Файл: Учебное пособие Издво Алтгту барнаул 2007 ббк 75. 812. 6 я73.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 471

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»

А.Н. Дунец

География туризма России
Учебное пособие


Изд-во АлтГТУ

Барнаул 2007
ББК 75.812.6 я73


Дунец А.Н. География туризма России: учебное пособие /А.Н. Дунец; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2007. - 280 с.

ISBN 978-5-7568-0708-0

В работе обобщен теоретический и практический материал по географии туризма России. Учебное пособие рекомендуется студентам вузов, обучающимся по специальности 100103 «Социально-куль-турный сервис и туризм».

Рецензенты:

В. С. Ревякин, д.г.н., профессор Алтайского государственного университета;

С.Е. Цыганова, к.п.н., профессор Алтайской государственной академии культуры и искусств;

Н.А. Белоусов, к.ф.н., доцент Алтайского государственного технического университета
Допущено научно-методическим советом АлтГТУ для внутривузовского использования в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм».

Протокол № 10 от 13.06.07 г.

ISBN 978-5-7568-0708-0
© Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова, 2007




Содержание


2.1.1 Северо-Западный 75

2.1.2 Ленинградский 83

2.1.3 Русский Север 87

2.2 Рекреационные районы центра России 96

2.2.1 Западный 98

2.2.2 Калининградский 102

2.2.3 Верхневолжский 108

2.2.4 Центральный 114

2.2.5 Уральский 122

2.3 Рекреационные районы юга Европейской России 133

2.3.1 Поволжский 134

2.3.2 Южно-Российский 144

2.3.3 Приазовский 153

2.3.4 Причерноморский 157

2.3.5 Северо-Кавказский 165

2.3.6 Прикаспийский 177

2.4 Рекреационные районы азиатской РоссиИ 181

2.4.1 Западно-Сибирский южный 183

2.4.2 Западно-Сибирский северный 190

2.4.3 Кузбасско-Алтайский 197

2.4.4 Саянский 210

2.4.5 Енисейский 218

2.4.6 Прибайкальский 224

2.4.7 Якутский 235

2.4.8 Приамурский 243

2.4.9 Приморский 251

2.4.10 Охотско-Камчатский 260

2.4.11 Северо-Восточный 267

Заключение.......................................................................................280





Введение
Учебное пособие состоит из двух частей. В первой рассматриваются основные теоретические аспекты географии туризма. Во второй - дана характеристика рекреационных ресурсов и туризма по рекреационным районам России. Описание рекреационных районов приводится в определенной последовательности, благодаря которой можно получить комплексное представление об изучаемом районе и сравнить его с другими.

Географическая наука — область познания, изучающая закономерности процессов освоения пространства. Пространственные процессы — это основное, что объединяет самые разные географические дисциплины, сколь бы различными ни были предметы их исследования.

Курс географии туризма призван дать знания о туризме как перспективной отрасли хозяйства и выявить ее пространственную дифференциацию. Туризм в регионах получил различное развитие ввиду сложившихся в них природных, политических, социальных, экономических условий и исторических предпосылок. Туристская деятельность связана с использованием очень многих ресурсов и взаимодействует с различными отраслями экономики. Поэтому для формирования представлений о туризме в России требуются разнообразные географические знания.

География туризма изучает территорию с точки зрения привлекательности для развития разных видов туризма. С этих позиций рассматриваются различные природные, социально-культурные, экономические и геополитические особенности регионов. Возникающие с ростом антропогенной нагрузки экологические проблемы также учитываются в курсе географии туризма.

Специалист социально-культурного сервиса и туризма должен разбираться в пространственном распространении ресурсов, видах туризма и факторах, их обуславливающих.



1 Теоретические основы географии туризма




1.1 Понятие географии туризма и методы ее изучения



Для профессиональной работы менеджеров турагенств и подготовки студентов большое значение имеет знакомство с географическим представлением о развитии туризма в России. Изучение рекреационных ресурсов, видов туризма, их развития и размещения определяет научно-практическую ценность географии туризма.

География туризма характеризует конкретные регионы с позиции аттрактивности для туризма, разнообразия ресурсов (природных и социально-экономических) и их доступности. Каждый туристский регион имеет свои уникальные черты, которые выделяют его на фоне географии туристских потоков. Ценность туристских регионов имеет субъективный характер и меняется во времени.

Изучение «Географии туризма России» базируется на понятиях рекреации и туризма. Под рекреацией понимается любая деятельность, направленная на восстановление сил человека (физических, эмоциональных, духовных), которая может существовать как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами. К основным признакам рекреации относятся:

  • ориентация на восстановление сил человека;

  • отсутствие связи с производственной деятельностью;

  • отсутствие связи с удовлетворением насущных потребностей;

  • активность (как правило, за пределами основного места

проживания).

Под понятием туризм понимается действие, связанное с перемещением людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны для удовлетворения собственных потребностей, кроме любых форм заработков. Таким образом, рекреация - это более широкое понятие, для которого перемещение не является обязательным условием.

Отличие туризма от миграций состоит в том, что последние часто осуществляются с целью заработка или смены места жительства. Туризм, даже при большой продолжительности, никогда не связан с заработками. Действия туристов определяются только с тратой денег.

