Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 3 технологии социального обслуживания различных категорий населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В специализированные учреждения начального профессионального образования принимаются инвалиды I, II, режеIII группы с основным общим образованием, средним (полным) образованием, начальным профессиональным образованием.

Процесс обучения и профессионального становления тесно связан с процессом социализации личности. Процесс профессионализации рассматривается как составляющая процесса самоопределения.

Выделяют три уровня процесса профессионального становления личности в системе профессиональной подготовки:

1. Существенное развитие личности, становление человека.

2. Формирование и самореализация личности в процессе трудовой деятельности как существенной составляющей социального и профессионального становления личности.

3. Регуляция и саморегуляция формирования личности как биосоциальной системы.

Кроме профессионально-технических училищ и техникумов имеются и высшие учебные заведения для инвалидов. Так, в Москве с 1991 г. работает институт-интернат для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательнойсистемы (ныне Московский государственный социально-гуманитарный институт (МГСГИ)), в котором инвалиды получают высшее образование на факультетах иностранных языков, экономическом, юриспруденции, прикладной математики и информатики, книгоиздания и редактирования. При институте работает центр социальной реабилитации, который помогает решать проблемы психологической и физической реабилитации студентов-инвалидов. Имеются тренажерный зал, комнаты психологической разгрузкис опытными инструкторами и индивидуальной программой реабилитации.

Таким образом, задачей образовательных реабилитационных учреждений является не только дать возможность инвалидам овладеть специальными знаниями, умениями, навыками, но и создать условия для успешной социальнопсихологической адаптации.

Реабилитационные центры и отделения. В последние годы в России растет число реабилитационных центров самого разного профиля. Так, в Пензенской области работает Центр реабилитации молодых инвалидов (ЦРМИ), в котором социальная реабилитация осуществляется через проведение социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации инвалидов.


Социально-бытовая адаптация предусматривает:

    • специальное обучение навыкам самообслуживания, ухода за собой, передвижения и перемещения;

    • помощь в подборе технических средств реабилитации и обучение пользованию ими;

    • разработка индивидуальных решений вопросов адаптации жилищно-коммунальных условий, рабочего места для нужд инвалида.

Для проведения этой работы в ЦРМИ оборудованы учебные модели кухни, гостиной, санитарно-бытовых помещений.

Эти помещения оснащены мебелью и всем основным оборудованием, которое может иметься у инвалида в его собственном доме или квартире. Кроме основного оборудования (холодильник, электрическая плита, раковина, утюг, швейная машина, телевизор и др.) помещения снабжены специальным оборудованием, помогающим инвалиду быть независимым в повседневной деятельности и в самообслуживании. Очень часто клиенты испытывают трудности в элементарных действиях, т. е. они не могут включить плиту, нарезать хлеб, сделать бутерброд, почистить овощи, принять пищу без посторонней помощи. Используя же специальные коврики из нескользящего материала, накладные бортики для тарелки, клиент самостоятельно может принимать пищу, воспользоваться столовыми приборами с большими ручками; контурными устройствами, позволяющими без труда повернуть какие-либо выключатели, например, включить или выключить электрическую плиту. Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата учатся одеваться при помощи деревянной палочки крючком, облегчающим одевание, пользоваться ложкой для обуви с длинной ручкой, расческой с длинной ручкой, приспособлениями для надевания носков и чулок. Для особо тяжелых больных, передвигающихся с помощью креслаколяски, очень удобен поднос для мытья головы в раковине, передвижной стульчак на колесиках, велокресло для душа, кроватное подъемное устройство «веревочная лестница».

Социально-средовая ориентация — это, как известно, коррекция когнитивного, социокультурного, духовного компонентов деятельности индивида. Для реализации этих задач в ЦРМИ используются психокоррекционная работа, метод арт-терапии, досуговая деятельность.

Большая роль в психокоррекционной работе отводится психологу. В частности, для получения навыков общения психологом ЦРМИ разработан социально-психологический коммуникативный тренинг, цель которого — повышение компетентности в общении, приобретение знаний, формирование умений, навыков общения, развитие установок, определяющих поведение в общении. Кроме того, разработана программа психокоррекционных упражнений, направленных на снижение уровня рассогласования в мотивационно-личностной сфере инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.



