Файл: Понятие и предмет конституционного права Конституционное право рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Современная РФ является конституционно-договорной по своему созданию. Хотя федеративный договор был заключен в 1992, его в полном смысле «федеративным договором» назвать нельзя. В полной мере, основы федерации заложила Конституция РФ, поэтому главенствующее – конституционное начало, а договорное – второстепенное начало.

По структуре федерации (статус субъектов – критерий):

-симметричная. В идеале она состоит из однопорядковых субъектов федерации. Все субъекты имеют одинаковый правовой статус.

-ассиметричная: субъекты федерации, либо отдельные части федеративного государства обладают неравным правовым статусом. Этот тип имеет несколько разновидностей:

  • Структурно-ассиметричная федерация: включает, наряду с субъектами федерации, иные территориальные образования. Это федеральный округ Колумбия (США).

  • Скрытая ассиметрия. Характерный пример: неодинаковое представительство субъектов в верхней палате федерального парламента. В ФРГ 16 земель имеют неравное представительство. Представительство определяется численностью населения.

  • Явная ассиметричная. Она возникает в том случае, когда одни субъекты обладают статусом государство-подобных образований (республики в составе РФ), а на другие субъекты накладываются определенные ограничения, т.е. они обладают статусом субъекта не в той степени, как государство-подобные.

РФ по этому основанию – явно-ассиметричная федерация.

В зависимости от принципа, положенного в основу федерации (основание федерализма):

-территориальная федерация (классическая). Она состоит из однородных территориальных образований (например, США). Для территориальной федерации характерно большее ограничение суверенных прав субъектов федерации, т.е. субъекты федерации обладают полномочиями в отношении меньшего числа субъектов.

-национальные федерации. Характерны для многонациональных государств. Субъектом федерации является территориальное образование, образованное исключительно по национальному признаку. Пример – СССР: 15 союзных республик образованы по национальному признаку. РСФСР – правом обладали исключительно автономные области и округа.

Встречаются смешанные по основанию федерации
. Современная Россия – смешанная федерация. В ней сочетаются и территориальный принцип (края, области, города федерального значения) и национальный принцип (республики в составе федерации, автономные округа и автономные области).

В современном мире встречаются и оригинальные типы государств. Например, Бельгия. Это двухуровневая федерация. Наряду с территориальными образованиями существуют и языковые сообщества, как субъекты федерации.

Существует историко-культурный принцип, когда субъектом становится раннее независимое или раннее в определенной степени независимое образование либо государство, имеющее историческую самобытность, государственность.

Этнолингвистический принцип (Индия). Субъекты основаны по национальному и языковому признаку.

Федерация – это форма территориального устройства государства, основная разновидность сложного государства, которая отличает совместное образование государственного суверенитета федерации и ее субъектов.

Федерализм – это структурно-организационный принцип, в соответствии с которым строится федеративное государство и который характеризует взаимоотношение федерального центра и составляющих федерацию субъектов. Существуют различные модели федерализма.

  1. Дуалистическая модель (классический федерализм). Возник в первом федеративном государстве – США. Термин возник из двойственного понимания источника формирования современной воли федеративного государства. Соответственно, эту волю образует изначальная суверенная воля ранее независимых государств, создающих федерацию. С другой стороны – это суверенная воля всего народа государства.

  2. Кооперативная модель. Кооперация – сотрудничество. Она появилась в США с начала 20 века, в Европе – с 80х, а в нашей – с 90х.

Дуалистическая модель настаивает на жестком разграничении полномочий предметов ведения по вертикали. Это приводит к значительному ограничению власти суверенной воли субъектов федерации и сосредоточении значительных полномочий у федеральных органов государственной власти. Поэтому появился термин – унитарная федерация.

Кооперация же предполагает расширение сотрудничества между федерацией и ее субъектами не только в правовой сфере (деятельность федерального конституционного суда, который может решать споры между федерацией и ее субъектами), а так же экономической и других сферах.

