Файл: Тема Основы конституционного строя Российской Федерации Вопросы для рассмотрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Иными основаниями прекращения российского гражданства могут выступать, например, выбор иного (не российского) гражданства (оптация) при изменении в соответствии с международным договором Государственной границы Российской Федерации или отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации.


    1. Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации

Рассмотрение вопросов, связанных с гражданством, отнесено к компетенции различных государственных органов, полномочия которых в рассматриваемой части определены Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации". Согласно ст. 28 указанного Закона такими органами выступают:

  • Президент РФ;

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы (ранее с 1992 до 2016 года этим занималась Федеральная миграционная служба РФ, а с 2016 г. - Министерство внутренних дел РФ и его профильные структуры);

  • Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Президент РФ, согласно Конституции РФ, решает вопросы российского гражданства (п. "а" ст. 89). При этом Президент РФ в данной области наделен следующими полномочиями:

  1. решает вопросы приема в гражданство, восстановления в гражданстве и выхода из гражданства Российской Федерации (в общем порядке), а также отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации;

  2. устанавливает порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации;

  3. обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве;

  4. издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.

При Президенте РФ функционирует специальный совещательный и консультативный орган, обеспечивающий реализацию конституционных полномочий главы государства по решению вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища, - Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ. Конституционно-правовой статус, задачи и реализуемые функции Комиссии установлены Положением о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1318
(ред. от 25.08.2021).

Основными задачами Комиссии являются:

  • информационное и аналитическое обеспечение деятельности Президента РФ по реализации возложенных на него  полномочий по решению вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

  • подготовка Президенту РФ предложений по совершенствованию государственной политики в области гражданства, развитию института российского гражданства;

  • подготовка Президенту РФ предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о гражданстве и предоставлении политического убежища, а также по разрешению возникающих в этой сфере проблем;

  • рассмотрение вопросов о невозможности прекращения гражданами Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства по не зависящим от них причинам и принятие соответствующих решений.

При этом Комиссия выполняет следующие функции:

  • предварительное рассмотрение заявлений о приеме в гражданство РФ, восстановлении в гражданстве РФ, прекращении гражданства РФ, предоставлении политического убежища в РФ и подготовка по ним предложений Президенту РФ;

  • анализ и обобщение практики применения законодательства РФ о гражданстве и предоставлении политического убежища;

  • взаимодействие с международными организациями по вопросам гражданства;

  • участие в подготовке международных договоров РФ по вопросам гражданства, а также материалов для проведения международных мероприятий по этим вопросам;

  • участие в совещаниях, конференциях и иных мероприятиях по вопросам гражданства РФ и предоставления политического убежища;

  • подготовка ежегодных докладов о деятельности Комиссии и представление их Президенту РФ.


6.6. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

Специфическими категориями лиц, обладающих в соответствии с российским законодательством особым статусом являются беженцы и вынужденные переселенцы.

Целый ряд факторов современной мировой геополитики обостряет целый ряд проблем для Российской Федерации, вызванных вынужденной миграцией в 1990-х годах жителей Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья, Прибалтики, Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии, а в 2000-х - 2010-х годах юго-востока Украины, Сирии. Большое количество людей покидали и, к сожалению, покидают сегодня место жительства по различному спектру причин (вооруженных конфликтов, притеснений по национальным признакам, желанию спасти свою жизнь и др.). Для решения данной проблемы обосновывается и применяется система правовых международных, национальных и региональных стандартов, направленных на достойное существование беженцев и вынужденных переселенцев в принимающем государстве. 



Беженцы — это иностранцы или лица без гражданства, оказавшиеся в силу обстоятельств на территории другого государства.

Вынужденные переселенцы — это граждане нашей страны, которые под давлением обстоятельств вынуждены:

  • уезжать в Россию с заграничных территорий;

  • или переезжать из одного региона своей страны в другой, чтобы спасти себя и своих близких (например так происходило после Чернобыльской катастрофы 1985 год, в 1990-х годах во время серии «горячих» конфликтов на Северном Кавказе)

Понятие "вынужденные переселенцы" - изобретение российского законодательства. Международные документы в отношении лиц, которые вынуждены покидать насиженные места в силу угрозы их жизни, используют понятие "беженец".

Согласно Закону РФ от 19 февраля 1993 г. "О вынужденных переселенцах" вынужденный переселенец - гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (п. 1 ст. 1). Вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории: 1) иностранного государства и прибывший на территорию РФ; 2) одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ37.

Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ и изменившие место жительства в пределах территории РФ по названным выше обстоятельствам. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением ее гражданства, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории РФ.

Главное отличие между двумя рассматриваемыми статусами, заключается в том, что вынужденный переселенец — это, как правило, гражданин России, в то время как беженец нет. Несмотря на то, что Конституция РФ предоставляет беженцам все основные права граждан Российской Федерации, Закон «О беженцах» накладывает некоторые ограничения на лиц, имеющих данный правовой статус, а именно:


1) беженцев не ставят на воинский учет в отличие от вынужденных переселенцев;

2) законодательство обязывает беженцев сообщать в государственные органы о смене места пребывания на территории РФ;

3) законодательство обязывает беженцев своевременно прибыть в центр временного размещения, определяемого федеральным органом исполнительной власти или территориальным органом, в то время как вынужденных переселенцев закон к данной мере не обязывает;

4) для беженцев срок действия статуса не установлен, в то время как для вынужденного переселенца он составляет 5 лет (с возможностью многократных продлений срока);

5) правом на постановку в очередь на выделение муниципального жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, обладают только вынужденные переселенцы, беженцы такого права не имеют и др.

Для временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев (на срок не более трех месяцев) создаются центры, являющиеся государственными учреждениями Федеральной миграционной службы России. Типовое положение о центре временного размещения вынужденных переселенцев утверждено Постановлением Правительства РФ №53 от 22 января 1997 г. (ред. от 10.08.2016 г.).

Законодательством установлены основания, при которых лицо утрачивает статус беженца (после получения разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации, при приобретении российского гражданства, если приобретено гражданство иностранного государства и лицо пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности и т.д.) и вынужденного переселенца (при прекращении российского гражданства, при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации либо при возвращении в субъект Российской Федерации, территорию которого лицо было вынуждено покинуть, и т.д.).

Кроме того, указанные лица могут быть лишены своего специального статуса за нарушения законодательства Российской Федерации (если они осуждены по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации или сообщили заведомо ложные сведения либо предъявили фальшивые документы, послужившие основанием для признания их беженцами или вынужденными переселенцами и т.д.).

6.7. Двойное гражданство в российском законодательстве


Особым подвидом в институте гражданства выступает двойное гражданство (бипатризм).

Российская Конституция (ст. 62) и Закон РФ о гражданстве (ст. 3) допускают такое двойное гражданство.

Это, однако, не умаляет его прав и свобод бипатрида (лица с двойным гражданством) и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено законодательством или международным договором РФ (ч. 1, 2 ст. 62 Конституции РФ).

Важно четко понимать, что РФ признает двойное гражданство (бипатризм) только в том случае, если между РФ и другим государством заключен соответствующий межгосударственный договор (ст. 62 Конституции РФ).

То есть буквально двойным гражданством с юридической точки зрения в РФ считается только ситуация, когда лицо имеет два гражданства одновременно на основании взаимного международного договора между Россией и каким-либо государством.

Таким образом двойное гражданство предполагает наличие заключенного между государствами международного договора (соглашения), которым бы определялся статус бипатридов.

В свою очередь, вторым гражданством (в литературе его также называют множественным или «двойным неурегулированным гражданством») не предполагается наличие такого международного договора. Такая ситуация не признается полноценным двойным гражданством, вследствие чего каждое из двух государств, чьими гражданствами обладает лицо, вправе истребовать исполнения от него выполнения своих юридических обязанностей в полном объеме. Например, когда россиянин приобретает паспорт Израиля, он получает второе гражданство. Однако, в этом случае в России он будет рассматриваться только как россиянин, а в Израиле — как гражданин этой страны. И обязанность служить в армии у него может возникнуть в обеих странах (чего не было бы, заключи РФ и Израиль договор о двойном гражданстве).

Т.е., два эти термина не тождественны друг другу. То, что лицо имеет второе гражданство возможно говорить при наличии у него гражданства двух иностранных государств, между которыми не заключен соответствующий международный договор о признании двойного гражданства. В указанной ситуации такие лица двумя иностранными государствами будут идентифицированы как свои граждане.

Следовательно суть "второго" гражданства заключается в том, что государство как будто бы игнорирует наличие у своих граждан иного гражданства или гражданств, то есть рассматривает лицо только лишь в качестве своего гражданина. Количество таких правовых связей с государствами фактически неограниченно. В случае, если государство признает второе гражданство своих граждан путем законодательного закрепления соответствующих норм или заключения двустороннего договора со страной