Файл: Лекция 1 Введение в предмет. Профилактика хирургической внутрибольничной инфекции Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 360

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правила наложения эластичных бинтов и чулок на конечности

 Эластичные бинты и чулки применяют при лечении варикозной болезни, посттромботической болезни, растяжении связок голеностопного и коленного суставов, а также с целью профилактики тромбоэмболических осложнений при оперативных вмешательствах у больных с варикозным расширением вен. Голень бинтуют только после полного исчезновения воспаления мягких тканей. Бинтование проводят с утра больному, лежащему на кровати при поднятой вертикально вверх конечности. Начинают бинтование с переднего отдела стопы, где циркулярным туром закрепляют бинт и продолжают бинтовать в проксимальном направлении. Делают спиралевидные туры бинта, на 2/3 ширины покрывающие предыдущий тур, от основания пальцев по всей стопе, голени до верхней трети бедра. Бинт накладывают так, чтобы он не причинял больному неприятных ощущений; закрепляют конец бинта в верхней трети бедра путем пришивания или прикалывания булавкой к подлежащим турам.  Такой же эффект, как и при бинтовании эластичным бинтом, можно получить, пользуясь готовыми надколенниками и голено-стопами, чулками из эластичной ткани, в которой хлопчатобумажная пряжа скомбинирована с резиновой нитью. Правильно подобранные эластичный чулок и надколенник оказывают равномерное давление на подлежащие ткани, увеличивают устойчивость в суставах. Размер эластичных чулок подбирают индивидуально в зависимости от объема середины икры. Надевают их при приподнятой вертикально вверх конечности, как обычные чулки.

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ.

Создание неподвижности и покоя для органа, части или всего тела на период транспортировки пострадавшего с места травмы в лечебное учреждение называется транспортной иммобилизацией. Цель транспортной иммобилизации – предупредить дополнительные повреждения тканей и органов, развитие шока при перекладывании и транспортировке пострадавшего. Показаниями к транспортной иммобилизации служат переломы костей, повреждения суставов, крупных сосудов, нервных стволов, обширные раны, раздавливание конечностей, воспалительные заболевания конечности (острый остеомиелит, острый тромбофлебит).


Транспортная иммобилизация проводится по следующим основным правилам:

– иммобилизацию следует производить на месте происшествия, перекладывание, перенос пострадавшего без иммобилизации недопустимы;

– перед иммобилизацией необходимо введение обезболивающих средств (морфий, промедол);

– при наличии кровотечения оно должно быть остановлено наложением жгута или давящей повязки; на рану необходимо сделать асептическую повязку;

– шину накладывают непосредственно на одежду, если же шину приходится накладывать на голое тело, то под нее подкладывают вату, полотенце, одежду пострадавшего;

– на конечностях необходимо иммобилизовать два близлежащих к повреждению сустава, а при травме бедра – все три сустава конечности;

– при закрытых переломах во время наложения шины необходимо произвести легкое вытяжение по оси конечности за дистальную часть руки или ноги и в таком положении зафиксировать конечность;

– при открытых переломах вытяжение недопустимо; конечность фиксируют в том положении, в котором она оказалась в момент травмы;

– наложенный на конечность жгут нельзя закрывать повязкой, фиксирующей шину;

– при перекладывании пострадавшего с наложенной транспортной шиной необходимо, чтобы помощник держал поврежденную конечность.

При неправильной иммобилизации смещение отломков во время перекладывания и транспортировки может превратить закрытый перелом в открытый, подвижными отломками могут быть повреждены жизненно важные органы – крупные сосуды, нервы, головной и спинной мозг, внутренние органы груди, живота, таза. Дополнительная травма окружающих тканей может привести к развитию шока. Для проведения транспортной иммобилизации применяют стандартные шины Крамера, Дитерихса, пневматические шины, носилки иммобилизационные вакуумные, пластмассовые шины. Универсальной является лестничная шина Крамера. Этим шинам может быть придана любая форма, а соединяя их между собой, можно создать различные конструкции. Их применяют для иммобилизации верхних и нижних конечностей, головы.

Шина Дитерихса состоит из раздвижной наружной и внутренней пластин, фанерной подошвы с металлическими скобами. Шина применяется при переломах бедра, тазобедренного и коленного суставов. Преимуществом шины является возможность создать с ее помощью вытяжение.



Пневматические шины представляют собой двухслойный герметичный чехол с застежкой-молнией. Чехол надевают на конечность, застегивают молнию, через трубку нагнетают воздух для придания шине жесткости. Для снятия шины из нее выпускают воздух и расстегивают застежку-молнию. Шина проста и удобна в обращении, проницаема для рентгеновских лучей. Применяют шины для иммобилизации кисти, предплечья, локтевого сустава, стопы, голени, коленного сустава. При отсутствии стандартных шин используют подручные средства (импровизированные шины): дощечки, лыжи, палки, двери (для транспортировки пострадавшего с переломом позвоночника).

