Файл: Правовое регулирование медицинской и социальной реабилитации инвалидов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 309
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Нормативно-правовое обеспечение системы медицинской и социальной реабилитации инвалидов
1.1 Правовые основы реабилитации инвалидов
1.2 Направления и виды реабилитации инвалидов
1.3 Цели и задачи в сфере реабилитации инвалидов
Глава II. Медико-социальная реабилитация инвалидов
2.1 Организация и управление медико-социальной реабилитацией инвалидов
2.2 Социальная реабилитация инвалидов
2.3 Особенности медицинской реабилитации инвалидов
Глава III. Проблемы правового регулирования медицинской и социальной реабилитации инвалидов
в соответствии с этой статьей включает медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
Санаторно-курортное лечение направлено на достижение следующих целей:
- активацию защитно-адаптированных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления;
- восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.
Порядок организации медицинской реабилитации взрослых регулирует вопросы организации медицинской реабилитации взрослого населения на основе комплексного применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов.
В приказе Минздрава России «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры»1 отмечено, что реабилитация больных и инвалидов средствами ЛФК - одно из основных реабилитационных направлений. Органам здравоохранения субъектов Российской Федерации предлагается оказывать всемерное содействие развитию методов физической активности, в частности, использовать для этих целей дневные стационары, обеспечив их необходимым оборудованием и специалистами.
При определении задач развития здравоохранения и медицинской науки в стране на перспективу до 2030 г. дальнейшее развитие сети больниц восстановительного лечения и медико-социальной помощи для реабилитации инвалидов и профилактики инвалидности отнесено к числу приоритетных направлений деятельности системы здравоохранения Российской Федерации.
Инвалидность - это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как равным гражданам, не чувствующим какого-либо ущемления.
Основополагающим документом, определяющим политику Российской Федерации в сфере реабилитации инвалидов, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 1 которого определяет, что в зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Ст. 9 указанного Федерального закона определяет реабилитацию инвалидов как систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Абилитация инвалидов определяется как система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Иной подход, расширяющий границы содержания понятия «реабилитация инвалидов» содержится в международных нормативных актах. Так, в Конвенции о правах инвалидов в качестве цели реабилитации инвалидов определено достижение и сохранение максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения, и вовлечения во все аспекты жизни. В «Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов» говорится о необходимости достижения и поддержания оптимального уровня самостоятельности и жизнедеятельности инвалидов в результате предоставления инвалидам услуг по реабилитации. В связи с указанными различиями необходимо уточнение определения термина «реабилитация инвалидов», приведения его в соответствие с нормами международного права.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ определены основные направления реабилитации инвалидов. Однако в рассматриваемом Законе не содержится информации о социальном обслуживании инвалидов, не раскрывается содержание конкретных направлений реабилитации. В законодательных актах Российской Федерации раскрываются лишь понятия «медицинская реабилитация», «физическая реабилитация» и «санаторно-курортное лечение».
Конкретизация содержания основных направлений и видов реабилитационных услуг содержится в национальных стандартах Российской Федерации. Однако наблюдается несоответствие направлений реабилитации, указанных в Законе содержанию и наименованию видов реабилитационных услуг инвалидов, содержащихся в национальных стандартах, тем более что применение стандартов не всегда используется в силу добровольного характера их применения. Имеются также расхождения стандарта по видам социальных услуг со стандартами по видам реабилитационных услуг и услуг по социальной реабилитации.
Перечень социальных услуг, содержащийся в ст. 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» не включает в себя услуги по социальной реабилитации инвалидов, а также социально-экономические услуги, содержащиеся в Национальном стандарте РФ. «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг». В свою очередь, в ГОСТ Р 57760-2017 «Социальное обслуживание. Коммуникативные реабилитационные услуги гражданам с ограничениями жизнедеятельности» определяются коммуникативные реабилитационные услуги. ГОСТ Р 57759-2017 «Социальное обслуживание населения. Абилитационные услуги детям с ограничениями жизнедеятельности» вводит абилитационные услуги детям с детским церебральным параличом, абилитационные услуги слепым и слабовидящим детям, абилитационные услуги глухим и слабослышащим детям.
Государственные стандарты также по-разному трактуют виды услуг по социальной реабилитации, стандарт по видам социальных услуг имеет расхождение со стандартами по видам реабилитационных услуг и услуг по социальной реабилитации. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ семьям и детям, при необходимости оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение), которое осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на
основе межведомственного взаимодействия1.
В настоящее время отсутствуют нормативно-правовые акты, определяющие роль международной классификации функционирования и ограничений здоровья как межведомственного механизма для составления реабилитационного маршрута инвалида и оценки результативности процесса реабилитации инвалидов (детей-инвалидов). Отсутствуют федеральные и региональные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы профессиональной реабилитации в сфере занятости инвалидов.
Таким образом, можно выделить следующие факторы и проблемы, препятствующие формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов: отсутствие единого понятийного аппарата; отсутствие межведомственной справочноинформационной системы; отсутствие единого подхода по выполнению услуг различными ведомствами; затруднения при осуществлении межведомственного и межуровневого взаимодействия. Социальная защита инвалидов включает в себя их пенсионное обеспечение, обеспечение их жизнедеятельности и реабилитацию.
Дефекты пенсионного законодательства РФ в данной сфере состоят в:
В целях совершенствования системы реабилитации инвалидов представляется целесообразным:
Санаторно-курортное лечение направлено на достижение следующих целей:
- активацию защитно-адаптированных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления;
- восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.
Порядок организации медицинской реабилитации взрослых регулирует вопросы организации медицинской реабилитации взрослого населения на основе комплексного применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов.
В приказе Минздрава России «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры»1 отмечено, что реабилитация больных и инвалидов средствами ЛФК - одно из основных реабилитационных направлений. Органам здравоохранения субъектов Российской Федерации предлагается оказывать всемерное содействие развитию методов физической активности, в частности, использовать для этих целей дневные стационары, обеспечив их необходимым оборудованием и специалистами.
При определении задач развития здравоохранения и медицинской науки в стране на перспективу до 2030 г. дальнейшее развитие сети больниц восстановительного лечения и медико-социальной помощи для реабилитации инвалидов и профилактики инвалидности отнесено к числу приоритетных направлений деятельности системы здравоохранения Российской Федерации.
Глава III. Проблемы правового регулирования медицинской и социальной реабилитации инвалидов
Инвалидность - это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как равным гражданам, не чувствующим какого-либо ущемления.
Основополагающим документом, определяющим политику Российской Федерации в сфере реабилитации инвалидов, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 1 которого определяет, что в зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Ст. 9 указанного Федерального закона определяет реабилитацию инвалидов как систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Абилитация инвалидов определяется как система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Иной подход, расширяющий границы содержания понятия «реабилитация инвалидов» содержится в международных нормативных актах. Так, в Конвенции о правах инвалидов в качестве цели реабилитации инвалидов определено достижение и сохранение максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения, и вовлечения во все аспекты жизни. В «Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов» говорится о необходимости достижения и поддержания оптимального уровня самостоятельности и жизнедеятельности инвалидов в результате предоставления инвалидам услуг по реабилитации. В связи с указанными различиями необходимо уточнение определения термина «реабилитация инвалидов», приведения его в соответствие с нормами международного права.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ определены основные направления реабилитации инвалидов. Однако в рассматриваемом Законе не содержится информации о социальном обслуживании инвалидов, не раскрывается содержание конкретных направлений реабилитации. В законодательных актах Российской Федерации раскрываются лишь понятия «медицинская реабилитация», «физическая реабилитация» и «санаторно-курортное лечение».
Конкретизация содержания основных направлений и видов реабилитационных услуг содержится в национальных стандартах Российской Федерации. Однако наблюдается несоответствие направлений реабилитации, указанных в Законе содержанию и наименованию видов реабилитационных услуг инвалидов, содержащихся в национальных стандартах, тем более что применение стандартов не всегда используется в силу добровольного характера их применения. Имеются также расхождения стандарта по видам социальных услуг со стандартами по видам реабилитационных услуг и услуг по социальной реабилитации.
Перечень социальных услуг, содержащийся в ст. 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» не включает в себя услуги по социальной реабилитации инвалидов, а также социально-экономические услуги, содержащиеся в Национальном стандарте РФ. «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг». В свою очередь, в ГОСТ Р 57760-2017 «Социальное обслуживание. Коммуникативные реабилитационные услуги гражданам с ограничениями жизнедеятельности» определяются коммуникативные реабилитационные услуги. ГОСТ Р 57759-2017 «Социальное обслуживание населения. Абилитационные услуги детям с ограничениями жизнедеятельности» вводит абилитационные услуги детям с детским церебральным параличом, абилитационные услуги слепым и слабовидящим детям, абилитационные услуги глухим и слабослышащим детям.
Государственные стандарты также по-разному трактуют виды услуг по социальной реабилитации, стандарт по видам социальных услуг имеет расхождение со стандартами по видам реабилитационных услуг и услуг по социальной реабилитации. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ семьям и детям, при необходимости оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение), которое осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на
основе межведомственного взаимодействия1.
В настоящее время отсутствуют нормативно-правовые акты, определяющие роль международной классификации функционирования и ограничений здоровья как межведомственного механизма для составления реабилитационного маршрута инвалида и оценки результативности процесса реабилитации инвалидов (детей-инвалидов). Отсутствуют федеральные и региональные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы профессиональной реабилитации в сфере занятости инвалидов.
Таким образом, можно выделить следующие факторы и проблемы, препятствующие формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов: отсутствие единого понятийного аппарата; отсутствие межведомственной справочноинформационной системы; отсутствие единого подхода по выполнению услуг различными ведомствами; затруднения при осуществлении межведомственного и межуровневого взаимодействия. Социальная защита инвалидов включает в себя их пенсионное обеспечение, обеспечение их жизнедеятельности и реабилитацию.
Дефекты пенсионного законодательства РФ в данной сфере состоят в:
-
Неправомерном сужении круга лиц, которые вправе получать ту или иную выплату или льготу. -
Наличии в федеральных законах большого количества отсылочных норм и, как следствие этого, появлении подзаконных нормативных актов, имеющих значение для правильного правоприменения, с большим отрывом во времени.
В целях совершенствования системы реабилитации инвалидов представляется целесообразным:
-
Разработать профессиональные стандарты специалистов организаций, предоставляющих услуги по реабилитации инвалидов. -
Разработать порядок межведомственного взаимодействия служб социальной защиты инвалидов. -
Разработать примерное положение о структурном подразделении по оказанию услуг в организации социального обслуживания, образования, здравоохранения. -
Разработать стандарт качества услуг реабилитации инвалидов. -
Законодательно закрепить за органами местного самоуправления полномочия по интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физкультуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций; по проведению физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; по созданию детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, адаптивных детско-юношеских клубов физической подготовки.