Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 3 технологии социального обслуживания различных категорий населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

 

СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

МОДУЛЬ 3

«ПРЕДМЕТНЫЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ 3

«ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ»

 

Оглавление

Рабочая программа дисциплины «Технологии социального обслуживания различных категорий населения» 4

Тема 1. Понятие и классификация технологий социального обслуживания 6

Содержание раздела 6

Лекция 6

Задания для самоконтроля 10

Тема 2. Семья как объект социального обслуживания 10

Содержание раздела 10

Лекция 10

Задания для самоконтроля 18

Тема 3. технологии социального обслуживания различных типов семей 19

Содержание раздела 19

Лекция 19

Задания для самоконтроля 34

Тема 4. Социальный патронаж и участковая социальная служба как технологии социального обслуживания 34

Содержание раздела 34

Лекция 34

Задания для самоконтроля 39

Тема 5. Модели социальной работы с семьей, применяемые в процессе социального обслуживания 39

Содержание раздела 39

Лекция 39

Задания для самоконтроля 47

Тема 6. Замещающая семья 48

Содержание раздела 48

Лекция 48

Задания для самоконтроля 53

Тема 7. Технологии социального обслуживания пожилых людей
54

Содержание раздела 54

Лекция 54

Задания для самоконтроля 65

Тема 8. Понятие, критерии определения инвалидности 65

Содержание раздела 65

Задания для самоконтроля 72

Тема 9. Технологии социального обслуживания инвалидов. 72

Содержание раздела 72

Лекция 72

Задания для самоконтроля 82

Тема 10. Дома-интернаты и образовательные учреждения для детей-инвалидов 82

Содержание раздела 82

Лекция 82

Задания для самоконтроля 86

Тема 11. Технологии социальной работы учреждений социального обслуживания с дезадаптированными детьми и подростками 87

Содержание раздела 87

Лекция 87

Задания для самоконтроля 96

Литература 96

Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине «Технологии социального обслуживания различных категорий населения» 98

Рабочая программа дисциплины «Технологии социального обслуживания различных категорий населения»

Цель программы дисциплины «Технологии социального обслуживания различных категорий населения» – овладение слушателями знаниями теории социальных технологий, принципов технологического подхода к профессиональной деятельности, конкретных методик работы с клиентами. Знания и навыки, получаемые слушателями в результате изучения дисциплины, будут содействовать социальному прогрессу, распространению нравственно-этических установок и внедрению эффективных методов работы с различными категориями людей.

Задачи программы:

  • сформировать систему знаний о способах и методах выявления, решения социальных проблем общества, групп, индивида;

  • уяснить сущность практики социальной работы, ее методологические основы и технологические модели;

  • выработать у будущих специалистов профессиональные умения и навыки способов организации помощи различным категориям клиентов;

  • изучить особенности технологии социальной работы как особого вида социальной деятельности и технологий;

  • овладеть основными методами социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения;

  • сформировать мотивационно-ценностное отношение слушателей к будущей профессиональной деятельности;


знать:

  • основные понятия и категории, формы, методы и уровни технологии социальной работы;

  • сущность и содержание инструментария технологии социальной работы, формы и методы деятельности по преодолению трудных жизненных ситуаций и решению социальных проблем;

  • основные виды технологий в различных сферах жизнедеятельности с различными группами населения.

уметь:

  • найти технологическое решение социальных проблем различного уровня социальной сферы;

  • спроектировать технологию социальной работы для каждого конкретного случая;

  • создавать инновационные технологии социальной работы для решения практических задач.

владеть:

  • основными методами социальной работы с индивидом, группой, общностью;

  • технологиями социальной работы в различных сферах жизнедеятельности;

  • методами координации усилий социальных служб и организаций различной ведомственной подчиненности при решении социальных проблем индивида и группы;

  • основными технологиями работы в социальных органах и учреждениях;

  • основными процедурами технологического процесса социальной работы различного вида.  

Тема 1. Понятие и классификация технологий социального обслуживания

Содержание раздела

Социальные технологий применительно к социальному обслуживанию. Сущность социальных технологий. Классификация технологий в социальном обслуживании по различным основаниям. Характеристика классификаций в зависимости от основания классификации.

Лекция

При определении технологий в социальном обслуживании необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социального обслуживания как одного из видов деятельности и в связи с этим особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов (элементов) социального обслуживания как определенной целостности (системы). Социальные технологий применительно к социальному обслуживанию - совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной политики государства и общества, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.


Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социального обслуживания, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками: социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.

Классификация технологий в социальном обслуживании может быть самой разнообразной, так как социальное обслуживание представляет собой определенную относительно самостоятельную систему упорядоченного множества элементов, взаимосвязанных между собой и образующих единство.

Рассматривая социальное обслуживание как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно определить в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» слоев и групп населения. Именно в социальном обслуживании в концентрированном виде выступают социальные технологии как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.

Имея это в виду, классификация технологий в этой области деятельности может быть проведена по разным причинам, что понятно, поскольку социальное обслуживание - это своего рода система, которая включает такие компоненты (элементы) как объекты, предметы, контент, средства, управления, функций и целей. В соответствии с выбранными элементами технология может быть классифицирована.

Как вы знаете, объекты социального обслуживания весьма разнообразны. Это пожилые люди, люди с ограниченными возможностями и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные и многодетные семьи и т.д.

Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений (видов) социального обслуживания перечисленных и других групп населения:


социальная профилактика,

социальная терапия и социальная реабилитация,

социальная помощь и защита,

социальное обслуживание в сфере быта,

социальное попечительство и социальное посредничество и др.

Этими типами социальных услуг являются его основные направления, основные технологии. Они, конечно, очень тесно связаны друг с другом, в то же время относительно автономны, конкретны по назначению и функциональному контенту.

Несмотря на унифицированный характер этих технологий при работе с различными группами населения, они сильно различаются в зависимости от специфики объектов социального обслуживания.

Именно поэтому интеграция социальной деятельности с учетом особенностей объектов и особенностей видов социальных услуг имеет фундаментальное значение. Эти виды работ (технологии) очень разнообразны.

Технологии можно подразделять в зависимости от понимания социального обслуживания в узком и широком смысле.

В широком смысле технологи социального обслуживания в основе своей направлены на работы со «слабыми» слоями населения, то в узком — о создании таких условий, которые бы способствовали уменьшению численности и доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке; о создании таких условий, которые помогали бы населению самому решать свои проблемы, а в итоге способствовали уменьшению численности и доли слабо защищенных слоев.

Иначе говоря, технологии применительно к социальному обслуживанию, понимаемому в широком смысле, должны носить опережающий, упреждающий характер, т. е. задача таких технологий (в деятельности государства, социальных институтов) состоит в том, чтобы не только содействовать лечению «социальных болезней», но и способствовать их предотвращению. Это лучше для общества в целом и для людей, чтобы не помогать безработным, например, но делать все возможное для предотвращения безработицы, сокращения безработицы, обучения людей, развития производства, создания новых рабочих мест, реконструкции магазинов, предприятий, учреждений и т. д. Предоставление семьям социальных и экономических услуг в форме предоставления натуральной и денежной помощи, конечно, необходимо в ряде случаев, однако социальное вмешательство на самой ранней стадии развития социальной проблемы более плодотворно, когда консультативные, образовательные, организационные, психологические услуги могут помешать семьям попасть в зону бедности, чтобы позволить своим членам решать свои проблемы.