  1. Социальная (интегральная) модель. Ее появление и постепенное внедрение в практику (в США, например) связано с развитием принципа субсидиарности в организации власти. Органы МСУ не обладают достаточными полномочиями, что бы быстро решать вопросы, в том числе, и местного значения. Модель требует расширения полномочий МСУ и постепенное включение МСУ в федерализм: федеральная, уровень субъектов и уровень МСУ. Принцип направлен на повышение адресности власти, т.е., приближения органов власти к населению.


37. Реформа российского федерализма на современном этапе

В развитие российского федерализма можно выделить несколько этапов.

1 этап – этап теоретического осмысления федерализма в имперский период. Российская империя была многонациональным государством, однако, унитарным по своей природе и жестко централизованным. Уже в 19 веке уже появляются первые концепции, предполагающие постепенное реформирование унитарной формы в федеративную.

Одна из первых концепций была сформирована представителем декабристского движения Никитой Муравьевым в его «Конституции». Он предполагал преобразование территориального устройства России по Американскому образцу.

Официальные круги так же предлагали свои проекты, например, «Уставная грамота Российской империи» графа Новосильцева. Предполагала повышение самостоятельности некоторых частей империи, прежде всего, Финляндии и Польши.

Так же, в 19 веке, появлялось множество проектов, в том числе, проекты «глобальной федерации», которую предлагали создать представители анархистского движения Бакунин и Кропоткин. Так же проект Данилевского, предлагавшего создать панславянский союз, т.е., объединение славянских союзов.

Практический переход к федеративным отношениям начинается в 1918 году. Впервые, в январе 1918 года, в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» было провозглашено создание союза свободных наций. Предполагалось создание федерации советских национальных республик. Эта декларация провозглашала, но не регулировала. Конституция 1918 года заложила конституционные основы федеративного устройства России. Начинался второй этап – этап советского федерализма.

Главная особенность советского федерализма, в отличие от мировой практики, стало закрепление принципа автономии в качестве основы федерализма. Это показывает способ создания РФ. Изначально для России был характерен именно конституционный способ, как преимущественный. На начальном этапе был характерен специфический перечень субъектов федерации. Наряду с автономными республиками и автономными областями субъектами федерации были национальные округа, в дальнейшем преобразованные в автономии и с 1918 по 1923 существовали трудовые коммуны. Их было две – карельская и трудовая коммуна немцев Поволжья. В 1923 они были преобразованы в автономные республики.


Последняя советская конституция 1978 закрепила состав РСФСР в следующем виде: 16 автономных республик, 5 автономных областей, 10 автономных округов.

Провозглашенная декларация «О государственном суверенитете РСФСР» 1993 открывает новый этап – современный – в развитии советского федерализма. Декларация провозгласила необходимость реформирования всех основ государственного устройства, включая и федеративное устройство. Важным этапом на пути реформирования было заключение «Федеративного договора» 31 марта 1992 года. Он кардинальным образом изменил состав субъектов РФ, включив в состав не только национальные образования, но и территориальные образования. Конституция на тот момент закрепила 89 субъектов.

Группы субъектов:

-государство-подобные образования (национально-государственные образования) – республики. В 1993 году их было 21. Чеченская республика разделилась на Чеченскую и Ингушскую. Бывшие автономные области получили статус республик, за исключением Еврейской: Республики Адыгея и Татарстан. В дальнейшем, добавилась еще одна республика – Крым. В итоге, 22 республики.

-государственно-территориальные образования – края, области, города федерального значения. Первоначально было 6 краев, сейчас – 9. Было 49 областей, стало – 46. Было 3 города фз, стало – 3.

-автономные образования (национально-территориальные образования). Первоначально было 10 автономных округов, сейчас – 4. И одна автономная область.

Учитывая то, что два субъекта – Татарстан и Чеченская республика - не принимали участия в принятии Конституции 1993, с 1994 начинается подписание договоров между субъектами и федерацией. В итоге, было заключено 43 договора с 47 субъектами федерации. Края и области, в состав которых входили автономные округа, заключали один договор, а затем они заключали договора между собой. Республика Мордовия договора не заключала.

К 2000 году проблема несоответствия законодательств федерации и субъектов достигла своего апогея, в связи с чем, с 2000 начинается новый этап – этап реформирования.

