Файл: Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 303
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:
обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат; бесплатное медицинское обслуживание.
В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат - обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность - от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.
Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.
Биржа труда - специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. Основные направлениями деятельности бирж труда: регистрация безработных; регистрация вакантных мест; трудоустройство безработных и других лиц; изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней; тестирование лиц, желающих получить работу; профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; выплата пособий.
Государственная политика занятости населения - система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.
Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.
В Конституции Российской Федерации записано, что «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» (ст. 37, п. 3) .
В 1991 г. был принят закон «О занятости населения в Российской Федерации», который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.
Государственные гарантии для безработных включают: бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости; компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости; выплату пособия по безработице; возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.
-
Административные средства регулирования и их отличие от экономических. Виды административных средств регулирования. -
Эмиссия денег. Причины и последствия.
Под эмиссией принято понимать выпуск в обращение различных денежных инструментов. Это могут делать государство, коммерческие банки, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. Их называют эмитентами.
Виды эмиссии
В зависимости от вида выпускаемого денежного инструмента и эмитента принято выделять такие виды эмиссии, как денежная эмиссия, кредитная эмиссия, эмиссия ценных бумаг, эмиссия банковских карт.
Часто многие люди задаются вопросом: кто осуществляет эмиссию денег? В Российской Федерации за это отвечает Банк России, который следит за тем, чтобы экономика получала достаточно денег на развитие, а скорость роста инфляции при этом не разгонялась.
Большинство людей считает, что производство новых денег – это простой процесс, но это не так. Он контролируется многими ведомствами, а решение запустить печатный станок дается нелегко. Требуется согласовать множество деталей. Выпуск новых денежных средств осуществляется строго в соответствии с буквой закона, сотрудники Центробанка РФ руководствуются следующими принципами:
Печать иностранной валюты не допускается, возможно выпускать деньги исключительно в национальной валюте.
Обеспеченность рубля золотом возможна только на 4%. В остальном его курс напрямую зависит от экспорта энергоресурсов и их стоимости на бирже.
Только совет директоров Центробанка решает о необходимости изъятия денежных знаков из оборота и о необходимости печатать новые.
Платежеспособность рубля обеспечивается активами Центробанка, которые находятся в России и за ее пределами.
Монеты и банкноты могут производить монетные дворы, которые находятся в Москве и Санкт-Петербурге.
Порядок производства новых денег постоянно совершенствуется, что позволяет повысить уровень защиты купюр.
Эмиссия наличных денег — это выпуск в обращение монет и банкнот. Ее осуществляет только государство в лице Банка России. Сегодня на территории РФ функционирует два денежных производства — Московский монетный двор (ММД) и Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Остаток объема денежной эмиссии после выпуска наличных денег размещается на счетах, с которых проводятся безналичные расчеты с коммерческими банками и другими участниками финансового рынка. Таким образом осуществляется эмиссия безналичных денег. Кроме того, ее могут осуществлять и сами коммерческие банки, выпуская в оборот кредитные средства обращения с целью удовлетворения дополнительной потребности субъектов рынка в оборотных средствах. В этом случае такая эмиссия называется кредитной.
Зачем проводят денежную эмиссию
Поняв, что это - эмиссия денег, необходимо разобраться, когда она применяется.
Контроль уровня инфляции и развития экономики. Если требуется ускорить экономическое развитие, то Центробанк запускает печатный станок, а эмиссия ценных бумаг начинается, когда требуется изъять у коммерческих структур национальную валюту.
Постепенная замена денежных знаков, чтобы повысить их уровень защиты.
Предоставление кредита государству. Это крайняя мера, которая иногда используется странами при дефиците денег. Такой способ дополнительного финансирования обычно вызывает гиперинфляцию.
ЦБ РФ вынужден контролировать оборот наличности и объем электронных денег и облигаций тоже, чтобы поддерживать ценность денежных знаков на нужном уровне.
Выпуск новых денег негативно влияет на рост инфляции. Так как их становится больше, то их ценность и реальная покупательная способность снижается. Их становится больше у компаний и у населения, поэтому они чаще покупают, что заставляет цены расти. Поэтому бесконтрольная эмиссия может уничтожить экономику страны.
-
Изменение центральным банком учетной ставки и ее функции.
