Файл: Учебнометодический комплекс учебной дисциплины Философия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7.Идеалистическая философия истолковывает сознание как:

нечто, независящее от объективного мира и созидающего его

функцию головного мозга

духовный мир индивида

воплощение в человеке космического информационно-смыслового поля
8.В каком аспекте сознание предстает как субъективная реальность:

онтологическом

гносеологическом

социологическом

логическом
9.В каком аспекте сознание предстает как отражение объективного мира:

онтологическом

гносеологическом

социологическом

логическом
10.В каком аспекте сознание предстает как отображение в духовной жизни людей интересов различных социальных групп, общества в целом:

онтологическом

гносеологическом

социологическом

логическом

Тема 5."Познавательные возможности человека, его творческая деятельность"
1.Термин «агностицизм» означает:

представление о несовершенстве знаний

представление о том, что познание адекватно отражает действительность

учение о непознаваемости мира

учение о чисто символическом характере познания
2.На ощущениях основано:

чувственное познание

интуитивное познание

логическое познание

образное познание
3.Укажите форму познания, не относящуюся к абстрактному мышлению:

понятие

умозаключение

представление

суждение
4.Отметьте наиболее правильную трактовку закона в гносеологическом аспекте:

утверждения, имеющие общезначимый сигнал

одно из воплощений в природе и обществе мирового разума

форма абстрактного мышления, организующего эмпирические данные

логическое выражение общих, необходимых, устойчивых, существенных, повторяющихся связей предметов и явлений мира
5.Истина – это:

адекватное отражение познающим субъектом объективной реальности

соответствие наших знаний идеалу

неоспоримое утверждение

утверждение, разделяемое большинством людей
6.Что включает в себя логика научного познания:

последовательную связь форм научного познания

совокупность методов эмпирического уровня научного познания

совокупность методов теоретического уровня научного познания

опровержение или подтверждение гипотез
7.Получение новых знаний является главной целью в:

инженерной деятельности

науке

экономике

искусстве
8.Поисковую и самостоятельную деятельность по созданию качественно нового, оригинального, нестандартного, ранее не существующего называется:

репродукцией


моделированием

познанием

творчеством
9.Выявление в науке сущности изучаемого явления, подведение его под закон называется:

узнаванием

объяснением

пониманием

интерпретацией
10.Философско-мировоззренческая позиция негативного отношения к науке и технике в силу их враждебности к человеку и культуре называется:

нигилизм

сциентизм

волюнтаризм

антисциентизм
11.Познавательскую процедуру постижения для себя смысла и значения поступающей информации называют:

интуицией

объяснением

пониманием

логикой


Тема 6."Научные, философские и религиозные картины мира"
1.В какой из картин мира происходит его принципиальное удвоение:

научной

религиозной

философской

художественной
2. Какая из картин мира ранее других пытается рационально его объяснить в системе категорий:

научная

религиозная

философская

художественная
3.Научные революции, как особый вид фундаментальных новаций, связаны с перестройкой основополагающих научных:

школ

методов

концепций

традиций
4.Совершенствование современной техники в неизмеримо большей степени, чем в предыдущие эпохи, обусловлено состоянием и развитием:

производства

менеджмента

науки

искусства
5.В какой из картин мира знания фиксируются в виде точных понятий:

научной

религиозной

философской

художественной
6.Самой поздней по времени своего появления является:

философская картина мира

научная картина мира

художественная картина мира

религиозная картина мира
7.Какая картина мира в структуре мировоззрения людей XXI века занимает до-минирующее положение:

философская

научная

художественная

религиозная
8.Объяснительным эталоном какой научной картины мира считалась однозначная причинно-следственная зависимость:

классической

неклассической

постнеклассической

всех вышеназванных
9.В какой научной картине мира будущее принципиально неопределенно и открыто для новообразований:

классической

неклассической

постнеклассической

во всех
10.Какая картина мира исходит из различения бытия самого по себе и бытия сотворенного:

научная

философская

религиозная

художественная

Тема 7."Человек и исторический процесс"
1.Критерием исторического процесса в теории стадии роста является:



состояние морали

способ производства

уровень демократии в государстве

развитие науки и техники
2.Приверженцем цивилизационной концепции общественного развития является:

К.Маркс

У.Ростоу

Н.Данилевский

А.Тойнби
3.Приверженцем формационной концепции общественного развития является:

Н.Бердяев

К.Маркс

О.Шпенглер

К.Ясперс
4.Понятие «традиционное общество» означает:

восточное общество

общество, где господствующей религией является буддизм

докапиталистическое общество

примитивное общество
5. Высшая цель культуры:

создание условий для формирования личности

выработка алгоритма творчества

человек как личность

обеспечение наследования
6.Все то, что возникло естественным путем, называется:

техносферой

природой

культурой

антропосферой
7.Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как:

этика

синергетика

эстетика

антропология
8.Быть представителем массы означает:

утратить свою индивидуальность

подчинить личные интересы коллективным

некритически принять традиционные ценности

мыслить стереотипами
9.Автором знаменитого социального исследования XX в. «Восстание масс» является:

Троцкий Д.

