Файл: Учебнометодический комплекс учебной дисциплины Философия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7.Идеалистическая философия истолковывает сознание как:
нечто, независящее от объективного мира и созидающего его
функцию головного мозга
духовный мир индивида
воплощение в человеке космического информационно-смыслового поля
8.В каком аспекте сознание предстает как субъективная реальность:
онтологическом
гносеологическом
социологическом
логическом
9.В каком аспекте сознание предстает как отражение объективного мира:
онтологическом
гносеологическом
социологическом
логическом
10.В каком аспекте сознание предстает как отображение в духовной жизни людей интересов различных социальных групп, общества в целом:
онтологическом
гносеологическом
социологическом
логическом
Тема 5."Познавательные возможности человека, его творческая деятельность"
1.Термин «агностицизм» означает:
представление о несовершенстве знаний
представление о том, что познание адекватно отражает действительность
учение о непознаваемости мира
учение о чисто символическом характере познания
2.На ощущениях основано:
чувственное познание
интуитивное познание
логическое познание
образное познание
3.Укажите форму познания, не относящуюся к абстрактному мышлению:
понятие
умозаключение
представление
суждение
4.Отметьте наиболее правильную трактовку закона в гносеологическом аспекте:
утверждения, имеющие общезначимый сигнал
одно из воплощений в природе и обществе мирового разума
форма абстрактного мышления, организующего эмпирические данные
логическое выражение общих, необходимых, устойчивых, существенных, повторяющихся связей предметов и явлений мира
5.Истина – это:
адекватное отражение познающим субъектом объективной реальности
соответствие наших знаний идеалу
неоспоримое утверждение
утверждение, разделяемое большинством людей
6.Что включает в себя логика научного познания:
последовательную связь форм научного познания
совокупность методов эмпирического уровня научного познания
совокупность методов теоретического уровня научного познания
опровержение или подтверждение гипотез
7.Получение новых знаний является главной целью в:
инженерной деятельности
науке
экономике
искусстве
8.Поисковую и самостоятельную деятельность по созданию качественно нового, оригинального, нестандартного, ранее не существующего называется:
репродукцией
моделированием
познанием
творчеством
9.Выявление в науке сущности изучаемого явления, подведение его под закон называется:
узнаванием
объяснением
пониманием
интерпретацией
10.Философско-мировоззренческая позиция негативного отношения к науке и технике в силу их враждебности к человеку и культуре называется:
нигилизм
сциентизм
волюнтаризм
антисциентизм
11.Познавательскую процедуру постижения для себя смысла и значения поступающей информации называют:
интуицией
объяснением
пониманием
логикой
Тема 6."Научные, философские и религиозные картины мира"
1.В какой из картин мира происходит его принципиальное удвоение:
научной
религиозной
философской
художественной
2. Какая из картин мира ранее других пытается рационально его объяснить в системе категорий:
научная
религиозная
философская
художественная
3.Научные революции, как особый вид фундаментальных новаций, связаны с перестройкой основополагающих научных:
школ
методов
концепций
традиций
4.Совершенствование современной техники в неизмеримо большей степени, чем в предыдущие эпохи, обусловлено состоянием и развитием:
производства
менеджмента
науки
искусства
5.В какой из картин мира знания фиксируются в виде точных понятий:
научной
религиозной
философской
художественной
6.Самой поздней по времени своего появления является:
философская картина мира
научная картина мира
художественная картина мира
религиозная картина мира
7.Какая картина мира в структуре мировоззрения людей XXI века занимает до-минирующее положение:
философская
научная
художественная
религиозная
8.Объяснительным эталоном какой научной картины мира считалась однозначная причинно-следственная зависимость:
классической
неклассической
постнеклассической
всех вышеназванных
9.В какой научной картине мира будущее принципиально неопределенно и открыто для новообразований:
классической
неклассической
постнеклассической
во всех
10.Какая картина мира исходит из различения бытия самого по себе и бытия сотворенного:
научная
философская
религиозная
художественная
Тема 7."Человек и исторический процесс"
1.Критерием исторического процесса в теории стадии роста является:
состояние морали
способ производства
уровень демократии в государстве
развитие науки и техники
2.Приверженцем цивилизационной концепции общественного развития является:
К.Маркс
У.Ростоу
Н.Данилевский
А.Тойнби
3.Приверженцем формационной концепции общественного развития является:
Н.Бердяев
К.Маркс
О.Шпенглер
К.Ясперс
4.Понятие «традиционное общество» означает:
восточное общество
общество, где господствующей религией является буддизм
докапиталистическое общество
примитивное общество
5. Высшая цель культуры:
создание условий для формирования личности
выработка алгоритма творчества
человек как личность
обеспечение наследования
6.Все то, что возникло естественным путем, называется:
техносферой
природой
культурой
антропосферой
7.Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как:
этика
синергетика
эстетика
антропология
8.Быть представителем массы означает:
утратить свою индивидуальность
подчинить личные интересы коллективным
некритически принять традиционные ценности
мыслить стереотипами
9.Автором знаменитого социального исследования XX в. «Восстание масс» является:
Троцкий Д.