Стандартную фанерную шину Еланского применяют при травме головы и шейного отдела позвоночника. Створки шины развертывают, накладывают слой ваты со стороны, где имеются полукружные валики из клеенки для упора головы, подкладывают шину под голову и верхнюю часть грудной клетки и фиксируют ремнями к верхней части туловища. Голову укладывают в специальное углубление для затылочной части и прибинтовывают к шине. Для иммобилизации головы можно использовать ватно-марлевый круг. Пострадавшего укладывают на носилки, голову помещают на ватно-марлевый круг так, чтобы затылок находился в углублении, после чего привязывают пострадавшего к носилкам, чтобы избежать движений во время транспортировки. Иммобилизацию при повреждении шеи можно осуществить с помощью ватно-марлевого воротника типа Шанца, если у больного нет рвоты и затрудненного дыхания. Вокруг шеи прибинтовывают 3 – 4 слоя ваты, чтобы образовавшийся воротник верхним концом упирался в затылок и сосцевидные отростки, а нижним – в грудную клетку. Иммобилизацию головы и шеи можно обеспечить наложением шин Крамера, предварительно изогнутых по контуру головы. Одну шину подкладывают под затылок и шею, а другую изгибают в виде полуовала, концы которого упираются в плечи. Шину фиксируют бинтами. При переломе ключицы для иммобилизации отломков пользуются повязкой Дезо, или косыночной повязкой с валиком, уложенным в подмышечную впадину, или восьмиобразной повязкой.
При переломе плечевой кости и повреждении плечевого или локтевого сустава иммобилизацию проводят большой лестничной шиной Крамера, которую предварительно моделирует на себе врач. Конечности придают положение, указанное на рисунке, с валиком под мышкой. Шина фиксирует все три сустава верхней конечности. Верхний и нижний концы шины скрепляют тесьмой из бинта, один конец которой проведен спереди, а другой – через подмышечную впадину со здоровой стороны. Нижний конец шины подвешивают на шею с помощью косынки или ремня. При отсутствии стандартных средств транспортной иммобилизации последнюю при переломе плеча в верхней трети производят с помощью косыночной повязки. В подмышечную ямку помещают небольшой ватно-марлевый валик и прибинтовывают его к грудной клетке через здоровое плечо. Руку, согнутую в локтевом суставе под углом 60, подвешивают на косынке, плечо прибинтовывают к туловищу. Для иммобилизации предплечья и кисти применяют малую лестничную шину, к которой прибинтовывают кисть и предплечье с фиксацией лучезапястного и локтевого суставов. Рука согнута в локтевом суставе, кисть после наложения шины подвешивают на косынке. При отсутствии специальных шин предплечье подвешивают на косынке или иммобилизуют с помощью доски, картона, фанеры с обязательной фиксацией двух суставов. При переломе бедра, повреждении тазобедренного и коленного суставов применяются шины Дитерихса. Подошвенную пластину шины прибинтовывают восьмиобразной повязкой к подошве обуви пострадавшего. Наружную и внутреннюю пластины шины подгоняют под рост больного путем перемещения в скобках и фиксируют штифтом. Наружная планка должна упираться в подмышечную ямку, внутренняя – в паховую область, нижние концы их должны выступать за подошву на 10 – 12 см. Пластины пропускают через скобы подошвенной пластины и скрепляют хомутом. Через отверстие в подошве проводят шнур и завязывают его на палочке-закрутке. В области лодыжек и на пластинки костылей накладывают ватно-марлевые прокладки. Шину фиксируют ремнями к туловищу, а планки – между собой. Ногу вытягивают за скобы на подошвенной пластине и закручивают палочку-закрутку. Шину прибинтовывают к ноге и туловищу. Под заднюю поверхность ноги подкладывают и прибинтовывают шину Крамера, чтобы предупредить смещение ноги в шине кзади. Для иммобилизации бедра можно использовать шины Крамера, соединенные между собой,
накладывают их с наружной, внутренней и задней стороны. Иммобилизация трех суставов является обязательной. При переломе голени применяют шины Крамера, фиксируют конечность тремя шинами, создавая неподвижность в коленном и голеностопном суставах. Для иммобилизации голени и коленного сустава используют пневматические шины. При переломе костей таза пострадавшего транспортируют на носилках, лучше с подложенным фанерным или дощатым щитом. Ноги полусогнуты в тазобедренных суставах, под колени подкладывают валик из одежды, одеяла, вещевого мешка. Пострадавшего привязывают к носилкам. При переломе позвоночника в грудном и поясничном отделах транспортировку осуществляют на носилках со щитом в положении пострадавшего на спине с небольшим валиком под коленями. Пострадавшего привязывают к носилкам. При необходимости транспортировать пострадавшего на мягких носилках его укладывают на живот с валиком под грудью. При переломе шейного и верхнегрудного отделов позвоночника транспортировку осуществляют на носилках в положении пострадавшего на спине, под шею подкладывают валик. При переломах позвоночника, таза, тяжелых множественных травмах применяют транспортную иммобилизацию с помощью иммобилизационных вакуумных носилок (НИВ). Они представляют собой герметичный двойной чехол, на который укладывают пострадавшего и зашнуровывают матрац. Из чехла отсасывают воздух вакуумным отсосом с разрежением 500 мм рт. ст., выдерживают 8 мин, чтобы носилками была приобретена жесткость за счет сближения и сцепления гранул пенополистирола, которым на 2/3 объема заполнен матрац. Чтобы пострадавший занимал при транспортировке определенное положение (например, полусидящее), такое положение ему придают в период удаления воздуха.

Лекция №6.

«Оперативная хирургическая техника»

Цели лекции:

1. Учебная:

Студент должен иметь представление: