Файл: Учебнометодический комплекс учебной дисциплины Философия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При подготовке к занятию целесообразно, помимо конспекта лекций, прочитать соответствующий материал в рекомендованных учебных пособиях (см. план семинара), а также ознакомиться со специальной литературой по истории философии: Антология мировой философии. – М., 1970. – Т.1-3; Мир философии: Книга для чтения. – М.,1991.- Ч.1-2. и др.
План
проведения семинарского занятия по теме:
«Философское учение о бытии и сознании»
Время: 4 часа
Учебные вопросы:
-
Категория бытия, ее смысл и мировоззренческое значение. -
Основные формы бытия. Движение и развитие как атрибуты бытия, их значение для анализа экономических и социальных процессов. -
Пространство и время как философские категории. Современные научные представления о пространстве и времени. -
Проблема происхождения, эволюции и сущности сознания.
Научное сообщение: «Язык и мышление».
Литература:
-
Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. – М., 1982. -
Введение в философию. В 2 ч. Ч.2. – М.: Политиздат, 1989.– С.14-94. -
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М.: Логос, 2005. – С.175-189. -
Основы современной философии. – Спб.: «Лань», 2004.-С.139-157. -
Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М.: Гардарики,2004.-С.223-307. -
Философия. Уч-к для ввузов. – М.: Мегапир, 2004.-С.117-154, 362-378. -
Философия. Учебник/ Под ред. Э.Ф.Караваева и Ю.М.Шилкова. – М.: Юрайт, 2004. С.141-163, 215-256. -
Хрестоматия по философии. – М.: Проспект, 2004. – С.394-571. -
Новейший энциклопедический словарь. – М.: Астрель, 2004.
Методические рекомендации по подготовке к семинару
Проблема бытия является классической философской проблемой, которая была в центре внимания уже в древневосточных философских учениях, а позднее составила предмет основополагающей философской дисциплины – онтологии. Бытие является предельно абстрактной и вместе с тем – самой фундаментальной характеристикой мира. Самое первое, что мы можем сказать о мире – это то, что он есть, воспринимается нами как существующий.
При рассмотрении первого вопроса семинара следует уяснить соотношение понятий: «мир», «бытие», «существование», «сущее». «Мир» - это предельно широкое понятие, включающее в себя все существующее многообразие вещей и явлений. «
Существование» - это наличие, присутствие объекта в мире. «Сущее» обозначает главное в объекте, то, для чего он предназначен и чем отличается от других объектов. Под «бытием» обычно понимают существование объекта в конкретных онтологических параметрах пространства и времени.
Следует иметь в виду, что в онтологии различают такое существование объекта, как «небытие», «подлинное (истинное) бытие» и «не подлинное (не истинное) бытие». Важно установить критерии, с помощью которых различаются эти понятия.
Определение понятия бытия невозможно без подчиненного ему понятия «субстанция». Под ним принято понимать нечто неизменное, в противоположность меняющимся состояниям и свойствам. Существуют монистическая, дуалистическая и плюралистическая концепции субстанции, уяснить которые можно изучив соответствующие статьи «Философского энциклопедического словаря».(См.,также: Кучевский В.Б. Философское учение о бытии и субстанции. – М., 1993; Лобанов С.Д. Бытие и реальность. – М., 1999.)
Более глубокое изучение проблемы бытия и определение мировоззренческого смысла данной категории предполагает обращение к процессу ее исторического развития. Так, в древнекитайской философии синонимом понятия бытия было «Дао», в Древней Индии – «Брахма». В античной философии важный вклад в развитие данной категории внесли Парменид («бытие есть, небытия нет»), Платон, Аристотель и другие ее представители. Своеобразие средневековой философии определяется принципом теоцентризма, согласно которому источником всякого бытия является Бог. Ведущим вопросом философии этого периода было выяснение того, как связаны между собой бытие бога и бытие сотворенного им мира вещей. В философии Нового времени онтологические проблемы отходят на второй план, уступая место гносеологии и методологии науки. Вместе с тем философам этого периода принадлежит заслуга разработки двух альтернативных учений о субстанции: Спиноза представил концепцию единой и неделимой субстанции, являющейся «причиной самой себя», а Лейбниц считается автором теории множественности субстанции, которую он изложил в знаменитой «Монадологии». В классической немецкой философии обращает на себя внимание учение И. Канта о «вещах-в-себе» (ноуменах) и «явлениях» (феноменах), а также гегелевское учение о бытии.