Работают педагоги дополнительного образования, которые занимаются преподаванием изобразительного искусства и прикладного народного творчества, которые считают, что основой воспитания и образования является красота природы, человека и человеческой мысли, красота отношений, красота созданных трудом человека предметов. В основе занятий — метод тематических заданий, когда пациенты знакомятся с народным искусством, а затем сами выполняют задания в материале: дереве, ткани, бумаге т. д.

Как известно, целью реабилитации является эффективное и как можно более раннее возвращение больных и инвалидов к общественно полезной деятельности; формирование у них устойчивого положительного отношения к жизни, труду, обучению, семье, обществу. Реабилитация представляет собой активную функцию общества по отношению к личности, когда идет борьба не только против болезни, но и за человека и его место в обществе. Поэтому вся деятельность в отделениях социальной реабилитации носит социальную направленность.

Задания для самоконтроля

(выполняются в свободной форме самостоятельно, НЕ ВЫСЫЛАЮТСЯ для проверки на сайт)

Задание. Ответьте на поставленные вопросы:

  1. Назовите виды образовательных учреждений для профессионального обучения инвалидов.

  2. Раскройте принципы работы образовательных учреждений с детьми-инвалидами.

  3. Раскройте содержание социально-средовая ориентации.

 

Тема 11. Технологии социальной работы учреждений социального обслуживания с дезадаптированными детьми и подростками

Содержание раздела

Адаптация и дезадаптация. Факторы, влияющих на процесс дезадаптации подростков. Задачи учреждений, работающих с дизадаптированными подростками. Социальные приюты. Семейные (воспитательные) группы. Социально-реабилитационные центры.

Лекция

Поскольку социальная адаптация — это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная
дезадаптация подростков — это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации — нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентаций, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.

В исследовательской литературе перечисляется несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков:

  • наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная),

  • психолого-педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания),

  • социальный фактор (социальные и социально-экономические условия функционирования общества),

  • социальная деятельность самого индивида, т. е. активноизбирательное отношение к нормам и ценностям своего окружения, его воздействию,

  • личные ценностные ориентации,

  • способность к саморегулированию своего окружения.

Можно выделить ряд социально-экономических, политических и духовно-нравственных факторов, так или иначе влияющих на увеличение количества социально дезадаптированных подростков:

  • чрезмерная коммерциализация общества;

  • распад целого ряда социальных институтов, работающих на детство;

  • социально-экономические условия функционирования семьи (низкий материальный уровень, плохие жилищные условия);

  • сложное экономическое положение, в котором оказалось большинство семей;

  • криминализация общества, возрастающее влияние культа силы;

  • потеря престижа образования и честного заработка.

Эти и многие другие факторы привели к переоценке жизненных ценностей, возникновению нового идеала — так называемого нового русского, обладающего огромными доходами, но зачастую не имеющего образования, достигшего богатства социально не одобряемыми способами. Это приводит к тому, что у подростка возникает желание достичь успеха, не прилагая к этому серьезных усилий.

Постоянную тенденцию к увеличению имеет социальное сиротство, т. е. ситуация, при которой дети по вине родителей, не выполнивших предназначенных им функций, оказываются на улице и становятся бомжами, попрошайками, беспризорниками.


Однако социальная дезадаптация — процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.

В силу того что сложившаяся система социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, призваны оказывать помощь той категории детей и подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случае интересовали лишь правоохранительные органы в связи с совершением противозаконных действий. В нарушение международных правовых норм дети и подростки, не совершившие правонарушений, нередко подолгу содержались в приемниках-распределителях органов внутренних дел, ожидая направления в детские учреждения интернатного типа. Статистических данных о количестве и составе дезадаптированных подростков официально не существует, но различные пилотные исследования дают основание утверждать, что детская беспризорность и безнадзорность по-прежнему является одной из острейших и трудноразрешимых проблем.

Система специализированных учреждений для дезадаптированных детей и подростков в России начала создаваться с 1992 г. Благодаря усилиям федеральных и региональных органов социальной защиты количество таких учреждений значительно возросло, реабилитацию в них сегодня проходят тысячи несовершеннолетних.

Задачами учреждений для дезадаптированных детей и подростков являются:

  • профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;

  • психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим и психическим насилием или с опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение;

  • формирование у детей и подростков положительног опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

  • выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию;

  • психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;

  • содействие возвращению в семью;

  • обеспечение возможности получить образование;

  • забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.