Файл: 1. Порядок принятия федерального закона и внесения в него поправок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание
1. Порядок принятия федерального закона и внесения в него поправок

2. Обоснование и необходимость внесения изменений в ФЗ «О наркотических и психотропных веществах»

Заключение

Список использованных источников


1. Порядок принятия федерального закона и внесения в него поправок
Федеральным законом является нормативный правовой акт, имеющий прямое действие на всей территории Российской Федерации, принимаемый по предметам ведения РФ, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ч. 1, 2 ст. 76 Конституции РФ).

В силу ч. 1 ст. 15, ч. 3, 5 ст. 76, ч. 3 ст. 90, ч. 3 ст. 115 Конституции РФ федеральные законы не могут противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам, имея, в свою очередь, приоритет перед указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также над законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, принятыми по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

С учетом особой значимости федерального закона как основного средства нормативного правового регулирования общественных отношений базовые элементы процедуры (порядка) его принятия регламентированы Основным Законом страны - Конституцией РФ, а затем детализированы в регламентах Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Так, в силу п. "а" ст. 71, ч. 1, 2 ст. 105 Конституции РФ принятие федеральных законов отнесено к ведению Российской Федерации и осуществляется Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.

Согласно ч. 1, 2 ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы (реализуемое путем внесения законопроекта в Госдуму) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, сенаторам РФ, депутатам Госдумы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.

Рассмотрение законопроекта Госдумой производится в порядке, закрепленном разд. III Регламента Государственной Думы, утв. Постановлением ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (далее - Регламент ГД).

В соответствии со ст. 104 Регламента ГД право законодательной инициативы осуществляется, в частности, в форме внесения в Госдуму: а) проектов федеральных законов (далее - законопроект); б) законопроектов о внесении изменений в действующие федеральные законы либо о признании этих законов утратившими силу; в) поправок к законопроектам.


Законопроект должен соответствовать требованиям ст. ст. 105, 106 Регламента ГД и сопровождаться: пояснительной запиской к законопроекту, содержащей предмет законодательного регулирования, изложение концепции предлагаемого законопроекта и мотивированное обоснование необходимости принятия или одобрения законопроекта; текстом законопроекта с указанием на титульном листе субъекта (субъектов) права законодательной инициативы, внесшего (внесших) законопроект; перечнем федеральных законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального закона; при необходимости и другими приложениями, например финансово-экономическим обоснованием в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат. Непосредственно в текст законопроекта могут быть включены положения о сроке и о порядке вступления в силу закона о поправке к Конституции РФ, федерального конституционного закона, федерального закона или отдельных их положений; о признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых законов и других нормативных правовых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного закона.

Согласно ст. ст. 107, 108 Регламента ГД законопроект и материалы к нему направляются на имя Председателя Госдумы. Поступивший законопроект регистрируется, ему присваивается регистрационный номер, который указывается вместе с наименованием законопроекта в течение всего периода прохождения законопроекта в Госдуме, а также на законопроект заводится электронная регистрационная карта в Системе обеспечения законодательной деятельности.

Председатель Госдумы направляет зарегистрированный законопроект и материалы к нему в профильный комитет, который определяет соответствие законопроекта требованиям ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента ГД. В случае если законопроект относится к вопросам ведения нескольких комитетов, Первый заместитель (заместитель) Председателя Государственной Думы, координирующий деятельность профильного комитета, может инициировать создание этим комитетом рабочей группы.

Решение профильного комитета о соответствии законопроекта указанным требованиям, включающее предложения по законопроекту, вносится на рассмотрение Совета Госдумы, который по предложению профильного комитета назначает один из комитетов Госдумы ответственным по законопроекту, включает законопроект в примерную программу законопроектной работы Госдумы на текущую либо на очередную сессию, после чего направляет законопроект и материалы к нему в комитеты, комиссии и во фракции, Президенту РФ, Совет Федерации, Правительство РФ, Счетную палату РФ, Общественную палату, а также в Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.



