Файл: Учебное пособие Издво Алтгту барнаул 2007 ббк 75. 812. 6 я73.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 475
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы географии туризма
1.1 Понятие географии туризма и методы ее изучения
1.2 Классификация видов туризма
1.5 Рекреационное районирование
1.6 Туристско-рекреационное зонирование
1.7 Туристские районы и центры
Вопросы к разделам первой главы
2 Рекреационные ресурсы и туризм России
2.1 Рекреационные районы Европейского севера России
2.2 Рекреационные районы центра России
2.3 Рекреационные районы юга Европейской России
2.4 Рекреационные районы азиатской РоссиИ
2. Регионы богатых стран менее плотно населенные, и характеризуются средней и низкой степенями использования ресурсов и наличием обширной материально-технической базы. Здесь имеются все необходимые возможности для размещения туристов и оказания им услуг. Прекрасная сеть автомагистралей и другие транспортные услуги делают легко доступными все основные привлекательные объекты.
Однако, соответствующего рекреационного освоения эти районы не получают из-за отсутствия спроса. К ним относятся некоторые богатые нефтью страны (Оман).
3. Зоны, отличающиеся сочетанием высокой степени использования ресурсов с низким и средним уровнем обеспеченности объектами для размещения и другой инфраструктуры характеризует эти районы. В основном это менее богатые страны без большого наплыва иностранных туристов. Высокая степень использования рекреационных ресурсов обусловлена главным образом высокой плотностью населения или значительной долей представителей нового среднего класса, имеющих регулярные отпуска, стабильную зарплату и личные автомобили. В эту категорию попадают страны СНГ. Международный туризм представлен, в основном, турами, конгрессами и деловыми поездками и, следовательно, оказывает большое благоприятное воздействие на важные урбанистические центры. Местные отпускники часто недостаточно состоятельны, чтобы позволить себе поселиться в отеле, и по этой причине в рекреационных зонах предоставляются преимущественно более простые услуги для размещения.
4. Зоны, где низкая степень использования ресурсов и слабое развитие инфраструктуры наблюдаются в сочетании с низкой плотностью населения, а также странами, где местное население может воспользоваться этими объектами лишь в очень ограниченном объеме (или вообще не может воспользоваться). По этой причине в этих регионах преобладает организованный иностранный туризм (с турами, осмотром достопримечательностей, экспедициями, сафари, походами и т. д.). Это представляет собой раннюю стадию развития туризма (некоторые страны Африки и Азии).
5. Территории, где нет какого-либо существенного использования природных ресурсов для туризма и почти отсутствуют необходимые объекты для размещения и инфраструктура. К ним относятся пустыни, тундра, лесные зоны, а также обширные территории некоторых наименее развитых стран. Незначительное туристическое использование этих территорий ограничивается визитами тех, кто любит проводить свой отпуск с приключениями (включая охоту) и хорошо организованными экспедициями. Такие районы иногда посещают туристы в ходе морских и речных круизов (север азиатской России, некоторые страны Африки, Азии и Южной Америки).
6. Туризм развит слабо или вообще отсутствует из-за происходящих вооруженных конфликтов или непрекращающихся гражданских волнений. Страны, отнесенные к этой категории, испытали на протяжении последнего десятилетия пагубное влияние таких ситуаций. К данной категории можно отнести Афганистан, Ирак, где в последние годы в связи с военными действиями прекращена рекреационная деятельность.
На уровне государства предлагаются различные варианты рекреационного зонировании. В России наиболее известны работы, связанные с выделением зон климато-рекреационного потенциала. Для целей управления и развития туристской отраслью на уровне субъектов РФ также проводится рекреационное зонирование. Например, в проекте Программы по развитию туризма в Алтайском крае определены 10 туристско-рекреационных зон приоритетного развития. В каждой из них выполняется зонирование. Например, на территории Чарышского района Институтом водных и экологических проблем СО РАН выполнено территориальное туристско-рекреационное зонирование с выделением зон и подзон. Было выделено четыре зоны: природоохранная, агрохозяйственная, регулируемого туризма и обслуживания.
3 июня 2006 года Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 19 мая 2006 года и одобренный Советом Федерации 26 мая 2006 года. Федеральным законом вводится новый вид особых экономических зон - туристско-рекреационные особые экономические зоны, целью создания которых является развитие и эффективное использование туристских ресурсов в Российской Федерации. Федеральным законом определяются особенности создания, функционирования и прекращения существования особых экономических зон указанного вида, условия осуществления предпринимательской деятельности на их территории, а также механизмы государственного регулирования в данной сфере.
В частности, туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории Российской Федерации, при этом они могут находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. На территории туристско-рекреационной особой экономической зоны допускается
разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов. Кроме того, законом вносится ряд изменений в общий порядок создания и функционирования особых экономических зон. В частности, правительству Российской Федерации предоставляется право определять виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне.
