Файл: Вопросы к зачету по дисциплине Грузоведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к зачету по дисциплине «Грузоведение» 2023 г.

  1. Предмет грузоведение. Понятие груз, транспортная характеристика грузов, транспортное состояние груза.

Грузоведение – научная дисциплина, изучающая транспортные характеристики грузов и их транспортное состояние, а также режимы в перевозке, перегрузке и хранении.

Груз – объект (изделие, предмет, полезные ископаемые, материалы, сырье и отходы производства/потребления), принятый в установленном порядке к перевозке в грузовом вагоне или контейнере.

Транспортная характеристика грузов – набор специфических свойств грузов, в комплексе с параметрами тары и упаковкой. Включает в себя следующий состав:

  • Объемно-массовые характеристики;

  • Физико-химические свойства;

  • Параметры тары и упаковки;

  • Виды процессов, происходящих при перевозке и хранении;

  • Режимы в перевозке, перегрузке, хранении.

Транспортная характеристика используется при решении задач по рационализации перевозочного процесса: в выборе типа ПС, складских обустройств, средств пакетирования, разработке условий их перевозки.

Транспортное состояние груза – совокупность конкретных или присущих только данному грузу количественных и качественных показателей груза.

  1. Основные нормативные документы, регламентирующие перевозку грузов.



  • Гражданский кодекс РФ (глава 40);

  • Федеральный закон о железнодорожном транспорте РФ от 10.01.2003 №17 ФЗ (в редакции от 19.12.2022 №534 ФЗ);

  • Устав железнодорожного транспорта РФ ФЗ №18 ФЗ от 10.01.2003 (в редакции от 11.06.2022 №178 ФЗ);

В соответствии с уставом изданы следующие документы:

  • Сборник правил перевозимых грузов на ждт;

  • Правила перевозок опасных грузов;

  • Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах;

  • Тарифное руководство №1 (2 части);

  • Единая тарифная статистическая номенклатура грузов (ЕТСНГ – базисная номенклатура грузов для всех видов транспорта общего пользования; предназначено для расшифровки обозначения грузов, перевозимых во внутреннем сообщении);

  • Гармонизированная система описания и кодирования товаров (Является международной номенклатурой)

  • Гармонизированная номенклатура грузов (ГНГ – служит для описания и кодировки грузов в международном грузовом сообщении стран членов ОСЖД, участвующих в СНГС).




  1. Классификация грузов в зависимости от способа приема груза к перевозке, упаковки и погрузки.

В зависимости от способа приема груза к перевозке груз делится на:

  • Тарно-упаковочные;

  • Штучные.

В свою очередь они также подразделяются на:

  • Тяжеловесные (более 500 кг, но не более грузоподъемности вагона);

  • Сверхтяжеловесные (превышают грузоподъемность универсального вагона и перевоз в вагонах-транспортерах);

  • Длинномерные (превышают длину универсального вагона и перевозятся на сцепе 2-3 платформ);

  • Негабаритные.

  • Насыпные и навалочные грузы (перевозятся без тары; применяются к перевозке без счета мест или штук, их насыпают или наваливают)

  • Наливные (цистерны, бункерные полувагоны)

  • Грузы, перевозимые на особых условиях (опасные, живность, скоропортящиеся; в спец вагонах).



  1. Классификация грузов в зависимости от способа производства или происхождения.

1. Продукция сельского хозяйства.

2. Продукция лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

3. Руды металлические.

4. Продукция топливно-энергетической промышленности.

5. Минеральное сырье, минерально-строительные материалы и изделия, абразивы.

6. Продукция металлургической промышленности.

7. Продукция машиностроения, приборостроения и металлообрабатывающей промышленности.

8. Продукция химической промышленности.

9. Продукция пищевой, мясомолочной и рыбной промышленности.

10. Продукция легкой и полиграфической промышленности.

11. Прочие грузы.

12. Продукция органической химии.

  1. Классификация тарно-упаковочных и штучных грузов.

На основе объемно – массовых характеристик и условий перевозок тарно-упаковочные и штучные грузы условно делятся на следующие группы:

  • грузы с массой транспортной единицы (одного грузового места) менее 500кг, линейные параметры которых соответствуют параметрам дверного проема крытого вагона;

  • тяжеловесные грузы, масса одного грузового места от 500 до 20000 кг и выше, но не более грузоподъемности универсального железнодорожного вагона (перевозятся такие грузы на открытом подвижном составе, а в отдельных случаях в крупнотоннажных универсальных контейнерах, при условии соответствия по линейным параметрам и массе);

  • сверхтяжеловесные, крупногабаритные и громоздкие грузы с массой одного грузового места более грузоподъемности универсального вагона (перевозятся такие грузы на специальных вагонах-транспортерах с грузоподъемностью от 80 до 500т);

  • длинномерные грузы, требующие для перевозки сцепов из 2-3 платформ;

  • негабаритные грузы.




  1. Внешние и внутренние факторы, действующие на груз.

  • Внешние
    1) механические – статистические нагрузки , динамические нагрузки
    2) физические воздействия – влажность, температура, свет, пыль
    3) био.хим воздействия - микробиологические формы, газовый состав воздуха


  • Внутренние

  1. физические свойства

  2. хим сво-ва

  3. реакция на изменение темп

  4. характеристики опастности

  5. объемно-массовые характеристики

  6. биохим сво-ва



  1. Физические свойства грузов.

Кфизическим свойствам относят: сыпучесть, гранулометрический состав, угол естественного откоса, сегрегацию, хрупкость, скважистость, пористость, липкость, гигроскопичность, слеживаемость, сводообразование, уплотняемость, сопротивление сдвигу, вязкость, влажность, абразивность, острокромчатость, пылеемкость, распыляемость.

