Файл: Анализ восп и тательной работы за 20222023 учебн ы й год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Направление «Включенность школьников во внеурочную деятельность»


Педагогический коллектив школы создает благоприятные условия для всестороннего раз- вития личности каждого ученика, отводя определенную воспитательную роль учебно- познавательной деятельности. На уроках, в учебной деятельности, учителя-предметники форми- руют научное мировоззрение учащихся. Это находит продолжение и во внеклассной работе, во внеурочных занятиях. Традиционными стали в школе предметные недели, в рамках, которых учителя используют различные формы внеурочной деятельности: предметные олимпиады, кон- курсы, викторины, интеллектуальные игры, выпуск газет и т.д.

В работе с учащимися класса классные руководители используют разные технологии вос- питания, формы, приемы, создают благоприятный психологический климат в детских коллекти- вах. Это подтверждают результаты анкетирования, проведенные среди учащихся 5-10 классов (опрошено было 349 учащихся): удовлетворены характером отношений, сложившихся в классе – 296 учащихся (85%); 53 учащихся (15%) учащихся считают, что их отношения не сложились.

Цель образовательной деятельности школы реализуется через включение учащихся школы в различные мероприятия, конкурсы (очные, заочные, дистанционные), олимпиады, спортивные соревнования, школьные КТД. В нашей школе учащимся предоставляется большой спектр меро- приятий по различным направлениям (спортивное, художественно-эстетическое, экологическое, по разным учебным дисциплинам, социально-значимая деятельность, военно-патриотическое и др.), каждый может найти себе дело, а некоторые пробуют свои силы в нескольких, что положи- тельно сказывается на выборе образовательного профиля, дальнейшего образовательного марш- рута. В анкетах учащиеся школы отмечают, что в школе сложилась традиционная система КТД: «День Знаний», «День Учителя», «Осенний бал», «День Матери», новогодние праздники.

В мониторинге воспитательного процесса одним из критериев мы рассматриваем занятость школьников во второй половине дня. 83% учащихся школы различными видами внеурочной дея- тельности.

По сравнению с прошлым годом на 11% увеличился процент школьников принимавших участие в общешкольных мероприятиях, на 6% увеличилось количество учащихся, включивших- ся в социально-значимую деятельность.

Таким образом, в традиционных школьных мероприятиях участвуют все классы, но степень активности классов в жизни школы, естественно, разная. Это связано с работой классных руко- водителей их желанием и умением организовать, заинтересовать детей, умением привлекать к участию в мероприятиях каждого ученика. Но, не смотря на организованную внеурочную дея- тельность в школе, учащиеся считают:

их класс в школе живет жизнью разнообразной и насыщенной- 72% учащихся

их класс в школе живет скучной жизнью – 13% учащихся

нормально, но хотелось бы лучше -4% учащихся;

внутри класса жизнь разнообразная и насыщенная -61% учащихся;

жизнь в классе скучная - 27% опрошенных;

Направление «Деятельность классного руководителя»

Определение результативности деятельности классного руководителя относится к числу

наиболее сложных педагогических проблем. В своей практической работе классному руководи- телю приходится координировать взаимодействие учителей-предметников, родителей и учащих- ся, работать над повышением успеваемости через развитие познавательной активности школьни- ков. Даже в классах, где успеваемость высокая, следует стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразо- вания.

В нашей школе в результате совместной деятельности педагогического коллектива школы было принято решение оценивать результаты деятельности классного руководителя по критери- ям:

Успешность в методической деятельности.

Успешность в воспитательной деятельности.

Успешность в здоровьесберегающей деятельности.



По итогам полугодия классные руководители подают подробную аналитическую справку о своих достижениях, о достижениях учащихся своего класса.

В процессе анализа результатов выявлено, что при организации внеклассной деятельности 31% учащихся отметили, что часто обсуждают и сотрудничают с одноклассниками при подго- товки и реализации КТД, проектов, социально-значимых акций; 37% опрошенных делают это редко; 23% опрошенных никогда не обсуждает и не сотрудничает с одноклассниками.

Направление «Развитие детского самоуправления»

Участие в классных и общешкольных мероприятиях развивает ответственность, инициати-

ву в обучающихся, содействует воспитанию общественной активности, выявляет лидерские ка- чества личности и их коммуникативные способности. С целью изучения уровня развития учени- ческого самоуправления среди учащихся 5–10-х классов было проведено анкетирование. Опро- шено349 человек. Анализ результатов выявил, что в качестве «участника» принимали участие в классных или школьных мероприятиях – 62% учащихся , «зрителя» –31%, «организатора» – 5%. Никогда не участвовали учащихся – 2%. Большинство учащихся хотели бы принимать участие в организации и проведении школьных мероприятий, причем это в основном учащиеся старшей ступени, 34% отметили, что проявляют инициативу в организации и проведении мероприятий. У учащихся 81% проявляется чувство ответственности за порученное дело, у 19% учащихся чув- ство ответственности не проявляется.

Таким образом, взаимодействие с другими классами в организации школьной жизни в по- высилось по сравнению с прошлым годом за счет проведения КТД, проектов, социально- значимых и работы органов детского самоуправления.

