ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 300
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы к зачету по дисциплине «Грузоведение» 2023 г.
-
Предмет грузоведение. Понятие груз, транспортная характеристика грузов, транспортное состояние груза.
Грузоведение – научная дисциплина, изучающая транспортные характеристики грузов и их транспортное состояние, а также режимы в перевозке, перегрузке и хранении.
Груз – объект (изделие, предмет, полезные ископаемые, материалы, сырье и отходы производства/потребления), принятый в установленном порядке к перевозке в грузовом вагоне или контейнере.
Транспортная характеристика грузов – набор специфических свойств грузов, в комплексе с параметрами тары и упаковкой. Включает в себя следующий состав:
-
Объемно-массовые характеристики; -
Физико-химические свойства; -
Параметры тары и упаковки; -
Виды процессов, происходящих при перевозке и хранении; -
Режимы в перевозке, перегрузке, хранении.
Транспортная характеристика используется при решении задач по рационализации перевозочного процесса: в выборе типа ПС, складских обустройств, средств пакетирования, разработке условий их перевозки.
Транспортное состояние груза – совокупность конкретных или присущих только данному грузу количественных и качественных показателей груза.
-
Основные нормативные документы, регламентирующие перевозку грузов.
-
Гражданский кодекс РФ (глава 40); -
Федеральный закон о железнодорожном транспорте РФ от 10.01.2003 №17 ФЗ (в редакции от 19.12.2022 №534 ФЗ); -
Устав железнодорожного транспорта РФ ФЗ №18 ФЗ от 10.01.2003 (в редакции от 11.06.2022 №178 ФЗ);
В соответствии с уставом изданы следующие документы:
-
Сборник правил перевозимых грузов на ждт; -
Правила перевозок опасных грузов; -
Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах; -
Тарифное руководство №1 (2 части); -
Единая тарифная статистическая номенклатура грузов (ЕТСНГ – базисная номенклатура грузов для всех видов транспорта общего пользования; предназначено для расшифровки обозначения грузов, перевозимых во внутреннем сообщении); -
Гармонизированная система описания и кодирования товаров (Является международной номенклатурой) -
Гармонизированная номенклатура грузов (ГНГ – служит для описания и кодировки грузов в международном грузовом сообщении стран членов ОСЖД, участвующих в СНГС).
-
Классификация грузов в зависимости от способа приема груза к перевозке, упаковки и погрузки.
В зависимости от способа приема груза к перевозке груз делится на:
-
Тарно-упаковочные; -
Штучные.
В свою очередь они также подразделяются на:
-
Тяжеловесные (более 500 кг, но не более грузоподъемности вагона); -
Сверхтяжеловесные (превышают грузоподъемность универсального вагона и перевоз в вагонах-транспортерах); -
Длинномерные (превышают длину универсального вагона и перевозятся на сцепе 2-3 платформ); -
Негабаритные. -
Насыпные и навалочные грузы (перевозятся без тары; применяются к перевозке без счета мест или штук, их насыпают или наваливают) -
Наливные (цистерны, бункерные полувагоны) -
Грузы, перевозимые на особых условиях (опасные, живность, скоропортящиеся; в спец вагонах).
-
Классификация грузов в зависимости от способа производства или происхождения.
1. Продукция сельского хозяйства.
2. Продукция лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
3. Руды металлические.
4. Продукция топливно-энергетической промышленности.
5. Минеральное сырье, минерально-строительные материалы и изделия, абразивы.
6. Продукция металлургической промышленности.
7. Продукция машиностроения, приборостроения и металлообрабатывающей промышленности.
8. Продукция химической промышленности.
9. Продукция пищевой, мясомолочной и рыбной промышленности.
10. Продукция легкой и полиграфической промышленности.
11. Прочие грузы.
12. Продукция органической химии.
-
Классификация тарно-упаковочных и штучных грузов.
На основе объемно – массовых характеристик и условий перевозок тарно-упаковочные и штучные грузы условно делятся на следующие группы:
-
грузы с массой транспортной единицы (одного грузового места) менее 500кг, линейные параметры которых соответствуют параметрам дверного проема крытого вагона; -
тяжеловесные грузы, масса одного грузового места от 500 до 20000 кг и выше, но не более грузоподъемности универсального железнодорожного вагона (перевозятся такие грузы на открытом подвижном составе, а в отдельных случаях в крупнотоннажных универсальных контейнерах, при условии соответствия по линейным параметрам и массе); -
сверхтяжеловесные, крупногабаритные и громоздкие грузы с массой одного грузового места более грузоподъемности универсального вагона (перевозятся такие грузы на специальных вагонах-транспортерах с грузоподъемностью от 80 до 500т); -
длинномерные грузы, требующие для перевозки сцепов из 2-3 платформ; -
негабаритные грузы.
-
Внешние и внутренние факторы, действующие на груз.
-
Внешние
1) механические – статистические нагрузки , динамические нагрузки
2) физические воздействия – влажность, температура, свет, пыль
3) био.хим воздействия - микробиологические формы, газовый состав воздуха -
Внутренние
-
физические свойства -
хим сво-ва -
реакция на изменение темп -
характеристики опастности -
объемно-массовые характеристики -
биохим сво-ва
-
Физические свойства грузов.
Кфизическим свойствам относят: сыпучесть, гранулометрический состав, угол естественного откоса, сегрегацию, хрупкость, скважистость, пористость, липкость, гигроскопичность, слеживаемость, сводообразование, уплотняемость, сопротивление сдвигу, вязкость, влажность, абразивность, острокромчатость, пылеемкость, распыляемость.
