Файл: Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 456
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
однако исследования показали, что далеко не у всех учащихся есть одинаковые возможности изучить тот или иной предмет.
Выделяются несколько видов учебных программ: программа намерений (содержание, которое штат, округ или школа предписывают изучать на определенном курсе и уровне), выполняемая программа
(содержание, которое на самом деле передает учащимся учитель) и выполненная программа (содержание, усвоенное учащимися).
Возможность расхождений между программой намерений и реально выполняемой программой может показаться неожиданной, учитывая существование стандартов штата, окружных и школьных программ для определенных предметов и уровней. Однако американские исследователи показали, что зачастую учителя принимают независимые индивидуальные решения относительно того, что из программы и в каком объеме изучать на уроке. Такого рода решения принимают все учителя. В результате становится невозможно установить, что именно учащиеся изучили в предыдущем классе и что было упущено. Именно в этом смысле необходимо «гарантировать » усвоение программы: исключить возможность изменять и сокращать программу учителями по своему усмотрению.
Эффективность будет достигнута в случае адекватного выделения и распределения времени для изучения содержания программы (количество учебных часов, длительность учебного дня, количество учебных дней в году).
В эпоху, когда программа приводится в движение стандартами, жизнеспособность означает уверенность в том, что за имеющееся время освоен программный материал в каждом классе по каждому предмету.
Р. Марзано предлагает создать гарантированную и жизнеспособную учебную программу с помощью пяти обязательных шагов.
1. Определить и обсудить, какая часть программного материала является основной, а какая — дополнительной.
2. Убедиться, что основной программный материал может быть изучен за имеющееся урочное время.
3. Организовать основной программный материал таким образом, чтобы у студентов было достаточно возможностей изучить его (новые концепты организуются по категориям в реалистичной и логической последовательности, дается терминология, определения и т.п.).
4. Убедиться, что учителя охватывают основной программный материал (наличие поурочных и поэтапных планов, проведение конференций по результатам семестра и т.п.).
5. Защищать имеющееся урочное время (урочное время не должно без крайней необходимости затрачиваться на объявления или прерываться вторжением).
Постановка академических целей, разделяемых всей школой, является необходимым условием эффективной деятельности школы. При этом особенно важно, чтобы академическая цель стимулировала каждого ученика.
Значение этого условия было выяснено при изучении уровня ожиданий. Рон
Эдмондс, знаковая фигура «движения за эффективность» в американском
Выделяются несколько видов учебных программ: программа намерений (содержание, которое штат, округ или школа предписывают изучать на определенном курсе и уровне), выполняемая программа
(содержание, которое на самом деле передает учащимся учитель) и выполненная программа (содержание, усвоенное учащимися).
Возможность расхождений между программой намерений и реально выполняемой программой может показаться неожиданной, учитывая существование стандартов штата, окружных и школьных программ для определенных предметов и уровней. Однако американские исследователи показали, что зачастую учителя принимают независимые индивидуальные решения относительно того, что из программы и в каком объеме изучать на уроке. Такого рода решения принимают все учителя. В результате становится невозможно установить, что именно учащиеся изучили в предыдущем классе и что было упущено. Именно в этом смысле необходимо «гарантировать » усвоение программы: исключить возможность изменять и сокращать программу учителями по своему усмотрению.
Эффективность будет достигнута в случае адекватного выделения и распределения времени для изучения содержания программы (количество учебных часов, длительность учебного дня, количество учебных дней в году).
В эпоху, когда программа приводится в движение стандартами, жизнеспособность означает уверенность в том, что за имеющееся время освоен программный материал в каждом классе по каждому предмету.
Р. Марзано предлагает создать гарантированную и жизнеспособную учебную программу с помощью пяти обязательных шагов.
1. Определить и обсудить, какая часть программного материала является основной, а какая — дополнительной.
2. Убедиться, что основной программный материал может быть изучен за имеющееся урочное время.
3. Организовать основной программный материал таким образом, чтобы у студентов было достаточно возможностей изучить его (новые концепты организуются по категориям в реалистичной и логической последовательности, дается терминология, определения и т.п.).
4. Убедиться, что учителя охватывают основной программный материал (наличие поурочных и поэтапных планов, проведение конференций по результатам семестра и т.п.).
5. Защищать имеющееся урочное время (урочное время не должно без крайней необходимости затрачиваться на объявления или прерываться вторжением).
Постановка академических целей, разделяемых всей школой, является необходимым условием эффективной деятельности школы. При этом особенно важно, чтобы академическая цель стимулировала каждого ученика.
Значение этого условия было выяснено при изучении уровня ожиданий. Рон
Эдмондс, знаковая фигура «движения за эффективность» в американском
образовании 70-х, считал, что школа должна поощрять всех студентов, независимо от их социально-экономического статуса, к тому, чтобы действительно достигать высоких результатов. Учителям следует напрямую говорить со студентами, ставя перед ними ясные цели и сообщая о том, каких высоких достижений от них ожидают. Узнать же, достигнута ли поставленная цель, невозможно без эффективной обратной связи.
Таким образом, исследования эффективности школы, проводившиеся в последние десятилетия в Европе и в США, показали необходимость учета целого ряда факторов разного уровня для улучшения качества школьного образования в современных условиях. Данный опыт представляется полезным и для отечественной школы, он применим для учреждений любой ступени образования, поскольку повышение эффективности, улучшение качества является на сегодняшний день одной из самых обсуждаемых задач современного образования.
Мы полагаем, что представленный материал может быть интересным с точки зрения практического использования в российской системе образования отдельных рекомендаций зарубежных коллег, а также для сопоставления ситуации в образовании и теоретических подходов российских и зарубежных ученых к повышению эффективности обучения.
С позиций системного подхода высказанные зарубежными коллегами положения не представляются исчерпывающими для определения эффективности школы в целом. Методология, которой пользовались ученые для исследований, на наш взгляд, не вполне определена.
Для создания более точного определения эффективности школы требуются учет ряда положений аксиологии, гуманистической философии, теории систем, теории деятельности как методологии, обеспечивающей полноту понятий «образование» и «школа», а также интеграция всех компонентов методологии достижения качественных изменений социальной жизни. Тезаурус исследования эффективности школы должен, на наш взгляд, включать гносеологические понятия (система, принципы), психологические понятия (ценности, миссия), технологические понятия (условия, средства, коммуникативность, эффективность).
Важно начать с разведения понятий «эффективность образования » и
«эффективность школы», поскольку, с нашей точки зрения, они являются понятиями разных подуровней научного познания: первое находится однозначно на теоретическом подуровне, а второе скорее соотносимо с эмпирическим подуровнем. Позволим себе предположить, что зарубежные коллеги делают свои выводы из систематизации наблюдений, обобщения опыта, классификации и анализа данных. Представляется важным определить понятие «эффективность школы» в качестве отдельного компонента, сущностно образующего всю систему образования, так как из отдельных компонентов складывается вся система. Эффективность отдельных частей обеспечивает эффективность целого.
Российские исследователи этой тематики чаще применяют понятие
«качество образования» и более продвинулись в моделировании, построении
Таким образом, исследования эффективности школы, проводившиеся в последние десятилетия в Европе и в США, показали необходимость учета целого ряда факторов разного уровня для улучшения качества школьного образования в современных условиях. Данный опыт представляется полезным и для отечественной школы, он применим для учреждений любой ступени образования, поскольку повышение эффективности, улучшение качества является на сегодняшний день одной из самых обсуждаемых задач современного образования.
Мы полагаем, что представленный материал может быть интересным с точки зрения практического использования в российской системе образования отдельных рекомендаций зарубежных коллег, а также для сопоставления ситуации в образовании и теоретических подходов российских и зарубежных ученых к повышению эффективности обучения.
С позиций системного подхода высказанные зарубежными коллегами положения не представляются исчерпывающими для определения эффективности школы в целом. Методология, которой пользовались ученые для исследований, на наш взгляд, не вполне определена.
Для создания более точного определения эффективности школы требуются учет ряда положений аксиологии, гуманистической философии, теории систем, теории деятельности как методологии, обеспечивающей полноту понятий «образование» и «школа», а также интеграция всех компонентов методологии достижения качественных изменений социальной жизни. Тезаурус исследования эффективности школы должен, на наш взгляд, включать гносеологические понятия (система, принципы), психологические понятия (ценности, миссия), технологические понятия (условия, средства, коммуникативность, эффективность).
Важно начать с разведения понятий «эффективность образования » и
«эффективность школы», поскольку, с нашей точки зрения, они являются понятиями разных подуровней научного познания: первое находится однозначно на теоретическом подуровне, а второе скорее соотносимо с эмпирическим подуровнем. Позволим себе предположить, что зарубежные коллеги делают свои выводы из систематизации наблюдений, обобщения опыта, классификации и анализа данных. Представляется важным определить понятие «эффективность школы» в качестве отдельного компонента, сущностно образующего всю систему образования, так как из отдельных компонентов складывается вся система. Эффективность отдельных частей обеспечивает эффективность целого.
