Файл: Учебнометодический комплекс учебной дисциплины Философия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1. Становление философии: основные направления, школы и этапы исторического развития
Зарождение философской мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Первоначала философии в Индии, Египте, Китае. Античная философия Греции и Рима, ее роль в становлении европейской духовной традиции.
Философия Средневековья и эпохи Возрождения. Основные школы и направления.
Философия Нового Времени и классическая немецкая философия. Предмет и особенности диалектико-материалистической философии.
Русская философия, ее истоки, особенности направления и этапы исторического развития.
Философия ХХ века. Рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм. Развитие философской мысли в России конца ХIХ - начала ХХ века и в советский период. Судьбы философии на рубеже ХХ-ХХI века.
Тема 2. Учение о бытии и его основные атрибуты
Понятие бытия и его философский смысл. Бытие как всеобъемлющая реальность и его философско-историческое осознание.
Основные формы бытия. Материальное и идеальное, объективное и субъективное (Я – бытие). Проблема самоорганизации бытия. Бытие мира как предпосылка его единства и устойчивости существования и развития.
Движение и развитие как основные атрибуты бытия. Диалектическая сущность бытия. Сущность и соотношение понятий «движение» и «развитие». Детерминизм и индетерминизм в понимании диалектики бытия. Динамические и статистические закономерности развития бытия. Диалектика и синергетика как методы познания бытия.
Пространство и время в системе бытия. Понятие пространства и времени в философии, их сущность и основные свойства. Естественно-научные представления о пространстве и времени. Философские аспекты общей и специальной теории относительности. Значение философского понимания движения и развития, пространства и времени для анализа развития экономики и управления
Тема 3. Философское учение о сознании
Проблема происхождения, эволюции и сущности сознания. Современные научные представления о предпосылках развития сознания в онто- и филогенезе человека. Сознание человека и психика животных. Самосознание и рефлексия. Сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное в деятельности человека. Структура и основные функции сознания. Индивидуальное и общественное сознание. Влияние общественного сознания на формирование духовного мира личности.
Мышление и язык. Значение и смысл, знак и символ. Проблема искусственного языка и интеллекта. Качественные параметры культуры речи и их зависимость от уровня интеллектуального развития личности.
Тема 4. Познавательные возможности человека, его творческая деятельность
Сущность познания, его ступени и формы. Познание как диалектический процесс: рациональное и чувственное познание, их взаимосвязь и особенности проявления в познавательной деятельности специалиста. Истина и ее критерии.
Творчество как феномен познания и деятельности человека. Сущность творчества, его основные формы. Воображение, остроумие и интуиция как способы познания и творчества, их роль в науке и практике. Креативность мышления современного специалиста.
Научное познание и его специфические признаки. Научное и вне- научное знание. Критерии научности. Структура, методы и формы научного познания. Наука в современном мире, ее функции. Объективность и предметность науки, ее связь с прогрессом материальной и духовной жизни общества. Основные тенденции, направления развития и роста современного научного знания.
Научные революции как смена типов рациональности. Современные теории научных революций. Социальные последствия научных революций и их влияние на развитие экономики.
Наука и техника, их взаимосвязь и взаимодействие. Техника как средство и результат развития науки. Современный научно-технический прогресс и его влияние на развитие экономики.
Тема 5. Научные, философские и религиозные картины мира
Философское мировоззрение и научные картины мира. Сущность и жизненный смысл мировоззрения. Зависимость форм, типов мировоззрения от развития науки и научных картин мира. Философия как методология науки, ее роль в формировании научной картины мира. Особенности научно-философского мировоззрения и философской картины мира.
Религиозная картина мира, ее специфика. Религия как фантастический образ мира. Вненаучность религиозной картины мира, ее иррациональность. Различие и точки соприкосновения философской и религиозной картин мира. Проблема взаимосвязи научных, философских и религиозных ценностей в формировании мировоззрения специалиста в современных условиях.
Тема 6. Человек и исторический процесс
Развитие общества как исторический процесс. Многообразие форм и путей развития общества и проблема адекватности их отражения в научных теориях. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития, их сущность и значение для понимания единства и многообразия культурно-исторического опыта человечества, критериев общественного прогресса.
