Файл: Общая психологиярабочая тетрадь5е издание, переработанное и дополненное Ф. И. О.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 465
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сангвиник – быстро приспосабливается к новым услови- ям, легко сходится новыми людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как пра- вило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная.
Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недо- статочно регулирует свои импульсы, не умеет строго придержи- ваться выбранного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методического напряжения, усидчи- вости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серь- езных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности выра- батываются поверхностность и непостоянство. Основными свойствами данного типа являются: пониженная сензитивность, повышенная эмоциональная возбудимость, высокая активность, экстравертированность, повышенная психодинамическая общи- тельность, пластичность психических процессов, пониженная тревожность.
Холерик – отличается повышенной возбудимостью, дей- ствия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремитель- ность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощается больше, чем следует. Имея общественные интересы, темпера- мент проявляет в инициативности, энергичности, принципиаль- ности. При отсутствии духовной жизни холерический темпера- мент часто проявляется в раздражительности, аффективности,
49 несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтро- лю при эмоциональных обстоятельствах. Основными свойства- ми данного типа являются: пониженная сензитивность, повы- шенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реак- ций, высокая активность, экстравертированность, повышенная психодинамическая общительность, ригидность, пониженная тревожность.
Флегматик – характеризуется сравнительно низким уров- нем активности поведения, новые формы которого вырабаты- ваются медленно, но являются стойкими. Обладает медлитель- ностью и спокойствием в действиях мимике и речи, ровностью, постоянством глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не скло- нен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту бол- тать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий, в одних случаях флегматик может характеризоваться
«положительными» чертами: выдержка, глубина мыслей, посто- янство, основательность, в других – вялость, безучастность к окружающему, лень и безволие, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.
Основные свойства флегматического типа: пониженная сензи- тивность, пониженная эмоциональная возбудимость, замедлен- ный темп реакций, высокая активность, интровертированность, пониженная психодинамическая общительность, ригидность, пониженная тревожность.
Меланхолик – у него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредото- читься. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию («опускаются руки»).
Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, мо- жет быть хорошим тружеником, успешно справляться с жиз- ненными задачами. При неблагоприятных условиях может пре- вратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого че-
50 ловека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Основными свойствами меланхолического типа являются: по- вышенная сензитивность, повышенная эмоциональная возбуди- мость, замедленный темп реакций, невысокая активность, ин- тровертированность, пониженная психодинамическая общи- тельность, ригидность, повышенная тревожность.
Основные понятия по теме
Темперамент, тип ВНД, сензитивность, ригидность, пла- стичность, активность, реактивность, экстраверсия, интровер- сия, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:
1. Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью характеризуется: a) сангвиник b) холерик c) флегматик d) меланхолик
2. По И.П. Павлову, сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен: a) сангвинику b) флегматику c) холерику d) меланхолику
3. Психологическое описание «портретов» различных темпера- ментов впервые дал: a) Гиппократ b) Гален c) И. Кант d) Платон
51 4. Представления об экстраверсии/интроверсии были разработаны: a) А. Адлером b) 3. Фрейдом c) К. Юнгом d) К. Роджерсом
5. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям: a) холерик b) сангвиник c) флегматик d) меланхолик
6. Формально-динамическую сторону поведения характеризует: a) направленность b) темперамент c) характер d) способности
7. Особенности типов темперамента:
1) флегматик a) тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, быстрой утомляемостью, высокой сензитивностью
2) холерик b) тип темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, доминирующими положительными эмоциями, общительностью, легкостью в переживании неудач
3) сангвиник c) тип темперамента, характеризующийся низким уровнем поведенческой активности, медлительностью, невыразительностью мимики, высокой устойчивостью, стабильностью привычек и поведения
4) меланхолик d) тип темперамента, характеризующийся высокой работоспособностью, быстрым темпом деятельности, резкостью, раздражительностью, вспыльчивостью
52 8. Одним из авторов конституциональной теории темперамента является: a) И.П. Павлов b) Э. Кречмер c) Дж. Гилфорд d) Л. Терстон.
9. Реакция на наименьшую силу внешнего воздействия является показателем: a) сензитивности b) реактивности c) активности d) пластичности и ригидности
10. Что является природной основой темперамента: a) головной мозг. b) тип нервной системы c) динамический стереотип d) нервные процессы e) нервные импульсы
Контрольные вопросы
1. Что такое темперамент?
2. Выделите основные свойства темперамента.
3. Дайте характеристику каждого типа темперамента.
4. Можно ли говорить о хороших и плохих типах темперамента?
53
ХАРАКТЕР
Характер – в переводе с греч. это слово означает «чекан- ка», «примета», «признак». Если в темпераменте личность рас- крывается со стороны своих динамических проявлений, то в ха- рактере – со стороны ее содержания.
Характер – совокупность существенных, стержневых, устойчивых индивидуальных особенностей личности.
Типология Характеров
Типы конституций телосложения по Ростану, Сиго,
Кречмеру и Шелдону
Ростан (1824) и
Сиго (1914)
Конституциональные типы
Кречмер (1924)
Типы телосложения
Шелдон
(1940)
Конституциональные типы
Дигестивный
Пикник
Циклотимный тип характера
Эндоморфный
(круглый, с недоразвитием костей и мышц, большими внутренностями)
Мускулярный
Атлетик
Вискозный тип характера
Мезоморфный
(развитие костей и мышц)
Церебральный
Астеник
Шизотимный тип характера
Эктоморфный
(тонкий с большой головой)
Классификация типов характера по Э. Фромму
1. «Мазохист – садист»
Этот тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях.
Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи.
54
Если речь идет о нем самом, то его агрессия направляется на себя.
Люди – мазохисты проявляют тенденции принижать и ослаблять себя, упиваясь самокритикой и самобичеванием, воз- водят на себя немыслимые напрасные обвинения, во всем ста- раются взять вину на себя. Даже если они ни при чем.
2. «Разрушитель»
Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. «Разруши- тельность, – пишет Фромм, – это средство избавления от невы- носимого чувства бессилия».
3. «Конформист – автомат»
Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми соци- альными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятель- ствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, кото- рый свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выра- женной социальной позиции. Он фактически утрачивает соб- ственное «Я».
А.Е. Личко выделил 11 типов акцентуаций характера
у подростков
1. Эпилептоидный
2. Гипертимный
3. Истероидный
4. Лабильный
5. Шизоидный
6. Психастенический
7. Сензитивный
8. Астеноневротический, гипотимный
9. Циклоидный
10. Конформный
11. Неустойчивый
55
Задание 1: составьте схему структуры характера
Методика диагностики акцентуации характера
(К. Леонгард, Г. Шмишек)
Характер – это целостное образование личности, опреде- ляющее особенности деятельности и поведения человека. Ха- рактер выражается в устойчивых отношениях человека к раз- личным сторонам действительности.
В основу методики положен опросник Г. Шмишека, пред- назначенный для исследования акцентуированных свойств лич- ности. Разработан Г. Шмишеком (1970) на основе концепции акцентуированных личностей К. Леонгарда (1964, 1968, 1981).
В структуре личности ведущее место принадлежит свой- ствам характера, которые представляют собой относительно устойчивые психические особенности. В них проявляются от- ношения к действительности: к другим людям, к себе, к делу, к вещам и т. д. Характер обуславливает типичные для данного человека способы поведения в определенных жизненных обсто- ятельствах.
Акцентуация характера представляет собой крайние вари- анты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязви- мость в отношении определенного рода психогенных воздей- ствий при хорошей или даже повышенной устойчивости к дру- гим. В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая.
56
Явная акцентуация относится к крайним вариантам нор- мы. Отличается наличием довольно постоянных черт опреде- ленного типа. Особенности характера часто заостряются в под- ростковом возрасте, а при действии патогенных факторов, адре- сующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут насту- пать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении.
При взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются другими свойствами и обычно не мешают адаптации.
Скрытая акцентуация – обычные варианты нормы. В привычных условиях черты определенного типа характера вы- ражены слабо или совсем не проявляются. Даже при детальном анализе поведения, биографии, разностороннем контакте трудно составить четкое представление об определенном типе характе- ра. Однако в связи со стрессовыми ситуациями, психогенными травмами в «месте наименьшего сопротивления» их можно ино- гда неожиданно обнаружить.
Инструкция: необходимо ответить на предложенные во- просы. Если ответ утвердительный, то напротив номера вопроса ставится «+», если отрицательный, то соответственно «–».
1. Ваше настроение бывает в основном ясным, не омрачён- ным?
2. Чувствительны ли вы по отношению к обидам, огорче- ниям?
3. Легко ли вы плачете?
4. Не возникает ли у вас по окончанию какой-нибудь рабо- ты сомнение в качестве её выполнения, и прибегаете ли вы к проверке?
5. Бывали ли вы в детстве также смелы, как ваши сверст- ники?
6. Бывают ли у вас колебания настроения от очень весело- го до очень тоскливого?
7. Находясь в обществе, вы любите быть в центре внимания?
8. Бывают ли дни, когда вы без всякого повода впадаете в недовольно-раздражительное настроение так, что вас лучше ни- кому не затрагивать?
9. Серьёзные ли вы человек?
57 10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться?
11. Предприимчивы ли вы?
12. Скоро ли вы забываете, если кого-нибудь обидели?
13. Мягкосердечны ли вы?
14. Кинув письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы ру- кой, не застряло ли оно в щели?
15. Стараетесь ли вы на работе из честолюбия быть одним из лучших?
16. Не боялись ли вы в детстве грозы, собак?
17. Не считают ли вас другие люди несколько педантич- ным?
18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?
19. Любят ли вас ваши знакомые?
20. Склонны ли вы иногда к душевным порывам, внутрен- нему беспокойству?
21. Ваше настроение чаще несколько подавленно?
22. Случалось ли вам рыдать, переживая тяжёлое нервное потрясение?
23. Вам трудно длительное время находиться на одном ме- сте?
24. Отстаиваете ли вы свои интересы, когда по отношению к вам проявлена несправедливость?
25. Можете ли вы резать птицу?
26. Раздражает ли вас, когда занавес или скатерть висят неровно? Стараетесь ли вы тотчас их поправить?
27. Боялись ли вы, будучи ребёнком, оставаться один дома?
28. Бывают ли у вас беспричинные колебания настроения?
29. Являетесь ли вы по своим профессиональным каче- ствам одним из лучших?
30. Легко ли вы впадаете в гнев?
31. Способны ли вы быть шаловливо – весёлым?
32. Бывают ли у вас состояния, когда вы преисполнены счастья?
33. Можете ли вы быть душой общества, развлекать его?
34. Можете ли вы кому-нибудь высказать прямо в лицо своё мнение о нем?
35. Волнует ли вас вид крови?
58 36. Охотно ли вы беретесь за дело, требующее от вас большого чувства собственной ответственности?
37. Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым проявлена несправедливость?
38. Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темные погреб, войти в пустую неосвещённую комнату?
39. Предпочитаете ли вы деятельность, требующая медли- тельности и точности, не столь кропотливой и тщательной?
40. Общительны ли вы?
41. Охотно ли вы в школе декламировали стихи?
42. Будучи ребёнком, убегали ли вы из дому?
43. Кажется ли вам жизнь тяжёлой?
44. Случалось ли вам расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта или ссоры так, что после этого вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?
45. Можете ли вы сказать, что даже при неудаче не теряете чувство юмора?
46. Стараетесь ли вы помириться первым, если кого- нибудь обидели?
47. Любите ли вы животных?
48. Случалось ли вам, уйдя из дому, возвращаться прове- рить, не случилось ли чего-нибудь?
49. Беспокоили ли вас мысли о том, что с вами или ваши- ми родными должно что-то случиться?
50. Не находите ли вы, что ваше настроение иногда меня- ется в зависимости от погоды?
51. Трудно ли вам выступать на сцене или перед большой аудиторией?
52. Можете ли вы, если на кого-нибудь сердитесь, пустить в ход руки?
53. Нравится ли вам быть в обществе?
54. Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?
55. Любите ли вы организаторскую деятельность?
56. Упорствуете ли вы в достижении цели, если на вашем пути встречается много препятствий?
Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недо- статочно регулирует свои импульсы, не умеет строго придержи- ваться выбранного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методического напряжения, усидчи- вости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серь- езных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности выра- батываются поверхностность и непостоянство. Основными свойствами данного типа являются: пониженная сензитивность, повышенная эмоциональная возбудимость, высокая активность, экстравертированность, повышенная психодинамическая общи- тельность, пластичность психических процессов, пониженная тревожность.
Холерик – отличается повышенной возбудимостью, дей- ствия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремитель- ность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощается больше, чем следует. Имея общественные интересы, темпера- мент проявляет в инициативности, энергичности, принципиаль- ности. При отсутствии духовной жизни холерический темпера- мент часто проявляется в раздражительности, аффективности,
49 несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтро- лю при эмоциональных обстоятельствах. Основными свойства- ми данного типа являются: пониженная сензитивность, повы- шенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реак- ций, высокая активность, экстравертированность, повышенная психодинамическая общительность, ригидность, пониженная тревожность.
Флегматик – характеризуется сравнительно низким уров- нем активности поведения, новые формы которого вырабаты- ваются медленно, но являются стойкими. Обладает медлитель- ностью и спокойствием в действиях мимике и речи, ровностью, постоянством глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не скло- нен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту бол- тать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий, в одних случаях флегматик может характеризоваться
«положительными» чертами: выдержка, глубина мыслей, посто- янство, основательность, в других – вялость, безучастность к окружающему, лень и безволие, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.
Основные свойства флегматического типа: пониженная сензи- тивность, пониженная эмоциональная возбудимость, замедлен- ный темп реакций, высокая активность, интровертированность, пониженная психодинамическая общительность, ригидность, пониженная тревожность.
Меланхолик – у него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредото- читься. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию («опускаются руки»).
Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, мо- жет быть хорошим тружеником, успешно справляться с жиз- ненными задачами. При неблагоприятных условиях может пре- вратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого че-
50 ловека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Основными свойствами меланхолического типа являются: по- вышенная сензитивность, повышенная эмоциональная возбуди- мость, замедленный темп реакций, невысокая активность, ин- тровертированность, пониженная психодинамическая общи- тельность, ригидность, повышенная тревожность.
Основные понятия по теме
Темперамент, тип ВНД, сензитивность, ригидность, пла- стичность, активность, реактивность, экстраверсия, интровер- сия, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:
1. Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью характеризуется: a) сангвиник b) холерик c) флегматик d) меланхолик
2. По И.П. Павлову, сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен: a) сангвинику b) флегматику c) холерику d) меланхолику
3. Психологическое описание «портретов» различных темпера- ментов впервые дал: a) Гиппократ b) Гален c) И. Кант d) Платон
51 4. Представления об экстраверсии/интроверсии были разработаны: a) А. Адлером b) 3. Фрейдом c) К. Юнгом d) К. Роджерсом
5. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям: a) холерик b) сангвиник c) флегматик d) меланхолик
6. Формально-динамическую сторону поведения характеризует: a) направленность b) темперамент c) характер d) способности
7. Особенности типов темперамента:
1) флегматик a) тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, быстрой утомляемостью, высокой сензитивностью
2) холерик b) тип темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, доминирующими положительными эмоциями, общительностью, легкостью в переживании неудач
3) сангвиник c) тип темперамента, характеризующийся низким уровнем поведенческой активности, медлительностью, невыразительностью мимики, высокой устойчивостью, стабильностью привычек и поведения
4) меланхолик d) тип темперамента, характеризующийся высокой работоспособностью, быстрым темпом деятельности, резкостью, раздражительностью, вспыльчивостью
52 8. Одним из авторов конституциональной теории темперамента является: a) И.П. Павлов b) Э. Кречмер c) Дж. Гилфорд d) Л. Терстон.
9. Реакция на наименьшую силу внешнего воздействия является показателем: a) сензитивности b) реактивности c) активности d) пластичности и ригидности
10. Что является природной основой темперамента: a) головной мозг. b) тип нервной системы c) динамический стереотип d) нервные процессы e) нервные импульсы
Контрольные вопросы
1. Что такое темперамент?
2. Выделите основные свойства темперамента.
3. Дайте характеристику каждого типа темперамента.
4. Можно ли говорить о хороших и плохих типах темперамента?
53
ХАРАКТЕР
Характер – в переводе с греч. это слово означает «чекан- ка», «примета», «признак». Если в темпераменте личность рас- крывается со стороны своих динамических проявлений, то в ха- рактере – со стороны ее содержания.
Характер – совокупность существенных, стержневых, устойчивых индивидуальных особенностей личности.
Типология Характеров
Типы конституций телосложения по Ростану, Сиго,
Кречмеру и Шелдону
Ростан (1824) и
Сиго (1914)
Конституциональные типы
Кречмер (1924)
Типы телосложения
Шелдон
(1940)
Конституциональные типы
Дигестивный
Пикник
Циклотимный тип характера
Эндоморфный
(круглый, с недоразвитием костей и мышц, большими внутренностями)
Мускулярный
Атлетик
Вискозный тип характера
Мезоморфный
(развитие костей и мышц)
Церебральный
Астеник
Шизотимный тип характера
Эктоморфный
(тонкий с большой головой)
Классификация типов характера по Э. Фромму
1. «Мазохист – садист»
Этот тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях.
Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи.
54
Если речь идет о нем самом, то его агрессия направляется на себя.
Люди – мазохисты проявляют тенденции принижать и ослаблять себя, упиваясь самокритикой и самобичеванием, воз- водят на себя немыслимые напрасные обвинения, во всем ста- раются взять вину на себя. Даже если они ни при чем.
2. «Разрушитель»
Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. «Разруши- тельность, – пишет Фромм, – это средство избавления от невы- носимого чувства бессилия».
3. «Конформист – автомат»
Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми соци- альными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятель- ствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, кото- рый свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выра- женной социальной позиции. Он фактически утрачивает соб- ственное «Я».
А.Е. Личко выделил 11 типов акцентуаций характера
у подростков
1. Эпилептоидный
2. Гипертимный
3. Истероидный
4. Лабильный
5. Шизоидный
6. Психастенический
7. Сензитивный
8. Астеноневротический, гипотимный
9. Циклоидный
10. Конформный
11. Неустойчивый
55
Задание 1: составьте схему структуры характера
Методика диагностики акцентуации характера
(К. Леонгард, Г. Шмишек)
Характер – это целостное образование личности, опреде- ляющее особенности деятельности и поведения человека. Ха- рактер выражается в устойчивых отношениях человека к раз- личным сторонам действительности.
В основу методики положен опросник Г. Шмишека, пред- назначенный для исследования акцентуированных свойств лич- ности. Разработан Г. Шмишеком (1970) на основе концепции акцентуированных личностей К. Леонгарда (1964, 1968, 1981).
В структуре личности ведущее место принадлежит свой- ствам характера, которые представляют собой относительно устойчивые психические особенности. В них проявляются от- ношения к действительности: к другим людям, к себе, к делу, к вещам и т. д. Характер обуславливает типичные для данного человека способы поведения в определенных жизненных обсто- ятельствах.
Акцентуация характера представляет собой крайние вари- анты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязви- мость в отношении определенного рода психогенных воздей- ствий при хорошей или даже повышенной устойчивости к дру- гим. В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая.
56
Явная акцентуация относится к крайним вариантам нор- мы. Отличается наличием довольно постоянных черт опреде- ленного типа. Особенности характера часто заостряются в под- ростковом возрасте, а при действии патогенных факторов, адре- сующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут насту- пать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении.
При взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются другими свойствами и обычно не мешают адаптации.
Скрытая акцентуация – обычные варианты нормы. В привычных условиях черты определенного типа характера вы- ражены слабо или совсем не проявляются. Даже при детальном анализе поведения, биографии, разностороннем контакте трудно составить четкое представление об определенном типе характе- ра. Однако в связи со стрессовыми ситуациями, психогенными травмами в «месте наименьшего сопротивления» их можно ино- гда неожиданно обнаружить.
