Файл: Вопросы к зачету по дисциплине Грузоведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
расположенные перпендикулярно оси конвейера, перемещающего разделанный круглый лес, а также пакетоформирующими машинами. Пиломатериалы после сушки подбирают по длине и укладывают в плотные пакеты на сортировочно-упаковочной установке.

Минерально-строительные материалы. Полностью или частично мож­но перевозить пакетами кирпич, шифер, трубы керамические, стеновые материалы и др. Земля, песок, глина, щебень и другие грузы считаются непригодными для пакетирования. Определенная часть грузов: цемент, известь, крупногабаритные отделочные камни, мрамор в кусках и глыбах и другие в зависимости от условий и объема можно перевозить и нава­лом, и в пакетах.

  1. Преимущества перевозки грузов в транспортных пакетах.

Общие преимущества пакетных перевозок грузов:

  • высокая производительность подъемно-транспортного оборудования при перегрузках и складировании;

  • низкие трудозатраты, простои транспортных средств и себестоимость погрузочно-разгрузочных и складских работ;

  • хорошая сохранность грузов в пакетах.

Недостатки пакетных перевозок:

  • дополнительные затраты на приобретение и ремонт поддонов и других средств пакетирования;

  • поддоны занимают часть объемов транспортных средств и складов (примерно 10… 15%);

  • необходимость возврата средств пакетирования (в отдельных случаях).

  1. Нефтеналивные грузы. Транспортная характеристика.

Наливными являются грузы, которые разрешается перевозить по железным дорогам в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума. В зависимости от воздействия на окружающую среду и жизнедеятельность человека все наливные грузы делятся на опасные и неопасные. Неопасные грузы перевозят на общих основаниях, а при перевозке опасных, кроме общих правил и норм, необходимо выполнять специальные требования по обеспечению безопасных перевозок, указанные в Правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам.

Наливные грузы в зависимости от свойств и назначения объединены в три основные группы:


  • нефть и нефтепродукты;

  • химические грузы (кислоты, щелочи, сжиженные газы);

  • пищевые продукты (растительные масла, спирты, патока).

Нефть и нефтепродукты составляют основную долю объема грузов (более 90 %), перевозимых по железной дороге наливом в цистернах и бункерных полувагонах.

Нефть сырая – горючая масленичная жидкость с характерным запахом и цветом, содержащая парафиновые, нафтеновые и ароматические углеводороды, различные органические вещества, сернистые и кислотосодержащие соединения. Нефть сырая перевозится с мест добычи на нефтеперерабатывающие заводы, где после специальных производственных процессов, происходящих при высокой температуре, получают нефтепродукты светлые (выкипающие при температуре до 3500С) и темные (с температурой кипения выше 3500С). К светлым нефтепродуктам относятся: бензин, керосин, лигроин, а к темным – газойль, мазут и продукты переработки мазута.

Нефтепродукты (светлые и темные) делятся на следующие подгруппы: топлива, масла, прочие продукты.

К топливу относятся: автомобильные бензины, авиационные керосины, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей и другие виды топлива.

В группу масел входят: моторные масла, индустриальные смазочные масла, консистентные смазки, специальные масла и др.

К группе прочих нефтепродуктов относится большой ассортимент продуктов: растворители, осветительные керосины, нефтяные битумы, гудроны, нефтяной пек и др. К этой же группе относятся нефтепродукты, служащие сырьем для нефтехимической и химической промышленности.

  1. Температурные характеристики нефтеналивных грузов.



  • Температура плавления (застывания) - температура, при которой твёрдое кристаллическое тело совершает переход в жидкое состояние и наоборот. Для нефтепродуктов изменяется от –80оС (для некоторых бензинов) до +150оС (для битумов и пека);

  • Температура вспышки — определяет предельно допустимые t разогрева нефтепродуктов перед производством операций по их сливу и наливу, которая должна быть не менее чем на 10 градусов ниже t вспышки. Зависит от химического состава нефтепродукта и характеризует их пожароопасность.

  • Пределы взрываемости определяют минимальное (нижний предел) и максимальное (верхний предел) содержание паров нефтепродуктов в воздухе, способных взорваться при воздействии открытого огня;




  1. Кислоты. Свойства, особенности перевозки.

Кислоты могут вызывать тяжелые химические ожоги, взрывы и другие аварийные ситуации. Кроме того, кислоты, обладая окисляющими и разъедающими свойствами, могут вызывать коррозию внутренних металлических поверхностей котла цистерны. Условия перевозки конкретных видов кислот зависят от их химико-физических характеристик.

Серная кислота – бесцветная прозрачная маслянистая жидкость, способная растворять металлы. Она гигроскопична, может соединяться с водой в любых пропорциях с выделением большого количества тепла. Перевозится серная кислота только в специальных цистернах. Олеум (серная дымящаяся кислота) перевозится в специальных олеумных утепленных цистернах-термосах, принадлежащих грузоотправителю.

