Файл: Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 452

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Кафедра экономики
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Учебное пособие для бакалавров
по направлению подготовки
050100.62 - "Педагогическое образование"
Владимир 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………….………………………………… 3
Лекция 1. Экономика образования в системе экономических наук.
История развития экономики образования………………………………..
4
Лекция 2. Система образования РФ. Рынок образовательных услуг и его особенности. Страновые модели рынка образовательных услуг………..
17
Лекция 3. Хозяйственный механизм в образовании………………………. 31
Лекция 4. Финансирование образования…..………………………………
44
Лекция 5. Внебюджетная деятельность образовательных учреждений.
Платные услуги в образовательных учреждениях………………………..
66
Лекция 6. Налогообложение в сфере образования. Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях……………………………………..
80
Лекция 7. Организация труда и заработной платы в сфере образования
95
Лекция 8. Маркетинг образовательных услуг…………………………….
110
Лекция 9. Эффективность образования. Теория и практика определения эффективности образования…………………………………………………
125
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………..
136
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
138

ВВЕДЕНИЕ
Данное учебное пособие ориентировано на подготовку студентов по дисциплине «Экономика образования».
В учебном пособии рассматриваются основополагающие принципы управления образовательными организациями, приводится характеристика системы образования в РФ, отдельная глава посвящена маркетингу в сфере образования.
При написании учебного пособия авторский коллектив руководствовался следующими важнейшими методологическими и методическими положениями.
1. Содержание учебного пособия должно полностью соответствовать
ФГОС для подготовки бакалавров по направлению 050100.62 Педагогическое образование. Дополнительный материал может быть использован студентами для углубления знаний при подготовке докладов, рефератов, а также преподавателями и аспирантами.
2. Теоретической основой рассматриваемой работы послужили современные концепции, категории и понятия, используемые в сфере образования, Законе «Об образовании», объясняющие функционирование образовательных организаций в современных условиях.
3. Данное учебно-методическое пособие выступает как основа воспитания экономического мышления, понимания экономической политики государства, деятельности образовательных организаций.
4.
При работе над учебным пособием авторы использовали учебники и учебные пособия Российских экономистов, Закон «Об образовании», на которые даны ссылки в тексте, а также существующий опыт при рассмотрении основополагающих теоретико-методологических положений.
Авторский коллектив:
Учебно-методическое пособие подготовлено преподавателями кафедры
«Экономика» Владимирского государственного университета имени
Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых: д.э.н., профессором, зав. кафедрой «Экономика» Тесленко И.Б. (введение, тема 1); к.э.н., доцентом Гаиповой Т.Ф. (темы 2, 3); к.э.н., доцентом Савелковым А.Р.
(тема 4); ст. преподавателем Субботиной Н.О. (тема 5); к.э.н., доцентом
Губернаторовым А.М. (темы 6,7); ассистентом Мешковой К.Н. (тема 8); ст. преподавателем Игониной О.В. (тема 9).


Лекция 1. Экономика образования в системе экономических наук.
История развития экономики образования
Вопросы:
1. Сущность образования. Экономика образования как отрасль
2. Экономика образования как наука
3. История становления и развития науки экономика образования
4. Современные общемировые тенденции развития сферы образования
1. Сущность образования. Экономика образования как отрасль
В условиях становления информационного (постиндустриального) общества роль образования как одного из важнейших источников экономического роста и социальной стабильности существенно возрастает.
Образование, высокий интеллект, профессиональное мастерство, творческая активность – это основные признаки человека XXI века, показатели его благополучия, качества жизни общества.
Термин «образование» рассматривается в литературе как: «ценность»,
«система», «процесс», «результат», «сфера деятельности».
Оценка ценности той или иной деятельности всегда закрепляется в обществе с помощью некоего института. О важности образования свидетельствует факт его выделения в самостоятельный социальный институт
1
. С течением времени этот институт изменяется и благодаря этому эволюционирует само общество. В настоящее время такие ценности, как практические навыки и умения, выступают на первый план. Не случайно с системой профессионализмов (наличия профессиональных навыков, получаемых через систему профобразования) в настоящее время связана ценность понятия «образованный человек».
Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Основные элементы образования как макросистемы включают в себя системы дошкольного, школьного, начального, среднего специального, высшего и дополнительного образования.
В Законе Российской Федерации "Об образовании" (2013 г.) образование определяется как общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности
2 1
Образование как ценность. Курс лекций. Тема 13. [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://do.gendocs.ru/docs/index-98470.html?page=4 2
Проект федерального закона «Об образовании» [Электронный ресурс] - Режим доступа:»
// http://www.rg.ru/2010/12/01/obrazovanie-dok.html


