Файл: Занятие история как наука университет Синергия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1087

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вторая функция – практически-политическая (практически-рекомендательная). Она позволяет определить тенденции развития общества и государства и выработать научно обоснованный политический курс на основе исторического опыта. Знание прошлого помогает избегать ошибочных решений политического характера. Чтобы определить, куда и как обществу идти в своем развитии, нужно знать, откуда, из какого состояния оно пришло и как прошло свой исторический путь.

Близко к практически-политической функции истории стоит прогностическая функция, которая заключается в возможности предвидения будущего развития общества на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории. Существует два способа прогнозирования будущего – это предсказание и предвидение. По своей сути предсказание нерационально, поэтому не может быть отнесено к научной деятельности. Предвидение же это некий прогноз, сделанный на основе тщательного анализа исторических фактов.

Еще одна важная функция – мировоззренческая, определяющая в значительной степени формирование научного мировоззрения. Мировоззрение (взгляд на мир, общество, законы его развития) может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона была и остается фундаментом, на котором базируется наука об обществе. Историческое мышление позволяет ясно осознавать свое положение в современном мире, понимать суть и тенденции происходящих вокруг событий, определить свою гражданскую позицию. На исторической неграмотности спекулируют сторонники догм и лженауки об обществе, так как, не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать все идеологические построения и гипотезы на веру.

Воспитательная функция истории заключается в том, что история способствует всестороннему развитию человека, формирует его гражданские качества, помогает накоплению нравственных и культурных ценностей общества. Знание истории тесно связано с воспитанием патриотизма, уважения к старшим и ответственности перед будущими поколениями. Еще в период Античности исторические сюжеты часто использовались для написания поучительных рассказов. Так, древнегреческий писатель и историк Плутарх отмечал, что его сравнительные жизнеописания (биографии знаменитых греков и римлян) должны служить примером для «подражания лучшим людям и для исправления дурных нравов». Опыт прошлого показывает нам, что в патриотическом воспитании необходимо опираться не только на пропаганду каких-либо национальных идей, но и на общечеловеческие ценности. Не стоит забывать и то, что история, как и всякая наука, стремится к объективным знаниям, поэтому необходимо избегать идеализации и приукрашивания прошлого.


Политико-идеологическая (идейно-политическая) функция истории связана с тем, что практически всегда историческая наука испытывает на себе сильнейшее влияние идеологии и политики. Данная функция признается, однако, не всеми. Втягивание истории в политику неизбежно сказывается на ее объективности и правдивости. Историческая наука вынуждена откликаться на различные вопросы жизни современного общества. Причем дело не ограничивается исследованиями в области новой и новейшей истории. Нередко политически актуальными становятся проблемы древней и средневековой истории, по ним возникают споры, в которые втягиваются различные социальные слои. История при этом должна в первую очередь ориентироваться на поиск истины, а не на чьи-то политические интересы. В противном случае она утратит свой научный характер и подорвет таким образом свой социальный престиж.

Функция социальной памяти позволяет исторической науке выступать связующим звеном между прошлым и настоящим. Исторические знания составляют необходимый элемент духовной культуры, без которой невозможно поступательное развитие общества. Не только отдельный человек хранит память о своем прошлом, это свойственно и любому человеческому коллективу, любой социальной группе, начиная, например, с коллектива какой-нибудь спортивной команды и кончая отдельными народами и нациями. Память о своем прошлом необходима социальной группе для того, чтобы ощущать свое единство, свое отличие от аналогичных групп, свою целостность. Самосознание каждого племени, народа, нации всегда опиралось на сказания и предания, легенды и мифы, повествующие о важнейших событиях его истории, о героях и законодателях, о победах и поражениях. И в наше время любое общество хранит память о своем прошлом, хотя устная информация для передачи социальной памяти в значительной мере утратила свое значение с появлением многочисленных письменных источников и развитием информационных технологий. Однако следует помнить, что социальная память во многом ограничена и фрагментирована, поэтому критическая оценка сведений о коллективном прошлом человечества, их систематизация является одной из важнейших задач исторической науки.

Таким образом, главными целями исторической науки являются воссоздание объективной картины прошлого, систематизация исторических фактов, выявление закономерностей и перспектив исторического развития.


История занимает достойное место в общей системе социально-гуманитарных наук. Она тесно связана с такими науками, как философия, история государства и права, этнография, культурология, экономика, политология, социология, история политических и правовых учений и т. д. Но по сравнению с этими науками, исследующими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история характеризуется тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. И поэтому многие современные проблемы, которыми занимаются специалисты социально-гуманитарного профиля, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, при использовании систематизированного историками материала, позволяющего выявить наиболее общие тенденции общественного развития.

Неизбежным следствие развития самой исторической науки стало ее разделение на отдельные специальности. Наука сегодня накопила такое количество исторической информации, что освоить ее какому-то одному человеку уже не под силу. Изучение различных проблем и исторических эпох требует привлечение многочисленных источников, разных по своему характеру и содержанию. Для работы с историческими источниками необходимы не только особые навыки, но и специальные знания. Дробление исторической науки идет сегодня по хронологическому признаку (история отдельных эпох и периодов), по географическому признаку (история отдельных регионов и стран мира), по тематике исследования (экономика, политика, культура и т. д.). Тем не менее по-прежнему сохраняется интерес исследователей и к созданию всемирной истории, охватывающей процесс развития человечества в целом. С конца XX в. историки начали ставить вопросы о новой модели такой «универсальной истории», о «новой мировой истории» или «новой глобальной истории».