-
Химические свойства грузов.
-
Самонагревание и самовозгорание- это реакция окисления грузов кислородом, если не обеспечивается отвод тепла, то самонагревание в самовозгорание. t, при которой начинается окисление – критическая температура груза. -
Окислительный свойства – это способность вещества или груза вступать в химическую реакцию окисления с другими грузами. -
Коррозия – разрушение металлов или металлических изделий вследствие присоединения к ним кислорода, хлора, брома.
-
Свойства грузов, обусловленные реакцией на изменение температур (термометрические свойства грузов).
-
Смерзаемость – способность грузов терять свою сыпучесть в результате смерзания отдельных частиц в смерзаемую массу. -
Морозостойкость – способность выдерживать воздействие низких температур и сохранять свои качественные характеристики при оттаивании. -
Спекаемость– свойство частиц груза слипаться при повышении температуры. -
Термостойкость – способность вещества противостоять развитию биохимических процессов, разрушению, плавлению, самовозгоранию, повышению температур. -
Огнестойкость – способность грузов не воспламеняться и не терять свои свойства под воздействием огня.
-
Характеристики опасности грузов.
-
Огнеопасность – способность вещества к прогрессивному горению в случае возникновения очага возгорания; -
Для горючих жидкостей важными характеристиками являются:
-
t вспышки – насыщенные пары жидкости, воспламеняющие воздействие внешнего источника; -
t воспламенения – устойчивое горение/испарение жидкости; -
t самовоспламенения – самовозгорание жидкого вещества.
-
Взрывоопасность – способность вещества вызывать химические/физические взрывы:
-
Физический взрыв – превращение жидкой фракции в газообразное за короткий промежуток времени (сжиженные газы); -
Химический взрыв – реакция окисления взрывного вещества кислородом, протекающая с быстрой скоростью.
-
Вредность – поражение органов чувств, кожного покрова, дыхательных путей, людей и животных; -
Ядовитость – свойство вещества представлять опасные для здоровья и жизни людей и животных в следствии токсичности; -
Инфекционная опасность – возможность заражения людей и животных различными заболеваниями, вызываемые вирусами и бактериями; -
Радиоактивность – способность к радиоактивному излучению.
-
Объемно-массовые характеристики грузов.
-
Плотность – масса однородного вещества в единице объема (кг/м3). Стандартная плотность у жидкого вещества измеряется при t=20°C. Плотность жидкого груза изменяется с изменением t; -
Удельный объем – характеризует объем единицы массы груза; -
Удельный погрузочный объем – объем 1 т груза, отнесенный к объему ПС; -
Объемная масса – масса груза в единицу объема с учетом скважистости и пористости, характерно для насыпных и навалочных грузов. По величине объемная масса делится на 4 группы:
-
Легкие (mоб<0,6 т/м3) торф, опилки; -
Средние (0,6сб<1,1 т/м3) зерно, уголь;
Тяжелые (1,1сб<2 т/м3) песок, гравий;
Очень тяжелые (mсб>2 т/м3) руды, рудные концетраты.
-
Биохимические свойства грузов.
-
Автолиз – процесс растворения тканей продукта в результате распада белков, жиров и углеводов (мясо, табак). -
Дыхание – окисление углеводов, жиров, органических соединений кислорода воздухом (зерно, мука, овощи). -
Дозревание – переход сахара в крахмал/переход крахмала в сахар. -
Прорастание -
Брожение – разложение углеводов в результате деятельности микроорганизмов. -
Гниение – разложение белков в результате деятельности микроорганизмов. -
Плесневение.
-
Качество груза. Методы определения качества груза.
Качество груза – совокупность свойств, определяющих степень его пригодности к использованию по назначению.
Для определения качества груза используют 3 метода:
-
Органолиптический – метод, определяющий свойства груза с помощью органов чувств человека; -
Лабораторный – исследование груза с помощью реактивов и следующих приборов: весы, термометр, линейка и др; -
Натурный – органолиптический + лабораторный.
-
Понятие тары и упаковки. Классификация тары по функциональному назначению.
Тара – это спец изделие для размещения продукции.
Упаковка – это комплекс средств, обеспечивающие защиту грузов и облегчающие процессы транспортировки, хранения и перегрузки.
Классификация тары по функциональному назначению:
1) Универсальная (для различных товаров);
2) Специализированная (для определенных видов груза).
-
Классификация тары по кратности обращения.
1) Разовая тара (используется однократно);
2) Возвратная(подлежит сдаче поставщику в обязательном порядке);
3) Многооборотная(используется многократно).
-
Классификация тары по материалу изготовления.
Материалы изготовления тары:
-
дерево, -
картон, -
фанера, -
пластмасса, -
полимеры, -
металл, -
текстиль, -
стекло, -
керамика.
-
Классификация тары по форме.
Виды тары:
-
ящики, -
коробки, -
мешки, -
бочки, -
бидоны и т.д.
-
Классификация тары по степени жесткости.
По степени прочности тара бывает:
-
жесткой (металлические, деревянные и полимерные ящики, бочки), -
полужесткой (картонные ящики, полимерные тубы), -
мягкой (мешки, пакеты), -
хрупкой (различные виды стеклянной тары).
-
Классификация тары по методам изготовления и конструкционным особенностям.
По методам изготовления различают тару:
-
бондарную, -
клееную, -
штампованную, -
литую, -
сварную.
По конструктивным особенностям тару подразделяют на:
-
неразборную, -
разборную, -
складную, -
разборно-складную, -
закрытую, -
открытую, -
штабелируемую.