Файл: Выход на международные рынки для российской компании означает необходимость осваивать множество новых практик и правил игры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вместе с тем, практика разных стран может значительно отличаться. Более того, компании из разных стран могут практиковать диаметрально противоположные подходы к выбору инструментов и сфер применения программ КСО. Единой классификации подходов нет. Многие исследователи неоднократно пытались выделить различные национальные или региональные модели КСО. Надо отметить, что на практике в рамках одного региона или даже страны могут сочетаться разные принципы осуществления КСО. Поэтому целесообразно представить как минимум две типологии КСО. Первая – основанная на географическом и культурно-историческом принципах. Вторая основывается на роли и объеме государственного участия.

В рамках первой типологии можно выделить следующие модели социально-ответственного бизнес поведения: германская (или континентальная), англосаксонская и шведская (или семейная).

Германская модель (Германия, Австрия, Нидерланды, Франция). Для компаний из этой группы стран характерно максимальное социальное взаимодействие — они активно вовлекают все стороны, заинтересованные в деятельности корпорации (стекхолдеров) к участию в принятии решений, причем такое участие не обязательно должно быть прямым. Главная цель – учесть интересы максимального круга заинтересованных компаний и лиц. При соблюдении принципов рыночной экономики данная модель подразумевает участие компании в уменьшении дисбаланса обеспеченности различных слоев населения и обеспечению социальной справедливости. Важной отличительной чертой является высокая степень вмешательства государства в социально-трудовые отношения.

Несмотря на наличие явных общих черт, для объективной картины необходимо рассмотреть опыт некоторых стран. Как вытекает из названия, наиболее ярко описать особенности модели можно на примере Германии. При сохранении ведущей роли государства, как института, задающего вектор развития социально-ориентированных программ, в стране важную роль играют отраслевые ассоциации и предпринимательские союзы. Например, Форум устойчивого развития немецкого бизнеса «Econsense», объединяющий ведущие компании (не только немецкие), такие как Lufthansa, BASF, Daimler и др. Кроме того, в отличие от некоторых других богатых европейских стран опыт Германии, как и любой другой их стран рассматриваемой группы, насчитывает как минимум два столетия. Так, еще во время основания компании Bosch в конце XIX века подчеркивалась важность учета интересов работников, потребителей и общества при ведении бизнеса, компания следует этим принципам до сих пор. Из более современных примеров можно взять опыт компании BASF. Объявив своей миссией труд ради устойчивого будущего, одной из четырех своих целей компания называет поиск социально и экологически рациональных решений.


Также интересен опыт Франции, где корпорации юридически обязаны публиковать свои отчеты по КСО, а пенсионные фонды должны учитывать социальный и экологические критерии при формировании инвестиционных стратегий.

Англосаксонская модель. Прежде всего, необходимо отметить, что в строго научном смысле эта модель не может считаться примером европейского опыта КСО. В Европе такой опыт характерен только для Великобритании и он более близок к логике КСО компаний из США, Японии Канады и ряда стран Латинской Америки, чем к опыту других европейских стран. Для этой модели не характерна прямая поддержка заинтересованных сторон или учет интересов стейкхолдеров, как в предыдущем случае. При этом интересы акционеров и инвесторов традиционно ставятся выше интересов других вовлеченных сторон.

Главной целью всех социально-ориентированных программ компаний этой группы традиционно является создание условий, при которых достигается максимальная эффективность всех участников процесса. Поэтому рамках этой модели компании уделяют большое внимание программам повышения квалификации и переподготовки кадров, созданию информационных сетей, а также поддержке любых инициатив, ведущих к повышению эффективности и конкурентоспособности конкретного адресата.

В основном регулирование КСО происходит на уровне самого предприятия, в то время как роль отраслевых объединений и даже государства сводится к изданию рекомендаций и пожеланий. В качестве основного стимулирующего воздействия со стороны государства используется налоговый механизм. В Великобритании от налогов освобождаются инвестиции на общественно значимые цели, а также не облагаются подоходным налогом средства, направленные на благотворительность.

Если рассматривать сферы применения КСО в Великобритании, то они также отличаются от других европейских стран. Например, если в Германии одной из самых распространенных форм КСО является решение проблемы занятости, то в Великобритании – развитие местных сообществ, а проблема занятости, по мнению английского бизнеса, может быть решена путем финансирования программ переподготовки кадров. Отдельного внимания заслуживает созданная в Великобритании система корпоративного пенсионного обеспечения, которая фактически перекладывает с государства на частный бизнес часть нагрузки по выплате пенсий по старости.