Направление «Занятость учащихся в дополнительном образовании»

В системе единого образовательного пространства школы работа по дополнительному об-

разованию в МБОУ Мечетинской СОШ в 2022-2023 учебном году была направлена на выполне- ние задач по обеспечению доступных форм обучения учащихся во внеурочное время с учетом их индивидуальных особенностей, развитие познавательной активности и творческой самостоя- тельности учащихся.

Занятость школьников в дополнительном образовании

В этом учебном году доля занятых детей в дополнительном образовании возросла на 10 % . Изменилось и количество предоставляемых услуг ДО. Родители и дети проявляют заин- тересованность в кружках технического творчества

. В связи с введением ФГОС в МБОУ Мечетинской СОШ внеурочная деятельность ре- ализуется с 1 по 11 класс и составляет 100% охвата обучающихся. Педагогически коллектив надеется. Что это позволит будущим выпускникам успешнее социализироваться в новых кол- лективах, успешнее развиваться в плане личностного роста.

Возможно, в существующей системе ДО, не каждый ребенок нашел себе дело по душе, в соответствии со своими запросами. Поэтому с целью вовлечения незанятых школьников в дополнительном образовании планируем организацию работы кружков интеллектуального и духовно-нравственного направлений.

Результативность предоставляемых образовательных услуг можно оценить по наличию по- бедителей конкурсов и соревнований различного уровня.

Диагностика уровня воспитанности

Результатом воспитательнойдеятельности является уровень воспитанности учащихся. В школе выстроена система мониторинга учащихся 2-11 классов по методике Н.П. Капустина, позволяющая определить состояние результатов деятельности по развитию личности ребенка и обозначить перспективы дальнейшей работы. Анализ результатов диагностики показывают рост процента уровня воспитанности каждого обучающегося, каждого класса и коллектива школы в целом, что помогает выявлять достижения и дефициты в процессе воспитания обучающихся, конкретизировать цели и задачи воспитательного процесса.



Всего приняли участие в экспресс-диагностике – 730 учащихся 2-11-х классов.

Низкий уровень –58 учащихся – 8 % .

Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом поло-

жительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень – 518 учащихся – 71% .

Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявление саморе-

гуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует.
Высокий уровень, или третий уровень воспитанности – 146 учащихся – 21% (
В результате анализа результатов мониторинга уровня воспитанностиможно сделать вывод

о том, что воспитательная работа в школе находится на хорошем уровне и дает положительные результаты, но микросоциум в лице семьи, СМИ и сети Internet имеют на учащихся гораздо большее влияние, чем школа. Поэтому целесообразно учитывать этот фактор и в программах воспитательной работы классов работу по пропаганде здорового образа жизни уделять больше внимания.

Особое внимание, как и прежде, стоит обратить на учащихся среднего звена, так как под- ростковый возраст это ключевой момент в развитии каждой личности, когда есть риск станов- ления акцентуации характера по неустойчивому типу, который характеризуется безволием, тяге к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливостью, хвастовством, соглашатель- ством, лицемерием, трусостью, безответственностью. На сегодняшний день такие учащиеся есть в 5, 6, 7, 8 и 9 классе. Таких подростков нельзя оставлять без постоянного внимания, они должны быть всегда на виду.

ВЫВОДЫ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

Исходя из анализа воспитательной работы,необходимо отметить,что

1. В школе осуществлялась активная работа педагогического коллектива и администрации по решению поставленных на учебный год задач воспитания, обучения и развития учащихся во время учебного процесса и во внеурочной деятельности.

2. Организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлялись, исходя из интере- сов, интеллектуальных и физических возможностей учащихся, что обеспечивало реализацию личностно-ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости мероприя- тий.

3. По возможности была обеспечена максимальная занятость учащихся во внеурочное время

и привлечение детей к творческой, художественно-эстетической, самоуправленческой деятель- ности с опорой на интерес и свободу выбора.

4.Созданы необходимые условия для личностного развития, ученического самоуправления в классном и школьном сообществе, для творческого труда детей, адаптации учащихся к жизни в обществе, организации содержательного досуга.

6. Воспитательная работа школы основывалась на принципах сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

8. Но несмотря на спланированность воспитательной работы, не удается избежать и некоторых недостатков:

По-прежнему не все направления воспитательной работы получили должное развитие;
Недостаточный уровень развития классных ученических самоуправлений;

Не все классы принимают участие в школьных делах, что говорит о невысоком уровне во-

влеченности в школьную жизнь;

Низкая активность родителей среднего и старшего звеньев в образовательном процессе.

Не в полной мере используются возможности органов школьного ученического само-

управления в профилактической работе.

Поэтому, на основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, можно

сформулировать рекомендации:



1. Продолжить работу по повышению теоретического уровня педколлектива в области воспита- ния детей.

2. Развивать ученическое самоуправление классов через учебу активов.

3. Продолжить работу над созданием воспитательных систем класса.

4. Активизировать родителей среднего и старшего звеньев в образовательном процессе через разнообразие форм сотрудничества.

Информацию подготовила:

зам. директора по ВР Т.Е. Аксененко