Файл: Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание государственной антимонопольной политики

Государственная антимонопольная политика ориентирована на:

  • во-первых, обеспечение интенсификации прогресса научно-технического характера, выражающегося в повышении эффективности и сокращении времени на осуществление разработок и внедрение в производство их результатов, увеличивающих ассортимент, повышающих качество и снижающих цены на товары, работы и услуги;

  • во-вторых, поддержку конкуренции в рамках нормативно-правового поля;

  • в-третьих, формирование условий, обеспечивающих результативную и эффективную конкурентную борьбу.

Специфика рынка неизбежно обеспечивает его стремление к монополизации, что обусловлено желанием хозяйствующих субъектов обеспечить свое эффективное функционирование за счет захвата контроля над рынком.

Проявлением недобросовестной конкуренции является: подкуп, шантаж, предоставление потребителю информации заведомо ложного характера, сокрытие сведений относительно хозяйственной деятельности от контролирующих государственных структур, заведомо сокрытие дефектов от потребителей, промышленный шпионаж, подделка продукции конкурентов.

Государственная антимонопольная политика призвана создавать условия для осуществления конкуренции на добросовестный основе и предотвращать монополизацию рынка. Антимонопольная политика государства является фактором развития национальной экономики, она формирует условия для повышения конкурентоспособности отечественных производителей и национальной экономики в целом.

Меры антимонопольной государственной политики

Меры антимонопольной государственной политики закреплены на уровне законодательства. Эти меры призваны пресечь и предупредить монопольную деятельность, недобросовестную конкуренцию, ограничения, недопущения и иные препятствия на пути развития конкуренции.

Система мер государственного антимонопольного регулирования экономики включает:

  • во-первых, административные меры, к числу которых относятся квотирование, лицензирование, контроль качества, контроль цен;

  • во-вторых, правовые меры, к числу которых относятся законодательные акты, нормативные акты, включающие в себя инструкции, правила и прочее;

  • в-третьих, косвенные методы экономического регулирования, к числу которых относятся дотации, субсидии, кредитование на льготных условиях, льготы по налогам, пособия;

  • в-четвертых, прямые методы экономического регулирования, к числу которых относят меры кредитно-денежного регулирования, налогового и бюджетного регулирования, тарифного регулирования и так далее.


Осуществление государственной антимонопольной политики возложено на Федеральную антимонопольную службу, которая стремится к созданию условий, обеспечивающих развитие конкуренции и выработку единой политики государства в сфере поддержания конкуренции. Антимонопольная политика в России характеризуется достаточно неактивным характером, выражающимся в осуществлении фиксации случаев нарушения антимонопольного законодательства.

Антимонопольная государственная политика пользуется следующими инструментами:

  • во-первых, повышение налогов для монополиста, обеспечивающее уменьшение их прибыльности;

  • во-вторых, сдерживание уровня инфляции;

  • в-третьих, создание системы регулирования ценовой политики на товары и услуги за счет жесткого ценового контроля;

  • в-четвертых, сохранение естественных монополий в рамках государственной собственности;

  • в-пятых, осуществление контрольно-надзорной деятельности в отношении производства со стороны государства и так далее.

Современная антимонопольная политика российского государства характеризуется достаточно низким уровнем применения активных мер антимонопольного регулирования экономики страны. Антимонопольная политика носит позитивный характер, выражающийся в формировании правовых основ развития конкуренции, но редко пользующийся практическими инструментами поддержания этой политики.

  1. Государственная антикризисная политика.

Антикризисная политика – это совокупность мер государственного управления, применяемая для прогнозирования и своевременной диагностики кризисных экономических ситуаций, исследования причин их возникновения, выработки мер, направленных на сдерживание их развития, и комплексных программ, обеспечивающих выход из кризисных ситуаций и восстановление экономики.

Кризисные явления в экономике предъявляют высокие требования к системе государственного управления. В этот период именно органы государственного управления несут ответственность за экономическую безопасность государства. Антикризисная политика формирует условия для выживания хозяйствующих субъектов и домохозяйств. Антикризисная политика государства обеспечивает защиту населения и хозяйствующих субъектов и формирует условия для предотвращения банкротств, снижения качества и уровня жизни граждан, поддержку инвестиционного и потребительского спроса, препятствование созданию барьеров административного характера в сфере бизнеса.



