Файл: Учебное пособие Издво Алтгту барнаул 2007 ббк 75. 812. 6 я73.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 481
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы географии туризма
1.1 Понятие географии туризма и методы ее изучения
1.2 Классификация видов туризма
1.5 Рекреационное районирование
1.6 Туристско-рекреационное зонирование
1.7 Туристские районы и центры
Вопросы к разделам первой главы
2 Рекреационные ресурсы и туризм России
2.1 Рекреационные районы Европейского севера России
2.2 Рекреационные районы центра России
2.3 Рекреационные районы юга Европейской России
2.4 Рекреационные районы азиатской РоссиИ
Любой туристский регион (дестинация) проходит определенный цикл развития. Выделяются следующие фазы эволюции туристского региона:
-
увеличение количества вновь приезжающих туристов; инвестирование в индустрию гостеприимства; -
увеличение количества туристов в связи с продвижением дестинации на туристском рынке; -
дополнительные инвестиции в инфраструктуру и индустрию гостеприимства; -
создание новых рабочих мест, видоизменения в архитектуре, окружающей среде, культуре, появление новых жителей; -
потеря привлекательности и «новизны» дестинации (сокращение количества туристов), Свободные номера в гостиницах, туризм по сниженным ценам, скидки; -
создание нового плана развития туризма
В начале развития туризма в регионе основными мотивами приезда людей в дестинацию являются встреча с родственниками или друзьями, а также деловые интересы. Некоторые из приезжих осматривают природные и культурные достопримечательности посещаемой ими территории. На этой стадии развития дестинации лишь небольшая часть инфраструктуры (гостиницы, общественное питание) зависит от количества приезжающих и сроков их пребывания. Однако, постепенно количество туристов увеличивается, так как они уже знают, что в данной дестинации их ждут хорошее обслуживание, интересная местная культура, природа и т.д. На это реагирует бизнес, развивая специализированные сервисные услуги для приезжающих туристов. Территория начинает приобретать характерные черты туристской дестинации. Открываются новые рестораны, кафе и бары, которые предлагают туристам как привычные для них блюда, так и национальные; магазины начинают торговать сувенирами местного производства. Инвестиции в экономику дестинации приносят большую прибыль и, естественно, увеличиваются. Общественный и частный сектора находят новые возможности привлечения туристов и их обслуживания.
В туристский регион приезжают все большие массы туристов, которые привносят в местную культуру свои традиции и культуру. Под их влиянием происходят изменения в традиционном укладе жизни коренного населения дестинации, что приводит к определенным переменам и во взаимоотношениях между людьми. В дестинацию идет постоянный приток новой рабочей силы. Как правило, приезжают молодые рабочие и служащие со своими семьями и оседают на данной территории на довольно длительное время. Постепенно происходит ассимиляция местных жителей (аборигенов) с приезжими. Это приводит к утрате местных культурных обычаев и появлению новых, но уже не свойственных и не характерных для данной дестинации. Под влиянием этих процессов происходит изменение первоначальной природы дестинации, она утрачивает свою исключительность, и начинается падение ее привлекательности для туристов.
Самая главная задача частного и общественного секторов в данный момент — быстро отреагировать на происходящие изменения. Прежде всего, необходимо создать новый маркетинговый план развития дестинации и найти перспективные сегменты туристского рынка, которые могут совершенно отличаться от рыночных сегментов первоначальной дестинации.
Цикл развития дестинации сходен с циклом развития любой системы, который включает в себя несколько стадий: зарождение, рождение, рост, насыщение, спад, исчезновение либо возрождение. Многие туристские дестинации в своем развитии проходят все стадии от зарождения до исчезновения, а затем осуществляется возрождение на принципиально новой основе. На цикл развития дестинации могут влиять различные факторы, например, развитие транспорта [20].