Инструкция: необходимо ответить на предложенные во- просы. Если ответ утвердительный, то напротив номера вопроса ставится «+», если отрицательный, то соответственно «–».
1. Ваше настроение бывает в основном ясным, не омрачён- ным?
2. Чувствительны ли вы по отношению к обидам, огорче- ниям?
3. Легко ли вы плачете?
4. Не возникает ли у вас по окончанию какой-нибудь рабо- ты сомнение в качестве её выполнения, и прибегаете ли вы к проверке?
5. Бывали ли вы в детстве также смелы, как ваши сверст- ники?
6. Бывают ли у вас колебания настроения от очень весело- го до очень тоскливого?
7. Находясь в обществе, вы любите быть в центре внимания?
8. Бывают ли дни, когда вы без всякого повода впадаете в недовольно-раздражительное настроение так, что вас лучше ни- кому не затрагивать?
9. Серьёзные ли вы человек?
57 10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться?
11. Предприимчивы ли вы?
12. Скоро ли вы забываете, если кого-нибудь обидели?
13. Мягкосердечны ли вы?
14. Кинув письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы ру- кой, не застряло ли оно в щели?
15. Стараетесь ли вы на работе из честолюбия быть одним из лучших?
16. Не боялись ли вы в детстве грозы, собак?
17. Не считают ли вас другие люди несколько педантич- ным?
18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?
19. Любят ли вас ваши знакомые?
20. Склонны ли вы иногда к душевным порывам, внутрен- нему беспокойству?
21. Ваше настроение чаще несколько подавленно?
22. Случалось ли вам рыдать, переживая тяжёлое нервное потрясение?
23. Вам трудно длительное время находиться на одном ме- сте?
24. Отстаиваете ли вы свои интересы, когда по отношению к вам проявлена несправедливость?
25. Можете ли вы резать птицу?
26. Раздражает ли вас, когда занавес или скатерть висят неровно? Стараетесь ли вы тотчас их поправить?
27. Боялись ли вы, будучи ребёнком, оставаться один дома?
28. Бывают ли у вас беспричинные колебания настроения?
29. Являетесь ли вы по своим профессиональным каче- ствам одним из лучших?
30. Легко ли вы впадаете в гнев?
31. Способны ли вы быть шаловливо – весёлым?
32. Бывают ли у вас состояния, когда вы преисполнены счастья?
33. Можете ли вы быть душой общества, развлекать его?
34. Можете ли вы кому-нибудь высказать прямо в лицо своё мнение о нем?
35. Волнует ли вас вид крови?
58 36. Охотно ли вы беретесь за дело, требующее от вас большого чувства собственной ответственности?
37. Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым проявлена несправедливость?
38. Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темные погреб, войти в пустую неосвещённую комнату?
39. Предпочитаете ли вы деятельность, требующая медли- тельности и точности, не столь кропотливой и тщательной?
40. Общительны ли вы?
41. Охотно ли вы в школе декламировали стихи?
42. Будучи ребёнком, убегали ли вы из дому?
43. Кажется ли вам жизнь тяжёлой?
44. Случалось ли вам расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта или ссоры так, что после этого вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?
45. Можете ли вы сказать, что даже при неудаче не теряете чувство юмора?
46. Стараетесь ли вы помириться первым, если кого- нибудь обидели?
47. Любите ли вы животных?
48. Случалось ли вам, уйдя из дому, возвращаться прове- рить, не случилось ли чего-нибудь?
49. Беспокоили ли вас мысли о том, что с вами или ваши- ми родными должно что-то случиться?
50. Не находите ли вы, что ваше настроение иногда меня- ется в зависимости от погоды?
51. Трудно ли вам выступать на сцене или перед большой аудиторией?
52. Можете ли вы, если на кого-нибудь сердитесь, пустить в ход руки?
53. Нравится ли вам быть в обществе?
54. Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?
55. Любите ли вы организаторскую деятельность?
56. Упорствуете ли вы в достижении цели, если на вашем пути встречается много препятствий?