фонды. При трудовом стаже 35 лет возможен досрочный выход на пенсию (на 2 года) |
Швеция | Солидарно-накопительная модель формирования страховых пенсий. Возможность выхода на пенсию на 5 лет ранее установленного возраста с выплатой в размере 70% от стандартной пенсии |
Великобритания | Трехкомпонентная пенсионная система, базирующаяся на государственных (по старости, по выслуге лет) и частных пенсиях. Диапазон коэффициента замещения зависит от уровня дохода и может варьировать от 21% до 87% |
Финляндия | Предусмотрены разновидности пенсий: гарантированная пенсия (при достижении минимального пенсионного возраста) и зависящая от трудового стажа |
Франция | Распределительная пенсионная система, равное участие работников и работодателей в формировании пенсии. Выплата пенсии при трудовом стаже не менее 40 лет или при наступлении 65 лет |
Япония | Пенсия включает различные компоненты: базовая (по старости), профессиональная и государственная пенсии. Допускается досрочный выход на пенсию при сокращении уровня выплат на 25% |
Китай | Самостоятельное формирование пенсии каждым работающим, дифференцированные размеры пенсии: в городах – 20%, в сельской местности – 10% от утраченной заработной платы |
Россия | Обязательное государственное и добровольное негосударственное пенсионное страхование, накопительно-распределительная модель. Возможность досрочного выхода на пенсию при невозможности трудоустройства на 2 года ранее установленного пенсионного возраста. Пенсия включает: базовую величину (фиксированную выплату) и страховую пенсию согласно накопленным пенсионным баллам. Количество пенсионных баллов, формируемых за один год, ограничено |