Файл: Занятие история как наука университет Синергия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1094

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Превращение получаемых исторических знаний в науку происходило постепенно, на протяжении длительного времени, поэтому правомерно говорить о разных этапах развития исторической науки. Важным этапом стал период античности. Он связан с появлением первых исторических трудов Геродота и Фукидида, живших в V в. до н. э. и описавших греко-персидские и Пелопоннесскую войны.

В период Средневековья историческая мысль находилась под влиянием богословия.

С оответственно и методология истории основывалась на провиденциализме – религиозно-идеалистическом воззрении, которое объясняло все события (в том числе и исторические) как результат борьбы боже-

ственного и дьявольского, а первопричиной всех событий видело волю божественного провидения.

В эпоху гуманизма (XIV–XVI вв.) история стала трактоваться как результат деятельности людей. В центр исторического процесса ставится не Бог, а человек.

В XVII–XVIII вв. – в период Просвещения – исторические знания превращаются в науку. Исторический процесс стал объясняться с естественнонаучных позиций. Появилась новая периодизация истории, актуальная и для настоящего времени: она подразделялась на древнюю, средневековую, новую.

В XIX в. возникли формационный и цивилизационный подходы к изучению истории, которые также являются актуальными.

Основатели формационного подхода К. Маркс и Ф. Энгельс предложили материалистическое понимание истории (исторический материализм). Они утверждали, что человечество в своем развитии проходит через ряд последовательных стадий – общественно-экономических формаций, охватывающих все стороны общественной жизни в их целостности и взаимодействии. По мнению Маркса, в основе каждой формации лежит определенный способ производства материальных благ, представляющий единство производительных сил и производственных отношений. Система производственных отношений составляет экономический базис, которому соответствуют определенные политические, правовые, культурные, религиозные и другие надстройки («надстроечные» институты), в том числе конкретные формы быта, семьи, образа жизни и т. п. Здесь стоит отметить, что, выделяя базисом производственные (экономические) отношения, Маркс и Энгельс признавали определенную самостоятельность правовых, политических и культурно-исторических надстроечных явлений. Например, большое внимание в трудах Энгельса было уделено вопросу об обратном воздействии надстройки на базис.


Маркс выделял три общественные формации: 1) архаическую (первобытнообщинную);

  1. экономическую (частнособственническую);

  2. коммунистическую (основана на общественной собственности).



Позже, в советский период, данная классификация была несколько упрощена, стали выделять пять общественно-экономических формаций:

  1. первобытнообщинную;

  2. рабовладельческую;

  3. феодальную; 4) капиталистическую; 5) коммунистическую.



Каждая из формаций – это последовательная ступень исторического прогресса.

Основателями цивилизационного подхода являются русские мыслители XIX в. Н. Я. Данилевский и К. Н. Леонтьев, чье наследие активно развили в XX в. западные историки О. Шпенглер, Ю. Эвола, Р. Генон, А. Тойнби, С. Хантингтон. Представители цивилизационного подхода рассматривали историю человечества через призму понятий «культурно-исторический тип» и «цивилизация». Каждая цивилизация в своем развитии уникальна, не похожа на другие своими культурными особенностями. Цивилизации имеют свой естественно-исторический возраст: они рождаются, взрослеют, расцветают, потом стареют и умирают. Культурные основы одной цивилизации не передаются другой. По мнению историков данного направления, выделяются такие цивилизации, как античная, китайская, индо-буддийская, романо-германская (западная), арабо-мусульманская, российская и т. д.

Большинство современных историков стремятся к тому, чтобы не противопоставлять два этих подхода, а разумно сочетать их в своих исследованиях, что способно дать продуктивные результаты.

В 30-е гг. XX в. во Франции зародилось новое направление исторической мысли, получившее название «школы Анналов» (М. Блок, Л. Февр и др.). Эти ученые считали, что история призвана изучать человека в единстве всех его социальных проявлений (общественные отношения, трудовая деятельность, формы сознания, коллективные чувства, нравы, фольклор).

