Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 3 технологии социального обслуживания различных категорий населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наконец, еще одним признаком нестабильности в семейном образе жизни является убеждение, что одиночество - это привлекательный и комфортный образ жизни. В настоящее время существует значительное число людей (прежде всего в самых развитых странах мира), которые удовлетворены таким образом жизни.

Проблемы семейного воспитания. В данной группе проблем семьи могут рассматриваться: состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания. Указанные проблемы естественным образом связаны с социально-психологическими и проблемами стабильности семьи.

Проблемы семей группы риска. Факторы, обусловливающие социальный риск, могут иметь социально-экономический, медико-санитарный, социально-демографический, социальнопсихологический, криминальный характер. Их действия приводят к потере семейных связей, увеличению числа детей, оставшихся без попечения родителей, без постоянного места жительства, без средств к существованию. Пренебрежение детьми по-прежнему остается одной из самых тревожных характеристик современного российского общества. Ежегодно выявляется около 100 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них - социальные сироты, то есть дети, оставленные родителями или отобранные от родителей, которые не выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию ребенка.

Таким образом, причиной возникновения социальных проблем в семьях с одним родителем является, прежде всего, нищета, поскольку у семьи есть только один трудовой доход (иногда нет трудового дохода вообще, и семья вынуждена жить по пособию по безработице или пособия на ребенка). Доход женщины, как правило, намного ниже, чем доход мужчины из-за ее отставания в социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за ребенком. Доходы от алиментов, если дети имеют право на них и получают их, как правило, покрывают не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы не присущи всем неполным семьям; в любом случае их легче решать, чем социальные и психологические проблемы, возникающие во внутриличностной сфере и межличностные отношения членов неполных семей, особенно детей.

Семьи со многими детьми, наиболее распространенные в России в прежние времена, в настоящее время составляют очень небольшую часть от общего числа семей. Более того, много детей часто не планируется, случайны (рождение близнецов или рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции).


Все многодетные семьи можно разделить на три категории:

    • семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;

    • семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже — отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;

    • неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, так как семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3–7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, особенно связанную с большим количеством детей: дети из таких семей, по сравнению с сверстниками из преобладающих небольших семей, часто проявляют заниженную самооценку, у них неадекватные представления себе самих что может негативно сказаться на их будущей судьбе. Кроме того, небольшие интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному присутствию большого количества маленьких братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших. Это объективная картина, прослеживаемая в различных типах семей с большим количеством детей, и не зависит от имущественного и образовательного статуса родителей.

Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, вызванные дезинтеграцией системы производства и реабилитации, основанной на работе инвалидов, инвалидности и приспособляемости.

Инвалиды, как правило, очень ограничены в своей деятельности. Реализация программ, направленных на адаптацию общества к потребностям и возможностям людей с ограниченными возможностями, затрудняется из-за отсутствия средств и организационных трудностей.



Реализация права инвалидов на работу, самодостаточность является одной из основных проблем их социальной реабилитации. Это не только способ улучшить свое финансовое положение, но и самый важный фактор самоутверждения и внутреннего развития.

Семьи с детьми-инвалидами вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью. Но часто выражают добровольное согласие на решение этих проблем, отказываясь помещать ребенка-инвалида с неустранимой врожденной патологией в специализированную школу-интернат. Разумеется, такое решение заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно высоки: очень мало учреждений, которые оказывают помощь родителям в такой деятельности; уход за ребенком-инвалидом с детства часто несовместим с другими видами деятельности, поэтому мать, как правило, вынуждена покидать работу или переходить на другую работу, более свободную по графику, расположенную ближе к дому, но с низкой оплатой.

Количество разводов в таких семьях намного выше - отцы часто не могут противостоять постоянным трудностям и покидают семью. Дети-инвалиды, которые лишены квалифицированной реабилитации и помощи в области развития, иногда приводят к почти биологическому существованию, не приобретая навыков, которые помогут им, по крайней мере, в самообслуживании, если не в самообеспечении.

Отмечается, что в семьях, в которых дети-инвалиды получают даже базовую помощь от специалистов в области социальной реабилитации, коэффициент разводов ниже среднего для этой категории семей, поскольку такая помощь делает ситуацию не столь безнадежной.

Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи.

Невыплата заработной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести к асоциальным реакциям. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может помочь ей сохранить стабильность — в противном случае семья может перейти в категорию неблагополучных.


Семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, между родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи и обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье.

Задания для самоконтроля

(выполняются в свободной форме самостоятельно, НЕ ВЫСЫЛАЮТСЯ для проверки на сайт)

Задание. Ответьте на поставленные вопросы:

  1. Дайте характеристику социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому.

  2. Что относится к социальным услугам, предоставляемым в полустационарной форме.

  3. В чем особенность социального обслуживания в стационарных организациях социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием.

 

 

Тема 3. Технологии социального обслуживания различных типов семей

Содержание раздела

Виды и формы социальной помощи, а так же технологий работы применительно к семьям различных категорий клиентов. Работа с «трудными» детьми. Работа с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным. Диагностическая методика. Технология направленного изменения. Технология «семейного соглашения». Проблема семейного насилия Психологические подходы системной семейной психотерапии.  Технологии работы со случаями семейного насилия: кризисные центры,  «шелтеры», приюты для женщин — жертв насилия и их детей.

Лекция

Применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т. д. — используются различные технологии социального обслуживания.

Виды и формы социальной помощи, цель которых — сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить:

1) на экстренные, т. е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей),


2) направленные на поддержание стабильности семьи;

3) направленные на социальное развитие семьи и ее членов.

Поэтому необходимо прибегнуть к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.

Так, работа с «трудными» детьми и подростками предусматривает:

  •  диагностику семейной и школьной ситуаций,

  •  выявление первичной социальной сети ребенка,

  •  обязательный анализ его медико-социального и интеллектуально-психологического статуса.

На основе полученных данных составляется программа социального сопровождения семьи данного ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную социальную сеть. Такая программа выполняется командой специалистов, включающей социального работника, социального педагога, психолога, иногда юриста, с возможным участием правоохранительных органов, культурных и спортивных центров.

В ходе такой работы параллельно проводятся:

  • социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях;

  • -социально-правовое консультирование, которое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, в первую очередь с образовательной системой;

  • педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей ребенка (детей).

Большое значение имеют также психокоррекционные мероприятия, изменение самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и выработка доброжелательного и уважительного отношения друг к другу. Нередко такая деятельность содержит и собственно социальные компоненты — например оказание помощи в трудоустройстве родителей, в улучшении жилищных условий (что, безусловно, при всей своей важности зависит прежде всего от социально-экономической ситуации в стране и в конкретном населенном пункте).

Работа с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным