Файл: Учебное пособие Издво Алтгту барнаул 2007 ббк 75. 812. 6 я73.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 472

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Классификация видов туризма



Цель любой классификации - изучить объект с различных позиций. В основе деления туризма на виды лежат признаки. Выделяются несколько наиболее существенных признаков: национальная принадлежность туризма; рекреационная потребность; основное средство передвижения; средство размещения; продолжительность путешествия; состав участников; организационные формы, сезонность туристских маршрутов и т.д. Выделяемые виды туризма в регионах позволяют более полно подойти к пониманию его сути существующей специализации. Приведем примеры наиболее распространенных классификаций туризма.

По национальной принадлежности туризм может быть: национальным (внутренним) и международным (внешним). В свою очередь, международный туризм подразделяется на въездной и выездной.

По социальному статусу туризм делится на: коммерческий, социальный и инсентив туризм (поощрительная поездка, рекламный тур).

По количеству участников: индивидуальный, семейный, групповой.

По возрасту участников: детский, юношеский, студенческий, взрослый, туризм «третьего возраста» (те, кому за 60 лет), туризм «четвертого возраста» (для людей с ограниченными возможностями).

По сезонности: летний, зимний, круглогодичный.

По продолжительности поездки: экскурсии (до 24 часов, без ночевки), краткосрочный (не более 3 ночевок), длительный или долгосрочный (количество ночевок более 3).

По периодичности: еженедельный, ежеквартальный, ежегодный туризм.

По географическим признакам с учетом природной и социальной обстановки, в которой осуществляется туристская деятельность: горный; водный; спелеотуризм; морской; прибрежный; городской; сельский; экологический (в районах, слабо измененных человеком).

Виды туризма выделяются по характеру туристского маршрута: пешеходный, лыжный, горный, водный (плоты, гребные суда, водно-моторный), велосипедный, авто-мото, спелео, парусный (разборные суда), конный, горнолыжный, комбинированный.

По организационным основам туризм делится на организованный и неорганизованный. Организованный туризм по формам организации делится на плановый (путевочный) и самодеятельный.В плановом туризме туристские услуги предоставляются определенными организациями (туристскими фирмами и частными лицами, имеющими право заниматься туристской деятельностью) в определенном (плановом) порядке по путевкам. Туристские услуги могут быть комплексными и частными, например, разработка маршрута, комплектование группы, материально-техническое обеспечение (транспорт, питание, проживание, сопровождение, туристское снаряжение, обеспечение безопасности, экскурсии и т.п.). В плановом туризме существуют определенные требования к туристской деятельности. В самодеятельном туризме туристские услуги обеспечиваются на основе самодеятельности туристов. Самодеятельность является высшей формой социальной активности. Как сфера массовой самодеятельности он представляет собой все многообразие любительских туристских мероприятий, проводимых на основе самодеятельности в соответствии с нормативной базой организации туризма в стране, включая «Кодекс путешественника». Ограничения правилами, нормами и другими регламентирующими факторами вводится в самодеятельный туризм для создания управляемой системы самодеятельного туризма. Этим он отличается от неорганизованного туризма, где случаи нарушения правил охраны окружающей среды и другие негативные явления не являются единичными. Поэтому туризм, какой бы он ни был, плановый или самодеятельный, не может быть неорганизованным. Четкая организация, продуманная разработка маршрута, правильное проведение похода и соблюдение дисциплины - без всего этого невозможно осуществление туристских целей туристскими средствами.


По физической нагрузке на организм человека туризм делится на: активный (походы, путешествия и т. п.) и пассивный(транспортный, стационарный и т. п.).

Виды туризма выделяются по целевой функции, мотивам и результатам занятий туризмом: спортивный; рекреационный; лечебный; профессионально-прикладной; учебный; познавательный; развлекательный; событийный; религиозный; приключенческий; экспедиционный; деловой; коммерческий; комбинированный; дачный; экологический, программный и др.

Рассмотрим некоторые из данных видов туризма более подробно.

В основе лечебного туризма лежит потребность в лечении различных заболеваний. На основе природных рекреационных ресурсов лечебный туризм имеет несколько разновидностей (климатолечение, бальнеолечение, грязелечение и т.д.). Часто при лечении используется несколько видов воздействия на организм отдыхающего.

Познавательный туризм базируется на потребности в получении знаний, новых эмоций. Примерами познавательного туризма могут служить туры по городам Европы или программы посещения интересных мест, знакомство с природными особенностями.