В настоящее время можно встретить самые разнообразные теории, объясняющие ход исторического процесса. Так, сторонники презентизма полагают, что история непознаваема и каждое поколение переписывает ее заново, с точки зрения современных политических и идеологических конфликтов. По-прежнему популярны теории, которые считают двигателем исторического процесса какой-либо один фактор: экономику (марксизм), духовное начало (П. А. Сорокин), этапы развития этносов (Л. Н. Гумилев). Сохраняет свое значение и позитивизм. Историки, которые взяли его в основу своей методологии, стремятся выяснить и зафиксировать все возможные исторические факты и факторы (географические, экономические, социальные, этнические, психологические и др.).



Тем не менее все сегодняшнее многообразие подходов к объяснению исторического процесса можно свести к двум направлениям: стадиальной

теории, в которой на первый план выходят общие и единые для всего человечества законы и стадии развития общества, через которые рано или поздно проходят все народы; и теории локальных цивилизаций – в которой обращается внимание на индивидуальное в развитии стран и народов, на разнообразие исторического процесса, его неповторимость и уникальность в историческом движении и культурном проявлении конкретных народов и цивилизаций.

2. Россия в мировом историческом процессе

История России – это часть мировой истории. Каково же место России в мировом историческом процессе? К какому типу цивилизаций ее можно отнести? Эта дискуссия в российском обществе началась в 30–40-е гг. XIX в. в трудах западников (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др.) и славянофилов (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков и др.).

Западники отмечали, что Россия – часть Европы и развивается по западной модели. Такой же точки зрения придерживались и сторонники формационной теории, которые считали, что Россия последовательно переходила от одной формации к другой, пусть и с некоторым отставанием от Европы и со своими особенностями. К началу XX в. это отставание в общих чертах было преодолено и Россия, наряду с другими странами, вступила в высшую стадию капитализма – империализм. А затем даже обогнала другие европейские страны, начав строить социализм – первую стадию высшей коммунистической формации. Однако эта концепция не дает ясного ответа на вопросы: почему именно Россия, не являясь самой передовой страной Европы, первой вступила на качественно новый виток развития, и почему за ней не последовали развитые страны Запада?

Разновидностью западнической теории являются взгляды тех современных исследователей, которые также относят Россию к цивилизации западного типа, но считают, что именно попытка строительства социализма нарушила ее естественное развитие, привела к установлению тоталитаризма, наиболее характерного для восточных обществ. С распадом СССР Россия вновь возвращается к западной модели, которая является для нее наиболее приемлемым типом развития.

Противоположностью западничества являются теории, которые предлагают отнести Россию к обществам восточного типа. В качестве аргументов приводятся примеры, что наиболее продуктивно Россия развивалась только в эпоху тиранов (Петра I, Сталина). В то же время все попытки копировать западную модель заканчивались неудачей (католицизм западных земель Киевской Руси, деятельность Лжедмитрия, реформы Александра II, планы Временного правительства, «перестройка» Горбачева). Эпоха же тоталитаризма – типичный вариант восточной деспотии, возглавляемой вождем-тираном. Цикличность развития России (период реформ неизменно сменялся контрреформами) также характерна для восточных цивилизаций, как и традиционализм и коллективизм. Однако есть и ряд моментов, которые в корне отличают Российскую цивилизацию от восточных. В основе менталитета русского народа, который составляет большинство населения нашего государства, лежат христианские ценности, что характерно и для народов западных стран. Не укладываются в восточную модель и такие элементы дореволюционной России, как частная собственность, предпринимательство, рынок, классовая стратификация, многопартийность, элементы парламентаризма и т. д.


Еще в XIX в. славянофилы и консерваторы отмечали, что у России свой, особый путь развития. Эти идеи нашли свое продолжение в концепции евразийства в начале XX в. Они активно обсуждаются и в настоящее время. Евразийцы (П. Н. Савицкий, Н. Н. Алексеев, Н. С. Трубецкой) утверждали, что Россия – это не Европа и не Азия, это – Евразия. Россия изначально формировалась как многонациональное государство, объединившее в себе нацию евразийцев. Россия – это самобытная и самодостаточная цивилизация, особенности которой состоят в огромных территориях и удаленности от морских путей. Сама «огромность» этого пространства вынуждает прибегать к авторитарной модели власти. Отсюда и особая русская ментальность – привязанность к государству, к коллективу. Идейно-религиозной основой русского общества, способствовавшей его объединению, выступает православие. Отмечали евразийцы и значительное влияние Востока (тюрко-татарского фактора) на историю России. События 1917 г. они рассматривали как кризис европейской культуры и возрождение Азии, а Россию евразийцы считали спасительницей мира – в этом ее особая историческая миссия.

