Файл: Общая психологиярабочая тетрадь5е издание, переработанное и дополненное Ф. И. О.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 461
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
33 9) АИРГ 20) ИИРЧКП
10) ЯАЗР 21) УОЗГЛН
11) ЗСЮО 22) АА ДПВР
Задача 2.
Провести через четыре точки три прямые линии, не отрывая ка- рандаша от бумаги, так, чтобы карандаш вернулся в исходную точку.
Задание 1: заполните схему
?
34
Задание 2: заполните схему
Операции мышления:
Анализ
Абстракция
Обобщение
расчленение целостной системы на вза- имосвязанные подсистемы, каждая из которых является отдельным, опреде- ленным целым, а также установление связей, отношений между ними мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, по- лученных в процессе анализа мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам
Конкретизация
операция, направленная на установление всех возможных связей и отношений изучаемого объекта
35
Основные понятия по теме
Мышление, понятие, суждение, умозаключение, мысли- тельные операции (анализ, синтез, абстракция, конкретизация, обобщение, сравнение, сериация, систематизация, классифика- ция), виды мышления: продуктивное (творческое), репродук- тивное (воспроизводящее); наглядно-действенное (предметно- действенное, ручное), наглядно-образное, абстрактно-логиче- ское (словесно-логическое); дискурсивное, интуитивное; теоре- тическое, практическое, качества ума (гибкость, оригиналь- ность, быстрота, критичность, осознанность, самостоятельность, креативность), эвристика, дивергентное и конвергентное мыш- ление.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:
1. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики: a) анализ b) сравнение c) классификация d) абстракция
2. Познавательная способность, определяющая готовность чело- века к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к ра- зумному поведению в проблемных ситуациях: a) мышление b) интеллект c) эвристика d) гипотеза
3. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам: a) анализ b) синтез c) обобщение d) классификация
36 4. В умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами проявляется качество мышления: a) быстрота b) гибкость c) самостоятельность d) широта
5. В умении проникать в сущность сложных явлений, процессов проявляется качество мышления: a) широта b) глубина c) самостоятельность d) гибкость
6. Обобщенность, отвлеченность, абстрактность является суще- ственными характеристиками мышления: a) понятийного b) наглядно-действенного c) практического d) наглядно-образного
7. Теоретическое и практическое мышление различают по: a) типу решаемых задач b) характеру обобщений c) активности субъекта d) ведущему анализатору
8. Группировка предметов по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида: a) обобщение b) сравнение c) классификация d) абстрагирование
9. Форма мышления, выделяющая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо: a) понятие b) суждение
37 c) умозаключение d) рассуждение
10. Конвергентное и дивергентное мышление выделил: a) П. Торенс b) Дж. Гилфорд c) Ж. Годфруа d) Ж. Пиаже
Контрольные вопросы
1. Что такое мышление?
2. Какие функции выполняет мышление?
3. Назовите и охарактеризуйте основные мыслительные операции.
4. Выделите основные особенности наглядно -действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Воображение
Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предше- ствующем опыте.
Синтез представлений в процессах воображения осуществ- ляется в различных формах: агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, заострение.