Особенностью русской философии принято считать идею цельности бытия и познания, в соответствии с которой мир рассматривается как органическое единство, воспринимаемое с помощью «живого и цельного зрения ума» (И.В. Киреевский). Наиболее разработанные концепции бытия представлены В.С. Соловьевым (учение об Абсолюте), Н.А. Бердяевым (персоналистическая метафизика), Н.О. Лосским (органическое миропонимание). Подробнее об этом можно прочитать в книге: Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. – Л.,1991.
При подготовке и рассмотрении второго вопроса следует исходить из того, что структура бытийной реальности представлена соответствующими уровнями (объективный, субъективный, трансцендентный) и формами (природа, общество, человек). Особое внимание рекомендуется обратить на изучение категорий «материя» и «сознание», понимание их соотношения и роли в системе бытия мира, в формировании мировоззрения человека и общества.
При рассмотрении данного вопроса важно также уяснить сущность категорий «движение», «развитие», «прогресс», «регресс», соотнести их с понятием «изменение» и друг с другом. Под «изменением» принято понимать процесс приобретения объектом новых признаков и свойств или же утрату имеющихся признаков и свойств. Если в результате таких изменений объект приобретает новое качественное состояние, то говорят о развитии объекта. Важно разобраться с тем, что такое «качество» объекта, по каким критериям оно оценивается.
Развитие – это упорядоченный и закономерный процесс. Оно описывается с помощью ряда принципов и законов и характеризуется направленностью, взаимопереходом количественных и качественных изменений, имеет определенные причины. Целесообразно проанализировать наиболее распространенные философско-теоретические модели развития: диалектическую, эволюционную, эмерджентную, структуралистскую, синергетическую..
В третьем вопросе предполагается рассмотрение основных параметров бытия: пространства и времени, которые представляют собой универсальные координаты природных, социальных и культурных процессов. Под пространством понимают определенность бытия, которая характеризуется протяженностью, структурностью, сосуществованием и взаимодействием различных элементов. Время – это определенность бытия, характеризующаяся длительностью и последовательностью смены состояний.
Пространство и время обладают рядом свойств, проявление которых имеет специфику в каждой из форм бытия. Поэтому целесообразно проанализировать характер их проявлений в природе, обществе, жизни человека. Современная наука рассматривает пространство и время как взаимосвязанных характеристики бытия; при этом используются понятия «хронотоп», «пространственно-временной континуум».
При рассмотрении четвёртого вопроса следует обратить внимание на такие понятия как «психика»,«сознание», «самосознание», основные концепции происхождения сознания, сущности и структуре сознания личности. История формирования понятия «сознание» позволяет выделить его основные качества: инструментальная насыщенность сознания (речевые, понятийные и образно-чувственные средства), системные качества сознания (целостная связность и согласованность его структур), интенциональная способность сознания, т.е. его направленность на что-либо, на кого-либо, эпистемические качества сознания (убеждения, вера, сомнения и т.д.). Качества сознания определяют его структурно-функциональные свойства.
Научное сообщение «Язык и мышление» рекомендуется подготовить на основе изучения соответствующего раздела в учебнике «Философия» / Под ред. Э.Ф.Караваева и Ю.М.Шилкова. – М.: Юрайт, 2004. С.243-256.
На научное сообщение отводится до 15 минут учебного времени. Научное сообщение готовится письменно (машинописно) объемом до 10 стр. и после выступления сдается преподавателю.
План
проведения семинарского занятия по теме:
«Научное познание и его значение для практической
деятельности специалиста»
Время: 4 часа
Учебные вопросы:
-
Познание: сущность, уровни (ступени) и основные формы. -
Научное познание и его критерии. Проблема истины в научном познании. -
Методы и формы научного познания. -
Наука в современном мире и ее функции.