Ясперс К.

Ортега-и-Гассет Х.

Бжезинский Зб
10.Быть личностью означает:

противопоставление себя массе

обладание выдающейся физической силой

иметь ценностные предпочтения и реализовать их в определенных поступках

подчинение своей воле других людей

Тема 8."Общество и его структура"
1.Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, в теории К.Маркса называется:

надстройкой

общественно-экономической формацией

цивилизацией

базисом
2.Важнейшим принципом гражданского общества является:

господство частного интереса над общим

господство одной группы людей над другой

равенство в правах и обязанностях граждан перед законом не только по вертикали, но и по горизонтали

недоверие власти
3.Какие понятия необходимы для правильного понимания сущности правого государства:

традиционное общество гражданское общество

индустриальное общество

постиндустриальное общество
4.Авторитет права непререкаем в:

буржуазном государстве

тоталитарном государстве

социалистическом государстве

правовом государстве
5.Какое определение общества наиболее соответствует представлению о нем, как о процессе?


общество – система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной деятельности

общество – совокупность людей, связанных определенными отношениями в процессе своей деятельности

общество – определенный этап в историческом развитии человечества

общество – организация людей, объединенных общими ценностями
6.Какая из сфер общества характеризуется отношениями собственности:

экономическая

социальная

политическая

духовная
7.Уровень и качество жизни людей являются обобщающими показателями эф-фективности функционирования:

экономической сферы

социальной сферы

политической сферы

духовной сферы
8.Какая из сфер общества возникает из исторической необходимости согласова-ния интересов социальных групп и обеспечения общего блага:

экономическая

социальная

политическая

духовная
9.В какой сфере общества наиболее эффективно происходят процессы выработ-ки, распространения и усвоения людьми научных знаний, этических и эстетиче-ских ценностей:

экономической

социальной

политической

духовной
10.Какая из сфер общества демократического типа характеризуется независимым положением личности:

экономическая

социальная

политическая

духовная
Тема 9."Человек как личность и смысл его бытия"
1.Человек с точки зрения философии – это:

субъект культуры

продукт обстоятельств

образ и подобие Бога

ступень развития «царства природы»
2.Что следует из формулы К.Маркса: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений»:

человек – это марионетка в руках общества

сущность человека социальна, а не биологична

оригинальность личности не более чем иллюзия

*изменение общественных отношений меняет личность
3.Смысл жизни человека с точки зрения религии заключается в:

самосовершенствовании

накоплении знаний

служении людям

спасении души
4.Светская философия отказывается искать смысл жизни в:

самой жизни

потустороннем мире

служении людям

преобразовании
5.Древнейший принцип – "не делай того другим, чего не желаешь себе" – называется золотым правилом:

коммуникации

бизнеса

нравственности

политики
6.При выборе цели, в отличие от ее полагания, человек ориентируется на:


потребности

интересы

ценности

знания
7.Положительная значимость явления, предмета, которая своим истоком имеет человека, его идеалы, стремления называется:

нормой

знанием

ценностью

интересом
8.Ненасильственные действия в первую очередь имеют своим объектом:

человека

государство

этнос

структуры, поддерживающие социальную несправедливость
9.Духовная сущность человека выражается понятием:

личность

индивид

индивидуальность

гражданин
10.В рамках какого подхода выделяются такие уровни поиска смысла жизни как обыденно-поведенческий, социокультурный и линостно-онтологический:

экзистенциалистского

религиозного

позитивно-рационалистического

прагматического
Тема 10. "Совобода и ответственность личности"
1.Ценностная наполненность науки наиболее последовательно раскрывается в рамках ________________ подхода к ней:

гносеологического

деятельностного

социокультурного

информационного
2.Социальный характер ответственности является выражением способности индивида быть:

частным собственником

законопослушным гражданином

выполняющим свои обязанности профессионалом

личностью, осознающей смысл своей жизни и играющей в ней активную роль
3.Проблема соотношения свободы и ответственности личности относится к ряду проблем:

онтологических

эстетических

гносеологических

этических
4.Лозунг свободы «Не мешайте действовать» восходит к:

античной эпохе

эпохе Возрождения

эпохе буржуазных революций XVII-XVIII вв.

эпохе пролетарских революций начала XX века
5.Знаменитое выражение: «Мы приговорены к свободе» принадлежит:

К. Марксу

Ф. Ницще

Ж.-П. Сартру

М. Хайдеггеру
6.Утверждение, что всякого рода принуждение извне не отменит свободу человека, ибо он всегда имеет поле возможностей для своего выбора характерно для:

феноменологии

марксизма

экзистенциализма

неофрейдизма.
7.Основополагающим принципом этики понятие ответственности стало:

в эпоху Просвещения в XVIII в.

в начале XX века

после окончания 2-й мировой войны

в 80-е годы XX столетия
8.Какое из нижеприведенных суждений не характерно для классической концепции ответственности:

субъект действия несет ответственность за его последствия

субъект действия должен отвечать перед кем-то

свобода личности является не абсолютной ценностью, а относительной

этика ответственности – это этика поступка