Файл: Выход на международные рынки для российской компании означает необходимость осваивать множество новых практик и правил игры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так, в 1884 году в Чикаго по инициативе двух обеспеченных американок Джейн Аддамс и Гейтс Старр открывается первый “Hull House” – дом, оказывающий социальную поддержку иммигрантам и их детям. В заведении была организована вечерняя школа и ряд других специализированных образовательных курсов. Помимо этого, была создана система бесплатного питания. Позже «Hull House» получил в пользование еще несколько помещений и, в итоге, разросся в целую сеть домов социальной поддержки. Многие женщины, «выпускницы» этого заведения, в будущем стали известными деятелями в городе в таких областях, как образование, законотворческая деятельность, борьба за права женщин и др. Несмотря на столь положительные результаты, благотворительность не была широко распространена вплоть до середины ХХ века, оставаясь уделом отдельных энтузиастов.

С конца 70-х годов ХХ века ведущие компании США и Великобритании стали приходить к пониманию необходимости выработки комплексного корпоративного подхода к взаимодействию с обществом. Такой подход, с одной стороны, должен был бы быть связан с философией компании, ее маркетинговой стратегией, с другой стороны, удовлетворять потребности общества.

Последняя четверть ХХ века ознаменовалась серьезными экономическими проблемами для стран Западного мира, ростом безработицы и общественными беспорядками. Крупный бизнес осознал, что органы власти ни физически, ни финансово не в состоянии справиться с ситуацией. Вместо того чтобы ждать правительственных решений с возможным ужесточением налогового бремени и усиления регулирования в области трудовых отношений, крупный бизнес по собственной инициативе пошел на превентивные меры по внедрению КСО, что ознаменовало первую волну открытой формы КСО.

Это выразилось в создании на национальном уровне Группы Специальных Программ (ГСП), при активном участии которой корпорации создавали возможности для профессионального обучения молодежи силами этих корпораций. ГСП проводила тематические конференции, взаимодействовала с отдельными компаниями и выступала посредником в разрешении конфликтных ситуаций.

Наиболее важным событием 1980-х стал созыв крупнейшей зонтичной ассоциации для инициатив в области КСО – «Бизнес в Сообществе». Эта организация стимулировала создание государственно-частных партнерств, через которые правительство совместно с частными предприятиями занималось решением наиболее острых социальных проблем.

1990-е годы ознаменовались двумя последующими волнами КСО – за социально ответственное производство товаров (вторая волна) и ответственное отношение к персоналу (третья волна). В 1996 году было создано Европейское движение предпринимателей за социальную консолидацию (European Business Network for Social Cohesion), учреждённое при поддержке Генерального директората по вопросам занятости, производственных отношений и социальных вопросов Еврокомиссии.


В 1999 году был провозглашен Глобальный договор – основной международный институт КСО, созданный для объединения бизнес-компаний с агентствами ООН, трудовыми и общественными организациями, включающий в себя основополагающих принципов КСО, распределенных по 4 блокам:

Права человека

1. Деловые круги должны поддерживать и уважать защиту провозглашённых на международном уровне прав человека.

2. Деловые круги не должны быть причастны к нарушениям прав человека.

Трудовые отношения

3. Деловые круги должны поддерживать свободу объединения и реальное признание права на заключение коллективных договоров.

4. Деловые круги должны выступать за ликвидацию всех форм принудительного и обязательного труда.

5. Деловые круги должны выступать за полное искоренение детского труда.

6. Деловые круги должны выступать за ликвидацию дискриминации в сфере труда и занятости.

Окружающая среда

7. Деловые круги должны поддерживать подход к экологическим вопро9 сам, основанный на принципе предосторожности.

8. Деловые круги должны предпринимать инициативы, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды.

9. Деловые круги должны содействовать развитию и распространению экологически безопасных технологий.

Противодействие коррупции

10. Деловые круги должны противостоять всем формам коррупции, включая вымогательство и взяточничество.

