Файл: Тема Общие вопросы реализации программы по математике в начальных классах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 369
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Традиционная структура урока
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Анализ урока математики:
1. Анализ цели урока.
2. Анализ структуры и организации урока.
3. Анализ содержания урока.
4. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).
5. Анализ работы учащихся на уроке.
6. Анализ домашнего задания.
7. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.
8.Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом либо при наличии соответствующего образования).
5. Деятельность учителя при планировании урока математики: система вопросов, содержание каждого вопроса, дать краткую характеристику системы вопросов на примере одного урока (по выбору студента)
Педагог, независимо от программы, учебных пособий и особенностей класса, может ориентироваться на общий способ деятельности, который позволит ему обдумать и выстроить логику урока. Общий способ деятельности, связанный с планированием занятия, можно представить в виде следующей последовательности вопросов:
1: Какие понятия, свойства, закономерности, способы деятельности рассматриваются на данном занятии?
2. Что я сам о них знаю?
3. Что из своих знаний я могу донести до детей этого возраста (моего класса)? Знакомство с каким понятием, свойством или способом действий является целью моего урока? (Какова математическая задача урока?)
4. С какими из понятий дети знакомятся впервые? С какими уже знакомы? Когда они познакомились с ними?
5. Какова главная дидактическая задача урока? (Обучающая, развивающая, контролирующая?)
6. Как можно организовать продуктивную развивающую деятельность ребенка, направленную на актуализацию знаний, умений и навыков, на восприятие нового материала, на его осознание и усвоение?
7. Какие трудности могут возникнуть у детей при выполнении каждого задания, какие ошибки они могут допустить в процессе их выполнения?
8. Какие формы организации деятельности детей я использую на уроке?
9. Какие наглядные пособия и раздаточный материал я подготовлю к уроку? С какими буду работать я, с какими предложу выполнить задание детям, что раздам всему классу и когда это сделаю?
Список вопросов для подготовки к уроку единый, иерархия вопросов постоянна, а вот ответы педагога самому себе, безусловно, будут отличаться «поправкой» на программу, возраст детей, индивидуальные особенности детей в классе, общую особенность класса. Следует учитывать и индивидуальные особенности самого педагога — один прекрасно рисует и будет рисовать нужные картинки сразу на доске на глазах детей; другой прекрасно перевоплощается и будет активно использовать драматизацию (ролевую игру); третий предпочитает деловую обстановку на уроке, его дети к этому уже привыкли и с удовольствием работают без особых «украшательств» урока, получая удовлетворение от самостоятельного решения интеллектуальных задач.
Ориентируясь на данные вопросы, начинающий педагог сможет научиться планировать содержательные, выстроенные в определенной логике уроки, и его деятельность, направленная на развитие детей в процессе математической подготовки, будет осознанной, обоснованной и творческой. В этом плане, следует несколько слов сказать об импровизации, как методическом умении педагога-мастера.
6. Внеклассная работа по математике: задачи внеклассной работы, виды внеклассной работы
Внеклассная работа проводится учителем со своими учениками. Может быть использована одна или несколько конкретных форм: математический кружок; неделя или месячник математики; математические вечера, утренники; различные соревнования, игры, викторины, конкурсы, командные соревнования; школьные олимпиады по математике; школьная и классная математическая печать; клубы веселых математиков; математические экскурсии и киноэкскурсии; внеклассное чтение научно-популярной математической литературы; школьные научные конференции; подготовка учащимися докладов, рефератов и сочинений по математике, ее истории и приложениям; изготовление математических моделей; летние задания по математике и др. Они могут быть нацелены на развитие определенных сторон мышления и черт характера учащихся, иногда не преследуя в качестве основной цели расширения или углубления фактических знаний по математике. Такое расширение происходит как бы само собой, как результат возникшего интереса к предмету, воспитанной в ходе занятий настойчивости и как следствие обнаружившейся легкости математики.
Нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики и привести к выбору факультатива по математике, к поступлению в математический класс и т. д.
7. Внеурочные формы организации учебной работы по математике: особенности внеурочных форм организации учебной работы по математике, характеристика внеурочных форм организации учебной работы по математике.
В процессе внеурочной работы по математике решаются следующие основные дидактические задачи: вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин; углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся; развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка; выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.
Специфической чертой внеурочной работы по математике является то, что формы ее организации делятся на постоянные и непостоянные (временные). Исходя из этого, в отличие от традиционного количественного признака при классификации форм обучения (групповые, массовые, индивидуальные, индивидуально-групповые формы), в качестве главного классификационного признака применить временную характеристику форм организации внеурочной работы.
К постоянным формам относятся, например, математический кружок, творческая группа математиков, научное математическое общество школьников, математическая лаборатория, школа юного математика и др.
Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года – проведению предметной декады (недели), концу четверти, полугодия и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его. К временным формам относятся, например, математический вечер, математическая олимпиада, математический бой, математический КВН и др. По своей дидактической задаче временные формы имеют приоритетно диагностический характер.
Тема 2. Изучение понятия множества
-
Понятие множества. Множества в начальной школе. Способы задания множеств. Отношения между множествами. Круги Эйлера. Объединение и пересечение множеств. Законы этих операций. Законы, связывающие объединение и пересечение. Связь этих законов с законами на множестве Z0. Разность множеств. Дополнение подмножества. Разбиение множества на классы. Понятие упорядоченной пары. Декартово произведение двух множеств. Изображение декартова произведения двух числовых множеств на координатной плоскости.
В математике часто рассматриваются те или иные группы объектов как единое целое. Все эти различные с вокупности называют множествами.
Считают, что множество определяется своими элементами, т. е. множество задано, если о любом объекте можно сказать, принадлежит он этому множеству или не принадлежит. Множество можно задать, перечислив все его элементы, дать элементам характеристику или нарисовать графически.
Отношения между множествами: Пересечение подмножество и совпадение
Круги Эйлера - геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления.
Пересечением множеств A и B называют множество, содержащее те и только те элементы, которые принадлежат множеству A и множеству B
Объединением множеств A и B называют множество, содержащее те и только те элементы, которые принадлежат множеству A или множеству B.
Законы, связывающие объединение и пересечение: Дистрибутивности и поглощения.
Разностью множеств A и B называют множество, содержащее те и только те элементы, которые принадлежат множеству A и не принадлежат множеству B.
Дополнением подмножества B до множества A называют множество, содержащее те и только те элементы множества A, которые не принадлежат множеству B.
Понятия множества и операций над множествами позволяют уточнить наше представление о классификации — действии распределения объектов по классам.
Классификацию мы выполняем достаточно часто. Так, натуральные числа представляем как два класса: четные и нечетные.
Декартовым произведением множеств A и B называют множество всех пар, первая компонента которых принадлежит множеству A, а вторая — множеству B.
Декартово произведение двух числовых множеств (конечных и бесконечных) можно изображать на координатной плоскости, так как каждая пара чисел может быть единственным образом изображена точкой на этой плоскости.
-
Соответствие между элементами двух множеств. Понятие соответствия между элементами двух множеств. Способы задания соответствия. Соответствие, обратное данному. Взаимно однозначные соответствия. Равномощные множества
Соответствием Р между элементами множеств X и Y называется подмножество декартова произведения множеств X и Y, (Р XY)
Соответствием между элементами множества Х и элементами множества Y называется любое подмножество декартова произведения этих множеств.
Соответствия можно задать: перечислением пар или графом (если множества конечные), указанием характеристического свойства элементов этого соответствия, графиком, если множества числовые, и табличным способом.
Взаимно однозначным соответствием между множествами X и Y называется такое соответствие, при котором каждому элементу множества X сопоставляется единственный элемент множества Y и каждый элемент множества Y соответствует только одному элементу множества X.
Два множества называют равномощными, если между ними можно установить взаимно однозначное соответствие, при котором каждому элементу одного множества соответствует ровно один элемент другого. Для конечных множеств это означает, что в них одинаковое число элементов, но определение имеет смысл и для бесконечных множеств.
3. Понятие бинарного отношения на множестве и их свойства. Понятие бинарного отношения на множестве. Способы задания отношений. Свойства отношений. Отношения эквивалентности и порядка. Связь отношения эквивалентности с разбиением множества на классы. Отношения и соответствия в начальной школе.
Бинарным отношением на множестве Х называется всякое подмножество декартова произведения Х Х.
Перечисление упорядочных пар или графиком, словесным описанием, ориентированным графом, графиком, таблицей, аналитически или формулой.
Отношение R на множестве Х называется рефлексивным, если о каждом элементе множества Х можно сказать, что он находится в отношении R с самим собой.
Отношение R на множестве Х называется симметричным, если выполняется условие: из того, что элемент х находится в отношении R с элементом у, следует, что и элемент у находится в отношении R с элементом х.
Отношение R на множестве Х называется антисимметричным, если для различных элементов х и у из множества Х выполнено условие: из того, что элемент отношении R с элементом х не находится.