Значение государственного регулирования экономики особенно возрастает в период кризиса. На государство возлагается организационная и координирующая роль при реализации мероприятий правового, финансового, организационного, управленческого характера, осуществляемых на различных уровнях управления в период кризиса. Также на государство ложится наибольшая часть расходов по финансированию антикризисных мер. Для периода кризиса в экономике характерно расширение государственного экономического сектора, призванного реализовывать социально-значимые стратегические функции.

Антикризисная политика государства нацелена на выполнение следующих действий:

  • во-первых, осуществление прогнозирования динамики внутренних и внешних факторов, способных оказывать влияние на развитие государства в социально-экономическом плане;

  • во-вторых, диагностика кризисных явлений в экономике на ранних стадиях их развития;

  • в-третьих, разработка программ и методов, а также мер, направленных на преодоление и смягчение кризисных явлений в экономике;

  • в-четвертых, подготовка на систематической основе кадров, способных осуществлять антикризисное управление на любых его уровнях.

Принципиальные основы антикризисной политики

В основе осуществления антикризисной политики государства находятся следующие принципы:

  • во-первых, принцип научной обоснованности антикризисных мер, подразумевающий продуманное и основанное на научных методах управление кризисными явлениями;

  • во-вторых, принцип правовой обеспеченности антикризисного управления, подразумевающий законодательное закрепление различных мер антикризисного регулирования;

  • в-третьих, принцип поддержки финансовой системы, подразумевающий реализацию мер, направленных на обеспечение стабильности развития финансовой системы не только в период кризиса, но и на этапе экономического роста;

  • в-четвертых, принцип оказания помощи крупным хозяйствующим субъектам структурообразующего характера;

  • в-пятых, принцип приоритетности социальной защиты граждан;

  • в-шестых, принцип поддержки субъектов малого предпринимательства и формирование условий для расширения самозанятости граждан;

  • в-седьмых, предотвращение массового высвобождения трудовых ресурсов, основных фондов и прочего.


Разработка методологии осуществления антикризисной политики предполагает работу по следующим направлениям:

  • во-первых, формирование правовой основы осуществления антикризисного управления. Нормативные акты различных направлений должны содержать правовые положения, обеспечивающие возможность для реализации антикризисных мер с учетом отраслевой специфики;

  • во-вторых, выработка механизмов, обеспечивающих финансовую стабилизацию экономики. В первую очередь, здесь речь идет о мерах кредитно-денежной политики. Именно эта политика обеспечивает нормализацию банковской сферы и широкий доступ хозяйствующих субъектов к кредитным ресурсам на приемлемых условиях, восстанавливает инвестиционные процессы в экономике;

  • в-третьих, осуществление регулирования бюджетно-налогового характера. Кризисные явления в экономике требуют дополнительных вложений от государства, что ставит последнее перед необходимостью пересмотра статей государственных расходов в условиях сокращения доходов бюджетной системы. Финансирование кризисных явлений в экономике требует от государства формирования резервных фондов в период экономического роста, контроля размера бюджетного дефицита, разработки мер поддержки хозяйствующих субъектов и так далее. Государство может использовать такие методы антикризисного регулирования как снижение налоговой нагрузки, предоставление налоговых льгот и налоговых каникул;

  • в-четвертых, оказание поддержки реальному сектору экономики. На государство возлагается работа по созданию антикризисных мер, призванных обеспечить доступность финансовых ресурсов за счет прямого кредитования государственными банками, стимулирования частного кредитования посредством предоставления субсидий по компенсации кредитных ставок, предоставления государственных гарантий и так далее. Для реального сектора экономики характерна высокая чувствительность к налоговому регулированию, как результат государство обладает широким спектром возможностей для снижения налогового давления на этот сектор посредством предоставления льготных налоговых ставок, налоговых вычетов, сдерживания роста тарифов на услуги со стороны естественных монополий.

  1. Государственное регулирование рынка труда.

Государственное регулирование рынка труда - мероприятия государства
, направленные на снижение безработицы, создание рабочих мест и подготовку кадров.

Регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

  • программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;

  • программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

  • программы содействия найму рабочей силы;

  • правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице.

Цели государственного регулирования рынка труда:

  • обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

  • создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

активной - создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

пассивной - поддержка безработных путем выплаты пособий. Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

  • стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;

  • организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;

  • развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;

  • содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;

  • государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения - молодежи, инвалидам;

  • содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

  • международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

  • создание рабочих мест в государственном секторе - в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;

  • организация общественных работ.