Эти принципы планомерно внедрялись в работу европейских коммерческих структур и сегодня большинство крупных компаний имеют специальные подразделения КСО со своими бюджетами и представительством на уровне Совета Директоров. Около 80% крупнейших компаний включают социальную отчетность в ежегодные финансовые отчеты.

В начале 2000-х годов состоялся Лиссабонский европейский саммит, и Европейской комиссией была опубликована «Зеленая книга о КСО». Тогда Европейский Совет публично призвал компании к усилению чувства ответственности. Были созданы институты, целью которых стало развитие и продвижение концепции КСО для достижения таких общественно значимых целей, как снижение уровня бедности, трудоустройство людей с ограниченными возможностями, профессиональное обучение, улучшение системы здравоохранения, предотвращение загрязнения окружающей среды, рациональное использование ресурсов. Вопросы КСО начали активно разрабатываться экспертами, работающими в области корпоративного управления, появились специальные учебные курсы и т.д.



В 2005 году состоялось обновление Лиссабонской стратегии. Совет Европы рекомендовал государствам членам ЕС всемерно поощрять развитие КСО компаниями. Также была обновлена стратегия устойчивого развития ЕС, в которой, в том числе, сделан акцент на развитие КСО в средне- и долгосрочной перспективе.

В 2006 году Еврокомиссия приняла документ «Communication-2006», который призывал профсоюзы, потребителей, инвесторов, некоммерческие организации и других, удвоить усилия по «укреплению вертикали КСО», а также продвигать лучшие практики социальной ответственности.

В 2010 году был принят Международный Стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности». В нем говорится, что «социальная ответственность – это ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:

• Содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;

• Учитывает ожидания заинтересованных сторон

• Соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения;

• Интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях

Данное руководство распространяется на все виды организаций вне зависимости от их размера, типа деятельности и места расположения. Стандарт ISO 26000 представляет собой скорее руководство к действию, а не требования, как многие другие известные стандарты. Применение ISO 26000 является добровольным и распространяется на предприятия любого размера во всех странах мира. В 2011 году Еврокомиссия приняла Стратегию по развитию КСО, базирующуюся на новой Стратегии Европейского Союза «Европа-2020». Европейская стратегия КСО 2011 стимулировала правительства государств-членов ЕС к разработке национальных политик в области этичности ведения бизнеса и социальной ответственности.

В Стратегии-2011 особо подчеркивался факт принятия европейскими компаниями обязательств, превышающих те, которые установлены законодательством. Подход, заложенный в Стратегии, исходил из того, что КСО должна развиваться под руководством самих компаний, государственное вмешательство в этой сфере призвано играть лишь дополнительную роль. Ведь КСО становится всё более значимым элементом для повышения конкурентоспособности бизнеса, поскольку снижает риски, издержки, обеспечивает доступ к капиталу, способствует политики занятости и т.д.

Правовая база КСО в Европе

В большинстве стран Евросоюза на компании официально возложены обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение, природоохранная деятельность предприятий и т.д. Правовая база по КСО в Европе основывается на положениях Международной организации труда, Всеобщей декларации прав человека, Организации экономического сотрудничества и развития, решений Всемирных саммитов и др. В свою очередь решения Европейского Союза, определяют ключевые направления политики КСО в национальных странах.


В Евросоюзе действует трёхступенчатая система правового регулирования КСО: на наднациональном уровне (в том числе международном), национальном и местном. Также существуют директивы и регламенты, прямо не направленные на законодательное регулирование КСО, но регулирующие конкретные направления экономической, социальной, экологической и культурной сфер.

Ключевые векторы развития КСО заложены в таких общеевропейских документах, как:

• Интегрированная продуктовая политика (IPP),

• Схема экологического менеджмента и аудита (EMAS),

• Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС),

• Руководящие принципы Организации экономического сотрудничества и развития для многонациональных компаний,

• Десять принципов глобального договора ООН,

• Стандарт по социальной ответственности ISO 26000,

• Трёхсторонняя декларация принципов МОТ,

• Руководящие принципы ООН по вопросам бизнеса и прав человека.

