Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 599
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
психологические установки, общественное мнение, морально-психологический климат (отношение к критике и самокритике, личные взаимоотношения и др.).
Ближайшее социальное окружение личности характеризуется не только условиями и факторами, играющими положительную роль в осуществлении прав и свобод, но и отрицательно действующими обстоятельствами, которые могут быть настолько сильными, что личность способна отказаться от реализации того или иного права или свободы в конкретных условиях в зависимости от места, времени, от сложившейся ситуации. Известно, что в ряде случаев граждане не хотят и не реализуют те или иные права там, где, казалось бы, они должны были это сделать (например, не жалуются при нарушении их права, не обращаются за защитой в судебные органы и т.д.). По нашему мнению, система юридических гарантий реализации и охраны прав и свобод личности должна совершенствоваться в направлении как можно больших возможностей для отстаивания личностью собственной точки зрения, самовыражения и самоутверждения, проявления самостоятельности и активности по отношению к окружающей среде. Недостаточность подобных юридических средств может привести к приспособляемости, адаптации личности к среде, некритическому ее восприятию и оценке. На установление и совершенствование такого рода юридических гарантий следует обратить особое внимание при разработке новых законодательных актов.
В связи со сказанным важно учитывать не только чисто юридические моменты, например преимущества судебной формы защиты, но и то, что рассмотрение в суде любого дела, связанного с незаконной деятельностью должностных лиц, есть предание широкой гласности фактов коррупции, бюрократизма, нарушения прав и законных интересов граждан и т.д. Это тем более необходимо, так как должностные лица в ряде случаев негативно относятся к критике в свой адрес либо игнорируют ее. Требования к должностным лицам в современных условиях неизмеримо возрастают, особенно в плане повышения их культуры и умения работать с людьми, учитывать их интересы. Совершенствование законодательства должно исходить из необходимости усиления контроля граждан и гражданского общества за деятельностью должностных лиц. В связи с этим целесообразно усиление подотчетности и подконтрольности должностных лиц, их ответственности перед населением.
Улучшение качества социальной среды неразрывно связано с повышением позитивной ответственности и социальной активности личности и компетентных должностных лиц в процессе реализации, охраны и защиты правового статуса личности. Иными словами, речь идет о качестве и интенсивности правомерного поведения личности и должностных лиц, направленного на реализацию и защиту прав и свобод, обязанностей граждан и других лиц.
Эффективность реализации и защиты правового статуса личности зависит и от уровня правовой культуры граждан и должностных лиц, обусловливаемых, как уже отмечалось, не только качеством действующих в государстве правовых норм, но и состоянием культуры населения, степенью социализации членов общества, уровнем их правосознания и т.д.
В процессе реализации своего права или свободы гражданин выступает отнюдь не как пассивный получатель соответствующего блага: от него требуется должная активность во всех стадиях процесса реализации принадлежащих ему прав и свобод. В связи с этим следует признать правильной позицию тех авторов, которые в правоприменительном процессе отводят важную роль организующей деятельности не только соответствующих государственных и муниципальных органов, но и самих граждан.
В ближайшем окружении личности большое значение имеет микросреда в органах местного самоуправления, общественных объединениях. Этой стороне характеристики собственно микросреды уделяется еще мало внимания.
Хотя в процессе реализации личностью прав и свобод ее общение с должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, применяющих нормы права, кратковременно, влияние этого общения тем не менее значительно.
Уважение прав и свобод человека и гражданина должно стать неотъемлемой чертой работы каждого должностного лица. Для претворения в жизнь этих конституционных установок необходим серьезный психологический перелом, преодоление силы инерции, традиций и привычек всех должностных лиц, деятельность которых связана с осуществлением гражданами их прав и свобод.
Таким образом, социальная активность личности в использовании прав и свобод зависит от повышения качества социальной среды их реализации, что означает усиление материальной, юридической, организационной гарантированности прав и свобод личности, устранение социальных условий и факторов, отрицательно влияющих на процесс реализации прав и свобод.