Ясперс К.
Ортега-и-Гассет Х.
Бжезинский Зб
10.Быть личностью означает:
противопоставление себя массе
обладание выдающейся физической силой
иметь ценностные предпочтения и реализовать их в определенных поступках
подчинение своей воле других людей
Тема 8."Общество и его структура"
1.Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, в теории К.Маркса называется:
надстройкой
общественно-экономической формацией
цивилизацией
базисом
2.Важнейшим принципом гражданского общества является:
господство частного интереса над общим
господство одной группы людей над другой
равенство в правах и обязанностях граждан перед законом не только по вертикали, но и по горизонтали
недоверие власти
3.Какие понятия необходимы для правильного понимания сущности правого государства:
традиционное общество гражданское общество
индустриальное общество
постиндустриальное общество
4.Авторитет права непререкаем в:
буржуазном государстве
тоталитарном государстве
социалистическом государстве
правовом государстве
5.Какое определение общества наиболее соответствует представлению о нем, как о процессе?
общество – система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной деятельности
общество – совокупность людей, связанных определенными отношениями в процессе своей деятельности
общество – определенный этап в историческом развитии человечества
общество – организация людей, объединенных общими ценностями
6.Какая из сфер общества характеризуется отношениями собственности:
экономическая
социальная
политическая
духовная
7.Уровень и качество жизни людей являются обобщающими показателями эф-фективности функционирования:
экономической сферы
социальной сферы
политической сферы
духовной сферы
8.Какая из сфер общества возникает из исторической необходимости согласова-ния интересов социальных групп и обеспечения общего блага:
экономическая
социальная
политическая
духовная
9.В какой сфере общества наиболее эффективно происходят процессы выработ-ки, распространения и усвоения людьми научных знаний, этических и эстетиче-ских ценностей:
экономической
социальной
политической
духовной
10.Какая из сфер общества демократического типа характеризуется независимым положением личности:
экономическая
социальная
политическая
духовная
Тема 9."Человек как личность и смысл его бытия"
1.Человек с точки зрения философии – это:
субъект культуры
продукт обстоятельств
образ и подобие Бога
ступень развития «царства природы»
2.Что следует из формулы К.Маркса: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений»:
человек – это марионетка в руках общества
сущность человека социальна, а не биологична
оригинальность личности не более чем иллюзия
*изменение общественных отношений меняет личность
3.Смысл жизни человека с точки зрения религии заключается в:
самосовершенствовании
накоплении знаний
служении людям
спасении души
4.Светская философия отказывается искать смысл жизни в:
самой жизни
потустороннем мире
служении людям
преобразовании
5.Древнейший принцип – "не делай того другим, чего не желаешь себе" – называется золотым правилом:
коммуникации
бизнеса
нравственности
политики
6.При выборе цели, в отличие от ее полагания, человек ориентируется на:
потребности
интересы
ценности
знания
7.Положительная значимость явления, предмета, которая своим истоком имеет человека, его идеалы, стремления называется:
нормой
знанием
ценностью
интересом
8.Ненасильственные действия в первую очередь имеют своим объектом:
человека
государство
этнос
структуры, поддерживающие социальную несправедливость
9.Духовная сущность человека выражается понятием:
личность
индивид
индивидуальность
гражданин
10.В рамках какого подхода выделяются такие уровни поиска смысла жизни как обыденно-поведенческий, социокультурный и линостно-онтологический:
экзистенциалистского
религиозного
позитивно-рационалистического
прагматического
Тема 10. "Совобода и ответственность личности"
1.Ценностная наполненность науки наиболее последовательно раскрывается в рамках ________________ подхода к ней:
гносеологического
деятельностного
социокультурного
информационного
2.Социальный характер ответственности является выражением способности индивида быть:
частным собственником
законопослушным гражданином
выполняющим свои обязанности профессионалом
личностью, осознающей смысл своей жизни и играющей в ней активную роль
3.Проблема соотношения свободы и ответственности личности относится к ряду проблем:
онтологических
эстетических
гносеологических
этических
4.Лозунг свободы «Не мешайте действовать» восходит к:
античной эпохе
эпохе Возрождения
эпохе буржуазных революций XVII-XVIII вв.
эпохе пролетарских революций начала XX века
5.Знаменитое выражение: «Мы приговорены к свободе» принадлежит:
К. Марксу
Ф. Ницще
Ж.-П. Сартру
М. Хайдеггеру
6.Утверждение, что всякого рода принуждение извне не отменит свободу человека, ибо он всегда имеет поле возможностей для своего выбора характерно для:
феноменологии
марксизма
экзистенциализма
неофрейдизма.
7.Основополагающим принципом этики понятие ответственности стало:
в эпоху Просвещения в XVIII в.
в начале XX века
после окончания 2-й мировой войны
в 80-е годы XX столетия
8.Какое из нижеприведенных суждений не характерно для классической концепции ответственности:
субъект действия несет ответственность за его последствия
субъект действия должен отвечать перед кем-то
свобода личности является не абсолютной ценностью, а относительной
этика ответственности – это этика поступка