  1. В 2000 году указом Президентом были созданы федеральные округа. Было создано 7 округов. Они не являются ни субъектами ни административно-территориальной единицей. Это политическое образование, созданное в целях усиления контроля президентом за организацией государственной власти в субъектах федерации. Представители президента в федеральных округах входят в структуру администрации президента. Для этого были созданы федеральные округа. В каждом субъекте есть федеральный инспектор, который представляет фактически президента, а в его лице, РФ в субъекте федерации. Главная функция – усиление контроля за территориальными подразделениями исполнительной власти в субъекте федерации, например, в МВД. Была усилена вертикаль исполнительной власти. В дальнейшем, из южного федерального округа был выделен северо-кавказский ФО. С воссоединением с Крымом был создан Крымский ФО, но в 2016 он был ликвидирован. Сейчас у нас 8 ФО.

  2. Был изменен порядок формирования Совета Федерации, верхней палаты парламента, который представляет субъекты РФ. До 2000 в состав по должности входили высшее должностное лицо – глава исполнительной власти и председатель регионального парламента с 2000 в состав СФ входят уже не высшие должностные лица, а их представители, назначаемые от высшего должностного лица либо избираемые парламентом. Это означает снижение полномочий и представительности высших должностных лиц субъектов федерации на федеральном уровне.

  3. Для того, что бы компенсировать утрату влияния, в 2000 Указом Президента был создан совещательный орган при Президенте РФ - Государственный совет. Он входит в структуру администрации Президента. Основная функция ГС – предварительное обсуждение и принятие решений по вопросам федеративного устройства и регионального правительства.

  4. В 2000 Указом Президента был создан единый реестр нормативно-правовых актов субъектов федерации с целью приведения регионального законодательства в соответствии с федеральным.


38. Конституционно-правовой статус Российской Федерации

Конституционно-правовой статус РФ (КПС РФ) Он определяется в «декларации о государственном суверенитете РСФСР» от 12.06.1996 года, «Федеративным договором» 1992 года и КРФ 1993 3 главой.

КПС РФ образуют следующие элементы:

  1. РФ является суверенным государством, т.е., обладает всей полнотой государственного суверенитета, за исключением вопросов, находящихся в исключительном ведении субъектов РФ.

  2. Наличие документа учредительной власти. Им является федеральная Конституция. Именно ее наличие, закрепление там Федерального устройства определяет конституционно-правовой характер РФ.

  3. Территориальное единство РФ. Территорию РФ образует совокупность территорий субъектов РФ, включая сухопутное, воздушное и водное пространства.

  4. Приоритет федерального права над правом субъектов федерации, верховенство федеральной власти на всей территории РФ.

  5. Единое гражданство РФ.

  6. Наличие общефедеральных органов государственной власти, включая орган представительства и защиты прав и законных интересов субъектов федерации (Совет федерации ФС РФ)

  7. Единая федеральная правовая система.

  8. Наличие федеральной собственности. Ее образуют объекты, составляющие основу национального богатства страны (памятники истории и культуры, заповедники), объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти (казна, имущество), объекты оборонного производства и стратегического назначения, объекты отраслей, обеспечивающие функционирование российской экономики в целом.

  9. Наличие единой денежной и кредитной системы. Она основана на единых правилах кредитования и кредитных расчетов, наличие ЦБ РФ, который вправе осуществлять денежную эмиссию, контролировать денежные обращения. Так же это наличие единой денежной единицы – российский рубль.

  10. Наличие вооруженных сил РФ, основная функция которого – защита государственного суверенитета и обеспечение территориальной целостности.

  11. Наличие единого государственного языка – русского. Но у нас действует принцип равноправия языка и принцип защиты и сохранения родного языка. Это значит, что республики вправе наряду с русским языком вводить свои собственные языки.

  12. Абсолютная международная правосубъектность. Федерации принадлежит исключительное право на международные отношения с иностранными государствами. В частности, это проведение единой внешней политики и исключительное право объявлять войну и заключать мир.

  13. Наличие государственной символики. Это гимн, герб, флаг.