Рекреационный туризм отличается большим разнообразием. В его основе лежит потребность в восстановлении сил человека. Среди рекреационного туризма наиболее распространен пляжный отдых, занятия по интересам (сбор грибов и ягод, охота, рыбная ловля), развлекательные и обучающие туры. Рекреационный туризмимеет целевую функцию - восстановление физических и психических сил человека средствами туризма. Это туризм активного отдыха и оздоровления, поэтому его часто называют оздоровительным. В современном туристском бизнесе отдается предпочтение разработке многоцелевых программ в ту­ризме. Рекреационные программы сочетаются с другими видами деятельности (спортивными, информационны­ми, образовательными, занятиями по интересам).

Спортивный туризм характеризуется потребностями участия в каком-либо спортивном занятии или интересе к определенному виду спорта. В связи с этим можно выделить пассивную и активную форму спортивного туризма. Последняя отличается от рекреационного тем, что туристы в подобных турах должны обладать определенными умениями и навыками путешествия, т.к. они связаны с повышенной физической нагрузкой. Спортивный туризмимеет целевую функцию - спортивное совершенствование в преодолении естественных препятствий. Это означает совершенствование всего комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного передвижения человека по пересеченной местности, и совершенствование физической подготовки для преодоления сложного природного рельефа. Спортивный туризм, наряду с другими видами спорта, включен в Единую всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК), имеет определенные разрядные требования для получения спортивных званий и разрядов. По уровню доступности он относится к социальному, по форме организации - к самодеятельному, по физической нагрузке - к активному, по составу участников — к групповому. В спортивном туризме основной мотив занятий - развитие и повышение уровня знаний, умений, навыков преодоления естественных препятствий различных форм природного рельефа; основной результат занятий - спортивное совершенствование в самом широком смысле слова, включая физическое и духовное совершенствование.



Дачный туризм (рекреация)на­прямую зависит от климатических, природных и инфраструктурных особенностей регионов. Наибольшее развитие он получил в Подмос­ковье, окрестностях г. Санкт-Петер-бурга и других крупных городов. В России дачный туризм имел разные формы организации отдыха.

Экологический туризм - это вид туризма, основанный на использовании природных ресурсов, служащий целям экологического просвещения и образования; обеспечивающий устойчивое экономическое и социальное развитие, а также культурное и экологическое благополучие местного населения районов, где он осуществляется.

Экологический туризм приводит к согласию человека и природы. Это заключается в том, что обе стороны не только не вредят друг другу, а оказывают взаимную помощь. Как это было много веков назад, когда люди, живущие в природе, занимались естественным природопользованием: охотой, скотоводством, собирательством, рыболовством, изымая у природы самое необходимое для пропитания количество продуктов. У таких народов существовала своя особенная культура и религия, в основе которых было священное отношение к природе: горам, лесу, рекам, и заповедь – «не навреди». Экологический туризм включает посещение уни­кальных в экологическом отношении территорий (особо охраняемых природных территорий), участие в природоохранной и природооздоровительной деятельности. Наиболее перспективными и востребованными на сегодняшний день направлениями экологического туризма являются: природно-познавательный, реабилитационный, сельский, эколого-этнографический.

Религиозный паломнический туризм - это путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Жанр программного туризма позволяет сочетать паломнический, оздоровительный и развлекательный туризм. Паломничество как форма конкретно мотивированных путешествий имеет давнюю историю. По этнографическим и старым письменным источникам известна практика древних греков совершать путешествия к отдаленным храмам для поклонения божествам, практика древних германцев путешествовать с целью паломниче­ства в священные рощи. Классическим паломничеством является хадж (поклонение мусульман святыням ислама) в Мекку и Медину. Паломничество ко гробу Господню.Тысячи христиан всего мира каждый год совершают паломничество ко гробу Господню в Иерусалим. Паломничество по местам странствий Будды.Буддисты совершают паломничество, повторяя путь странствий Будды. Одно из самых распространенных видов паломничества в Индии — омовение в реке Ганг. Паломничество в Иерусалим.Обязательным для иудаистов всего мира является паломничество к Стене плача, которая является символом разрушения города римлянами в 70 г. н. э. По преданию, эта стена была сложена из камней основы храма Ирода и храма царя Соломона.


Событийный туризм включает программы посещения фестивалей, карнавалов, ярмарок, дней городов и т. п. В аспекте паломничества событийный туризм может быть ассоциирован с историческими событиями.

