Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 3 технологии социального обслуживания различных категорий населения.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В домах-интернатах реабилитационного типа основополагающей является медицинская реабилитация, содержание которой заключается в восстановлении соматического здоровья, в компенсации защитных сил организма, в оживлении адаптационно-приспособительных механизмов.
Для реализации этих задач в домах-интернатах реабилитационного типа имеется материально-техническая база: физиотерапевтические кабинеты, комнаты ЛФК, кабинеты массажа, комнаты оксигенотерапии, ортотерапии и др.
Предпочтение при организации медицинской реабилитации отдается немедикаментозному воздействию, приемам активизирующего характера, которые способствуют активизации моторики и психической деятельности пожилых.
В домах-интернатах реабилитационного типа существенная роль отводится социально-средовой реабилитации, в которой в равной степени важны как социально-психологическая адаптация, так и социально-бытовая реабилитация. Первая направлена на снятие стрессовой ситуации, связанной с поступлением в дом-интернат и трудностями приспособления к новым условиям. Вторая имеет целью восстановление утраченных навыков самообслуживания в связи с болезнью, травмой и другими причинами.
В задачи социально-средовой реабилитации входят также предупреждение и устранение конфликтов между людьми разных поколений (между молодыми инвалидами и лицами пожилого возраста), организация содержательного и занимательного досуга, организация связей с окружающей (внешней) средой и др.
Социально-трудовая реабилитация в домах-интернатах общего типа носит специфический характер. Она не ставит целью овладение профессиональными навыками, хотя в отдельных случаях это не исключено. Главная задача социальнотрудовой реабилитации пожилых людей в домах-интернатах состоит в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности.
Для реализации этих задач в домах-интернатах созданы лечебно-трудовые мастерские (в 80,1% учреждений), подсобные хозяйства (в 85,7% учреждений), осуществляется трудоустройство.
Несмотря на довольно ограниченные потенциальные возможности пожилых людей, часть из них трудоустроена на штатные должности в домах-интернатах.
Психоневрологический интернат как стационар, по существу, по принципам содержания больных представляет собой учреждение, где организована «больничная» и «внебольничная» реабилитация, характерная для лечебных учреждений системы здравоохранения.
Реабилитационные мероприятия складываются из медикаментозного воздействия, трудовой терапии и терапии средой. В связи с тем что клиническое состояние больных, находящихся в психоневрологических интернатах, отличается преобладанием не продуктивных, а дефицитарных симптомов и характеризуется относительной стабильностью, медицинская реабилитация носит «подчиненный» характер. Значительно больший акцент делается на организацию образа жизни, на воздействие «организованной» среды, если учесть многолетнее пребывание инвалидов в условиях социальной изоляции.
Реабилитационные мероприятия в рамках терапии средой, социально-средового воздействия осуществляются в зависимости от особенностей контингента. Выделяются три категории психически больных в этих учреждениях: лица с выраженной и глубокой умственной отсталостью (40,7%), больные шизофренией (25,0%) и инвалиды с интеллектуальнопсихическими расстройствами различного генеза (34,3%).
Создание терапевтической среды для умственно отсталых лиц преследует цель организации направленного образа жизни, формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение их в активную общественно полезную деятельность (помощник библиотекаря, культработника), побуждение интересов и потребностей. При организации досуга важное место занимают познавательно-развивающие мероприятия, развитие коммуникативных способностей.
Для больных шизофренией терапевтическая среда — это создание ситуаций, которые требуют активизации деятельности, собранности, способности принять решение. Это реализуется путем введения свободного режима содержания, который предполагает бытовую независимость больных, возможность перемещения в пределах интерната без постороннего контроля.
Для больных с интеллектуально-психическими нарушениями социально-средовая реабилитация — это мероприятия по информированию их о службах дома-интерната, по хронологической ориентации, по поддержанию коммуникативных способностей.
Социально-средовая реабилитация требует участия специалистов по социальной работе, психологов, реабилитологов.
Организация
социально-трудовой реабилитации инвалидов в психоневрологических интернатах также носит дифференцированный характер.
Для лиц с умственной отсталостью основным содержанием является формирование навыков производительного труда, элементарных профессиональных навыков. Делается акцент на развивающую, корригирующую и социализирующую роль труда, формирование установок на труд, более зрелые потребности и мотивы труда. В зависимости от уровня сформированности трудовых и профессиональных навыков умственно отсталые лица заняты трудовой деятельностью различной социальной ценности: хозяйственно-бытовой труд, деятельность в лечебно-трудовых мастерских, в постоянных (временных) выездных бригадах, на штатных должностях.
Для больных шизофренией социально-трудовая реабилитация имеет целью их эмоциональную активизацию, побуждение интересов, восстановление межличностных связей, адаптацию в психоневрологическом интернате. Утраченная в результате длительного хронического заболевания способность планирования деятельности и прогнозирования результатов ограничивает их участие в таких элементарных видах труда, как шлифовка простых деталей, резка шнура, клейка пакетов и т. д., т. е. видов труда стереотипного характера.
Для умственно отсталых лиц разработаны обучающие программы: обучение профессиям швеи, плотника, штукатурамаляра, сапожника, навыкам работы грузчика, дворника, подсобного рабочего в прачечной, на пищеблоке, сельскохозяйственным видам труда.
Получение трудовых и профессиональных навыков обеспечивает умственно отсталым лицам возможность социальной интеграции, реализация которой зависит от многих других (социально-экономических) условий.
Социальная реабилитация пожилых людей и разных категорий инвалидов может осуществляться и в других типах учреждений социального обслуживания.
Задания для самоконтроля
(выполняются в свободной форме самостоятельно, НЕ ВЫСЫЛАЮТСЯ для проверки на сайт)
Задание. Ответьте на поставленные вопросы:
-
Кому предоставляется социально-медицинское обслуживание на дому? -
Какие услуги предоставляются в отделениях дневного пребывания комплексных центров социального обслуживания населения? -
Назовите цели срочного социального обслуживания. -
Что относится к основным задачам реабилитационного цента?
Тема 10. Дома-интернаты и образовательные учреждения для детей-инвалидов
Содержание раздела
Образовательных учреждения: цели и задачи в работе с детьми-инвалидами. Реабилитационные центры. Отделения образовательных учреждений.
Лекция
Продолжает развиваться стационарное обслуживание детей-инвалидов. В системе органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации функционирует 152 дома-интерната для детей-инвалидов. Очередь на помещение в эти дома-интернаты составляет менее 2% от числа проживающих.
В основе деятельности образовательных учреждений лежит профессиональное обучение инвалидов. Оно базируется на следующих принципах:
-
ориентация обучаемых на новые сферы трудовой деятельности (предпринимательство, малый бизнес); -
обучение конкурентоспособным профессиям; -
дифференцированный подход к обучению с учетом характера дефекта и степени функциональных нарушений; -
социализация личности, возможность ее реинтеграции в общество; -
социальная защищенность инвалида в период профессиональной подготовки.
Существует три варианта образовательных учреждений для профессионального обучения инвалидов:
-
обычные учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования; -
специальные учебные заведения для инвалидов; -
условия производства.
Главной задачей учреждений начального профессионального образования инвалидов системы социальной защиты населения вляется проведение профессиональной реабилитации, в том числе профессиональной ориентации, получение инвалидами профессионального образования в комплексе с мероприятиями по медицинской и социально-бытовой реабилитации, содействие в трудоустройстве.
Профессиональное училище осуществляет реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением среднего (полного) общего образования.