38
Кентавр
Птица феникс
39
Задание 1: заполните схему
40
Задание 2: заполните схему
41
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:
1. Что не является формой воображения: a) мечты b) грезы c) иллюзии d) галлюцинации
2. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества его частей или их смещение: a) гиперболизация b) схематизация c) типизация d) агглютинация
3. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединя- емых качеств, свойств, частей: a) гиперболизация b) схематизация c) типизация d) агглютинация
4. Такие персонажи как Дюймовочка, Змей-Горыныч, великаны созданы с помощью приема: a) гиперболизации b) схематизации c) типизации d) агглютинации
5. Сон, грезы относятся к: a) активному творческому воображению b) активному воссоздающему воображению c) пассивному непроизвольному воображению d) акцентуации e) хранительному торможению
42 6. Как называется процесс, при котором окружающая действи- тельность представляется в неправдоподобных образах, и чело- век понимает это: a) воображение b) галлюцинации c) иллюзии d) адаптация e) синестезия
7. Какой этап творческого воображения является наиболее важ- ным: a) возникновение творческой идеи b) «вынашивание» замысла c) реализация замысла d) анализ образов e) обобщение результатов
8. Установите соответствие
1. Агглютинация
A. Сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними
2. Гиперболизация
B. Соединение несоединимых в реаль- ности качеств, свойств, частей предме- тов
3. Типизация
C. Увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей
4. Схематизация
D. Подчеркивание каких-либо призна- ков
5. Заострение
E. Выделение существенного, по- вторяющегося в однородных яв- лениях и воплощение его в кон- кретном образе
43 9. Какой прием воображения использован для создания образов
(сфинкса, дракона, гаркульи, кентавра): a) агглютинация b) заострение c) типизация d) гиперболизация e) конкретизация
10. Из приведенных определений выберите то, которое характе- ризует воображение: a) отражение прошлого опыта человека в виде мыслей, образов, чувств ранее воспринятых предметов b) отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств c) преобразованное отражение ранее воспринятого d) отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей e) отражений межпредметных связей
Контрольные вопросы
1. Как воображение соотносится с мышлением?
2. Какие функции выполняет воображение?
3. Перечислите и охарактеризуйте основные приемы создания творческих образов.
4. Назовите виды воображения и охарактеризуйте их.
44
3. Индивидуально-типологические
и эмоционально-волевые особенности человека
ТЕМПЕРАМЕНТ
Темперамент (от лат. temperamentum – надлежащее соот- ношение частей) – совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону его деятельности (в том числе и умственной) и поведе- ния; но не содержательную.
Основными его компонентами являются:
– общая психическая активность, которая характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наобо- рот, медлительности, инертности;
– моторика;
– эмоциональность (особенности протекания эмоций, чувств, настроений), их качество – знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев и т. п.);
– чувственный тон.
Темперамент не отражает содержательную сторону
психики, но оказывает влияние на всю психическую деятель- ность человека:
– на скорость возникновения и протекания психических процессов, их устойчивость;
– на темп и ритм деятельности. Поведения, речи, на мимику и пантомимику;
– на интенсивность психических процессов;
– на другие особенности психики (на формирование харак- тера и поведения, иногда определяет поступки и т. д.).
Это интересно!
Темперамент очень сказывается в общем облике личности, но он отнюдь не определяет социальной значимости человека.
Крылов и Кутузов были флегматиками; Петр I, Пушкин,
Суворов и Павлов – холериками; Герцен, Лермонтов и Наполеон
– сангвиниками; Гоголь и Чайковский – меланхоликами.
45
Умным и глупым, честным или нечестным, добрым и злым, талантливым или бесталанным может быть человек с любым темпераментом.
Методика определения темперамента
(А.В. Белов)
Темперамент – динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.
Инструкция: для определения доминирующего типа тем- перамента испытуемому необходимо ответить на предлагаемые вопросы. Если ответ утвердительный, то напротив номера во- проса ставится «+», если отрицательный, то соответственно «–».
1. Вы спокойны, хладнокровны?
2. Последовательны и обстоятельны в делах?
3. Осторожны и рассудительны?
4. Вы умеете ждать?
5. Молчаливы и не любите болтать попусту?
6. Вы говорите спокойно, размеренно, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики?
7. Вы сдержанны и терпеливы?
8. Доводите ли начатое дело до конца?
9. Вы не растрачиваете сил попусту, так ли это?
10. Придерживаетесь ли вы выработанного распорядка жизни, системы в работе?
11. Легко ли вы сдерживаете свои порывы?
12. Насколько вы восприимчивы к одобрению столь и к пори- цанию?
13. Можно ли утверждать, что вы незлобивы и проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес?
14. Вы постоянны в своих отношениях и интересах?
15. Вы медленно включаетесь в работу и переключаетесь с од- ной работы на другую?