Анализ состояния и развития туризма в регионе обусловливает характерные предпосылки для целевого изучения туризма как сферы хозяйственной деятельности по следующим основным направлениям:
-
маршруты туристских потоков в регион и из него, структура (социальное положение, возраст, интерес к определенному виду туризма и т.д.) граждан России, выезжающих с туристскими целями, и зарубежной туристской клиентуры; -
особенности туризма в данном регионе: ритмы сезонности, преобладающие виды и формы туризма, основные цели посещения и т.д.; -
отношение властей и местных туристских органов к проблемам туризма, специфика их туристской политики; -
экономическая роль туризма в хозяйственной структуре данного региона; -
перспективы развития туризма на данной территории.
Существует определенная иерархия туристских районов:
-
глобальные туристские регионы (ВТО выделяет шесть крупнейших регионов мира: Европа, Америка, Юго-Восточная Азия и Океания, Африка, Ближний и Средний Восток, Южная Азия); -
туристский макрорайон (на территории России выделяют следующие регионы: Центр РФ, Юг РФ, Северо-запад РФ, Азиатская Россия; -
туристский мезорайон (Уральский, Прибайкальский и др.); -
туристский микрорайон (Чарышский, Прителецкий и др.); -
туристская местность (озеро Ая и окрестности); -
туристский площадной объект (гора Белуха).
Проектирование туристско-рекреационных систем в регионах базируется на выделении различных композиционных, функциональных и планировочных элементов. Среди таких элементов представляется целесообразным выделить следующие типы
:
-
Ареалы (туристские районы) — регионы сосредоточения туристско-рекреационных ресурсов; -
Ядра (центры туризма) — функционально-экономические и градостроительные центры районов и зон; -
Оси - ландшафтно-маршрутные коридоры, связывающие между собой ареалы и ядра в единый территориальный каркас; -
Локусы - точечные элементы функционально-планировочной структуры, связанные с отдельными памятниками, турбазами, домами отдыха, поселениями.
Рекреационный район является частью территориально-произво-дственного комплекса (ТПК), так как рекреационная отрасль взаимосвязана с сопутствующими отраслями хозяйства территории. Поэтому рекреационный район или зона может быть представлен как территориально-рекреационный комплекс (ТРК). Существует тесная связь туристских районов разного ранга с территориально-рекреационными комплексами (ТРК).
Территориально-рекреационный комплекс — сложное хозяйство, в него входят лечебные и оздоровительные учреждения, обслуживающие предприятия и сопутствующие отрасли (предприятия торговли и общественного питания, бытовые, культурные и спортивные учреждения, экскурсионные объекты, дорожно-транспортная сеть, сувенирное производство и др.).
Туристские районы отличаются следующими основными признаками:
-
время возникновения, исторические особенности формирования; -
природные, историко-культурные, социально-экономические и населенческие предпосылки формирования; -
уровень развития туристской инфраструктуры; -
туристская специализация.
На основании этих признаков может быть построена классификация туристских районов. Она может быть очень детальной, но общая схема представляется достаточно экономной.
По времени возникновения туристские районы могут быть классифицированы следующим образом:
-
районы давнего туристского освоения (до 19 в.); -
районы нового туристского освоения (19- начало 20 в.); -
районы новейшего туристского освоения (2 полов. 20 в.); -
районы туристского освоения последних лет.
По предпосылкам формирования (видам аттрактивности) могут быть выявлены следующие типы районов:
-
природные (оздоровительные; курортные или лечебные); -
культурно-исторические; -
экономические; -
комплексные.
По уровню развития туристской инфраструктуры могут быть отмечены районы:
-
с высокоразвитой инфраструктурой; -
среднеразвитой инфраструктурой; -
низкоразвитой инфраструктурой.
По туристской специализации:
-
познавательного или экскурсионного туризма; -
рекреационного или оздоровительного туризма; -
лечебного туризма; -
научного туризма; -
событийного туризма -
религиозного туризма; -
спортивного туризма; -
делового туризма; -
сельского туризма.
