Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 3 технологии социального обслуживания различных категорий населения.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Это также можно сделать, создавая (внедряя) технологии более глобального характера, которые влияют на сам процесс функционирования и развития общества.
Учитывая интегрированный, универсальный характер социального обслуживания, можно выделить собственно такие социальные технологии:
-
социально-педагогические, -
социальнопсихологические, -
социально-медицинские и другие технологии.
Различаются технологии в социальном обслуживании по уровню сложности:
-
простые (доступные неспециалистам); -
сложные, требующие квалификации одного специалиста; -
комплексные, требующие квалификации специалистов из разных областей.
Учитывая сложность субъекта социального обслуживания, в частности социальные службы различных уровней и направлений, можно различать социальные технологии и по этому показателю.
Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям. Например, можно выделить социальные технологии «внешние» по отношению к клиенту: государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание заключается в создании человеку, группам (слоям) людей таких условий, чтобы он (они) сам (сами) решал (решали) свои проблемы. Примером этого может служить создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов. От них отличаются социальные технологии (т. е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами, например, создание собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процента) для социального страхования и др.
Возможно выделение технологий в социальном обслуживании с проживающими на территории страны и населением, группами, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (русскоязычным населением, русскими в государствах СНГ).
Задания для самоконтроля
(выполняются в свободной форме самостоятельно, НЕ ВЫСЫЛАЮТСЯ для проверки на сайт)
Задание.
Ответьте на поставленные вопросы:
-
Дайте характеристику социального обслуживания. -
По каким основаниям может происходить классификация технологий социального обслуживания. -
Обоснуйте приоритетность применения какого либо вида социальных технологий.
Тема 2. Семья как объект социального обслуживания
Содержание раздела
Факторы, окзывающиме влияние на выбор социальных технологий. Типология социального риска и их характеристика: социально-экономические; социально-бытовые; социально-психологические; проблемы рождаемости и планирования семьи; проблемы стабильности семьи; проблемы семейного воспитания; специфические проблемы семей группы риска.
Лекция
Принимая семью в качестве объекта социального обслуживания, необходимо учитывать ее:
-
структуру, -
окружение, -
функционирование, -
традиции и обычаи.
В семье отражены все социальные проблемы, характерные для современного общества; поэтому к ним применяются различные виды социальных технологий: они направлены на социальную реабилитацию инвалидов или детей-инвалидов, помощь бедным, женщинам, военнослужащим и т. д. Существуют также специальные технологии, призванные помочь семье как таковой.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 40 миллионов семей. Наиболее распространенным типом является нуклеарная семья (от латинского - ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без них. Такие семьи в структуре населения Российской Федерации составляют 2/3.
Нуклеарная семья может быть полной или неполной (состоящей из одного родителя с детьми). Количество неполных семей (в результате развода, вдовства, рождения ребенка от одной женщины и т.д.) составляет 12%, причем преобладание в сторону неполных семей, в которых ребенок воспитывается одной матерью (около 14 таких семей на неполную семью, в которой ребенок воспитывается одним отцом). Неполной семья может стать либо результатом развода, либо в результате вдовства, либо при рождении ребенка у одинокой женщины.
Семьи также могут варьироваться в зависимости от наличия и отсутствия детей и их количества. По результатам последней переписи немногим более половины всех семей в Российской Федерации имеют несовершеннолетних детей. Среднее число детей на семью составляет 1,1, среднее число детей в семье, у которых их составляет 1,6. Большие семьи (с тремя детьми и более, а на некоторых территориях - пять детей и более) в стране насчитывают чуть более трех миллионов человек, большинство из которых имеют 3-4 детей, а 7 детей и более составляют лишь небольшую часть процент.