Процесс реализации прав граждан предполагает не только наличие у других лиц, государственных и муниципальных структур корреспондирующих этим правам обязанностей, но и высокий уровень правосознания, правовой культуры у участников данного процесса, подлинно демократический стиль работы управленческих звеньев, государственного и муниципального аппарата в целом, стремление каждого служащего, должностного лица оказать гражданам наибольшее содействие в реализации принадлежащих им прав и свобод.
Глава 12. СТАТУС ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
§ 1. Понятие и виды статуса личности
в политической системе общества
В обществоведении вопросы социального статуса личности разработаны слабо, хотя список литературы по личностной проблематике достаточно велик.
Понятие социального статуса включает атрибутивные (в смысле принадлежности к классу, социальной группе, нации, этносу, коллективу), функционально-ролевые, оценочные (социальный престиж) и нормативные признаки. Статус личности, как пишет Е.А. Ануфриев, с наибольшей полнотой и объемностью выражает единство общественной роли личности и ее престижа. Это понятие объединяет в себе функциональную и оценочную стороны, показывает то, что личность может делать, что она делает, каковы результаты ее действий и как они оцениваются другими людьми, обществом <1>. По мнению других авторов, социальный статус личности может быть рассмотрен в различных аспектах, в том числе как категория сознания (общественного, индивидуального, обыденного, научного и т.д.), как явление социальной возможности, социальной деятельности и социального результата <2>. В целом продолжает оставаться потребность в широком взгляде на статус личности в системе общественных отношений, познании общих и специфических закономерностей функционирования и развития социального статуса личности и его видов в контексте гражданского общества и политической системы общества.
--------------------------------
<1> См.: Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. Личность как объект и субъект социальных отношений. М., 1984. С. 176, 178.
<2> См.: Вебер М. Класс, статус, партия // Социальная стратификация. Вып. 1. М., 1992; Андреев Е.А. Социальный статус и активность личности. М., 1984; Самсонова З.Р. Деятельность и социальный статус личности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ереван, 1988; Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995; Нецветаев В.Ф. Соотношение социального статуса и идеалов в развитии личности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 1996; Степанов О.В. Престиж личности. М., 2003. С. 59 - 67; и др.
Для юридической науки особый интерес представляют анализ социальных статусов личности, получивших нормативное регулирование не только в нормах права, но и в иных социальных нормах (обычаях, нормах морали, корпоративных нормах и др.), и их взаимоотношение между собой <1>. Этот вид социального статуса личности в отличие от других его видов (атрибутивного, функционально-ролевого статуса, социального престижа и др.) назовем социально-нормативным, или социально-регулятивным. Ученые-юристы активно разрабатывают различные аспекты правового статуса и правового положения личности, о чем подробно говорилось в предыдущих главах. В советские годы (в основном силами юристов) активно развивалось направление научных исследований о статусе как общественных объединений и трудовых коллективов, так и их членов в контексте народовластия, развития демократии, политической системы общества <2>.
--------------------------------
<1> См.: Витрук Н.В. Личностные аспекты исследования политико-правовых проблем // Проблемы теории социалистического государства и права. С. 27 - 29; Он же. О статусе члена общественной организации: задачи и направления исследования // Вопросы теории общественных организаций. С. 62 - 65; Он же. Политическая система социалистического общества и личность // Актуальные проблемы государствоведения. М., 1979. С. 3 - 14; Он же. Статус члена общественной организации // Общественные организации, права и личность. М., 1981. С. 128 - 175; Он же. Конституционные основы статуса члена общественной организации // Общественные организации в условиях развитого социализма. М., 1982. С. 76 - 86; Он же. Социалистическая демократия и статус личности // Демократия и правовой статус личности в социалистическом обществе. М., 1987. С. 63 - 90.
<2> См.: Лукьянов А.И., Лазарев Б.М. Советское государство и общественные организации. М., 1962; Ямпольская Ц.А. Общественные организации в СССР. М., 1972; Общественные организации, право и личность. М., 1981; Творческие союзы в СССР. М., 1970; Вопросы теории и истории общественных организаций. М., 1971; Правовые аспекты деятельности профсоюзов в СССР. М., 1973; Добровольные общества при социализме. М., 1973; Вопросы теории общественных организаций. М., 1977; Общественные организации в условиях развитого социализма. М., 1982; Максименко В.Ф. Трудовые коллективы в системе социалистической демократии. Киев, 1971; Государство, демократия и трудовой коллектив в развитом социалистическом обществе. М., 1977; Трудовые коллективы в системе советской социалистической демократии. М., 1979.