16. Ровны ли вы в отношениях со всеми?
17. Любите ли вы аккуратность и порядок во всем?
18. Вы с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке?
19. Можно ли сказать, что вы инертны, малоподвижны, вялы?
46 20. Обладаете ли вы выдержкой?
21. Вы веселы и жизнерадостны?
22. Энергичны и деловиты?
23. Часто вы не доводите начатое дело до конца?
24. Способны ли быстро схватывать новое?
25. Ваши интересы и склонности неустойчивы?
26. Легко ли вы переживаете свои неудачи и неприятности?
27. Легко ли приспосабливаетесь к разным обстоятельствам?
28. Склонны ли вы, переоценивать себя?
29. С увлечением ли беретесь за новое дело?
30. Вы быстро остываете, если дело перестает вас интересо- вать?
31. Вы быстро включаетесь в новую работу и быстро пере- ключаетесь с одной работы на другую?
32. Вы тяготитесь однообразием, будничной работой?
33. Вы общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми людьми. Так ли это?
34. Вы выносливы и работоспособны?
35. Вы обладаете громкой, быстрой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой?
36. Сохраняете ли вы самообладание в непредвиденной ситуации?
37. У вас всегда бодрое настроение?
38. Вы быстро просыпаетесь и засыпаете?
39. Часто ли вы несобранны, проявляете поспешность в решениях?
40. Склонны ли вы, иногда отвлекаться?
41. Вы неусидчивы, суетливы?
42. Невыдержанны, вспыльчивы?
43. Нетерпеливы?
44. Резки и прямолинейны?
45. Решительны и инициативны?
46. Упрямы?
47. Находчивы ли вы в споре?
48. Вы работаете рывками?
49. Склонны ли вы к риску?
50. Вы не злопамятны и необидчивы?
51. Вы обладаете быстрой, страстной, со сбивчивой интонаци- ей речью?
47 52. Вы не уравновешенны и склонны к горячности?
53. Можно ли вас назвать агрессивным забиякой?
54. Нетерпимы ли вы к недостаткам?
55. Обладаете ли вы выразительной мимикой?
56. Способны ли вы быстро действовать и решать?
57. Стремитесь ли вы неустанно к новому?
58. Вы обладаете резкими порывистыми движениями?
59. Настойчивы ли вы в достижении поставленной цели?
60. Вы склонны к резким сменам настроения?
61. Вы стеснительны и застенчивы?
62. Теряетесь ли вы в новой обстановке?
63. Затрудняетесь ли вы устанавливать новый контакт с незна- комыми людьми?
64. Вы не верите в свои силы?
65. Вы легко переносите одиночество?
66. Чувствуете ли вы подавленность и растерянность при не- удачах?
67. Склонны ли вы, уходить в себя?
68. Быстро ли вы утомляетесь?
69. У вас тихая неторопливая речь?
70. Вы невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника?
71. Вы впечатлительны до слезливости?
72. Вы чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию?
73. Предъявляете ли вы высокие требования к себе и окружа- ющим?
74. Склонны ли вы к мнительности?
75. Вы болезненно чувствительны, легко ранимы?
76. Чрезвычайно обидчивы?
77. Вы скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем мыслями?
78. Малоактивны и робки?
79. Безропотны и покорны?
80. Стремитесь ли вызвать сочувствие и помощь окружающих?
Обработка данных.
Чтобы определить доминирующий тип темперамента необ- ходимо:
1) число плюсов в ответах на вопросы 1–20 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100 % (флегматик);
48 2) число плюсов на вопросы 21–40 также разделить на общее количество плюсов и умножить на 100 % (сангвиник);
3) число плюсов на вопросы 41–60 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100 % (холерик);
4) число плюсов в вопросах 61–80 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100 % (меланхолик).
При 40 % и выше выраженность темперамента доминиру- ющая, при 30–40 % – достаточно яркая, при 20–29 % – средняя, при 10–19 % – малая.
Краткая характеристика типов темперамента.
1 2 3 4 5