Человек и исторический процесс. Диалектика объективного и субъективного в истории. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Личность и массы в истории
Культура как продукт жизнедеятельности человека и общества. Ценностное содержание культуры и его зависимость от уровня развития человека и общества. Материальная культура и производственная деятельность человека. Духовная культура и духовная жизнь человека и общества, их взаимосвязь.
Тема 7. Общество и его структура
Общество как саморазвивающаяся система. Общество и общественные отношения. Гражданское общество и государство. Основные сферы общественной жизни и диалектика их взаимодействия.
Понятие социальных связей и роль человека в их формировании. Связь, отношение, деятельность, их многообразие в общественной жизни человека. Экономические, политические, социальные, духовные связи, диалектика их проявления в жизнедеятельности человека, в социальной структуре современного общества. Определяющая роль человека в системе социальных связей и отношений.
Тема 8. Человек как личность и смысл его бытия
Философия о сущности человека. Специфика философско-антропологического и научного подходов в познании человека. Единство биологического, социального и духовного как выражение неразрывной связи природы человека, общества и культуры. Современная наука о происхождении и эволюции человека.
Понятие личности, ее сущность и основные признаки. Соотношение понятий «человек» и «личность». Личность как индивидуальность, субъект деятельности, познания и общения. Социальные роли личности и ее основные типы.
Смысл бытия человека, личности. Понятия смысла жизни, смысла бытия и существования человека. Смысл бытия человека и проблемы смерти и бессмертия. Смысл жизни и судьба человека.
Тема 9. Свобода и ответственность личности
Свобода личности, ее сущность и условия реализации. Свобода и воля. Свобода воли как основное качество личностного существования человека. Свобода выбора как существенный признак и реальная форма проявления свободы воли.
Социальная ответственность личности, ее сущность и формы. Свобода и ответственность, их диалектическая взаимосвязь. Ответственность и справедливость. Эгоизм и альтруизм.
Тема 10. Глобальные проблемы современности и будущее человечества
Человек в системе природы. Природа как объект философского осмысления. Живая и неживая природа. Природная сфера обитания и жизнедеятельность человека. Природная и антропогенная сферы. Глобальные экологические последствия деятельности человека. Проблема формирования экологической культуры современного специалиста
Мировая цивилизация на рубеже тысячелетий: глобальные проблемы и пути их решения. Основные тенденции развития современного мира. Выбор пути развития: противостояние или коэволюция. Проблема выживания и устойчивого развития человечества как выражение глобальных проблем современности и основное направление развития мировой цивилизации. Будущее человечества: прогнозы и сценарии.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
(очная форма обучения, срок обучения – 5 лет)
№ п/п | Номер и название темы | Всего часов | Аудиторная работа | Самост. работа | |
Лекции | Семинары | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Введение. Предмет философии, её место и роль в культуре | 6 | 2 | | 4 |
2 | Тема 1. Становление философии: основные направления, школы и этапы исторического развития. | 12 | 4 | 4 | 4 |
3 | Тема 2. Учение о бытии и его основные атрибуты | 8 | 4 | | 4 |
4 | Тема 3. Философское учение о сознании | 10 | 2 | 4 | 4 |
5 | Тема 4. Познавательные возможности человека, его творческая деятельность | 6 | 4 | | 2 |
6 | Тема 5. Научные, философские и религиозные картины мира. | 12 | 2 | 4 | 6 |
7 | Тема 6. Человек и исторический процесс. | 8 | 4 | | 4 |
8 | Тема 7. Общество и его структура. | 6 | 2 | | 4 |
9 | Тема 8. Человек как личность и смысл его бытия | 6 | 4 | | 2 |
10 | Тема 9. Свобода и ответственность личности | 10 | 2 | 4 | 4 |
11 | Тема 10. Глобальные проблемы современности и будущее человечества. | 6 | 2 | | 4 |
| Экзамен | | | | |
| Итого по дисциплине: | 90 | 32 | 16 | 42 |