Общественные объединения как важные звенья гражданского общества и системы демократии обеспечивают специфические интересы различных групп населения, увязывая и согласовывая их с интересами общества, государства в целом.
Проблема социально-нормативного статуса личности заслуживает большего внимания, чем ей уделено в настоящее время. Даже в фундаментальных работах последних лет, посвященных анализу гражданского общества и политической системы, отдельных ее звеньев, вопросам статуса членов общественных объединений не уделяется должного внимания.
Эбзеев, рассматривая конституционный строй Российской Федерации, опосредующий гражданское общество и систему демократии, выделил три основные константы - человека, народ и государство <1>. На наш взгляд, этот ряд Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин правильно дополнили таким институциональным элементом политической системы общества и конституционного строя, как коллектив (партии, общественные организации и др.) <2>.
--------------------------------
<1> См.: Эбзеев Б.С. Человек, народ и государство в конституционном строе Российской Федерации.
<2> См.: Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2005.
Как писал Маркс, человек - это "индивидуальное общественное существо" <1>, и совпадение индивидуальных интересов у группы людей реализуется в непосредственной форме коллективного <2>. Организационными формами коллективного удовлетворения совпадающих интересов людей выступают политические партии, общественные организации и иные виды общественных объединений, а также трудовые коллективы.
--------------------------------
<1> Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 591.
<2> Там же. С. 590.
Общественные объединения всех видов (кроме коммерческих и религиозных) определяются как добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставах общественных объединений (ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"). Уставные цели общественных объединений не противоречат конституционным правам и законным интересам объединившихся лиц, а деятельность общественных объединений направлена как на реализацию этих целей, так и одновременно на решение задач, стоящих перед обществом и государством. Общественные объединения формируются и создаются в результате реализации конституционного права на объединение (ст. 30 Конституции РФ). При этом гарантируется свобода деятельности общественных объединений.
Ближайшее социальное окружение личности характеризуется не только условиями и факторами, играющими положительную роль в осуществлении прав и свобод, но и отрицательно действующими обстоятельствами, которые могут быть настолько сильными, что личность способна отказаться от реализации того или иного права или свободы в конкретных условиях в зависимости от места, времени, от сложившейся ситуации. Известно, что в ряде случаев граждане не хотят и не реализуют те или иные права там, где, казалось бы, они должны были это сделать (например, не жалуются при нарушении их права, не обращаются за защитой в судебные органы и т.д.). По нашему мнению, система юридических гарантий реализации и охраны прав и свобод личности должна совершенствоваться в направлении как можно больших возможностей для отстаивания личностью собственной точки зрения, самовыражения и самоутверждения, проявления самостоятельности и активности по отношению к окружающей среде. Недостаточность подобных юридических средств может привести к приспособляемости, адаптации личности к среде, некритическому ее восприятию и оценке. На установление и совершенствование такого рода юридических гарантий следует обратить особое внимание при разработке новых законодательных актов.
В связи со сказанным важно учитывать не только чисто юридические моменты, например преимущества судебной формы защиты, но и то, что рассмотрение в суде любого дела, связанного с незаконной деятельностью должностных лиц, есть предание широкой гласности фактов коррупции, бюрократизма, нарушения прав и законных интересов граждан и т.д. Это тем более необходимо, так как должностные лица в ряде случаев негативно относятся к критике в свой адрес либо игнорируют ее. Требования к должностным лицам в современных условиях неизмеримо возрастают, особенно в плане повышения их культуры и умения работать с людьми, учитывать их интересы. Совершенствование законодательства должно исходить из необходимости усиления контроля граждан и гражданского общества за деятельностью должностных лиц. В связи с этим целесообразно усиление подотчетности и подконтрольности должностных лиц, их ответственности перед населением.