В декабре 2006 г. конкурсная комиссия определила семь регионов, в которых будут создаваться особые экономические зоны туристско-рекреационного типа. Изначально в конкурсе участвовало 28 регионов. Отобраны: Краснодарский, Ставропольский края, Республика Бурятия, Иркутская, Калининградская области, Алтайский край и Республика Алтай. Общий объем инвестиций из федерального бюджета на создание инфраструктуры туристско-рекреационных ОЭЗ составит 44,5 млрд. рублей, частные инвестиции планируется привлечь в объеме 271,4 млрд. рублей. Ожидается, что до 2026 года в этих зонах будет создано 86 тысяч новых рабочих мест, а с учетом развития придорожного сервиса число рабочих мест может вырасти до 207 тысяч человек.
1.7 Туристские районы и центры
Туристы пользуется комплексом услуг, которые предоставляются им в определенном месте (или регионе). Регионы (районы) отличаются друг от друга рекреационными ресурсами, развитием инфраструктуры, удаленностью и т.д. Когда турист выбирает цель своего путешествия, он сравнивает между собой различные регионы и те услуги, которые там предоставляются, и выбирает из них то, что ему лучше подходит. Территория, где предлагается комплекс услуг, не всегда имеет четко выраженные границы. Это может быть и часть региона, и туристский центр, где имеется вся необходимая материальная база для организации рекреации и размещения туристов. Такая территория может охватывать какой-либо административный субъект, страну и даже группу стран, которые турист выбирает как цель своего путешествия.
Существует несколько подходов к определению туристского региона. Всемирная туристская организация определяет туристский регион как территорию, которая располагает большой сетью специальных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха или оздоровления. В зарубежной литературе туристский регион часто именуется как дестинация. Отметим, что само слово «дестинация» произошло от латинского слова «местонахождение». В отечественной литературе о туризме данный термин употребляется редко, чаще используется термин «курорт». В зарубежной литературе существует два подхода к определению понятия дестинации.
В рамках первого подхода дестинация описывается как географическая территория, имеющая определенные границы. Согласно другой точке зрения, дестинация — это географическая территория, обладающая определенной привлекательностью для туристов. Здесь на первый план выходит привлекательность, которая может быть разной для различных групп туристов. Например, туристы различного возраста, достатка, интереса, отдыхающие на одной ограниченной территории (кемпинг, отель), могут иметь совершенно разные цели путешествия. Одних больше привлекают пляжи и море, других - исторические места и музеи, для третьих важны активный отдых и развлечения и т.д.
Дестинация (место назначения) привлекает путешественников, так как обладает такими характерными особенностями, которых нет в местах их постоянного проживания. Индустрия туризма дестинаций занимается расселением (размещением), организацией питания и отдыха, розничной продажей туристского снаряжения, сувениров и т. п. По мнению М.А. Морозова [20], для того чтобы территория (регион) могла называться дестинацией, она должно отвечать следующим основным требованиям:
-
наличие определенного набора услуг, необходимых для принятия туристов, причем это должен быть именно тот набор услуг и обязательно такого качества, какие турист ожидает, приобретая предлагаемый ему туристский продукт. Сюда, в первую очередь, относится доставка (транспорт) до дестинации и обратно. В настоящее время значение этого требования увеличивается, и его выполнение должно быть обязательным. Не меньшее значение имеет и возможность переночевать (наличие отелей, кемпингов, дачных домиков и т.д.) и поесть (рестораны, кафе, бары и т.д.) с соответствующим уровнем обслуживания; -
наличие определенного набора достопримечательностей, которые могли бы заинтересовать туристов. Именно здесь возникает конкуренция между дестинациями, так как чем интересней место с точки зрения возможностей увидеть и узнать больше нового, тем выше его рейтинг среди дестинаций и, соответственно, тем больше оно посещается туристами; -
наличие информационных систем, которые являются необходимым инструментом деятельности дестинации на туристском рынке. Прежде всего, это возможность доступа к информации систем компьютерного резервирования и бронирования.
Дестинация - это территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туриста и удовлетворяют его спрос на перевозку, ночевку, питание, развлечения и т.д.
Дестинацияможет быть первичной и вторичной. Первичная дестинация своей привлекательностью вызывает у клиента интерес и желание посетить ее и, соответственно, главная ее цель - удовлетворить этот интерес туриста за определенный промежуток времени (например, за неделю). Вторичная дестинация (или остановка в пути) представляет собой место, в котором неизбежна остановка на пути к первичной дестинации. Ее основная задача - удовлетворение желаний туристов на один - два дня. Вторичная дестинация представляет собой достаточно интересное место. С одной стороны, она является лишь необходимой остановкой на пути к первичной дестинации, а с другой стороны, может также выступать местом привлечения туристов на несколько дней для осмотра ее достопримечательностей.
С точки зрения посещаемости первичная дестинация должна привлекать относительно небольшое количество туристов на достаточно длительное время. Привлекательность вторичной дестинации для туристов ниже и, следовательно, ее главная задача состоит в привлечении большего количества туристов, но на короткое время.
Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Первичная дестинация всегда связана с определенным местоположением, территорией, а вторичная должна обязательно удачно располагаться по отношению к транспортным коммуникациям.