Современные евразийцы придерживаются точки зрения, что России необходимо продолжать развиваться своим собственным путем, не копировать западную модель, не искать союзников в Европе и США – своих исторических конкурентах. Будущее России в единении с Азией, в поиске союзников и партнеров среди цивилизаций Востока (мусульманский мир, Китай, Индия).

Оценивая евразийскую теорию следует отметить, что, действительно, невозможно отнести Россию в чистом виде ни к западной, ни к восточной модели. Эти идеи импонируют и своей патриотичностью. Однако ряд положений евразийцев о самодостаточности нашей цивилизации вызывает некоторые вопросы, особенно применительно к новым условиям глобализации. Понятие «единая евразийская нация» тоже весьма условно. Определяющим в понятии «нация» является не только государственность, а также единые культурные традиции, национальный менталитет, языковая общность, что не всегда применимо к евразийской нации. Поэтому и эту теорию, как и любую другую, нельзя абсолютизировать.

Рассмотрев все обозначенные точки зрения, мы можем прийти к следующим выводам:

  1. Россия – часть мировой цивилизации.

  2. Россия соединяет в себе черты и особенности как Запада, так и Востока. Благодаря своему уникальному географическому положению Россия испытывала в разные исторические периоды влияние то одного, то другого цивилизационного центра.

  3. Россия – многонациональное государство, в котором соединены народы различных этнических групп, конфессий (христианство, мусульманство, буддизм и т. д.), присутствует культурное многообразие.

  4. В переломные моменты своей истории (войны, революции, реформы) Россия испытывала «эффект маятника» – «сдвигаясь» то в сторону западного типа развития, то в сторону Востока. Россия соединяла и перерабатывала в себе западные и восточные традиции, периодически рассматривая и выбирая различные варианты цивилизационного развития.


ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ



  1. Исторические источники дают представление о реально существующих в прошлом событиях – исторических фактах. Собирание, классификация, систематизация и обобщение фактов является сущностью исторического исследования. На основании выявленных фактов и строятся исторические концепции.

  2. Большинство современных историков стремятся к тому, чтобы не противопоставлять формационный и цивилизационный подходы, а разумно сочетать их в своих исследованиях, что способно дать продуктивные результаты.

  3. Многообразие объяснений исторического процесса можно свести к двум направлениям: стадиальной теории, в которой на первый план выходят общие и единые для всего человечества законы и стадии развития общества, и теории локальных цивилизаций, в которой обращается внимание на индивидуальное в развитии стран и народов, на разнообразие исторического процесса, его неповторимость и уникальность в историческом движении и культурном проявлении конкретных народов и цивилизаций.

  4. Россия – часть мировой цивилизации. Она соединяет в себе черты и особенности как Запада, так и Востока. Россия – многонациональное государство, в котором соединены народы различных этнических групп, конфессий, присутствует культурное многообразие.



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ



  1. Охарактеризуйте предмет исторической науки.

  2. Перечислите функции исторической науки.

  3. Что такое исторический источник?

  4. Какие виды исторических источников вы знаете?

  5. Что понимается под словом «методология»?

  6. Охарактеризуйте формационный подход к изучению истории.

  7. Дайте характеристику цивилизационного подхода к изучению истории.

  8. К какому типу цивилизаций можно отнести Россию?



История

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1

Выполните тестовые задания.



  1. Основателем исторической науки считается древнегреческий мыслитель … а) Аристотель

б) Геродот

в) Платон

г) Фалес



  1. В Средние века методология истории основывалась на …

а) фатализме

б) провиденциализме

в) материализме

г) позитивизме



  1. К. Маркс и Ф. Энгельс предложили …

а) материалистическое понимание истории

б) цивилизационный подход

в) теорию локальных цивилизаций

г) идеалистическое понимание истории



  1. Одним из основателей цивилизационного подхода является …