Улучшение качества социальной среды неразрывно связано с повышением позитивной ответственности и социальной активности личности и компетентных должностных лиц в процессе реализации, охраны и защиты правового статуса личности. Иными словами, речь идет о качестве и интенсивности правомерного поведения личности и должностных лиц, направленного на реализацию и защиту прав и свобод, обязанностей граждан и других лиц.
Эффективность реализации и защиты правового статуса личности зависит и от уровня правовой культуры граждан и должностных лиц, обусловливаемых, как уже отмечалось, не только качеством действующих в государстве правовых норм, но и состоянием культуры населения, степенью социализации членов общества, уровнем их правосознания и т.д.
В процессе реализации своего права или свободы гражданин выступает отнюдь не как пассивный получатель соответствующего блага: от него требуется должная активность во всех стадиях процесса реализации принадлежащих ему прав и свобод. В связи с этим следует признать правильной позицию тех авторов, которые в правоприменительном процессе отводят важную роль организующей деятельности не только соответствующих государственных и муниципальных органов, но и самих граждан.
В ближайшем окружении личности большое значение имеет микросреда в органах местного самоуправления, общественных объединениях. Этой стороне характеристики собственно микросреды уделяется еще мало внимания.
Хотя в процессе реализации личностью прав и свобод ее общение с должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, применяющих нормы права, кратковременно, влияние этого общения тем не менее значительно.
Уважение прав и свобод человека и гражданина должно стать неотъемлемой чертой работы каждого должностного лица. Для претворения в жизнь этих конституционных установок необходим серьезный психологический перелом, преодоление силы инерции, традиций и привычек всех должностных лиц, деятельность которых связана с осуществлением гражданами их прав и свобод.
Таким образом, социальная активность личности в использовании прав и свобод зависит от повышения качества социальной среды их реализации, что означает усиление материальной, юридической, организационной гарантированности прав и свобод личности, устранение социальных условий и факторов, отрицательно влияющих на процесс реализации прав и свобод.
Процесс реализации прав граждан предполагает не только наличие у других лиц, государственных и муниципальных структур корреспондирующих этим правам обязанностей, но и высокий уровень правосознания, правовой культуры у участников данного процесса, подлинно демократический стиль работы управленческих звеньев, государственного и муниципального аппарата в целом, стремление каждого служащего, должностного лица оказать гражданам наибольшее содействие в реализации принадлежащих им прав и свобод.
Глава 12. СТАТУС ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
§ 1. Понятие и виды статуса личности
в политической системе общества
В обществоведении вопросы социального статуса личности разработаны слабо, хотя список литературы по личностной проблематике достаточно велик.
Понятие социального статуса включает атрибутивные (в смысле принадлежности к классу, социальной группе, нации, этносу, коллективу), функционально-ролевые, оценочные (социальный престиж) и нормативные признаки. Статус личности, как пишет Е.А. Ануфриев, с наибольшей полнотой и объемностью выражает единство общественной роли личности и ее престижа. Это понятие объединяет в себе функциональную и оценочную стороны, показывает то, что личность может делать, что она делает, каковы результаты ее действий и как они оцениваются другими людьми, обществом <1>. По мнению других авторов, социальный статус личности может быть рассмотрен в различных аспектах, в том числе как категория сознания (общественного, индивидуального, обыденного, научного и т.д.), как явление социальной возможности, социальной деятельности и социального результата <2>. В целом продолжает оставаться потребность в широком взгляде на статус личности в системе общественных отношений, познании общих и специфических закономерностей функционирования и развития социального статуса личности и его видов в контексте гражданского общества и политической системы общества.
--------------------------------
<1> См.: Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. Личность как объект и субъект социальных отношений. М., 1984. С. 176, 178.
<2> См.: Вебер М. Класс, статус, партия // Социальная стратификация. Вып. 1. М., 1992; Андреев Е.А. Социальный статус и активность личности. М., 1984; Самсонова З.Р. Деятельность и социальный статус личности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ереван, 1988; Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995; Нецветаев В.Ф. Соотношение социального статуса и идеалов в развитии личности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 1996; Степанов О.В. Престиж личности. М., 2003. С. 59 - 67; и др.