Научное сообщение: «Научные революции как смена типов рациональности».
Литература:
-
Введение в философию. В 2ч. Ч.2. – М.: Политиздат, 1989. – С.318-415. -
Философия. Учебник/ Под ред. Э.Ф.Караваева и Ю.М.Шилкова. – М.: Юрайт, 2004. С.257-342. -
Бердяев Н.А. Самопознание. – Л., 1991. -
Канке В.А. Философия. – М.: Логос, 2005. – С. 189-218, 273-295. -
Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики,2004. – С.378-474, 688-694. -
Основы современной философии.– Спб.: «Лань»,2004. – С.208-223. -
Философия. Уч-к для вузов. – М.: Мегапир, 2004. - С.174-205. -
Хрестоматия по философии. Уч.пос.- М.: Проспект, 2004. – С. 224-393.
Методические рекомендации по подготовке к семинару
При подготовке к первому вопросу семинара следует исходить из того, что познание выступает важным и необходимым атрибутом человеческой жизни. Цель познания – получение объективных и достаточно полных знаний о действительности, позволяющих человеку осознанно ориентироваться в мире, принимать верные решения и действовать «со знанием дела». В получении знаний об окружающем мире участвуют все науки, однако философии в этом процессе принадлежит особая роль. Именно философия в своем содержании имеет учение о познании – гносеологию, которая исследует условия и границы всякого познания, разрабатывает методологический аппарат познавательной деятельности, обосновывает ее критерии и цели, обусловленные практической потребностью. В качестве условий всякого познания выступают: наличие субъекта и объекта познания, взаимодействие между ними. В результате этого взаимодействия осуществляется процесс отражения объекта в сознании субъекта в форме субъективных образов, которые могут соответствовать или не соответствовать действительности.
Соответствие образов действительности вещам и предметам мира на философском языке формулируется как вопрос о тождестве мышления и бытия, то есть речь идет о способности человеческого сознания познавать сущность вещей. Таким образом, сущность познания заключается в отражении предметов и явлений действительности в сознании познающего субъекта, в результате которого формируются образы действительности и добываются знания о ней.
В качестве исходных принципов гносеологии можно назвать: принцип познаваемости мира, принцип объективности, принцип активности субъекта познания, принцип отражения, принцип единства теории и практики и др. На семинарском занятии следует их подробно раскрыть. При рассмотрении вопроса об уровнях (ступенях) познания и его основных формах, следует исходить из того, что познавательная деятельность человека использует механизмы психики, входит в структуру сознания. Поэтому уместно вести речь о чувственной и рациональной (логической) ступенях познания, каждая из которых имеет свои формы (в психологии их принято называть психическими познавательными процессами).
При рассмотрении второго вопроса семинара главное внимание следует сосредоточить на выяснении особенностей научного познания. Студент должен уяснить основные критерии, которые позволяют отличать научное знание от ненаучного и вненаучного, а также истинное знание от заблуждения. Осуществляя подготовку к этому вопросу следует обратиться к учебному пособию «
Особое место в теории познания занимает учение об истине. Истина есть соответствие наших знаний о действительности самой этой действительности. Поскольку действительность находится в состоянии постоянной изменчивости, следовательно, чтобы быть истинными, постоянно должны уточняться наши знания о ней. Вместе с тем, наряду с изменчивостью вещей и предметов мира, действительности присущи элементы устойчивости, что обеспечивает их существование и развитие как таковых. Данное обстоятельство ставит проблему относительности и абсолютности истины, которую на занятии необходимо обсудить. К числу важных характеристик истины относят ее абсолютность и конкретность, которые также должны быть предметом обсуждения на семинаре. Принято считать, что критерием истины выступает общественно-историческая практика людей. На семинаре важно уяснить, как следует понимать это положение, любая ли практика является абсолютным критерием истинности получаемых человеком знаний? Все ли философы разделяют данную точку зрения? Какие другие взгляды на критерий истины существуют в философии?