Основой организации туризма на какой-либо территории является рекреационный (туристский) потенциал, состоящий из природных, социально-культурных и экономических предпосылок, необходимых для организации рекреационной деятельности. Эти предпосылки составляют рекреационные ресурсы, которые являются компонентами природной и антропогенной среды. Благодаря определенным свойствам они используются для восстановления жизненных сил человека и организации рекреационной деятельности людей.



Рекреационные ресурсы включают природные, культурные, исторические и иные объекты и явления территории, которые составляют или могут составить основу туристического продукта. Ресурсы определяются в процессе социально-экономической и правовой деятельности. При оценке рекреационных ресурсов конкретного региона учитываются: физико-географические, социально-экономические и политические факторы. Часто рекреационное изучение начинается с характеристики рельефа местности, климата, внутренних вод, флоры и фауны. Очень важным для рекреационного использования является расстояние до зон, поставляющих туристов, демографические сведения о регионе, особенности инфраструктуры. Особое место принадлежит туристской инфраструктуре, уровню отелей, развитости сектора услуг. Инфраструктура часто является определяющим фактором в выборе места отдыха туристов. При возникновении туристского спроса к какому-либо району формируется индустрия туризма. Туристская индустрия - это совокупность средств размещения; транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Туристская индустрия располагает значительной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса. В некоторых странах индустрия туризма занимает весомую долю в экономике страны, а в большинстве государств эта доля постоянно растет. Особая роль в индустрии туризма отводится туроператорам, организациям, которые занимаются формированием, продвижением и реализацией туристского продукта. Туристский продукт является результатом деятельности туристских предприятий и состоит из комплекса услуг (размещения, питания, транспортировки и др.), объединенных единой целью. В условиях массового туристского рынка турпродукт превращается в весомую экономическую категорию. Увеличение туристских потоков способствует снижению стоимости стандартных и появлению новых туров.

Туризм отличает сезонность.Различаются высокий, средний и низкий туристские сезоны. Для тропических широт таким фактором является наступление жары, для северных широт — наступление холодов. Жители регионов с относительно холодной зимой предпочитают проводить отпуск летом в туристских центрах с теплым климатом (Черноморское побережье).


Многие регионы умело используют свои рекреационные ресурсы. Эффектные природные ресурсы, уникальные природные явления без всяких усилий способствуют возможности получать доход.

Существенную роль в развитии туристской индустрии играют политико-экономические факторы. Политическая стабильность в регионе, развитие инфраструктуры способствуют более динамичному развитию индустрии туризма.

Изучая отдельные регионы, можно характеризовать рекреационно-географическое положение, которое понимается как положение объекта (страны, города, региона) относительно районов и центров туризма и отдыха. Рекреационно-географическое положение – это категория историческая и социальная, оно меняется со временем в результате транспортного строительства; улучшения или ухудшения политической и экономической обстановки в мире, регионах, странах.

Цель географии туризмакак отрасли географии  изучение размещения рекреационных ресурсов и выявление закономерностей формирования туристской индустрии, туристских потоков и специализации в различных регионах.

Задачи географии туризма:

  • дать объективные представления о размещении рекреационных ресурсов;

  • дать характеристику развитию различных видов туризма по регионам;

  • определить типологию туристских территорий и регионов;

  • выявить типы туристских центров и особенности их инфраструктуры;

  • быть практическим пособием для менеджеров по туризму;

  • познакомить с глобальными фактами развития туризма;

  • показать роль физико - и социально-экономических особенностей территории при организации туристско-рекреационной деятельности;

  • выявить характер взаимодействия между человеком и географической средой, что важно при организации туризма;

  • составить туристические характеристики регионов.

Методы исследования, используемые в географии туризма, соответствуют задачам пространственного изучения туризма.

Описательный метод используется при характеристике рекреационных районов и туристских центров.

Экспедиционный метод связан с обследованием территорий и объектов, привлекательных для туристов. Важным является изучение аттрактивности территории и мониторинг развития туристско-рекреационых комплексов (турбаз, пансионатов, санаториев и др.).


Статистический метод важен, так как статистический анализ социальной, экономической, медицинской и другой информации позволяет выявлять основные количественные закономерности и выявлять тенденции развития.

Сравнительно-географический метод широко используется при сравнении рекреационных районов и туристских центров. Сравнительная оценка проводится по ценности природных и социально-культурных ресурсов, уровню развития рекреационной инфраструктуры, качеству оказываемых услуг.

Картографический метод – это один из главных методов в географии. С ним связано картографирование рекреационных ресурсов, размещение туристских объектов, центров и районов.

Геоинформационный метод позволяет использовать специальные программные продукты для получения информации, в том числе в виде карт.

Основными дисциплинами, на которые опирается география туризма, являются следующие:

География - основные понятия географии лежат в основе географии туризма;

Картография, карта необходима при изучении пространственных закономерностей ресурсов и планировании туристической деятельности;

Экология - знание экологических особенностей разных регионов позволит рационально организовать туристическую деятельность;

Природопользование — туризм выступает как одна из форм неиссякаемого и устойчивого природопользования;

Экономика - анализ прямого и косвенного влияния туристической деятельности на экономику региона;

Психология - специалисты туристического бизнеса имеют прямой контакт с клиентами, потенциальными туристами, умение общаться позволит умело управлять ситуацией.

Социология – особое значение имеют результаты социологических исследований реального использования свободного времени для разных социальных и возрастных групп людей, мотивации рекреационной деятельности.