Программный туризм отличается большим разнообразием предлагаемых программ туристских путешествий в целях удовлетворения разнообразных запросов туристов. Целевые функции, мотивы и результаты занятий туризмом по определенной программе могут быть многоцелевыми или специализированными. К программному туризму можно отнести, например, адаптивный туризм, если не выделять его в отдельный тип. Специфика адаптивного туризма в том, что им занимаются инвалиды или люди с определенными ограничениями в жизнедеятельности. Они могут совершать спортивно-оздоровительные и другие походы и путешествия, но в любом случае для них должна быть сформирована специальная программа путешествия, учитывающая их мотивацию и возможности.

Молодежный туризм. Этот вид туризма стал знáком стиля жизни молодежи развитого общества. Молодые люди, не обремененные семьями, более мобильны, способны жить в непритязательных условиях, объединяться в группы по 3-5 человек. У них активизируется познавательный интерес, то есть интерес к посещению музеев, выставок, театров.

Семейный туризм.Семейный туризм получил сегодня большое распространение в связи с открывающимися возможностями удовлетворять нужды большой части рынка потребителей услуг — семейных людей. В системе семейного туризма работают программы свадебных туров (туры молодоженов), отдых выходного дня всей семьей, лечебные и рекреационные семейные программы. К этим видам туристских услуг могут быть отнесены туры для гурманов, для желающих похудеть и т. п.

Бизнес-туры.К этой категории туристских поездок может быть отнесен широкий спектр возможных туров: от шоп-туров, до туров в системе программного туризма по интересам.

1.3 Факторы развития туризма и их классификация
Своим происхождением туризм обязан разнообразию географических районов мира и потребностью людей узнать что-то новое, а для этого посетить другие регионы. На развитие туризма в любом регионе оказывает влияние множество факторов. Факторы могут способствовать или ограничивать (лимитировать) развитие туризма в регионе. Попытки систематизировать эти факторы предпринимались многими учеными Преображенский B. C. [32]; Мироненко Н. С., Твердохле- бов И. Т. [19] ; Квартальнов В. А., Зорин И. В. [18]; Морозов М.А. [20]; Романов А.А. [30] и др.


Цели, виды и формы туризма связаны с определенными географическим районам и объектами. Поэтому можно считать, что географический фактор играет в туризме основную роль. Вторым основным фактором является климатический. Понимание важности этого фактора происходит тогда, когда изучение туризма в различных регионах мира приводит к выявлению тех главных критериев, от которых зависит развитие туризма. Сравнивая Средиземноморское побережье и Сибирь, несложно среди ведущих факторов развития туризма выделить климатический. Как и виды туризма, факторы его развития принято классифицировать. Существуют различные классификации, рассмотрим некоторые из них.

1. Факторы туризма можно подразделить на статичные и динамичные. Статичные факторы - это совокупность природно-геогра-фических факторов. Они имеют непреходящее, неизменное значение. Рекреационные ресурсы, которые приспосабливают к туристскому потреблению, изменяются медленно. Рельеф, климат, минеральные воды (и другие природные ресурсы) это те факторы туризма, которые являются более постоянными, чем остальные. Культурно-исторические ресурсы (памятники архитектуры, истории и т. д.) тоже в значительной мере можно отнести к статичным факторам.

К динамичным факторам относятся демографические, социально-экономические, материально-технические и политические факторы. Они могут иметь различную оценку, значение, меняющиеся во времени и пространстве.

2. Факторы, воздействующие на туризм, подразделяют на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) [18]. Внешние факторы воздействуют на региональный туризм посредством природных, социальных и экономических изменений. Данная группа факторов включает: возраст населения региона; увеличение числа работающих женщин, изменение дохода на каждую семью; рост пропорции одиноких людей; тенденции к более позднему вступлению в брак и образованию семьи; рост числа бездетных пар в составе населения региона; уменьшение иммиграционных ограничений; увеличение оплаченных командировок и более гибких графиков рабочего времени; более ранний выход на пенсию, увеличение осознания туристских возможностей.

Практически все перечисленные выше показатели в той или иной степени влияют на структуру свободного времени населения, которая создает объективные социально-демографические условия развития туризма.

К числу внешних факторов, воздействующих на региональный туризм, относятся экономические и финансовые факторы: улучшение (ухудшение) экономической ситуации, увеличение (снижение) персонального дохода: более высокая (низкая) туристская активность в