Файл: Понятие и предмет конституционного права Конституционное право рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственный флаг. Его статус утвержден ФЗ «О флаге РФ». Флаг – трехцветное полотнище размером 2:3. Цвета – белый, синий, красный, называемый триколор.
Государственный герб. Его статус так же определен ФЗ. Это золотой двуглавый орел, расположенный на красном фоне. На голове три короны, скрепленные лентами. Орел широко распахнул свои крылья. В лапах орла: в правой – скипетр, в левой – держава. Скипетр – символ охраны государства, держава – символ государства. На груди у него, в малом щите, серебряный всадник, Георгий Победоносец, попирающий конем и поражающий копьем черного, опрокинутого навзничь, змея.
Государственный гимн. Определен ФЗ. Это музыкально-поэтическое произведение, авторами которого являются Михалков (слова) и Александров (музыка).
Так же, к неофициальным символам относят столицу – Москва.
-
Закрепление за РФ предметов ведения, реализуемых федеральными органами государственной власти. Есть две группы предметов ведения: предметы ведения, реализуемые исключительно органами государственной власти (н, в сфере внешних отношений и защиты государственных интересов, и др, ст.71 КРФ) и предметы совместного ведения федерации и ее субъектов.
39. Конституционно-правовой статус субъектов федерации
. В целом, КПС субъектов определяется «Федеративным договором» 1992, КРФ 1993, Конституциями и уставами субъектов РФ (КРМ 1995).
1. Статья 73 (про полномочия)
2. Наличие собственной территории, которая является частью территории РФ.
3. Наличие системы законодательства субъекта, которые образуют НПА субъектов РФ, принимаемые по предметам исключительного ведения РФ.
4. Наличие системы органов государственной власти, включая главу субъекта федерации (высшее должностное лицо), законодательный представительный орган власти, исполнительный орган власти (правительство субъектов федерации), орган судебной власти, причем, к судам субъектов относятся только конституционные уставные суды и мировые судьи.
5. Наличие объектов собственности субъектов федерации
6. Ограниченная международная правосубъектность, т.е. право участвовать в международных отношениях неполитического характера (экономических, социально-культурных) под контролем органов государственной власти.
7. Наличие государственных символов субъекта: герб, флаг, гимн.
8. Наличие столиц у республик, и административного центра у краев, областей и т.д.
9. Наличие предметов ведения, находящихся в компетенции субъектов федерации. Так же это предметы совместного ведения федерации и субъектов РФ.
У отдельных групп субъектов есть некоторые отличия. Например, для республик в составе федерации. Так, республики имеют конституции, другие субъекты – уставы. Республика обладает исключительным правом устанавливать свои собственные государственные языки и имеют столицы.
Отличается статус автономных образований (округов и областей). Из оставшихся 5 автономных образований 2 автономии (Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область) входят в состав РФ непосредственно. В начале 1990х годов они вышли из состава Магаданской области и Хабаровского края соответственно. Три оставшихся (Ненецкий автономный округ в Архангельской области, а так же в Тюменской области - Ханта-Мансийский и Ямало-Ненецкий) входят опосредованно через территории.
Специфическим элементом статуса является наличие договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между органами власти округа и органами власти области, в которую они входят, т.е. они делят источники финансирования и т.д.
.
40. Административно-территориальное устройство субъектов РФ
Административно-территориальное устройство – это разделение территории государства на части, в соответствии с которым строится система местных органом государственной власти и органов МСУ. Соответственно, такая часть наделяется административно-территориальной единицей (в дальн АТЕ).
На данный момент, в РФ, АТЕ существует только в субъектах федерации. В Советский период АТЕ являлись города федерального значения, края и области. Сейчас они получили статус субъектов федерации.
АТЕ – это обособленная часть территории субъекта федерации в виде одного или нескольких поселений с прилегающими землями и установленными границами.
В субъектах РФ есть следующие виды АТЕ:
1 группа – базовая единица. Это районы, выделяющиеся по экономико-географическому принципу (учитываются особенности рельефа местности и наличие объектов народного хозяйства), а так же города республиканского, краевого, областного и окружного подчинения. Это самые крупные города (Саранск, Рузаевка, Ковылкино).
2 группа – первичные единицы. Это города районного подчинения (В РМ – 7 городов): городские районы в крупных городах (Саранск и 3 городских района – Пролетарский, Ленинский и Октябрьский Ленинский район); поселки (рабочие, дачные и курортные); сельские поселения.
В отдельных субъектах, преимущественно, в республиках и автономных округах, есть самоназвания АТЕ (волости, уезды и т.д.).