Существует также типология социального риска, то есть распределение семей, которые по объективным или субъективным причинам находятся в состоянии жизненных трудностей и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социальных услуг. Это семьи беженцев и вынужденных переселенцев; малообеспеченные семьи; семьи с чрезмерной нагрузкой (имеющие много детей или имеющих в своем составе инвалидов), в которых один работник имеет более одного зависимого лица; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; неполные семьи; семьи призывников. В последние годы появились новые категории этих семей: семьи безработных; семьи военнослужащих; семьи, проживающие в неблагополучных регионах; семьи, члены которых работают на предприятиях и в учреждениях, которые не платят заработную плату в течение нескольких месяцев.
Весь набор проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы:
-
социально-экономические; -
социально-бытовые; социально-психологические; -
проблемы рождаемости и планирования семьи; -
проблемы стабильности семьи; -
проблемы семейного воспитания; -
специфические проблемы семей группы риска.
Социально-экономические проблемы. В эту группу входят проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (включая потребительский бюджет средней семьи), удельный вес структуры общества малообеспеченных семей и семей, живущих за чертой бедности, с конкретными потребностей и потребностей многодетных семей и молодых семей, государственной системы материальной помощи.
Социальные и внутренние проблемы. Эта группа включает проблемы, связанные с предоставлением семьям жилья, условий жизни, а также потребительского бюджета средней семьи, доли малообеспеченных семей и семей, живущих за чертой бедности в структуре общества, финансовых трудностей многодетные семьи и молодые семьи, семьи. Все они довольно распространены и хорошо известны, поэтому нет необходимости прибегать к примерам и статистическим данным.
Социально-психологические проблемы. Эта группа включает в себя широкий круг проблем: они связаны со знакомством, выбором партнера по браку и далее - семейной адаптацией, выбором семейных и внутрисемейных ролей, личной автономии и самоутверждения в семье.
Кроме того, включает проблемы совместимости, семейные конфликты, семейную сплоченность как небольшую группу, бытовое насилие.
Как показывает анализ реальной практики центров психологической и педагогической помощи населению, решение проблем социально-психологического характера сегодня осуществляется по двум основным направлениям:
-
оказание психолого-педагогической и психотерапевтической помощи; -
социально-правовая работа и социальная педагогика.
Проблемы стабильности современной семьи. Проблему обуславливают состояние и динамика семейных разводов, их социальные, типологические и региональные аспекты; причины развода; ценность брака; удовлетворение браком как фактор стабильности семейного союза; социально-психологические характеристики семьи.
Проблемы этой группы также связаны с состоянием, динамикой, факторами рождения, его социально-типологическими и региональными аспектами, а также с состоянием и факторами планирования семьи.
Нестабильность семейного образа жизни выражается прежде всего в увеличении числа разводов. Их уровень принимается для измерения как по абсолютным значениям, так и по относительным показателям, и если первый может зависеть от числа населения в целом и возраста брака, то последний дает объективную картину, подходящую для сравнения. На каждые три заключенных брака регистрируется в среднем два развода, а в северных и восточных районах число разводов может даже превышать количество заключенных браков.
На фоне общего снижения рождаемости наблюдается увеличение числа детей, рожденных вне брака, - сегодня родители почти каждого пятого ребенка в нашей стране не зарегистрированы в браке. Частично это объясняется ослаблением моральных норм и более либеральным отношением к незаконным детям, иногда это можно рассматривать как показатель распространения фактических брачных отношений.
Специалисты учреждений социальной помощи знакомы с феноменом несовершеннолетних матерей с большим количеством детей: это, как правило, свидетельствует о наличии врожденных психических патологий или низком интеллектуальном уровне несовершеннолетнего или о ее ранней алкогольной зависимости. Рост ранней, включая внебрачную, беременность - это проблема во всем мире, но в России это усугубляется нищетой, неграмотностью, социальными трудностями, в частности, которые являются причиной ранней проституции; недостаток средств, которые общество может выделить для решения проблемы. Внебрачные дети чаще других сталкиваются с серьезными врожденными дефектами, проблемами со здоровьем; они часто становятся клиентами социальных служб.