  1. Химические свойства грузов.



  1. Самонагревание и самовозгорание- это реакция окисления грузов кислородом, если не обеспечивается отвод тепла, то самонагревание в самовозгорание. t, при которой начинается окисление – критическая температура груза.

  2. Окислительный свойства – это способность вещества или груза вступать в химическую реакцию окисления с другими грузами.

  3. Коррозия – разрушение металлов или металлических изделий вследствие присоединения к ним кислорода, хлора, брома.



  1. Свойства грузов, обусловленные реакцией на изменение температур (термометрические свойства грузов).



  1. Смерзаемость – способность грузов терять свою сыпучесть в результате смерзания отдельных частиц в смерзаемую массу.

  2. Морозостойкость – способность выдерживать воздействие низких температур и сохранять свои качественные характеристики при оттаивании.

  3. Спекаемость– свойство частиц груза слипаться при повышении температуры.

  4. Термостойкость – способность вещества противостоять развитию биохимических процессов, разрушению, плавлению, самовозгоранию, повышению температур.

  5. Огнестойкость – способность грузов не воспламеняться и не терять свои свойства под воздействием огня.



  1. Характеристики опасности грузов.



  • Огнеопасность – способность вещества к прогрессивному горению в случае возникновения очага возгорания;

  • Для горючих жидкостей важными характеристиками являются:


  • t вспышки – насыщенные пары жидкости, воспламеняющие воздействие внешнего источника;

  • t воспламенения – устойчивое горение/испарение жидкости;

  • t самовоспламенения – самовозгорание жидкого вещества.

  • Взрывоопасность – способность вещества вызывать химические/физические взрывы:

  • Физический взрыв – превращение жидкой фракции в газообразное за короткий промежуток времени (сжиженные газы);

  • Химический взрыв – реакция окисления взрывного вещества кислородом, протекающая с быстрой скоростью.

  • Вредность – поражение органов чувств, кожного покрова, дыхательных путей, людей и животных;

  • Ядовитость – свойство вещества представлять опасные для здоровья и жизни людей и животных в следствии токсичности;

  • Инфекционная опасность – возможность заражения людей и животных различными заболеваниями, вызываемые вирусами и бактериями;

  • Радиоактивность – способность к радиоактивному излучению.



  1. Объемно-массовые характеристики грузов.



  • Плотность – масса однородного вещества в единице объема (кг/м3). Стандартная плотность у жидкого вещества измеряется при t=20°C. Плотность жидкого груза изменяется с изменением t;

  • Удельный объем – характеризует объем единицы массы груза;

  • Удельный погрузочный объем – объем 1 т груза, отнесенный к объему ПС;

  • Объемная масса – масса груза в единицу объема с учетом скважистости и пористости, характерно для насыпных и навалочных грузов. По величине объемная масса делится на 4 группы:

  • Легкие (mоб<0,6 т/м3) торф, опилки;

  • Средние (0,6сб<1,1 т/м3) зерно, уголь;

  • Тяжелые (1,1сб<2 т/м3) песок, гравий;

  • Очень тяжелые (mсб>2 т/м3) руды, рудные концетраты.



  1. Биохимические свойства грузов.



  1. Автолиз – процесс растворения тканей продукта в результате распада белков, жиров и углеводов (мясо, табак).

  2. Дыхание – окисление углеводов, жиров, органических соединений кислорода воздухом (зерно, мука, овощи).

  3. Дозревание – переход сахара в крахмал/переход крахмала в сахар.

  4. Прорастание

  5. Брожение – разложение углеводов в результате деятельности микроорганизмов.

  6. Гниение – разложение белков в результате деятельности микроорганизмов.

  7. Плесневение.




  1. Качество груза. Методы определения качества груза.

Качество груза – совокупность свойств, определяющих степень его пригодности к использованию по назначению.

Для определения качества груза используют 3 метода:

  • Органолиптический – метод, определяющий свойства груза с помощью органов чувств человека;

  • Лабораторный – исследование груза с помощью реактивов и следующих приборов: весы, термометр, линейка и др;

  • Натурный – органолиптический + лабораторный.



  1. Понятие тары и упаковки. Классификация тары по функциональному назначению.

Тара – это спец изделие для размещения продукции.

Упаковка – это комплекс средств, обеспечивающие защиту грузов и облегчающие процессы транспортировки, хранения и перегрузки.

Классификация тары по функциональному назначению:

1) Универсальная (для различных товаров);

2) Специализированная (для определенных видов груза).

  1. Классификация тары по кратности обращения.

1) Разовая тара (используется однократно);

2) Возвратная(подлежит сдаче поставщику в обязательном порядке);

3) Многооборотная(используется многократно).

  1. Классификация тары по материалу изготовления.

Материалы изготовления тары:

  • дерево,

  • картон,

  • фанера,

  • пластмасса,

  • полимеры,

  • металл,

  • текстиль,

  • стекло,

  • керамика.



  1. Классификация тары по форме.

Виды тары:

  • ящики,

  • коробки,

  • мешки,

  • бочки,

  • бидоны и т.д.



  1. Классификация тары по степени жесткости.

По степени прочности тара бывает:

  • жесткой (металлические, деревянные и полимерные ящики, бочки),

  • полужесткой (картонные ящики, полимерные тубы),

  • мягкой (мешки, пакеты),

  • хрупкой (различные виды стеклянной тары).



  1. Классификация тары по методам изготовления и конструкционным особенностям.

По методам изготовления различают тару:

  • бондарную,

  • клееную,

  • штампованную,

  • литую,

  • сварную.

По конструктивным особенностям тару подразделяют на:

  • неразборную,

  • разборную,

  • складную,

  • разборно-складную,

  • закрытую,

  • открытую,

  • штабелируемую.