Российские исследователи этой тематики чаще применяют понятие
«качество образования» и более продвинулись в моделировании, построении
теорий, выдвижении и разработке гипотез эффективности образования в целом. В рамках данной статьи мы не ставим задачу сравнивать подходы.
Оба уровня исследования взаимозависимы и важны.
Вместе с тем хотелось бы отметить привлекательные моменты в рассуждениях зарубежных коллег. Мы по понятным причинам отталкиваемся в своих устремлениях от особенностей российского образования.
Убедительным представляется выдвижение в качестве цели образования обеспечения того, «чтобы все ученики сохраняли жажду учиться». Вполне применима как принцип эффективности задача «увеличить достоинства и уменьшить недостатки» школы. Следует дополнить, что результаты (достоинства и недостатки) проецируются на ценности, заявленные школой в миссии. Автору достоверно известно, что государственные и особенно частные школы в американских штатах
Калифорния и Мичиган серьезно работают над миссией. Разработка миссии как пропаганда отобранных школой ценностей с привлечением учеников, учителей и общественности еще не является распространенной практикой в российской системе образования, но лучшие школы России проделали этот путь. Учитывая условия демократизации жизни и допустимость разных видов и типов школ в Российской Федерации, школа посредством миссии могла бы обеспечить себе идентификацию, более ясное управление и объективную оценку эффективности, исходя из целей, которые она себе поставила. Как нам кажется, наличие миссии у учебного заведения является важным условием интеграции в деятельности школы факторов эффективности всех трех уровней — школы, учителя и ученика.
Такие параметры, как коллегиальность, взаимосогласованность методов и программ, ясно выраженные ожидания от ученика, учителя и управленца, постановка академических целей и уточнение целей с каждым учеником, поддержка положительных изменений на всех уровнях, обеспечивают этос школы, положительное отношение учеников к своей будущей деятельности, продуцируют энтузиазм. Хотелось бы обратить внимание читателя на эти параметры, явно недооцененные как в российской практике, так и в теории в части «технологии».
Несмотря на то, что западные специалисты всегда отличались высокой технологической подготовкой, в данных материалах об этом говорится недостаточно. Так как технология нематериальных процессов основана исключительно на коммуникации, то, с нашей точки зрения, крайне важно было углубиться в познание факторов, ограничивающих эффективность на уровне технологии.
Еще один интегративный фактор эффективности, одновременно психологический, технологический и методологический, остался незамеченным авторами
— это фактор коммуникативности
(коммуникативного мышления). Этот объемный фактор может послужить предметом отдельной статьи.
Один из членов аккредитационной комиссии пояснил разницу между понятиями «effective» («действительный, эффективный») и «efficient» —
Оба уровня исследования взаимозависимы и важны.
Вместе с тем хотелось бы отметить привлекательные моменты в рассуждениях зарубежных коллег. Мы по понятным причинам отталкиваемся в своих устремлениях от особенностей российского образования.
Убедительным представляется выдвижение в качестве цели образования обеспечения того, «чтобы все ученики сохраняли жажду учиться». Вполне применима как принцип эффективности задача «увеличить достоинства и уменьшить недостатки» школы. Следует дополнить, что результаты (достоинства и недостатки) проецируются на ценности, заявленные школой в миссии. Автору достоверно известно, что государственные и особенно частные школы в американских штатах
Калифорния и Мичиган серьезно работают над миссией. Разработка миссии как пропаганда отобранных школой ценностей с привлечением учеников, учителей и общественности еще не является распространенной практикой в российской системе образования, но лучшие школы России проделали этот путь. Учитывая условия демократизации жизни и допустимость разных видов и типов школ в Российской Федерации, школа посредством миссии могла бы обеспечить себе идентификацию, более ясное управление и объективную оценку эффективности, исходя из целей, которые она себе поставила. Как нам кажется, наличие миссии у учебного заведения является важным условием интеграции в деятельности школы факторов эффективности всех трех уровней — школы, учителя и ученика.
Такие параметры, как коллегиальность, взаимосогласованность методов и программ, ясно выраженные ожидания от ученика, учителя и управленца, постановка академических целей и уточнение целей с каждым учеником, поддержка положительных изменений на всех уровнях, обеспечивают этос школы, положительное отношение учеников к своей будущей деятельности, продуцируют энтузиазм. Хотелось бы обратить внимание читателя на эти параметры, явно недооцененные как в российской практике, так и в теории в части «технологии».
Несмотря на то, что западные специалисты всегда отличались высокой технологической подготовкой, в данных материалах об этом говорится недостаточно. Так как технология нематериальных процессов основана исключительно на коммуникации, то, с нашей точки зрения, крайне важно было углубиться в познание факторов, ограничивающих эффективность на уровне технологии.
Еще один интегративный фактор эффективности, одновременно психологический, технологический и методологический, остался незамеченным авторами
— это фактор коммуникативности
(коммуникативного мышления). Этот объемный фактор может послужить предметом отдельной статьи.
Один из членов аккредитационной комиссии пояснил разницу между понятиями «effective» («действительный, эффективный») и «efficient» —
«эффективный» в значении «более умелый, более квалифицированный, дающий впечатляющие и устойчивые результаты при использовании меньших ресурсов (времени, денег, эмоций и т.п.)».
В условиях перехода России к рыночной экономике показатель эффективности (efficienсу) может быть вполне применим в практике оценки эффективности школы и более четко разграничит успех и неудачу школы, о чем было заявлено в начале статьи. Учет экономических показателей становится смыслообразующим только после учета антропоцентрической основы образования и жизнедеятельности (самая большая ценность — человек).
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Запомни: Эффективность образования, инновации в образовательной сфере, экономическая эффективность образования, теория «человеческого капитала»
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Что изучает экономика образования?
2. Кто может быть учредителем образовательного учреждения?
3. Что является организационной основой государственной политики в области образования?
4. Какие вы знаете методы исследования экономики образования?
5. Приведите причины введения платности образовательных услуг.
6. Что относится к материально-технической базе образования?
7. Какой документ определяет финансирование образовательных учреждений?
8. Объясните взаимосвязь образования с экономикой страны.
9. Для чего установлены нормы затрат труда педагогических работников?
10. Какие виды смет вы знаете?
11. Назовите основной принцип дифференциации заработной платы педагогических работников?
12. Объясните нормативный метод расчетов для установления размера текущих расходов.
13. Назовите основные критерии аттестации педагогических работников.
14. Назовите основной фактор повышения эффективности труда.
15. Раскройте внутренний и внешний аспекты экономической эффективности образования.
16. Что представляет собой система образования?
17. Должна ли лицензироваться индивидуальная трудовая деятельность в образовании?
18. Какие виды образовательной деятельности относятся к предпринимательской?
19. Назовите основные функции федеральных органов власти и управления в области образования.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Что изучает экономика образования?
2. Кто может быть учредителем образовательного учреждения?
3. Что является организационной основой государственной политики в области образования?
4. Какие вы знаете методы исследования экономики образования?
5. Приведите причины введения платности образовательных услуг.
6. Что относится к материально-технической базе образования?
7. Какой документ определяет финансирование образовательных учреждений?
8. Объясните взаимосвязь образования с экономикой страны.
9. Для чего установлены нормы затрат труда педагогических работников?
10. Какие виды смет вы знаете?
11. Назовите основной принцип дифференциации заработной платы педагогических работников?
12. Объясните нормативный метод расчетов для установления размера текущих расходов.
13. Назовите основные критерии аттестации педагогических работников.
14. Назовите основной фактор повышения эффективности труда.
15. Раскройте внутренний и внешний аспекты экономической эффективности образования.
16. Что представляет собой система образования?
17. Должна ли лицензироваться индивидуальная трудовая деятельность в образовании?
18. Какие виды образовательной деятельности относятся к предпринимательской?
19. Назовите основные функции федеральных органов власти и управления в области образования.
20. Перечислите функции субъектов федерации в управлении образованием.
Задания и тесты
1. Экономика образования
– это________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2. Эффективность экономики образования
– это________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3. Укажите два аспекта эффективности образования
________________________ и ________________________
4. Укажите характеристики эффективного предметного обучения
- __________________________________________________________
- __________________________________________________________
- _________________________________________________________
- __________________________________________________________
5. Перечислите факторы, ограничивающие эффективность школы:
- __________________________________________________________
- __________________________________________________________
-__________________________________________________________
-__________________________________________________________
6. Перечислите параметры для выведения школы из кризисного состояния, по П.Мортимору:
- ______________________________________________________
- __________________________________________________________
- __________________________________________________________
-__________________________________________________________
-__________________________________________________________
- ______________________________________________________
7. Какой экономист не занимался экономикой образования: а. Уилбур Бруковер б. Роберт Марзано в. Майкл Руттер г. Джозеф Стиглиц
8. Законодательные основы функционирования сферы образования
России: а. Конституцией Российской Федерации; б. Законом Российской Федерации „Об образовании―; в. Гражданским кодексом Российской Федерации; г. другими законодательными и нормативными актами; д. все верно