Спецификой обладают Закрытые Административно-Территориальные Образования (ЗАТО).
-Его статус определяется ФЗ (обычные АТЕ закреплены в конституциях, уставах субъектов).
-Граница ЗАТО может не совпадать с границей субъекта РФ
-В ЗАТО вводится особый режим передвижения.
41. Понятие и признаки государственного органа РФ
Государственный орган – это одно лицо или организованная группа лиц, специально предназначенная для реализации государственной власти в предусмотренных законом случаях.
Государственный орган – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а так же юридически-оформленное, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий.
Признаки ГО:
-
Юридически-организационный и экономически-определенный характер; -
Наличие собственной структуры, которой обладают только коллегиальные органы (группа лиц); -
Наличие государственно-властных полномочий в отношении определенных вопросов, которые являются предметами ведения (компетенция); -
Государственные и гражданские служащие выступают от имени всего государства; -
Наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни с учетом предназначения и места органа в государственном механизме; -
Выполнение строго-определенных государственных функций и задач; -
Обладание правом на издание юридических актов ,т.е., на правотворческую деятельность; -
Наличие нужных материальных средств; -
Реализация деятельности на базе НПА. Большинство ОГВ реализуют свою деятельность на основе прав, ныне закрепленных в регламентах этих органов. Есть регламент правительства, Конституционного суда, Совета Федерации и т.д. Естественно, что регламенты действуют только в отношении коллегиальных органов государственной власти; -
Взаимодействие и координация деятельности с иными государственными органами.
Классификация государственных органов:
-
В зависимости от порядка формирования:
-первичные органы (органы, которые формируются, чаще всего, путем избрания, напрямую, непосредственно населением, в определенном законом порядке;
-производные органы (органы, которые формируются первичными органами. Например, первичный орган – Государственная дума, а она формирует такой орган, как Уполномоченный по правам человека.
-
В зависимости от объема выполняемых ГО полномочий:
-высшие ОГВ (глава государства, федеральный парламент, федеральное правительство)
-территориальные органы (министерства, ведомства и др)
-ОГВ субъектов федерации
-
В зависимости от широты компетенции (насколько велик объем полномочий органов и насколько широкий предмет ведения орган охватывает):
-органы общей компетенции (он компетентен по всем вопросам государственной жизни и государственного управления. Например, правительство, решающее вопросы во всех сферах общества)
-органы специальной компетенции (компетентен по какому-либо достаточно узкому вопросу государственного управления. Это ведомства, службы и т.д.
-
В зависимости от числа государственных гражданских служащих:
-коллегиальные органы (органы, в которых решение принимается большинством голосов. Например, правительство)
-единоличные органы (решение принимается единолично руководителем)
-
В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности:
-законодательные (федеральное собрание, парламенты субъектов федерации);
-исполнительные (это федеральное правительство, составляющие его министерства и ведомства, органы исполнительной власти субъектов федерации, включая высших должностных лиц субъектов федерации)
-судебные (включая Конституционный суд, суды субъектов федерации)
-контрольно-надзорные (прокуратура, общественная палата)
-
В зависимости от времени функционирования
-постоянные (они действуют на основе закона, выполняют свои полномочия на постоянной основе, формируются в определенном порядке и действуют в определённый, установленный законом срок)
-временные (создаются либо в чрезвычайных условиях, причем, в РФ законодательно запрещенно создание чрезвычайных органов, либо, для реализации каких-то важных задач. Например, принятие либо пересмотр Конституции – создание Конституционного собрания)
42. Система государственных органов РФ.
Статья 11 КРФ определяет, что систему государственных органов РФ составляют ОГВ РФ1 и ОГВ субъектов федерации.
Система ГО основывается на трех важнейших принципах, закрепленных в ст.5 КРФ:
-
Принцип государственной целостности РФ; -
Принцип единства системы государственной власти; -
Разграничение полномочий и распределение предметов ведения между ОГВ федерации и ОГВ субъектов федерации.
Система государственных органов.
Систему можно рассматривать, руководствуюсь принципом разделения властей.
Первое место – президент. Он занимает особое место, т.к. не относится ни к одной ветви власти. До вступления в силу конституции 1993 президент имел статус высшего должностного лица и, как таковое, возглавлял систему исполнительной власти. По конституции 1993, Президент выполняет контрольно-координирующие функции в механизме разделения властей. Он не входит ни в одну из ветвей власти, а координирует деятельность органов власти. У него есть полномочия в отношении всех ветвей власти.