Существует много смешанных типов туристской специализации (познавательно-рекреационный, познавательно-фестивальный и т.д.). Например, курорт Белокуриха имеет лечебную специализацию, но в зимнее время город также является популярным горнолыжным центром. Районы научного и фестивального туризма обычно не являются постоянными. Нахождение в них туристов носит скорее эпизодический характер. Районы ностальгического туризма связаны с определенной политической конъюнктурой и поэтому нередко представляют собой временное явление. В большой мере конъюнктурны районы делового туризма, особенно осваиваемые торговцами- «челноками» в ходе шоп-туров.
Туристские районы разделяются на районы широкой и узкой специализации. В туристской отрасли районов широкой специализации внимание организаторов и посредников туристских мероприятий сконцентрировано в основном на организации отдыха в сезон отпусков. Туристские регионы широкой специализации важны также для делового туризма. К таким туристским местам относятся образовательные, промышленно-административные и транспортные центры. Образовательные центры это места, приспособленные для проведения конгрессов, а также учреждения исследовательского и образовательного характера. Промышленно-административные центры также относятся к туристскому предложению широкой специализации. Они подразделяются на промышленные, или коммерческие, и политические центры. Промышленными центрами считаются места, куда едут, чтобы заключать коммерческие договора и товарные сделки. Политические центры это места, где располагаются административно-политические структуры или проводятся мероприятия политического характера. В центрах транспортного сообщения туристы пользуются туристскими услугами по техническим причинам.
Туристские регионы узкой специализации отличаются от регионов широкой специализации тем, что основная причина их посеще- ния желание исследовать эти места. Туристские места узкой специализации подразделяются на места отдыха и места, располагающие туристскими достопримечательностями.
Рекреационная привлекательность регионов обусловила развитие в них центров туризма. С позиции концепции территориальной рекреационной системы, в качестве одного из ее элементов является рекреационный центр (туристский центр) который является объектом, комплексом, населенным пунктом, обеспечивающим функции расселения и обслуживания населения. Изучение центров туризма основывается на теории полюсов роста (экономического ядра), появившейся в 1960-е годы на Западе. Концепция полюсов роста была положена в основу региональных программ многих стран. Полюс роста - понятие в большей мере функциональное, однако в практике хозяйственной деятельности часто выступает в традиционном географическом пространстве. Термины «полюс роста» и «центр роста» разграничиваются как функциональная и географическая части. Следует отметить, что эти понятия могут иметь различные уровни: общемировой, национальный, региональный, отраслевой и уровень отдельного предприятия. Так на уровне туристской отрасли можно также выделить центры роста (центры туризма). Подходы к проблеме изучения туристских центров могут быть разными. Традиционным считается подход, когда наличие определенных ресурсов, культурного наследия характерного для данной местности, вызывает интерес и туристские потоки. Другой подход основывается на том, что туристские потоки вызваны главным образом качественными и количественными показателями информированности о ресурсах. В связи с этим, И. В. Зорин [18] предлагает различать термины «центр туризма» и «туристский центр», хотя последний используется гораздо чаще при характеристике города или местности, имеющих туристскую функцию. В зарубежной и отечественной литературе понятие «туристский центр» обычно связывают с системой расселения (городами, поселками – центрами обслуживания туристов). Есть точка зрения, что это понятие целесообразно связывать с любой местностью представляющей интерес для туристов: город, поселок, специальный центр обслуживания туристов, река, озеро, море, горный массив, уникальные и типичные ландшафты, национальные парки и т.д. Однако в этом случае мы уходим от теории полюсов роста и теории территориальных рекреационных систем. Поэтому может быть оправдано понятие «центр туризма» – город, местность или объект, где на базе туристских ресурсов создан комплекс рекреационного обслуживания, имеющий определенную специализацию и географическое пространство. Типология туристских центров, с одной стороны, отражает большое разнообразие рекреационной деятельности туристов, за которой, в свою очередь, стоят разнообразные потребности людей. С другой стороны, она связана с наличием культурного и природного наследия, рекреационных ресурсов в том или ином месте, без которых рекреационная деятельность не может быть реализована.