Традиционно в рамках этой модели популярна такая разновидность социальной ответственности, как благотворительность. В этот процесс вовлечены все слои населения от младших школьников до членов королевской семьи, а деятельность благотворительных некоммерческих организаций давно перешагнула национальные рамки.

Шведская модель . С одной стороны, эта модель отличается максимальным уровнем социальной ответственности. В частности, компания ИКЕА является лидером многих рейтингов социально-ответственных компаний. Однако данная модель не всегда может применятся в других регионах. Во-первых, большинство шведских компаний, даже самых крупных, являются семейными предприятиями, соответственно, в основе выбора объекта социальной ответственности часто лежат субъективные предпочтения семьи. Во-вторых, отличительной особенностью корпоративной структуры шведских компаний является сложная иерархическая структура: семейная холдинговая компания контролирует ряд фирм, которые, в свою очередь, контролируют следующую группу компаний, и, таким образом, все стейкхолдеры оказываются изначально участниками одной достаточно закрытой группы. В третьих, скандинавские страны. Иногда можно встретить названия «скандинавская» или «семейная» модель достаточно небольшие как по территории, так и по численности, что увеличивает возможности «адресного характера» программ.

Как было отмечено выше существует и другой подход к типологии моделей КСО, основанный на роли государства в регулировании и поддержке программ КСО. Данная типология была впервые предложена Европейской ассоциацией бизнеса:

• партнерская модель (Дания, Финляндия, Нидерланды, Швеция): стратегия партнерства во всех сферах, включая вопросы занятости;

• модель бизнес в обществе (Ирландия, Великобритания): политика мягкого вмешательства с целью стимулировать компании к решению государственных проблем;

• устойчивость и гражданство (Германия, Австрия, Бельгия, Франция, Люксембург): социальный договор с акцентом на устойчивое развитие.

Как видно, эти два подхода не исключают друг друга, а напротив, дополняют и уточняют. С определенной степенью допущения можно даже объединить эти классификации в одну, где англо-саксонская модель будет соответствовать модели «бизнес в обществе», континентальная – модели «устойчивость и гражданство», а шведская (скандинавская) – партнерской. Остающееся несоответствие относительно стран, которые в приведенных классификациях попадают в разные несопоставимые модели, со временем потеряет свою значимость в ходе развития глобализации и усиления транснационального характера бизнеса. Более того, на выбор компаниями методов и форм КСО все чаще оказывает влияние не принадлежность страны базирования к той или иной модели, а ожидания общества в принимающей стране.


Заключение

На основе приведенного нами обзора практики КСО европейских компаний можно сделать вывод, о наличии тесного взаимодействия общества и бизнеса, осуществляемого в рамках жесткого государственного регулирования. Важной отличительной чертой европейского подхода является тот факт, что практика КСО регламентируется законодательно, т.е. является, по сути, обязательной. Это во многом способствовало выходу европейских компаний на ведущие позиции во всех мировых рейтингах.

Еще одним фактором, на который следует обратить внимание, является тот факт, что при всей важности наднационального регулирования инициатива создания и развития программ КСО сегодня, как правило, идет с уровня отдельных стран и даже отдельных компаний.

Практика различных европейских стран может значительно отличаться, однако общие черты доминируют. Это связано как с общей культурой и историей, так и с активной государственной политикой на национальном и на наднациональном уровнях.

1. Батаева Б.С. Сотрудничество государства и бизнеса для решения социальных проблем: коллективная монография / под ред. Е.Б. Завьяловой. М.: МГИМО-Университет, 2017. С. 66.

2. Завьялова Е.Б. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавриата и магистратуры / Е.Б. Завьялова, Ю.К.Зайцев, Н.В. Студеникин. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 125 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс).

3. Завьялова Е.Б. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавриата и магистратуры / Е.Б.Завьялова, Ю.К.Зайцев, Н.В.Студеникин. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 125 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс).

4. Корпоративное управление и социальная ответственность бизнеса: Материалы конференции Моск. гос. ин-т международ. отношений (унт) МИД России, каф. экономической политики и государственночастного партнерства / Сост. Е.Б. Завьялова. - М.: МГИМО - Университет, 2013. - 383 с.

5. Кравцова Е. М., Матвеева В. Ю. Модели социальной ответственности бизнеса в мировой экономике // Экономика, предпринимательство и право. 2016. Т. 6. № 1. С. 81—98. 10.Пономарев С. В. Корпоративная социальная ответственность в Европе: что нужно знать предпринимателю, выходящему на европейские рынки