Образование - это в том числе результат формирования у человека определенных качеств личности, знаний, умений и навыков, которые удостоверяются соответствующим документом.
Образование является одним из составных элементов экономической категории «человеческий капитал», качество которого во многом определяет возможности достижения стратегических целей, стоящих перед страной.
Человеческий капитал представляет собой интенсивный производительный фактор развития экономики и общества, включающий трудовые ресурсы, знания, инструменты интеллектуального и организационного труда, среду обитания и интеллектуальной работы, обеспечивающие эффективное и рациональное его функционирование.
Исходя из определения, человеческий капитал - понятие широкое.
Действительно, специалист, имеющий знания, умения, творческие способности, получивший современное воспитание без программного обеспечения, без необходимых источников информации, базы данных, методик и технологий не может в современных условиях выполнять свою работу. Вклад человеческого капитала в экономический рост происходит через повышение эффективности всех видов экономической деятельности и через продажу интеллектуальных продуктов
3
Как сфера деятельности образование наряду со здравоохранением, физической культурой и спортом, культурой, социальным обслуживанием и социальным обеспечением, жилищным хозяйством, социальным страхованием и пенсионным обеспечением относится к отраслям социальной сферы.
Деятельность в сфере образования это, прежде всего, деятельность по оказанию услуг. Образовательные услуги - это система знаний, умений и навыков, информация, которые используются в целях удовлетворения разнообразных потребностей личности в духовном, интеллектуальном развитии, самоопределении и самореализации
4
. Они позволяют сохранять и развивать способности людей к труду, обеспечивают специализацию, профессионализацию и рост квалификации рабочей силы. В этом смысле верно высказывание, что учиться никогда не поздно.
Особенность образовательной услуги заключается в том, что в процессе ее передачи обучающийся получает не только определенные знания и информацию, но и стимул к дальнейшему приобретению новых и углублению имеющихся знаний. Процесс познания бесконечен. В тех возможностях, которые представляет человеку образовательные услуги, заключается их непреходящая значимость.
3
Ю.А. Корчагин Человеческий капитал – что это такое и почему капитал? ЦИРЭ (Центр исследования региональной экономики).
[Электронный ресурс]
-
Режим доступа:
//
http://www.lerc.ru/?part=articles&art=3&page=20 Эффективность национального человеческого капитала:
Методика измерения» - http://www.lerc.ru/?part=articles&art=1&page=119 4
О.В. Ройтблат. Эффективные организационные структуры управления в основе включения неформального образования в систему повышения квалификации. Моно графия // «Вестник ТОГИРРО», №6(24), 2012. – Тюмекнь: АОУ ТОГИРРО, 2012. – 154 с


Как организован процесс предоставления образовательных услуг, какие для этого необходимы предметы и средства труда, какие участвуют в этом процессе субъекты, какое требуется для этого законодательство, как финансируется процесс предоставления услуг и т.д. – эти и другие вопросы относятся к компетенции особенной сферы экономики – экономики образования.
Своеобразие отрасли экономики образования заключается в следующем:
- это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства;
- уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны;
- эта отрасль единственная, которая сама для себя готовит профессиональных работников – преподавательские кадры;
- труд в области образования является одним из самых массовых видов человеческой деятельности
5
Экономика образования – это не только отрасль, но еще и наука.
2. Экономика образования как наука
Экономика образования как наука изучает отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг, создаваемых в сфере образования.
Объектом изучения экономики образования как науки является сфера образования. Предметом экономики образования как науки является специфика производительных сил и производственных отношений в данной сфере. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения
6
Отношения в сфере образования имеют свои особенности, которые проявляются в частности в отношениях собственности, в обмене деятельности с работниками других отраслей, в способах и формах возмещения затрат труда, в реализации хозяйственного механизма и т.д.
5
Ростовский Р.В. Исторический аспект развития экономики образования в России.
Управление экономическими системами. Эл. журнал. Отраслевая экономика. 49 УЭкС,
1/2013: [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.uecs.ru/otraslevaya-ekonomika
6
Новые лекции по экономике образования Автор: С.А. Беляков Издательство: МАКС
Пресс: 2007. Формат: pdf Размер: 5 http://mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181372459- novye-lekcii-po-ekonomike-obrazovaniya.html - 59k - In cache - Gelijkwaardige pagina's
Министерство образования и науки РФ[Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://cl.rushkolnik.ru/docs/5578/index-52486.html


Особенности отношений в сфере образования проявляются в ограниченных возможностях использования коммерческих отношений.
Специфической чертой отношений собственности в отрасли образования является высокий удельный вес присвоения интеллектуальной собственности. Под интеллектуальной собственностью подразумеваются социально-экономические и правовые отношения по поводу владения, распоряжения и пользования продуктом интеллектуального труда. На этапе современной НТР интеллектуальная собственность превращается в главную разновидность собственности, определяющую поступательное развитие экономики по инновационному пути
7
Потребители образовательных услуг - это определенные группы населения, для которых они предназначены. Учащиеся, студенты, слушатели
- не просто материальные носители образовательных услуг, не только их пользователи в процессе труда, но и их единственные конечные потребители.
Как и любое материальное благо, образовательная услуга имеет потребительскую стоимость, то есть, предназначена для удовлетворения потребности людей в получении специальности или повышении своей профессиональной квалификации. Образовательная услуга в условиях рыночных отношений может меняться на другие товары и услуги, следовательно, она обладает стоимостью.
Стоимость образовательной услуги определяется затратами на ее производство. В сфере образования главным фактором учебно- воспитательного процесса являются преподаватели. Значит характерная черта сферы образования – это высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподаватели.
Образовательные услуги принадлежат к категории общественных. Как любые услуги они характеризуются неосязаемостью, неотделимостью от производителя услуги, непостоянством качества, несохраняемостью.
Образовательные услуги имеют свои особенности:
-экономический эффект (отдача) от образовательной услуги может проявиться только через определенный промежуток времени;
- в большинстве случаев имеет метсоколлективное потребление услуги
(класс, аудитория);
- наличие обратной связи между производителями и потребителями услуг;
- неэластичный спрос и высокие цены на образовательные услуги, объясняющиеся высокими издержками и монопольным положением производителя.
Перед наукой экономика образования ставятся следующие задачи:
- систематизация знаний об образовании;
7
Лекции по экономике социально-культурной сферы [Электронный ресурс] - Режим доступа:
// http://kultura-socio.ru/lektsii-po-ekonomike-sotsialno-kulturnoj-sfery/126- ekonomika-obrazovaniya-kak-nauka.html