Файл: 1. Порядок принятия федерального закона и внесения в него поправок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


8 января 1998 года Закон был подписан Президентом Российской Федерации, опубликован в «Российской газете» 15 января 1998 года и вступил в силу 15 апреля 1998 года.

Впервые в практике борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации вступил в действие Федеральный закон, регулирующий правовые и организационные основы деятельности в данной сфере. Это событие имеет значение не только для российского государства, но также и для международного сообщества государств.

Федеральный закон состоит из 8 глав:

- общие положения;

- организационные основы деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту;

- особенности деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- условия осуществления отдельных видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- использование наркотических средств и психотропных веществ;

- противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- наркологическая помощь больным наркоманией;

- заключительные положения.

В положениях Федерального закона конкретизируется предмет преступных посягательств это наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры. Впервые в законодательном акте дается понятийный аппарат, соответствующий терминологии международного права, что способствует единообразному толкованию основных терминов, используемых в практике борьбы с незаконным оборотом наркотиков специалистами различных ведомств.

К примеру, дано определение понятия наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (веществ, из которых или с помощью которых изготавливаются наркотики), а также их законного и незаконного оборота.

В следственно-судебной, экспертной и медицинской практике впредь необходимо учитывать, что наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры в трактовке закона становятся таковыми, если они включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), и в зависимости от применяемых государством мер контроля эти вещества распределяются по 4 спискам:


- Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список №1);

- Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список №2);

- Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список №3);

- Список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами. Российской Федерации (далее-Список №4).

Указанный Перечень в соответствии со ст. 2 Закона уже утвержден Правительством Российской Федерации по представлению Минздрава и МВД России и официально опубликован.

Одновременно с утверждением Перечня постановлением Правительства Российской Федерации установлен порядок внесения в него изменений и дополнений.

Отдельно следует остановиться на психотропных веществах. Ранее в российском законодательстве такого понятия не было, а вещества, классифицируемые в международном праве как психотропные, в России включались в списки наркотических средств и сильнодействующих веществ. Вместе с тем контроль над легальным оборотом этих веществ и средств в нашей стране в полном объеме соответствовал требованиям международных конвенций.

Глава 2 Закона определяет организационные основы деятельности в сфере оборота наркотиков и в области противодействия их незаконному обороту.

В ст. 6 (ч. 1) предусмотрена возможность образования специального федерального органа для решения задач в сфере оборота наркотиков и в области противодействия их незаконному обороту.

В соответствии с Законом впервые в стране вводится специальный контроль инструментов и оборудования, используемых для производства и изготовления наркотиков. Установлено, что Правительство определяет перечень контролируемых инструментов и оборудования и правила их разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию России и вывоза с нее, уничтожения.



Третья глава целиком посвящена особенностям лицензионной деятельности. В соответствии с Законом на все виды деятельности, связанные с легальным оборотом наркотических средств, требуется получение лицензии в специальном лицензионном органе.

Законодатель определил основные требования к лицензионной деятельности и отразил особенности лицензионных требований и условий выдачи лицензий.

Законом налагаются дополнительные ограничения при выдаче лицензий на право занятия деятельностью, связанной с легальным оборотом. В частности, в руководстве юридического лица должны быть лица, имеющие соответствующую квалификацию, а среди сотрудников, допущенных к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами, не должно быть судимых или привлекаемых к уголовной ответственности за тяжкие или особо тяжкие преступления либо преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, а также наркоманов и алкоголиков.

Значительная по объему 4 глава Закона посвящена условиям осуществления отдельных видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Наибольшее значение имеет ст. 14, в соответствии с которой оборот наркотиков, внесенных в Список №1 (то есть запрещенных в легальном обороте), допускается только в научных и учебных целях, в экспертной и оперативно-розыскной деятельности. То есть легальный оборот веществ, включенных в этот список, практически в стране запрещен.

При этом проведение экспертиз с использованием наркотических средств и психотропных веществ или их идентификация разрешается юридическим, лицам при наличии лицензии на указанный вид деятельности.

Законодатель определил порядок культивирования наркотикосодержащих растений, разрешив его только по лицензиям государственным унитарным предприятиям и в пределах государственных квот.

И, наконец, в этом разделе закреплена обязанность юридических и физических лиц, являющихся собственниками или пользователями земельных участков, уничтожать произрастающие на их участках наркотикосодержащие растения, включенные в Перечень. Эта законодательная мера, на наш взгляд, сможет активизировать работу по уничтожению дикорастущих наркотикосодержащих растений, которыми у нас в стране засорено более 1 млн. га земель.