Ключевая (базовая) процентная ставка — это минимальный процент, под который Банк России (он же Центробанк, или ЦБ) выдает кредиты коммерческим банкам. Получив кредит у ЦБ, коммерческие банки дают кредиты компаниям и розничным потребителям уже под собственный процент, который чуть выше процента ЦБ.
Ключевая ставка является основным инструментом денежно-кредитной политики.
Ключевая ставка — это один из инструментов, который позволяет Центробанку контролировать курс рубля и влиять на экономику страны.
Низкая ставка означает, что деньги стоят дешево. В результате компании и население активнее берут кредиты, бизнес, а с ним и экономика, развиваются. Негативным эффектом такой политики может стать рост инфляции — деньги стоят дешево, поэтому их становится много. При низкой ставке растет привлекательность спекулирования, поэтому банки активно скупают иностранную валюту. Это приводит к снижению курса рубля, которого на рынке становится много. В ответ ЦБ тоже может повысить ставку. Тогда торговля валютой становится менее выгодной, спекулянты выкупают рубли с рынка и курс стабилизируется.
Последствия низкой ключевой ставки:
-
низкие ставки по кредитам; -
низкие ставки по банковским депозитам; -
рост экономики и производства; -
рост покупательной способности; -
рост инфляции.
Повышение ключевой ставки ЦБ, как правило, обусловлено желанием взять под контроль и снизить инфляцию. Однако вместе с тем высокая ставка несет и негативные последствия: покупательная способность населения и темпы развития экономики проседают.
Последствия высокой ключевой ставки:
-
высокие ставки по кредитам; -
высокие ставки по банковским депозитам; -
замедление экономики и производства; -
снижение покупательной способности; -
снижение инфляции.
-
Обязательные минимальные резервы и покупка государственных ценных бумаг центральным банком. -
Бюджет и внебюджетные фонды. Цели и виды расходов.
Бюджет – смета доходов и расходов частного лица, организации или государства в целом, устанавливаемая на определенный временной период - как правило, на год. Бюджет представляет собой финансовый план, при помощи которого можно прогнозировать будущие поступления и затраты.
Внебюджетные фонды — это самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юридического лица.
Государственные внебюджетные фонды — целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Внебюджетные целевые фонды независимы в правовом и экономическом отношении от госбюджета. Денежные средства внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджета государства. Вместе с тем средства внебюджетных фондов принадлежат государству, которое и осуществляет общую регламентацию их деятельности. Пенсионный фонд, фонд социального страхования.
Расходы бюджета - денежные средства, предоставляемые из бюджета на выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач.
Основное назначение расходов бюджета проявляется в использовании бюджетных средств органами государственной власти и местного самоуправления в ходе их деятельности по управлению экономикой, регулированию социальной сферы, стимулированию научно-технического прогресса, обеспечению обороноспособности и правопорядка в государстве и т. п.
Виды расходов:
-
общегосударственные вопросы: -
национальная оборона: -
национальная безопасность и правоохранительная деятельность: -
национальная экономика: -
жилищно-коммунальное хозяйство: -
охрана окружающей среды: -
образование: -
культура, кинематография: -
здравоохранение: -
социальная политика: -
физическая культура и спорт -
СМИ -
обслуживание государственного (муниципального) долга: -
межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации:
-
Госбюджет и проблема дефицита. Государственный долг: внутренний и внешний.
Государственный бюджет – финансовый документ, содержащий совокупные доходы и расходы страны. Состоит из двух частей: доходной и расходной.
Бюджетный дефицит – отрицательное сальдо доходов и расходов государственного бюджета.
Причины бюджетного дефицита могут быть следующими:
-
рост госрасходов - как на плановые государственные цели, например на модернизацию экономики, реализацию национальных программ и пр., так и на чрезвычайные: стихийные бедствия, войны и др.; -
сокращение государственных доходов из-за экономического кризиса, рецессии, падения цен на экспортные товары, такие как сырье, а также на электронику и пр.; -
неэффективность государственной политики, финансовой системы. Низкие сборы налогов и подъем теневого рынка. Популизм действующей власти; -
высокие бюджетные расходы, которые связаны с чересчур большим заимствованием в прежние годы и в результате которых цена обслуживания долга становится чрезмерной. -
Коррупция в государственном секторе. -
Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.