Для юридической науки особый интерес представляют анализ социальных статусов личности, получивших нормативное регулирование не только в нормах права, но и в иных социальных нормах (обычаях, нормах морали, корпоративных нормах и др.), и их взаимоотношение между собой <1>. Этот вид социального статуса личности в отличие от других его видов (атрибутивного, функционально-ролевого статуса, социального престижа и др.) назовем социально-нормативным, или социально-регулятивным. Ученые-юристы активно разрабатывают различные аспекты правового статуса и правового положения личности, о чем подробно говорилось в предыдущих главах. В советские годы (в основном силами юристов) активно развивалось направление научных исследований о статусе как общественных объединений и трудовых коллективов, так и их членов в контексте народовластия, развития демократии, политической системы общества <2>.
--------------------------------
<1> См.: Витрук Н.В. Личностные аспекты исследования политико-правовых проблем // Проблемы теории социалистического государства и права. С. 27 - 29; Он же. О статусе члена общественной организации: задачи и направления исследования // Вопросы теории общественных организаций. С. 62 - 65; Он же. Политическая система социалистического общества и личность // Актуальные проблемы государствоведения. М., 1979. С. 3 - 14; Он же. Статус члена общественной организации // Общественные организации, права и личность. М., 1981. С. 128 - 175; Он же. Конституционные основы статуса члена общественной организации // Общественные организации в условиях развитого социализма. М., 1982. С. 76 - 86; Он же. Социалистическая демократия и статус личности // Демократия и правовой статус личности в социалистическом обществе. М., 1987. С. 63 - 90.
<2> См.: Лукьянов А.И., Лазарев Б.М. Советское государство и общественные организации. М., 1962; Ямпольская Ц.А. Общественные организации в СССР. М., 1972; Общественные организации, право и личность. М., 1981; Творческие союзы в СССР. М., 1970; Вопросы теории и истории общественных организаций. М., 1971; Правовые аспекты деятельности профсоюзов в СССР. М., 1973; Добровольные общества при социализме. М., 1973; Вопросы теории общественных организаций. М., 1977; Общественные организации в условиях развитого социализма. М., 1982; Максименко В.Ф. Трудовые коллективы в системе социалистической демократии. Киев, 1971; Государство, демократия и трудовой коллектив в развитом социалистическом обществе. М., 1977; Трудовые коллективы в системе советской социалистической демократии. М., 1979.
Общественные объединения как важные звенья гражданского общества и системы демократии обеспечивают специфические интересы различных групп населения, увязывая и согласовывая их с интересами общества, государства в целом.
Проблема социально-нормативного статуса личности заслуживает большего внимания, чем ей уделено в настоящее время. Даже в фундаментальных работах последних лет, посвященных анализу гражданского общества и политической системы, отдельных ее звеньев, вопросам статуса членов общественных объединений не уделяется должного внимания.
Эбзеев, рассматривая конституционный строй Российской Федерации, опосредующий гражданское общество и систему демократии, выделил три основные константы - человека, народ и государство <1>. На наш взгляд, этот ряд Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин правильно дополнили таким институциональным элементом политической системы общества и конституционного строя, как коллектив (партии, общественные организации и др.) <2>.
--------------------------------
<1> См.: Эбзеев Б.С. Человек, народ и государство в конституционном строе Российской Федерации.
<2> См.: Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2005.
Как писал Маркс, человек - это "индивидуальное общественное существо" <1>, и совпадение индивидуальных интересов у группы людей реализуется в непосредственной форме коллективного <2>. Организационными формами коллективного удовлетворения совпадающих интересов людей выступают политические партии, общественные организации и иные виды общественных объединений, а также трудовые коллективы.
--------------------------------
<1> Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 591.
<2> Там же. С. 590.
Общественные объединения всех видов (кроме коммерческих и религиозных) определяются как добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставах общественных объединений (ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"). Уставные цели общественных объединений не противоречат конституционным правам и законным интересам объединившихся лиц, а деятельность общественных объединений направлена как на реализацию этих целей, так и одновременно на решение задач, стоящих перед обществом и государством. Общественные объединения формируются и создаются в результате реализации конституционного права на объединение (ст. 30 Конституции РФ). При этом гарантируется свобода деятельности общественных объединений.