• И т.д.

Наиболее законодательно проработанными в сфере КСО являются социальная сфера и охрана окружающей среды. Всем очевидна необходимость управления отходами, охраны водных ресурсов, развитие био-разнообразия, ограничения вредных выбросов, необходимость общей экологической защиты граждан. Согласно принципу «загрязнитель платит», организация, чья деятельность нанесла или может нанести ущерб окружающей среде, несёт за это материальную ответственность. Большое внимание также уделяется ответственному рыночному поведению, соблюдению прав потребителей и т.д. В последнее время усиливается саморегулирование КСО через привлечение внешних организаций. Особое внимание уделяется взаимодействию с многочисленными группами интересов, продвигающих принципы устойчивого развития и КСО. К ним относятся некоммерческие организации, профсоюзы, представительства различных международных организаций, которые обеспечивают интеграцию КСО в сферу европейской публичной политики.

В Евросоюзе активно работают несколько десятков крупных неправительственных научных центров исследования и реализации принципов КСО. Большие международные компании всё чаще рассматривают взаимодействие с общественностью как инструмент формирования новых бизнес возможностей. Такой подход подразумевает использование современных инструментов информирования и диалога, вовлечение заинтересованных групп в процессы принятия решений. Например: создание экспертных и общественных советов; включение в советы директоров независимых членов
; реализация социальных или экологических партнёрских инициатив с некоммерческими организациями.

Для коммерческих организаций привлекательность КСО связана с получением конкретных экономических выгод. КСО повышает внешнюю привлекательность бизнеса для инвесторов: позволяет ей войти в международные рейтинги согласно индексу Доу-Джонса по устойчивому развитию (мировой индекс Dow Jones Sustainability Indices (DJSI) и панъевропейский DJSI STOXX) и соответственно повышает стоимость ее акций и укрепляет положение на рынке. В индексе отражается изменение курсовой стоимости акций крупнейших мировых компаний с точки зрения экономических, экологических и социальных показателей. Только компании, которые показывают высокие результаты, включаются в Dow Jones Sustainability Indices. Семейство Dow Jones Sustainability Indices состоит, как из глобальных, так и региональных индексов. Семейство индексов служит ориентиром для инвесторов, которые хотят видеть в своем портфеле акции социально ответственных компаний.

Многие известные и авторитетные издания оценивают КСО компаний, а затем награждают самых активных в данной области. Так, например, журнал Fortune ежегодно публикует список наиболее уважаемых компаний мира. Кроме общего рейтинга, журнал представляет статистику по девяти показателям, среди которых рассматривается критерий «социальной ответственности».

Придание устойчивости развитию организации, является, пожалуй, наиболее стратегически важным следствием внедрения КСО. В мировой практике Индекс устойчивого развития компании рассчитывается по трем основным составляющим: экономика, экология и социальная политика, что и является основными направлениями деятельности в рамках КСО. Существуют специально разработанные международные стандарты КСО: GRI, AA1000, SA8000, OHSAS 18000, ISO 26000.

Исследуя европейский опыт КСО на национальном уровне, можно обнаружить наличие общих черт, характерных для всех европейских компаний. Так, европейские компании предпочитают солидарную ответственность, во всех странах степень вовлеченности государства и значимость государственного регулирования в сфере КСО традиционно выше, чем в других развитых регионах, однако при этом именно европейские компании являются традиционными лидерами в данной сфере. Среди наиболее распространенных сфер КСО для всех стран ЕС можно назвать проблемы занятости, образование и здравоохранение. Лидерами в реализации европейской модели КСО как правило являются компании, функционирующие в отраслях, ориентированных прежде всего на потребителя, — предприятия пищевой и фармацевтической промышленности, розничной торговли и др.