Несомненный интерес представляют положения главы пятой Закона. Необходимо особо остановиться на ст. 31 использование наркотических средств в медицинских целях. Закон установил, что в медицинских целях могут использоваться только средства, внесенные в списки №2 и №3. Использование этих наркотических средств в медицинских целях запрещено частнопрактикующим врачам.


Запрещено также лечение наркомании наркотическими средствами и психотропными веществами, внесенными в Список №2.

В этой же главе Закона определен порядок использования наркотических средств и психотропных веществ для лечения транзитных пассажиров, для применения в ветеринарии, в научных и учебных целях, в экспертной и оперативно-розыскной деятельности. Определен порядок отчетности, инвентаризации и регистрации операции с наркотиками.

Немедицинское потребление наркотических средств представляет значительную общественную опасность. Во-первых, наркотики - это не алкоголь или табак, оборот которого находится под специальным государственным и международным контролем. Во-вторых, последствия потребления наркотиков гораздо более пагубны для человека, здоровье которого небезразлично для общества. Кроме того, потребление наркотиков носит, как правило, групповой характер, что во многом предопределяет вовлечение в наркоманию несовершеннолетних и молодежи.

Кроме запрета на потребление наркотиков Закон ввел еще один немаловажный и крайне актуальный сегодня запрет на пропаганду и ограничение рекламы в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. Так, запрещается пропаганда наркотиков, то есть деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и распространения в компьютерных сетях указанных сведений.

Реклама наркотиков, используемых в медицине, допускается в ограниченном объеме. Это распространяется на определенные группы наркотиков, а именно, включенные в списки №2 и №3 Перечня, сведения о которых могут публиковаться лишь в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Нарушение норм, установленных настоящей статьей, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Введение норм, запрещающих пропаганду и рекламу наркотиков, является, несомненно, существенным вкладом в области организации противодействия незаконному обороту, так как некоторые средства массовой информации превратили сложную проблему в некую привлекательную и даже занимательную область рекламной индустрии.

В Законе содержится также комплекс мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков. Например, в указанных целях в стране вводится контроль за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств и прекурсоров в местах произрастания и культивирования наркотикосодержащих растений, включенных в Перечень, а также в местах возможного осуществления незаконных перевозок указанных веществ.


Введение подобного контроля направлено на пресечение изготовления и перемещения контролируемых веществ, поскольку определяются так называемые криминогенные регионы, в пределах которых вводится специальный контроль. При этом должностные лица контролирующих федеральных органов вправе производить досмотр граждан, почтовых и багажных отправлений, транспортных средств и перевозимых грузов при наличии достаточных оснований полагать, что осуществляется незаконная перевозка или пересылка наркотиков.

Закон установил правовые основания для проведения таких методов оперативно-розыскной деятельности, как контролируемая поставка и проверочная закупка.

До принятия закона нуждалось в более четком правовом регулировании и проведение проверочных закупок, то есть операций по приобретению наркотиков, а также сырья и оборудования для их производства, проводимых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

С вступлением в силу Федерального закона создана законодательная база для оказания больным наркоманией наркологической помощи (глава 7). Каждому больному наркоманией гарантировано государством обследование, консультирование, диагностика, лечение и медико-социальная реабилитация.

При этом лечение является исключительной компетенцией учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, а иные виды медико-социальной помощи могут осуществляться и частными учреждениями по соответствующим лицензиям.

В заключительном положении (глава 8) указан контроль и надзор за исполнением настоящего Федерального закона.

Минздрав России проводит общественное обсуждение уведомления о разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»». Разработка проекта направлена на упрощение требований, предусмотренных к обороту наркотических средств и психотропных веществ, и приведения их в соответствие с Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств».

Федеральное законодательство, регулирующее оборот наркотических средств и психотропных веществ не совершенно. Помимо уже отмеченных в данной дипломной работе недочетов, существуют и другие.

Так, еще при обсуждении проекта Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» не раз отмечалось, что в правоприменительной практике борьбы с наркобизнесом существует серьезная проблема: преступные группировки намерено изготавливают вещества, прежде всего, синтетического происхождения, обладающие выраженным наркотическим действием, но не включенные в списки наркотических средств. Одним из наиболее известных примеров является дело о нелегальном изготовлении 3-метилфентанила в подпольных лабораториях различных регионов страны.