Частью 1 ст. 116 Регламента ГД определено, что рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом ГД.

При рассмотрении Госдумой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. Решение о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении оформляется соответствующим постановлением Госдумы. При этом Госдума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении (ч. 1 ст. 118, ч. 2, 6 ст. 119 Регламента ГД).

Согласно ст. ст. 120 - 123 Регламента ГД поправки к законопроекту, принятому или одобренному в первом чтении, вносятся субъектами права законодательной инициативы в ответственный комитет Госдумы, который изучает и обобщает их. Далее Совет Госдумы принимает решение о дате рассмотрения Госдумой законопроекта, подготовленного к рассмотрению во втором чтении, в рамках которого большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы принимается решение о принятии или отклонении соответствующих поправок, а по окончании голосования по поправкам ставится на голосование вопрос о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении. Решение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении оформляется соответствующим постановлением Госдумы.

Статьями 124 - 126 Регламента ГД предусмотрено, что принятый или одобренный во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Госдумы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении. По завершении этой работы законопроект вместе с заключением Правового управления Аппарата Госдумы представляется ответственным комитетом в Совет Госдумы для включения в проект порядка работы Госдумы. Совет Госдумы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Решения о принятии федерального закона, об одобрении федерального конституционного закона оформляются соответствующими постановлениями Госдумы.


Согласно ч. 3 ст. 105 Конституции РФ принятые Госдумой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, которое производится в порядке, установленном Регламентом Совета Федерации, утв. Постановлением СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (далее - Регламент СФ).

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ, ч. 4 ст. 107 Регламента СФ).

При этом обязательному рассмотрению (без возможности "пассивного" одобрения) в Совете Федерации подлежат федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира (ст. 106 Конституции РФ).

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Госдумы (ч. 4, 5 ст. 105 Конституции РФ, ст. ст. 109 - 111 Регламента СФ).

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 107 Конституции РФ принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Госдума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов РФ и депутатов Госдумы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию. Если Президент РФ в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом РФ. Если Конституционный Суд РФ подтвердит конституционность федерального закона, Президент РФ подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом РФ соответствующего решения. Если Конституционный Суд РФ не подтвердит конституционности федерального закона, Президент РФ возвращает его в Госдуму без подписания (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).


Частью 3 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.

Аналогичное правило закреплено в ст. 1 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (далее - Закон N 5-ФЗ).

Статьей 3 Закона N 5-ФЗ установлен срок официального опубликования федерального закона - в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru (ст. 4 Закона N 5-ФЗ).

 

Поскольку изменение действующих федеральных законов осуществляется путем принятия равных им по юридической силе законодательных актов (федеральных законов), то порядок внесения таких законопроектов (как одной из форм законодательной инициативы - ст. 104 Регламента ГД, ст. 140 Регламента СФ) и их рассмотрения аналогичен рассмотренному выше порядку принятия федеральных законов.

Таким образом, порядок принятия и изменения федерального закона представляет собой нормативно регламентированную процедуру реализации и поэтапного рассмотрения легитимной законодательной инициативы, начиная с момента поступления законопроекта в Госдуму и заканчивая официальным опубликованием принятого Госдумой, одобренного Советом Федерации и подписанного Президентом РФ документа.

2. Обоснование и необходимость внесения изменений в ФЗ «О наркотических и психотропных веществах»
В качестве НПА, требующего дополнений и уточнений выбран ФЗ «О наркотических и психотропных веществах» от 08.01.1998 (ред. от 29.12.2022).

Разработка проекта Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» была начата еще в 1992 году в Верховном Совете Российской Федерации в связи с имевшимся «законодательным вакуумом» регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ и продолжена в 1993-1997 гг. по инициативе некоторых депутатов, а также заинтересованных министерств и ведомств. Работа над законопроектом в Государственной Думе Российской Федерации велась с первых дней ее созыва и к концу 1997 года была практически завершена.