Соляная кислота относится к опасным едким веществам, способна растворять металлы; ее температура замерзания ниже -40оС; перевозится в специальных гуммированных цистернах. Ингибированная соляная кислота перевозится в сернокислотных цистернах.

Азотная кислота является продуктом окисления аммиака, кипит при температуре +86оС, действует на все металлы, кроме золота, платины, титана, и более слабо на алюминий. Техническая азотная кислота дымит на воздухе при обычной температуре, является сильным окислителем. Азотная кислота перевозится в цистернах с алюминиевым внутренним покрытием котла цистерны, которая имеет с обеих сторон щиты, предохраняющие от случайного истечения продукта.

Смесь азотной кислоты с серной – меланж, представляет собой едкую жидкость, перевозится в специальных сернокислотных цистернах. Температура ее налива должна быть не выше +300 С, а в летних условиях не выше +400 С, обладает ядовитыми свойствами. Концентрация и состав наливаемой в цистерну кислоты должны отвечать требованиям действующих стандартов.

Приготовление к наливу меланжа, а также ингибирование соляной кислоты (добавление веществ, замедляющих течение химических реакций коррозии металла) должно производиться грузоотправителем в специальных емкостях, но категорически запрещается производить эти операции в процессе налива в цистерну.

Цистерны для перевозки кислот, относящихся к опасным грузам, должны иметь соответствующую окраску и предупреждающие трафареты


  1. Спирты. Свойства, особенности перевозки.

Имеют свойства, присущие светлым нефтепродуктам: огнеопасность, взрывоопасность, способность накапливать электрический заряд, интенсивное испарение, токсичность, наркотические свойства, способность к температурному расширению.

  • Метанол (метиловый спирт) – легковоспламеняемая, очень ядовитая, бесцветная, прозрачная жидкость; кипит при t = 60°C; с воздушными парами образует взрывоопасную смесь. По цвету, вкусу, запаху напоминает винный спирт, но прием его внутрь вызывает отравление, нередко с потерей зрения, чаще со смертью. Применяют в качестве раствора антифриза, для синтеза химических веществ, производства формалина и других продуктов. Для этих же целей используют пропиловый и этиловый спирты.

  • Технический этиловый спирт – получают сбраживанием гидролизатора древесины или сульфата щелоков. Применяется в производстве синтетического каучука, уксусной кислоты, хлороформа, пороха, синтетических красителей, лаков и т.д.

Перевозится в специализированных цистернах, которые имеют соответствующую окраску и предупреждающие трафареты.

  1. Природные газы. Свойства, особенности перевозки.



  • Природный газ добывают при разработке газовых месторождений. Содержит до 99% метана и незначительную долю примесей (азот, бутан, сероводород и др).

  • Попутный газ получают при добыче и переработке нефти. В зависимости от структуры нефти содержание метана, этана, пропана происходит в разных соотношениях.

Природный и попутный газы используются как химическое сырье и как топливо.

По физическим свойствам и агрегатным состояниям делятся на:

  • Сжатые;

  • Сжиженные;

  • Растворимые под давлением;

  • Сжиженные охлажденные.

Все цистерны, используемые для перевозки газов, должны иметь соответствующую окраску и трафареты. Подробные условия для таких перевозок указываются в Правилах Перевозок опасных грузов.

  1. Наливные пищевые продукты. Растительные масла, свойства и особенности перевозки.


Растительные масла – представляют собой продукты, полученные путем экстракции, либо прессованием семян масляных культур или зерново-бобовых растений, и подразделяется в зависимости от способа обработки на: 1) нерафинированные; 2) гидротированные; 3) рафинированные без дезодорации; рафинированные с дезодорацией. А в зависимости от качественных показателей масла делят на: 1) пищевые; 2) технические.
Масла используют в пищу, консервирование, парфюмерии, лакокрасочной промышленность, для медицинских и технических целей.

Являются вязкими грузами; перед сливом разогреваются; к опасным грузам не относятся, т.к. температура вспышки высока.

Перевозится в цистернах и бункерных полувагонах.

  1. Застывающие вязкие грузы, свойства, особенности перевозки.

Жиры различных животных характеризуются большой вязкостью. Наибольшей вязкостью обладают технические жиры, температура застывания >-30°C. Данная группа относится к застывающим и требуют значительных затрат времени на разогрев перед сливом из цистерн.

К застывающим вязким грузам относят:

  • Патока – продукт, получаемый осахариванием (гидролиз) крахмала, картофеля или кукурузы, разбавляют его кислотой, с последующей фильтрацией и увариванием;

Температура застывания патоки от +16°C до +30°C. Патока перевозится в специализированных цистернах с внутренними стационарными змеевиками.
  • 1   2   3   4   5