Таким образом, в настоящее время история как наука представляет собой целый комплекс различных направлений, отраслей и дисциплин, которые условно можно разделить на три основные категории:

  1. основные направления исторической науки;

  2. отраслевая история;

  3. вспомогательные исторические дисциплины (ВИД).



К основным направлениям следует отнести всемирную историю, историю отдельных континентов и регионов мира, историю мировых цивилизаций, отдельных стран и народов.

Отраслевая история включает в себя направления, изучающие отдельные виды человеческой деятельности, например, историю государства и права, политическую историю, военную историю, историю военного искусства, историю науки и техники, историю культуры, историю экономики и т. д.


Вспомогательные исторические дисциплины (сокр. ВИД) это «кирпичики», из которых складывается знание о прошлом. Они дают нам ту информацию, благодаря которой мы представляем общую картину того или иного исторического периода. К вспомогательным историческим дисциплинам относят, например, археологию (изучение материальных останков деятельности людей), источниковедение (разработка общих приемов и методов изучения исторических источников), геральдику (изучение гербов), нумизматику (изучение монетной чеканки и монетного денежного обращения), топонимику (изучение названий географических объектов), хронологию (изучение систем летосчисления и календарей), фалеристику (изучение орденов, медалей, значков) и многие другие. Такая сложная структура исторического знания соответствует процессу специализации во всех областях научного знания, ярко проявившему себя в конце XIX – начале XX в.

Историк, как правило, изучает события, которые происходили много лет назад. Поэтому историческая наука опирается на различные исторические источники, комплекс которых обширен и многообразен.



И сторический источник – это памятник материальной и духовной культуры, непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучать прошлое человечества.

В настоящее время выделяют следующие группы исторических источников:

  1. вещественные (предметы быта, орудия труда, оружие, архитектурные сооружения и памятники, захоронения и т. д.);

  2. письменные (уникальные – отражающие единичные события, например, Судебник 1497 г., Указ о заповедных летах 1581 г. и т. д.; и массовые – переписи населения, статистические исследования и т. д.);

  3. устные (сказания, былины, легенды, устные воспоминания и рассказы о каких-либо исторических событиях, песни, которые содержат информацию об исторических событиях);

  4. этнографические (танцы, обряды, костюмы, кулинария и все то, в чем нашли свое отражение традиции и обычаи какого-либо этноса);

  5. лингвистические (названия и имена природных, географических объектов, небесных тел, растений, животных, людей, этносов, государств и т. д.);

  6. фонические или звуковые (звукозапись выступлений по радио, различного рода интервью, воспоминаний, песен и т. д);

  7. фото- и кинодокументы (фотографии, кинохроника, документали-


стика и т. д.);

  1. цифровые (исторические документы и их копии на цифровых носителях, оцифрованные фото – и видеоматериалы, сайты Интернета).



Исторические источники дают нам представление о реально существующих в прошлом событиях – исторических фактах. Можно выделить три категории исторических фактов: 1) это объективные события или явления прошлого; 2) это следы прошлого, отраженные в исторических источниках и 3) это научно-исторические факты, т. е. результаты умозаключений и исследований ученых-историков, основывающиеся на изучении следов прошлого. В своем отношении к фактам история ничем не отличается от прочих наук. Историк всегда заинтересован в том, чтобы найти новые, ранее неизвестные факты. Обнаружив эти факты, он подвергает их тщательной проверке, анализу и сопоставлению с уже известными фактами. Следует учесть, что ученый-историк в своей деятельности сталкивается с бесконечным разнообразием фактов: экономических, политических, социальных, относящихся к духовной жизни общества. Одни факты могут быть случайными, а другие, наоборот, типичными. Одни из них бывают весьма незначительны, другие же оставляют заметный след в истории. Изучение исторических фактов служит для установления связей между ними, для выявления общего и для поиска закономерностей исторического развития.

Научная работа историка состоит, как правило, из нескольких этапов: выбор темы исследования; поиск и определение круга источников, пригодных для решения поставленной задачи; проверка подлинности найденных источников (внешняя критика); сопоставление информации в рамках комплекса источников и проверка ее достоверности (внутренняя критика); анализ и систематизация информации, содержащейся в исторических источниках; написание исследования (изложение результатов).

Собирание, классификация, систематизация и обобщение фактов являются сутью исторического исследования. На основании выявленных фактов и строятся исторические концепции.

В различные исторические периоды существовали разные теории, объясняющие ход исторического процесса. В этой связи необходимо отметить, что методология – это логическая организация какого-либо процесса. В этом широком смысле методология является необходимым компонентом сознательной целенаправленной деятельности. Методология истории – это теория научно-познавательной деятельности, направленная на разработку, анализ и критику принципов и методов исторического познания. Помимо этого, методология истории определяет объект, предмет и основные понятия исторической науки, соотношение общего и особенного в историческом процессе и в историческом познании. Она изучает соотношение истории и современности, а также социальные функции исторической науки.